Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование конкуренции в Европейском Союзе

Работа №61711

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие и основные направления правового регулирования конкуренции в Европейском Союзе 6
§ 1. Понятие антимонопольного регулирования в Европейском Союзе 6
§2. Цели антимонопольного правового регулирования в Европейском Союзе 12
§3. Правовое регулирование монополии в Европейском Союзе: историко-правовая характеристика 16
Глава 2. Перспективы развития антимонопольного права Европейского Союза на современном этапе 22
§1. Основные направления реализации антимонопольного права Европейского Союза 22
§2. Проблемы эффективности санкций антимонопольных органов Европейского Союза 30
§3. Международное сотрудничество государств в сфере антимонопольной политики (опыт Европейского Союза) 35
Заключение 44
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Основой рыночной экономики является конкуренция - основной регулятор спроса и предложения. Любые попытки ограничения конкуренции неизбежно влекут за собой негативные последствия для внутренней экономики страны. Однако, несмотря на пагубность таких последствий для экономического развития, недобросовестные производители товаров и услуг зачастую искусственным путем приобретают статус монополистов в отдельных отраслях посредством заключения картельных договоров, укрупнения организаций - объединения или поглощения одной организации другой, искусственного завышения цен на товары и услуги или сырье, необходимое для производства.
При этом нормы международного права, обеспечивающие охрану конкуренции, содержат запрет на заключение договоров, направленных на ограничение конкуренции, необоснованное завышение цен на производимые товары и услуги и иные формы ограничения конкуренции .
Монополизация рынка напрямую зависит от антимонополистической политики, реализуемой государствами на национальном уровне. Однако, в связи с образованием Европейского Союза у договорившихся государств возникла проблема монополизации европейского рынка, ибо международно-правовое регулирование конкуренции здесь основывается на принципах и особенностях, заложенных в национальном законодательстве государств- членов. В данной связи особый интерес в свете правового регулирования конкуренции в Европейском Союзе вызывает институт ответственности за деяния, подпадающие под ограничение конкуренции, выражающиеся в штрафных санкциях, размер которых зависит от уровня нарушения, его продолжительности и степени содействия нарушителя контролирующим органам. Изложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Объект исследования: транснациональные правоотношения, возникающие и развивающиеся в сфере рыночной экономики по вопросам регулирования конкуренции и ее ограничения в Европейском Союзе.
Предмет исследования: совокупность международно-правовых норм, регулирующих экономические отношения в сфере охраны конкуренции и ее ограничения в государствах-участниках Европейского Союза.
Цель исследования: комплексный анализ международно-правового регулирования конкуренции и ее ограничения в странах-участницах Европейского Союза.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие антимонопольного регулирования в Европейском Союзе.
- Раскрыть основные цели антимонопольного законодательства в Европейском Союзе.
- Рассмотреть основы правового регулирования конкуренции в Европейском Союзе и выделить его особенности.
- Обозначить основные проблемы реализации международных правовых норм, регулирующих конкуренцию в Европейском Союзе.
- Раскрыть основные направления международного сотрудничества в сфере антимонопольной политики Европейского Союза.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частные методы научного познания объективной реальности, среди которых особое место занимают: индукция и дедукция, анализ и синтез, ретроспективный метод, метод сравнительного правоведения, формально-юридический метод.
Нормативная правовая основа исследования: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г., Договор о Европейских сообществах 1957 г., Договор о Евратоме 1957 г., Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццский договор 2001 г. и другие документы по тематике исследования.
Эмпирическая основа исследования: регламенты и решения Европейской Комиссии, решения Суда Европейских сообществ, аналитические и статистические данные по теме исследования.
Теоретическая основа исследования: научные труды таких авторов, как: Б.Г. Бадмаев, А.Н. Варламова, В.И. Еременко, К.В. Казарян, А.Я. Капустин, К.С. Карелина, И.В. Князева, Е.А. Королев, С.А. Паращук, К.А. Писенко, С.С. Татаринова, А.Н. Толоконников, К.О. Тотьев, Д.В. Хохлов, А.Е. Шаститко и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что ключевым аспектом в правовом регулировании конкуренции в Европейском Союзе (ЕС) выступает антимонопольное регулирование, под которым можно понимать систему международно-правовых норм, направленных на ограничение деятельности хозяйствующих субъектов посредством закрепления ограничительных, запрещающих и контролирующих норм, наделяющих органы международного антимонопольного контроля соответствующими полномочиями.
Такое регулирование осуществляется по четырем направлениям:
1) Антимонопольное регулирование естественных монополий.
2) Нормативное, институциональное и процедурное обеспечение условий конкуренции при осуществлении закупок для государственных нужд, а также для нужд субъектов естественных монополий.
