ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КАК СУБЪЕКТА СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
1.1. Денежный оборот как базовый элемент национальной
денежной системы 7
1.2. Экономико-правовые основы организации денежного оборота
в коммерческом банке 13
1.3. Банковские платежные инновации с позиций перехода к
цифровой экономике 22
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАО СБЕРБАНК)
2.1. Организационно-экономическая характеристика Публичного
акционерного общества «Сбербанк России» 30
2.2. Анализ организации денежного оборота с корпоративными
клиентами в Банке 37
1.3. Оценка уровня организации расчетно-кассового
обслуживания розничных клиентов в ПАО Сбербанк 45
2.4. Повышение качества банковского расчетно-кассового
обслуживания в контексте Основных направлений развития финансовых технологий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КАК СУБЪЕКТА СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
1.1. Денежный оборот как базовый элемент национальной
денежной системы 7
1.2. Экономико-правовые основы организации денежного оборота
в коммерческом банке 13
1.3. Банковские платежные инновации с позиций перехода к
цифровой экономике 22
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПАО СБЕРБАНК)
2.1. Организационно-экономическая характеристика Публичного
акционерного общества «Сбербанк России» 30
2.2. Анализ организации денежного оборота с корпоративными
клиентами в Банке 37
1.3. Оценка уровня организации расчетно-кассового
обслуживания розничных клиентов в ПАО Сбербанк 45
2.4. Повышение качества банковского расчетно-кассового
обслуживания в контексте Основных направлений развития финансовых технологий 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Современные деньги представляют собой многоуровневое понятие и играют исключительно важную роль, влияя на различные стадии процесса воспроизводства и формы отношений в обществе.
Развитие рыночных отношений в современном мире характеризуется усилением роли монетарных факторов, которые оказывают влияние на обращение денег и могут, как способствовать росту экономики, так и стать причинами, оказывающими дестабилизирующее влияние на экономическую ситуацию. Возрастают риски осуществления расчетов и платежей с учетом политических факторов, появления все новых мошеннических схем, нарастания кибератак и т.д. В последние годы активное развитие сферы информационно - коммуникационных технологий и внедрение новых цифровых технологий в банковский бизнес привело не только к распространению технологий электронного банкинга, но и дало толчок стремительному росту киберпреступлений в кредитно-финансовой сфере.
Вот почему высокий уровень организации денежного оборота в государстве и ее совершенствование как фактор устойчивого функционирования и системной трансформации экономики является одной из важнейших задач, стоящих перед центральными и национальными банками большинства стран мира.
Поскольку денежный оборот, оказывая влияние на степень организованности экономической системы, способствует обеспечению и поддержанию слаженности ее на необходимом уровне, современные реалии и вызовы сегодняшнего дня требуют перманентности процессов разработки и внедрения инновационных решений в сфере безналичного оборота и наличного денежного обращения.
Коммерческие банки, выполняя расчетно-платежную функцию играют важнейшую роль в платежной системе государства, непосредственно реализуя задачи и процедуры в сфере в организации денежного оборота.
Этим и обусловлена актуальность выбора темы данного исследования.
Степень научной разработанности. Вопросы, связанные с исследованием теоретических аспектов платежной системы и организации платежного и денежного оборота нашли отражение во многих трудах отечественных ученых экономистов, таких, как Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Белоглазова Г.Н., Коробов Ю.И., Абрамова М.А., Достов Л.С., Криворучко С.В., Ионов В.М., Гулько А.А. и др.
Вместе с тем, в научной литературе недостаточно освещены проблемы организации платежного и денежного оборота в коммерческих банках в условиях существенной трансформации национальной платежной системы, создания перспективной платежной системы Банка России, изменения сервисов перспективной платежной системы и необходимости своевременной
подготовки кредитных организаций к миграции на взаимодействие с новой платежной инфраструктурой.
