Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития самооценки у младших школьников на уроках литературного чтения
1.1. Факторы формирования самооценки у младших школьников 5
1.2. Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки у
младших школьников на уроках литературного чтения 10
1.3. Психолого-педагогические особенности процесса развития самооценки
у младших школьников 19
Вывод по 1 главе 22
Глава II. Методы развивающего чтения как средство самооценки младших школьников на уроках литературного чтения
2.1. Исследование развития чтения, учащихся начальных классов, на уроках
литературного чтения в лицее №9 г.Зеленодольска 24
2.2. Анализ развития чтения как средство самооценки младших школьников
на уроках литературного чтения 49
Вывод по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения
Одной из главных задач образования на современном этапе является формирование нравственной, социально-активной и реализующей свои способности личности. По мнению В.С.Сластенина и Н.В.Григоряна, решение задачи связано с понятием самооценивания личности.
В.С.Сластенин отметил, что именно самооценка является «главной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка влияет на жизнедеятельность человека и формирование стиля поведения. Иначе, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом.
Самооценка является ядро индивидуальности и во многом определяет жизненные позиции человека, всю систему оценок, уровень притязаний. Поэтому, одной из важных задач воспитания на современном этапе является «развитие способностей у младших школьников к самооценке».
В психолого-педагогической литературе рассматривается много факторов формирования самооценки, к примеру, авторитет, образование, воспитание, различные методические приемы. Одним из таких факторов является развивающее чтение, которое подразумевает развитие мышления, а также интеллектуальных умений у младших школьников на уроках.
В процессе обучения способам формирования самооценки уделяется недостаточное количество внимания. В.С.Кукушкин отметил, что методика развивающего чтения мало используется в практике педагогов как средство формирования самооценки младших школьников.
Актуальность данной темы является то, что кем бы ни был человек, и какую бы профессию не избрал, он всегда должен оставаться читателем, не только усваивать, но и находить необходимую информацию, осмысливать её и интерпретировать.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Объект исследования - педагогический процесс развития самооценки младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - методика развивающего чтения как средство самооценки младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования - выявить особенности влияния развивающего чтения на развитие самооценки младших школьников на уроках литературного чтения.
В соответствии с вышеупомянутой целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Выявить эффективные приемы развивающего чтения;
3. Провести педагогическое исследование развивающего чтения младших школьников на уроках литературного чтения в лицее №9 г.Зеленодольска.
В ходе данного исследования было проведено теоретическое обоснование проблемы развития самооценки младших школьников на уроках литературного чтения.
Педагог должен уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность. Нужно стремиться к тому, чтобы у младших школьников самооценка складывалась правильно.
Результат данного исследования показал, что развивающее чтение является резервом самооценки на уроках литературного чтения у младших школьников, поскольку самооценка - важный элемент самосознания. Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, влияет на эффективность деятельности человека и развивает его личность.
Методика продуктивного чтения способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания, которая может применяться и на других уроках.
Использовании данной методики обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских, сопереживание); развитие читательского воображения, размышление над прочитанным, пересказ, осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС, максимально приближена к естественному процессу чтения и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Применение данной технологии позволило нам сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.
Таким образом, методика продуктивного чтения - это образовательная технология, которая обеспечивает при помощи конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный подход в обучении.
Развивающее чтение - важный фактор в формировании самооценки младших школьников.
1. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение/Г.Л. Абрамович -М.: Просвещение, 1979. - С. 325.
2. Адамович, E.A. Как улучшить качество чтения/ Е.А. Адамович // Начальная школа. - 2009. - №1 - С.11-25.
3. Андреев, O.A. Учитесь быстро читать/ О.А. Андреев, JI.H. Хромов - М.: Просвещение, 1991.- с. 159.
4. Афанасьев, П.О. Методика чтения и работы с книгой в начальной школе / П.О. Афанасьев, М.: Учпедгиз, 1932. - с. 23.
5. Баннова А.Ф. «Развитие оперативной памяти у младших школьников». - Армавир, 2000 г.
6. Баннова А.Ф. «Обучение младших школьников оптимальному чтению».- Армавир, 2000 г.
7. Белопольский, В.И. О взаимосвязи между читаемостью текста и уровнем овладения навыком чтения/ В.И. Белопольский, В.В. Гусев, А.Л. Курочкин // Психологический журнал.- 1992.- №5 - с. 48-56.
8. Беспалова, Я.В. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения/Я.В. Беспалова, В.С. Беспалов// Начальная школа.-2012. №6. - с. 46-47.