3) Правовые меры, направленные на развитие конкуренции в связи с развитием системы государственной помощи.
4) Правовое обеспечение адекватной институциональной среды для формирования и развития конкурентной политики, включая действенную процедуру контроля влияния принимаемых решений на условия конкуренции.
Правовое регулирование конкуренции в Европейском союзе преследует определенные цели, среди которых:
1. Достижение экономической эффективности и экономического роста.
2. Рост благосостояния потребителя и защита его прав при оптимальном распределении ресурсов.
3. Защита прав малых предприятий от крупных экономических объединений, в частности, в форме предприятий-монополистов или соглашений о совместной деятельности нескольких предприятий.
4. Содействие созданию единого Европейского рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юридических лиц.
5. Защита экономических свобод.
6. Противодействие инфляционным процессам.
7. Обеспечение равноправного и справедливого участия субъектов экономических отношений на Общем рынке.
Антимонопольная политика ЕС направлена на недопущение ограничения свободы конкуренции, как предприятиями и индивидуальными предпринимателями, так и государствами-участниками путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы.
Одним из важнейших источников права о недобросовестной конкуренции Европейского союза является Регламент Совета ЕС № 2641/84, регулирующий отношения «незаконной торговой практики» иностранных государств. Данный документ предусматривает две разновидности процедур, используемых соответствующей Комиссией ЕС:
- Процедура, применяемая для рассмотрения жалоб частных лиц. Решения, принятые в ее рамках, могут быть обжалованы в Европейский суд по правам человека.
- Процедура, где применяются права ЕС, признаваемые за ним между-народным правом.
В настоящее время базу антимонопольного права Европейского союза составляют нормы, содержащиеся в таких основополагающих источниках, как: Договор о создании Европейского объединения угля и стали 1951 г., Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Договор о Европейском союзе, подписанный в Маастрихте в 1992 г. При этом ряд изменений в Римский договор были внесены Амстердамским договором от 2 октября 1997 г., в том числе в области конкурентного регулирования. С технической стороны изменения коснулись, в частности, нумерации конкурентных статей. В Римском договоре конкурентному регулированию специально посвящена особая глава. Это гл. 1 «Правила конкуренции», включенная в разд. 3 «Общие правила Римского договора». Отдел 1 гл. 1 определяет конкурентные правила, применяемые к предприятиям, отдел 2 посвящен демпингу, отдел 3 - конкурентным вопросам предоставления государственной помощи. Таким образом, правовое регулирование конкуренции в ЕС прошло длинный путь развития и становления и выражается в многосторонних договорах, определяющих основы антимонопольного регулирования в ЕС.
Действующее антимонопольное право ЕС определяет перечень нарушений, за которые организации подлежат привлечению к ответственности. При этом противоправные деяния дифференцируются по трем категориям: незначительные, серьезные и очень серьезные нарушения. В зависимости от степени тяжести нарушения в отношении организации могут применяться штрафные санкции, размер которых напрямую зависит от продолжительности нарушения. Так, по общему правилу за незначительное нарушение устанавливается штраф в размере от 1000 до 1 млн евро, за серьезные нарушения - от 1 до 20 млн евро, а за очень серьезные нарушения - свыше 20 млн евро.
Размер штрафной санкции может быть увеличен в зависимости от продолжительности совершаемого нарушения. При периоде совершении нарушения до 1 года размер штрафа не увеличивается, в случае, если нарушение длится от 1 года до 5 лет, штраф может быть увеличен на 50%. При продолжительности нарушения более 5 лет размер штрафа увеличивается на 10% за каждый год нарушения.
Также на международном уровне предусмотрены меры по защите свидетелей по антимонопольным делам. Так, свидетелям, своевременно пред-ставившим необходимые сведения в Еврокомиссию и осуществляющим сотрудничество с Комиссией в течение хода расследования, предоставляются послабления в части наложения штрафных санкций. При этом размер снижения санкций поставлен в зависимость от очередности представления сведений, имеющих значение для начала проверки и в ходе осуществления проверочных мероприятий. Снижение санкций возможно в размере 20-50% от максимального размера санкции.
Таким образом, на примере ЕС можно сделать вывод о достаточно эффективной системе обеспечения антимонопольного регулирования на международном уровне, включающей в себя нормативный перечень нарушений, санкции, процедуру проверки, условия, снижающие меру ответственности, и нормы, регулирующие защиту свидетелей.
Между тем, в антимонопольном праве ЕС существуют проблемы, затрагивающие такие вопросы, как:
- Правовое регулирование монополизации рынка, включая меры ответственности лиц, ограничивающих конкуренцию и порядок заключения сделок, способствующих монополизации рынка.