Актуальность и недостаточная научная разработанность указанных вопросов определили выбор темы, цели и задачи данного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование и определение направлений повышения качества организации денежного оборота в коммерческом банке.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность денежного оборота как базового элемента национальной денежной системы;
- изучить экономико-правовые основы организации денежного оборота в отечественных коммерческих банках;
- дать оценку уровню организации денежного оборота в исследуемом банке;
- определить пути повышения качества расчетно-кассового
обслуживания в коммерческом банке в контексте Основных направлений развития финансовых технологий.
Объектом исследования является денежный оборот.
Предметом исследования выступает система экономико-финансовых и организационных отношений, возникающих в самом коммерческом банке, а также между банком и другими субъектами денежного оборота.
Работа выполнена на материалах Публичного акционерного общества «Сбербанк России»; охватываемый период исследования - 2015 - 2017 годы.
Теоретической основой для написания работы послужили федеральное законодательство России и нормативно-правовые акты Центрального банка РФ, журнальные статьи, монографии и учебные пособия по исследуемой тематике.
В качестве информационной базы использованы материалы Банка России, Ассоциации рынка электронных денег и денежных переводов, Аналитического кредитного рейтингового агентства, статистическая и бухгалтерская отчетность Публичного акционерного общества «Сбербанк России» за исследуемый период.
Методы исследования. С целью решения поставленных задач в процессе выполнения работы применены такие общенаучные и специальные методы и приемы научного познания, как методы теоретического обобщения, аналогии и синтеза, количественного и качественного анализа, экономико-статистического анализа, приемы сравнительного анализа, графической и табличной визуализации теоретического и эмпирического материала.
Практическая значимость выполненного исследования определяется актуальностью поставленных задач и возможностью применения
специалистами и руководителями коммерческих банков представленных положений и выводов в процессе организации ими денежного оборота.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы, содержащего 68 наименований.
В первой главе работы предметом теоретического исследования выступают денежный оборот как базовый элемент национальной денежной системы и роль коммерческих банков в его организации в условиях перехода к цифровой экономике.
Во второй главе дана оценка уровня организации денежного оборота в Публичном акционерном обществе «Сбербанк России» и определены пути повышения качества расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке в контексте Основных направлений развития финансовых технологий.
Работа изложена на 69 страницах машинописного текста, содержит расчеты, результаты которых оформлены в таблицах (7 шт.), рисунки и диаграммы (8 шт.). В работе делались ссылки на приложения, количество которых составило 6.
Развитие рыночных отношений в современном мире характеризуется усилением роли монетарных факторов, которые оказывают влияние на обращение денег и могут, как способствовать росту экономики, так и стать причинами, оказывающими дестабилизирующее влияние на экономическую ситуацию. Возрастают риски осуществления расчетов и платежей с учетом политических факторов, появления все новых мошеннических схем, нарастания кибератак и т.д. В последние годы активное развитие сферы информационно - коммуникационных технологий и внедрение новых цифровых технологий в банковский бизнес привело не только к распространению технологий электронного банкинга, но и дало толчок стремительному росту киберпреступлений в кредитно-финансовой сфере.
Вот почему высокий уровень организации денежного оборота в государстве и ее совершенствование как фактор устойчивого функционирования и системной трансформации экономики является одной из важнейших задач, стоящих перед центральными и национальными банками большинства стран мира.
Поскольку денежный оборот, оказывая влияние на степень организованности экономической системы, способствует обеспечению и поддержанию слаженности ее на необходимом уровне, современные реалии и вызовы сегодняшнего дня требуют перманентности процессов разработки и внедрения инновационных решений в сфере безналичного оборота и наличного денежного обращения.
Коммерческие банки, выполняя расчетно-платежную функцию играют важнейшую роль в платежной системе государства, непосредственно реализуя задачи и процедуры в сфере в организации денежного оборота.
Этим и обусловлена актуальность выбора темы данного исследования.
Степень научной разработанности. Вопросы, связанные с исследованием теоретических аспектов платежной системы и организации платежного и денежного оборота нашли отражение во многих трудах отечественных ученых экономистов, таких, как Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Белоглазова Г.Н., Коробов Ю.И., Абрамова М.А., Достов Л.С., Криворучко С.В., Ионов В.М., Гулько А.А. и др.
