Введение 3
Глава 1. Политические связи СССР/ России и
Республики Корея в 70-90- х гг XX в. 6
Глава 2. Проект «Туманган» и современные российско-южнокорейские отношения в 1995-2005 годах 29
Заключение 40
Список использованных источников и литературы
История российско-корейских отношений насчитывает уже примерно три столетия, начиная с тех времен, когда российские первопроходцы вышли к берегам Тихого океана, начали осваивать лежащие там земли и неизбежно вступать в отношения с народами Дальнего Востока, включая и население Кореи. Следует отметить, что французы и англичане приступили к исследованию Корейского полуострова и окружающих его морей почти на сто лет позже. Таким образом, можно утверждать, что Россия в лице своих различных представителей стала первой вступившей в контакт с корейцами европейской державой, географически являясь к тому времени уже и азиатской.
Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) является динамично развивающимся районом мира. С 80-х годов из Европы в АТР начал перемещаться центр международных политических и экономических интересов ведущих капиталистических стран. Именно в АТР благодаря экономическому влиянию Японии и военно-политической поддержке США стал возможен феномен превращения отсталых в прошлом колониальных стран — Республики Корея, Тайваня, Сингапура и Гонконга — в экономические развитые. Их примеру следуют другие государства АТР.
В период «холодной войны» российский Дальний Восток по идеологическим и стратегическим соображениям был закрыт для активного взаимодействия с государствами АТР. Советское правительство не проявляло интереса к развитию дальневосточных регионов страны ещё ввиду проведения европоцентристской политики. Придерживаясь классового подхода и соблюдая принцип социалистического интернационализма, руководство СССР безоговорочно поддерживало Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), считая её единственно законным
з
государством корейского народа и отказываясь признавать другое корейское государство, проводя против него политику конфронтации. Не последнюю роль в игнорировании существования Республики Корея (РК) сыграли и союзнические обязательства СССР перед КГДР.
Все эти причины повлияли на то, что в период «холодной войны» советское правительство отвергало даже мысль об установлении отношений с близким и экономически развитым соседом российского Дальнего Востока - Республикой Корея, сотрудничество с которой могло способствовать вовлечению дальневосточных регионов СССР в экономическую жизнь АТР. Такая политика противоречила политическим и экономическим интересам страны.
Конец 80-х годов - это время нарастания внутриэкономических трудностей СССР. В поисках новых экономических партнёров, которые могли бы стать «финансовыми донорами», советское руководство было вынуждено обратить внимание на Республику Корея, пойти навстречу её давнему желанию заключить официальные отношения с Советским Союзом,
Впервые новые тенденции советской дальневосточной внешней политики проявились в 1986 г. в выступлении М. Горбачёва во Владивостоке.
Актуальность данной темы заключается в том, что она на фактическом материале обосновывает историческое право России на активное присутствие в Северо-Восточной Азии, преемственность такого присутствия и, соответственно, обоснованность ее стремления к полноценному участию в решении существующих здесь проблем, в том числе и проблем Корейского полуострова, и всестороннему развитию отношений с обоими корейскими государствами в настоящее время и, возможно, объединенной Кореей - в будущем.
Цель данного исследования - освещение этапов и основных направлений советских/российских и южнокорейских политических отношений в 1970 - 2000х гг.
Задачи данного исследования:
корейским отношениям в рассматриваемый период;
- выяснить, какими были отношения России и Республики Корея после Корейской войны и до рассматриваемого периода;
- проанализировать развитие отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея до начала XXI века
- выявить проблемы на пути развития политических отношений между РФ и РК в конце XX в.;
- итоги русско-корейских отношений рассматриваемого периода.
Объект исследования - история советско/российских и южнокорейских
отношений в 1970 - 2000-х гг.
Предметом исследования настоящей работы является весь комплекс отношений между СССР (и далее - Российской Федерацией) и Республикой Корея, начиная с предпосылок заключения в 1990 г. «Декларации об обоих принципах отношений меду СССР и Республикой Корея» до подведения итогов политических отношений в 2005 г.
Советско/российские и южнокорейские отношения к началу XXI века пережили четыре значительных периода:
1) 1945 - 1970 гг. - отсутствие каких-либо контактов, время политико-идеологического противостояния.
2) 1970 - 1983 гг. - неофициальные, очень ограниченные контакты и спортивный обмен.
3) 1983 - 1986 гг. - прекращение все контактов в связи с трагическим инцидентом с южнокорейским самолётом.
4) 1987 - 1990-е годы - начало официальных торгово-экономических и политических связей.