- Политика ценообразования и сдерживания экономического развития.
- Деятельность по выявлению и пресечению необоснованной монополизации рынка.
- Защита конкуренции.
Разрешению обозначенных проблем должно способствовать развитие антимонопольного законодательства и системы органов по контролю за монополизацией рынка. Помимо этого, в условиях глобализации, монополизация рынка способна приобрести транснациональный характер, и, как следствие, необходимо принятие мер по противодействию данному явлению , способствующих интенсификации сотрудничества в сфере противодействия монополизации рынков.
Немаловажную роль в правовом регулировании конкуренции в Европейском Союзе играет международное сотрудничество государств, в рамках которого осуществляется выработка единой антимонопольной политики и систематизация национальных правовых норм, регулирующих данные правоотношения.
Резюмируя, следует отметить, что международно-правовое регулирование конкуренции в Европейском Союзе включает в себя следующие группы правовых норм: нормы, определяющие виды нарушений (ограничений монополии), виды и размеры ответственности за их совершение, порядок и процедуру рассмотрения вопросов, связанных с ограничением монополии, правовую защиту свидетелей и ряд иных, имеющих преимущественно обеспечительный характер.



1. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕО- УС) (Подписан в г. Париже 18 апреля 1951 г.) (с изм. и доп. на февраль 1986 г.) // Договоры, учреждающие европейские сообщества. М.: Право, 1994. С. 19-94.
2. Договор, учреждающий Европейское Сообщество (Рим, 25 марта 1957 г.) (консолидированный текст с учетом Ниццеких изменений от 16.04.2003). Режим доступа: http://eulaw.ru/content/2001(дата обращения: 28.03.2018)
3. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Рим, 25 марта 1957 г.) (консолидированный текст с учетом Ниццеких изменений от 16.04.2003). Режим доступа: http://base.garant.ru/2567329/(дата обращения: 28.03.2018)
4. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта
1957 г.) (в ред. Лиссабонского договора 2007 г.) Режим доступа:
http://eulaw.ru/treaties/tfeu(дата обращения: 28.03.2018)
5. Договор о Европейском Союзе (Подписан в г. Маастрихте 07 февраля
1992 г.) (с изменениями, внесенными Амстердамским договором от
02.10.1997 и Ниццким договором от 26.02.2001). Режим доступа: Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/teu(дата обращения: 02.04.2018)
6. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.). Режим доступа: http://base.garant.ru/2566561/#friends(дата обращения: 02.04.2018)
7. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29
мая 2014 г.) (ред. от 08.05.2015). Режим доступа:
http://www.eurasiancommission.org(дата обращения: 02.04.2018)
8. Приложение 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе - Протокол о принципах и правилах конкуренции. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.ru(дата обращения: 02.04.2018)
9. Регламент Совета (ЕЭС) № 17 от 16 февраля 1962 г. о применении статей 85 и 86 Договора. Режим доступа: https://sci.house/zarubejnoe-pravo- scibook/reglament-soveta-fevralya-1962-goda-primenenii-27567.html(дата обращения: 14.04.2018)
10. Регламент Совета (EC) № 1/2003 от 16 декабря 2002 г. об имплементации правил конкуренции, предусмотренных статьями 81 и 82 Договора о Европейском Сообществе. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu(дата обращения: 20.04.2018)
11. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24 декабря
2013 г. № 58 «О передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства». Режим доступа: https://docs.eaeunion.org(дата обращения: 20.04.2018)
12. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря
2014 г. № 98 «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии» (ред. от 11.10.2017). Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org(дата обращения: 20.04.2018)
13. Методика определения монопольно высоких и монопольно низких цен (Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 декабря 2012 г. № 117). Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org.ru(дата обращения: 20.04.2018)
14. Методика оценки состояния конкуренции (Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 7). Режим доступа: http://eurasiancenter.ru(дата обращения: 20.04.2018)
Учебная и научная литература
15. Баринов Н.А., Иншакова А.О., Козлова М.Ю. Конкурентное законодательство в прогнозируемой динамике развития / Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Баринова, д.ю.н., проф. А.О. Иншаковой. М.: Юрлитинформ, 2013. 176 с.
16. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Право Евразийского экономического союза: учебное пособие / Отв. ред. Е.Г. Моисеев. М.: Проспект, 2015. 154 с.
17. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: учебное пособие. М.: Статут, 2010. 301 с.
18. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М., 2000. 295 с.