Вместе с тем, в научной литературе недостаточно освещены проблемы организации платежного и денежного оборота в коммерческих банках в условиях существенной трансформации национальной платежной системы, создания перспективной платежной системы Банка России, изменения сервисов перспективной платежной системы и необходимости своевременной
подготовки кредитных организаций к миграции на взаимодействие с новой платежной инфраструктурой.
Актуальность и недостаточная научная разработанность указанных вопросов определили выбор темы, цели и задачи данного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование и определение направлений повышения качества организации денежного оборота в коммерческом банке.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность денежного оборота как базового элемента национальной денежной системы;
- изучить экономико-правовые основы организации денежного оборота в отечественных коммерческих банках;
- дать оценку уровню организации денежного оборота в исследуемом банке;
- определить пути повышения качества расчетно-кассового
обслуживания в коммерческом банке в контексте Основных направлений развития финансовых технологий.
Объектом исследования является денежный оборот.
Предметом исследования выступает система экономико-финансовых и организационных отношений, возникающих в самом коммерческом банке, а также между банком и другими субъектами денежного оборота.
Работа выполнена на материалах Публичного акционерного общества «Сбербанк России»; охватываемый период исследования - 2015 - 2017 годы.
Теоретической основой для написания работы послужили федеральное законодательство России и нормативно-правовые акты Центрального банка РФ, журнальные статьи, монографии и учебные пособия по исследуемой тематике.
В качестве информационной базы использованы материалы Банка России, Ассоциации рынка электронных денег и денежных переводов, Аналитического кредитного рейтингового агентства, статистическая и бухгалтерская отчетность Публичного акционерного общества «Сбербанк России» за исследуемый период.
Методы исследования. С целью решения поставленных задач в процессе выполнения работы применены такие общенаучные и специальные методы и приемы научного познания, как методы теоретического обобщения, аналогии и синтеза, количественного и качественного анализа, экономико-статистического анализа, приемы сравнительного анализа, графической и табличной визуализации теоретического и эмпирического материала.
Практическая значимость выполненного исследования определяется актуальностью поставленных задач и возможностью применения
специалистами и руководителями коммерческих банков представленных положений и выводов в процессе организации ими денежного оборота.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы, содержащего 68 наименований.
В первой главе работы предметом теоретического исследования выступают денежный оборот как базовый элемент национальной денежной системы и роль коммерческих банков в его организации в условиях перехода к цифровой экономике.
Во второй главе дана оценка уровня организации денежного оборота в Публичном акционерном обществе «Сбербанк России» и определены пути повышения качества расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке в контексте Основных направлений развития финансовых технологий.
Работа изложена на 69 страницах машинописного текста, содержит расчеты, результаты которых оформлены в таблицах (7 шт.), рисунки и диаграммы (8 шт.). В работе делались ссылки на приложения, количество которых составило 6.
Денежный оборот является составляющей базового блока денежной системы. Механизм денежного оборота - это механизм, используемый субъектами системы денежного оборота в целях обеспечения движения денег в рамках системы денежного оборота. Совокупность правил, входящих в механизм денежного оборота является регламентом механизма, а совокупность технологий - его технической системой.
В Российской Федерации регулирование денежного оборота носит преимущественно институциональный характер, в силу чего платежную деятельность в первую очередь могут осуществлять кредитные организации и, прежде всего коммерческие банки, на которые в платежной системе государства возложено выполнение расчетно-платежной функции, определяющей их задачи и процедуры в организации наличного и безналичного денежного оборотов.
Организация денежного оборота в коммерческом банке осуществляется в соответствии с едиными правилами и регламентами, законодательно установленными и закрепленными нормативными актами Центрального банка
Современные процессы информатизации экономики, возрастания рисков в платежной сфере, необходимость решения проблемы повышения доступности финансовых услуг требуют активизации процесса разработки и внедрения банковских платежных инноваций.