Научную литературу можно разделить на два блока:
1. Опубликованные источники: которые освещают:
1.1. нормативно-договорные отношения и подписанные декларации и договора между СССР/Россией и Республикой Корея. Особенную ценность представляют: Совместная российско-корейская декларация 1991г. и Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея 1992г.
1.2. документы МИД, в которых подробно описываются визиты как президентов обеих стран, так и премьер-министров.
2. Литература, которая освещает:
1.1. проблемы перспективы российско-южнокорейских отношений. Особую ценность представляют такие работы, как «Россия на Корейском полуострове: проблемы и перспективы» Денисова В., «Россия - Республика Корея: курсом конструктивно партнерства (К итогам визита президента РК в РФ)» Моисеева В. И., а так же «Современная российская политика в отношении Корейского полуострова» Забровской Л. В.
1.2. торгово-экономические и военные отношения. Особую ценность представляют «Республика Корея: социально-экономическая структура и торгово-экономические отношения с СНГ» Воронцова А. В. и статья «Социально-экономическое развитие Приморского края. Итоги и перспективы», опубликованная в экономическом ежегоднике «Владивосток».
1.3. проект «Туманган», предпосылки и цели обеих стран в присоединении к этому проекту. Особую ценность представляют «Проект «Туманган» и его возможные последствия» Забровской Л. В., статьи «КНДР-КНР-Россия: многообещающий «Туманганский проект» остаётся невыполнимой мечтой» в журнале «Компас» и «Тшпеп River project: still talking» в журнале Business China.
За прошедшие после установления в 1990 г. Дипломатических связей 25 лет отношения меду Российской Федерацией и Республикой Корея развивались динамично и поступательно на прочной юридической и политической основе. Базовыми документами, определяющими российско-южнокорейские отношения, являются «Договор об основах отношений РФ и РК от 1992 г.», политические заявления, принятые по итогам встреч на высшем уровне, целый ряд межправительственных соглашений по экономическим, научно-техническим и культурным вопросам.
Как отмечается в оборе МИД России за 2007 г., отношения между РФ и РК «Развивались в духе многогранно доверительного партнёрства». Москва и Сеул поддерживают регулярный политический диалог на высшем и высоком уровнях, расширяются связи и контакты меду бизнес - структурами, общественными кругами и людьми.
Москва и Сеул имеют совпадающие или близкие позиции по важнейшим проблемам современного мирового развития. РФ и РК едины в подходах к проблемам борьбы против распространения ядерного оружия, международного терроризма, совместно выступают за укрепление международной безопасности, ведущей роли ООН в урегулировании болевых точек в различных регионах мира. Россия и Южная Корея поддерживают активные контакты в ООН, Асеановском форуме по безопасности (АРФ), АТЭС и других влиятельных международных организациях.
Южная Корея за многие оды сотрудничества получила российскую боевую технику и вооружение, значительная часть которых поставлена в счёт погашения долга РФ перед РК, всего на сумму в 600 млн. долларов. Также набирает темпы инвестиционное сотрудничество между РФ и РК.
Сотрудничество в научно-технической сфере меду РФ и РК развивается весьма плодотворно. Стороны имеют более 100 совместных проектов в области лазерных технологий, волоконной оптики, алмазозаменяющих структур, биотехнологии, аэрокосмической промышленности.
Связи по военной линии также развиваются достаточно активно. Поддерживаются регулярные контакты меду руководителями военных ведомств. Военные корабли практически ежегодно посещают порты двух стран, проводят совместные учения. Корабли ВМС РК с 1990 г^Зйее 10 раз побывали в портах российского Дальнего Востока.
Солидным выглядит экономический блок договоренностей на высшем уровне: заметное расширение инвестиционного взаимодействия, наращивание двусторонней торговли и научно-технического сотрудничества.
Так же, подвергалась детальному рассмотрению ядерная проблема Корейского полуострова. Обе стороны однозначно высказались за продолжение шестистороннего мирного процесса по урегулированию ядерной проблемы КНДР. Российская сторона подчеркнула свою заинтересованность в продолжении межкорейского диалога и примирения развития политических, экономических, гуманитарных и иных контактов между Югом и Севером Кореи в духе тех договорённостей, которые достигнуты в ходе межкорейского саммита в 2000 г.