19. Внутренний регламент (правила процедуры) Совета Европейского Союза (пер. Четверикова А.О.). Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/spisok- dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/instituty-i-organy-evropejskogo- soyuza/vnutrennij-reglament-pravila-protsedury-soveta-evropejskogo-soyuza- perevod-chetverikova-a-o(дата обращения: 20.04.2018)
20. Еременко В.И. Конкурентное право России. М., 2001. 305 с.
21. Капустин А.Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000. 436 с.
22. Князева И.В. Антимонопольная политика государств: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010. 232 с.
23. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз, инструменты защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции. М.: Проспект, 2015. 416 с.
24. Писенко К.А., Бадмаев Б.Г., Казарян К.В. Антимонопольное (конкурентное) право. 2015. Режим доступа: http://femc.fas.gov.ru/public/files/ LIB/10_06_16 (дата обращения: 08.04.2018)
25. Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового оборота. Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Безбаха, доц. А.Я. Капустина, проф. В.К. Пучинского. М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2000. 400 с.
26. Теория отраслевых рынков / Под ред. А.Г. Слуцкого. Спб.: Экономическая школа, 2003. 669 с.
27. Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции). М., 2003. 352 с.
28. Хохлов Д.В. Антимонопольное законодательство: актуальные вопросы правоприменения. СПб., 2001. 83 с.
29. Шаститко А.Е. Государственная политика в отношении соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (экономический подход). М.: ТЕИС, 2004. 61 с.
Научные статьи
30. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 18-32.
31. Завгородняя Т.В. Влияние Базельских соглашений на деятельность коммерческих банков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 1. С. 161-165.
32. Иншакова А.О., Беликова К.М. ЕС и МЕРКОСУР: общие векторы правового регулирования защиты рынков от недобросовестной конкуренции // Конкурентное право. 2012. № 4. С. 26-31.
33. Карелина К.С. Региональная экономическая политика в европейском Союзе // Известия БГУ. 2013. № 2. С. 53-56.
34. Королев Е.А. Модели взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе // Власть. 2008. № 7. С. 26-31.
35. Левицкая Ю.М. Норвегия и европейский союз: противоборство или сотрудничество? // Вестник МГЛУ. 2012. № 2(635). С. 43-55.
36. Новиков В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 33-48.
37. Новиков В. О праве собственности на внешние эффекты // Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 141-146.
38. Паращук С.А. Рынок как объект правового регулирования // Законодательство. 2002. № 7. С. 19-28.
39. Перспективы развития международного антимонопольного права и ВТО // Международная экономика и международные отношения. 2000. № 10. С. 40-47.
40. Пирогова В.В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от Парижской конвенции до новой европейской Директивы // Законодательство и экономика. 2006. № 4(264) С. 41-46.
41. Татаринова С.С. Общие тенденции правового регулирования защиты конкуренции в европейском Союзе // Основы ЭУП. 2013. № 5(11). С. 130-134.
42. Татаринова С.С. Сравнительная характеристика правового регулирования конкуренции в Российской Федерации и зарубежных странах // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2(2). С. 126-129.
43. Толоконников А.Н. Правовое регулирование конкуренции в Европейском Союзе // Обозреватель. 2006. № 8(199). С. 70-80.
44. Тотьев К.Ю. Защита конкуренции на финансовых рынках // Хозяйство и право. 2000. № 1. С. 3-13.
45. Шаститко А.Е. Выплескивая воду, не забудьте про ребенка! // Вопросы экономики. 2003. № 12. С. 111-119.
46. Шаститко А.Е. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 140-148.
47. Baker J.B. The Case for Antitrust Enforcement // Journal of Economic Per-spectives. Fall 2003. V. 17. № 4. P. 27-50.
48. Commission Notice on cooperation within the Network of Competition Au-thorities. Official Journal. 2004. C 101. P.43-53.
49. Crandall R.W., Winston С. Does Antitrust Policy improve Consumer Wel¬fare? Assesing the Evidence // Journal of Economic Perspectives. Fall 2003. V. 17. № 4. P. 3-26.
50. Darry E., Holt A. Competition of Ideals: The Competition Policies of The European Union and The United States Compared // New England International and Comparative Law Annual. 1997. Vol. 3. P. 124.
51. Hoekman M., Mavrodis C. Dumping, Antidumping and Antitrust // Journal of World Trade. 1996. № 1. P. 27-54.
52. Jacquemin A. Towards an Internationalisation of Competition Policy // The World Economy. 1995. № 6. P. 781-889.
53. Nicolaides P. For a World Competition Authority // Journal of World Trade. 1996. № 4. P. 131-146.
Диссертации
54. Еременко В.И. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. 457 c.
55. Толоконников А.Н. Правовая защита конкуренции в Европейском Со¬юзе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