От уровня организации денежного оборота в каждом коммерческом банке во многом зависит эффективность национальной платежной системы и уровень развития денежной системы государства.
Анализ экономико-финансовых и организационных отношений, возникающих в самом коммерческом банке, между банком и другими субъектами денежного оборота, а также оценка уровня организации денежного оборота в банке произведен в работе на примере Публичного акционерного общества «Сбербанк России» - самого крупного кредитного института России.
Завоевав лидирующие позиции на финансовом рынке, Сбербанк продолжает усиливать свои позиции в национальном банковском секторе. Во многом этому способствуют финансовые инновации, внедряемые им в сферу организации денежного оборота, что позволяет увеличивать эффективность и качество расчетного обслуживания клиентов Сбербанка.
Сбербанк, организуя денежный оборот в соответствии с федеральным законодательством и нормативными документами Банка России, предлагает своим корпоративным и розничным клиентам широкий набор пакетных услуг по расчетно-кассовому обслуживанию по ведению и открытию счетов; осуществлению расчетов и платежей в бюджет; обслуживанию с использованием систем ДБО; предоставлению выписок о текущих операциях по счетам; кассовому обслуживанию; услугам консультационно-информационного характера, инкассации с использованием удаленных каналов - интернет-банка «Сбербанк Онлайн», СМС-сервис «Мобильный банк», устройств самообслуживания (банкоматов, информационные платежных терминалов), точек обслуживания клиентов (офисов обслуживания, прямых продаж, «Сбербанк Первый»).
За исследуемый период ПАО Сбербанк значительно увеличил число обслуживаемых клиентов, расширил линейку расчетно-платежных предложений для них. В Банке разработаны уникальные пакетные предложения для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса. Сбербанк стал первым в России банком для бизнеса, доступным для всех мобильных платформ. Банк проводит гибкую и клиентоцикличную тарифную политику, учитывая индивидуальные потребности клиентов. Он к доминирует на рынке дебетовых карт для розничных клиентов, корпоративных карт. Сбербанк предоставляет своим клиентам широкие возможности проведения кассовых операций через удаленные каналы обслуживания, значительно сокращая их временные затраты. На долю Банка приходится более 20% рынка услуг инкассации.
Расширение сервисов по расчетно-кассовому обслуживанию способствует росту комиссионных доходов Банка
Вместе с тем отмечается снижение доли Сбербанка на рынке корпоративных карт; отсутствие роста доли активных дебетовых карт при увеличении общего количества действующих дебетовых карт; устойчивое сокращение количества устройств самообслуживания; недостаточно высокая позиция Банка в народном рейтинге банков по уровню расчетно -кассового обслуживания и качестве услуг; резкий рост жалоб клиентов Сбербанка на блокировки счетов автоматизированными системами, на длительность периода по решению вопросов несанкционированного списания денежных средств с карточных счетов клиентов.
Учитывая выше изложенное, Банку можно предложить усилить акцент на повышении качества предоставляемых им платежных услуг своим потребителям, на принятии мер по дальнейшему сокращению среднего времени обслуживания своих клиентов; увеличении доли решения запросов клиентов на стадии FCR.
При разработке новых платежных сервисов для клиентов, развитии механизма денежного оборота банки должны учитывать изменения, наблюдаемые в регулятивных подходах на мировом рынке платежей; в развитии финансовых технологий.
Платежи и переводы - это та сфера, в которой наиболее сильно проявляется тенденция модернизации традиционных направлений оказания финансовых услуг за счет развития финансовых технологий. Перед отечественными коммерческими банками стоят серьезные задачи по повышению качества расчетно-платежных услуг банков с учетом современных тенденций развития финансовых технологий и цифровизации экономики. Это в свою очередь требует внедрения определенных новаций в организацию денежного оборота, которые должны происходить в рамках процесса функционирования механизма стадии денежного оборота
В Российской Федерации регулирование денежного оборота носит преимущественно институциональный характер, в силу чего платежную деятельность в первую очередь могут осуществлять кредитные организации и, прежде всего коммерческие банки, на которые в платежной системе государства возложено выполнение расчетно-платежной функции, определяющей их задачи и процедуры в организации наличного и безналичного денежного оборотов.