9. Бессчастная, Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период/ Е.И. Бессчастная // Начальная школа. - 2014. - №4 -с.14-19.
10. Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
11. Бородич, А. М. Методика развития речи детей/ А.М. Бородич. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981. - С. 128.
12. Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: Творческая педагогика, 2003. - 96 с.
13. Бунеев Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырёхлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] /Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева.
14. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа ХХ I века». - Вентана - Граф, 2009 г.
15. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. - М.: Академический проект, 2009
16. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 2011.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2010.
18. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя/ Л.А. Горбушина.-М.: Просвещение, 2008. - С. 196.
19. Джемс У. Психология. М., 2013.
20. Доминов Э. «Тренировка памяти».- Лениздат, 2007 г.
21. Дыбленко С.А., Соболева О.В. «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя», 2002, №8.
22. Заика, Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников/ Е.В. Зайка — М.: Вопросы психологии, 2005. -№5 - С. 44-54.
23. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению/ В.Н. Зайцев// Начальная школа.- 1990.-№8.-С. 52-62.
24. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа - 2008 - № 3 - С. 13 - 16
25. Захарова А. В. Генезис самооценки/ А. В. Захарова. - Тула: Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. - 2009. - 135 с.
26. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск: Новое знание, 2008.
27. Квашнина, Н.С. Развитие элементов ритмического чтения/Н.С. Квашнина// Начальная школа. - 2011. - №8.-с. 22-25.
28. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. - М.: Академия, 2008.
29. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. - М.: Эксмо, 2009.
30. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.- Издательство «Учитель», 2007 г.
31. Леонтьев, А.А. Обучение чтению младших школьников/ А.А. Леонтьев - М.: Просвещение, 1981. - С. 215.
32. Леонтьев А.А. Что такое виды речевой деятельности? /А.А.Леонтьев// Начальная школа: плюс-минус. - 2000. - № 5. - С. 9-12.
33. Лошкарева, H.A. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников/ Н.А. Лошкарёва. - М.: Просвещение, 1984. - с. 58.
34. Лошкарева, H.A. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников/ Н.А.Лошкарёва. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина,
2012. - с. 88.
35. Мишутина Н.Е., Давыдова Л.Л. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе// журнал «Управление начальной школой»№ 5, 2010, с. 19-34.
36. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб.для студентов вузов. - 5-е изд.,стер. - М.: Академия, 2000. - 456с.
37. Немов Р. С. Формирование личности в младшем школьном возрасте/ Р. С. Немов // Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М., М., 2003. - Кн. 2. - Гл. 11. - С. 208-220.
38. Образовательные технологии // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010.
39. Оморокова, М.И. Преодоление трудностей/М.И. Оморокова, И.А. Распопин, И.З. Толстовскиц. - М.: Просвещение, 1990.-128 с.
40. Платонов, К.К. Психология/ К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. - М.: Высшая школа, 2007. - С. 214.
41. Ралдугин, А.А. Психология личности общее и индивидуальное в психике человека. «Психология и педагогика»: / А.А. Ралдугин. - М.: «Центр», 1999. - С. 234 - 346.
42. Рамзаева, Т.Г., Методика обучения языку в начальных классах/ Т.Г Рамзаева, М.Р. Львов.-М.: Просвещение, 1987.-414 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.,2009.
44. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 2006
45. Савиков Е.С. «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010.
46. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя /Н.Н. Светловская// Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
47. Сластёнин, В.А. Педагогика.: учебное пособие для студ. и высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шилов. - М.: «Академия», 2004. -286,345 с.
48. Соболева О. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : пос. для учителей нач. классов / О. Соболева. - М.: Баласс, 2010.
49. Стукань А.Е. Основные направления изучения самооценки младших школьников в отечественных исследованиях / А.Е. Стукань // Современные научные исследования: Актуальные теории и концепции. - М: Олимп, 2016. - С. 270-271.
50. Фомина, Л. Ю. Что виляет на формирование самооценки младших школьников. / / Начальная школа. - 2003. - №10 - С. 99-102.
51. Харламов, И. Ф. Педагогика.: учебник -5е. изд., и перераб и доп. -Мн. -
1998. - С. 112 -118.
52. Чеснокова И. И., Шорохова Е. В. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 2010. - 144 с.
53. Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей // журнал «Начальная школа До и После» № 11, 2004, с. 3-17.
54. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.- М., 2007 г.
55. Эльконин Д. Б. Детская психология/Эльконин Д. Б. - М., 2008.
56. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать.-М.: Знание,1986.-64 с.
57. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. - М., 2005.