Россия и Южная Корея накопили немалый позитивный потенциал за 25 лет, прошедших после дипломатической нормализации. Задача состоит в том, чтобы не только его сохранить, но и приумножить. Неразрешимых проблем в российско-южнокорейских отношениях нет. Но есть факторы, как политического, так и экономического порядка, которые вызывают настороженность, не позволяют раскрыть имеющийся потенциал. Настораживает попытка реанимировать трехсторонний военно-политический союз Вашингтон - Токио — Сеул. В 1980-е гг. активность этого альянса объясняли наличием советской угрозы, теперь е в качестве угрозы называют
Северную Корею, её ракетно-ядерные программы. Раздающиеся время от времени в Юной Корее и вне её голоса о необходимости создания собственного ПРО, присоединение РК к американской системе НПРО, активизация военно-политического альянса США - Япония - Юная Корея - это путь к новому обострению обстановки в Северо-Восточной Азии, серьёзное препятствие для полного урегулирования сложных проблем Корейского полуострова.
Российско-южнокорейское партнёрство является важным фактором мира, добрососедства и сотрудничества на Корейском полуострове. Обеим сторонам предстоит сообща немало потрудиться, чтобы поднять двусторонние отношения на уровень подлинно стратегического партнерства.
1.1. Внешняя политика Южной Кореи в 1990-е годы. Выступление министра иностранных дел Республики Корея Ли Сан Ока в Сеуле перед Корейским советом по международным отношениям 6 марта // Бюллетень почтовой информации, 1991, № 59.
1.2. Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея//ДВ, 1992, № 23-24.
1.3. Совместная российско-корейская декларация // ДВ, 1991, № 13-14.
1.4. President Kim's Visit to Russia // В, 1994, vol. 11, No 12.
1.5 Repeal of North Korea - Russia Treaty // KF, 1995, vol. 3, No 5.
2. Литература
2.1. Аносова Л. А., Матвеева Г. С. Юная Корея: взгляд из России. М., 1994.- 135 с.
2.2. Воронцов. А. В. Республика Корея: социально-экономическая структура и торгово-экономические отношения с СНГ. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - 204 с.
2.3. Денисов В. Росси на Корейском полуострове: проблемы и перспективы // Аналитические записки, № 5, 2009.
2.4. Забровская Л. В. Политика Цинской империи в Корее в 1876 - 1910. М., 1987.
2.5. Забровская Л. В. Проект «Туманган» и его возможные последствия // Китай, китайская цивилизация и мир. М., 1993. Т. 1.
2.6. Забровская Л. В Россия и Республика Корея: от конфронтации к сотрудничеству в 1970-1990-е гг. Владивосток, 1996. - 276 с.
2.7. Забровская Л. В. Современная российская политика в отношении Корейского полуострова // Вестник Дальневосточного отделения РАН, 1995, №6.
2.8. Ким Сок Кю. Мир в Северо-Восточной Азии и южнокорейскороссийские отношения // ПДВ, 1995, № 6.
2.9. Ким Сок Кю. Новая дипломатия Сеула // ПДВ, 1994, № 3.
2Л0. КНДР-КНР-Россия: многообещающий «Туманганский проект» остаётся невыполнимой мечтой //Компас, № 190.
2.11. Моисеев В. И. Россия - Республика Корея: курсом конструктивно партнерства ( К итогам визита президента РК в РФ) // ПДВ, 1994, № 4. - 218
с.
2.12. Пак Б. Д. СССР, Россия - Республика Корея: развитие новых отношений (конец 80 - первая половина 90-х гг.) // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность. Доклады международной научно-практической конференции. 12-15 окт. 1995 г. М. - Иркутск, 1995.-395 с.
2.14. "Россия - Республика Корея: 15 лет сотрудничества". Сеульская газета "Корея геральд", 2005.
2.13. Социально-экономическое развитие Приморского края. Итоги и перспективы. Экономический ежегодник. Владивосток, 1995.
2.14. Хангук чую кёнче чхипю (Основные показатели экономики Кореи). Сеул, 1995.
2.15. Ahn Byung joon. South Korean - Soviet Relations. Contemporary Issues and Prospects // AS, 1991, vol. XXXI, N 9.
2.16. Glaubitz J. The Soviet Union and the Korean Peninsula // Aussenpolitik, 1992, vol. 43, No 1.
2.17. Joo Seung-Ho. Soviet Policy toward the Korean Peninsula in the pre- Gorbachev era // КО, 1994, vol. XXV, No 4.
2.18. Kim Due Joong. Moscow - Pyongyang Relations, 1990 - 199T. Implications for South Korean policy // Sejong Review, 1992, Oct.
2.19. Lho Kyongsoo. Seoul - Moscow Relations. Looking to the 1990s // AS, 1989, vol. XXIX, No 2.
2.20. Meyer Falkenheim P. Gorbachev and post-Gorbachev Policy toward the Korean Peninsula// AS, 1992, vol. XXXII, No 8.
2.21. Seoul - Moscow Military Ties // Diplomacy, 1995, vol. VI, No 1.
2.22. Tumen River project: still talking // Business China 1994, Aug. 22.