Организация денежного оборота в коммерческом банке осуществляется в соответствии с едиными правилами и регламентами, законодательно установленными и закрепленными нормативными актами Центрального банка
Современные процессы информатизации экономики, возрастания рисков в платежной сфере, необходимость решения проблемы повышения доступности финансовых услуг требуют активизации процесса разработки и внедрения банковских платежных инноваций.
От уровня организации денежного оборота в каждом коммерческом банке во многом зависит эффективность национальной платежной системы и уровень развития денежной системы государства.
Анализ экономико-финансовых и организационных отношений, возникающих в самом коммерческом банке, между банком и другими субъектами денежного оборота, а также оценка уровня организации денежного оборота в банке произведен в работе на примере Публичного акционерного общества «Сбербанк России» - самого крупного кредитного института России.
Завоевав лидирующие позиции на финансовом рынке, Сбербанк продолжает усиливать свои позиции в национальном банковском секторе. Во многом этому способствуют финансовые инновации, внедряемые им в сферу организации денежного оборота, что позволяет увеличивать эффективность и качество расчетного обслуживания клиентов Сбербанка.
Сбербанк, организуя денежный оборот в соответствии с федеральным законодательством и нормативными документами Банка России, предлагает своим корпоративным и розничным клиентам широкий набор пакетных услуг по расчетно-кассовому обслуживанию по ведению и открытию счетов; осуществлению расчетов и платежей в бюджет; обслуживанию с использованием систем ДБО; предоставлению выписок о текущих операциях по счетам; кассовому обслуживанию; услугам консультационно-информационного характера, инкассации с использованием удаленных каналов - интернет-банка «Сбербанк Онлайн», СМС-сервис «Мобильный банк», устройств самообслуживания (банкоматов, информационные платежных терминалов), точек обслуживания клиентов (офисов обслуживания, прямых продаж, «Сбербанк Первый»).
За исследуемый период ПАО Сбербанк значительно увеличил число обслуживаемых клиентов, расширил линейку расчетно-платежных предложений для них. В Банке разработаны уникальные пакетные предложения для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса. Сбербанк стал первым в России банком для бизнеса, доступным для всех мобильных платформ. Банк проводит гибкую и клиентоцикличную тарифную политику, учитывая индивидуальные потребности клиентов. Он к доминирует на рынке дебетовых карт для розничных клиентов, корпоративных карт. Сбербанк предоставляет своим клиентам широкие возможности проведения кассовых операций через удаленные каналы обслуживания, значительно сокращая их временные затраты. На долю Банка приходится более 20% рынка услуг инкассации.
Расширение сервисов по расчетно-кассовому обслуживанию способствует росту комиссионных доходов Банка
Вместе с тем отмечается снижение доли Сбербанка на рынке корпоративных карт; отсутствие роста доли активных дебетовых карт при увеличении общего количества действующих дебетовых карт; устойчивое сокращение количества устройств самообслуживания; недостаточно высокая позиция Банка в народном рейтинге банков по уровню расчетно -кассового обслуживания и качестве услуг; резкий рост жалоб клиентов Сбербанка на блокировки счетов автоматизированными системами, на длительность периода по решению вопросов несанкционированного списания денежных средств с карточных счетов клиентов.
Учитывая выше изложенное, Банку можно предложить усилить акцент на повышении качества предоставляемых им платежных услуг своим потребителям, на принятии мер по дальнейшему сокращению среднего времени обслуживания своих клиентов; увеличении доли решения запросов клиентов на стадии FCR.
При разработке новых платежных сервисов для клиентов, развитии механизма денежного оборота банки должны учитывать изменения, наблюдаемые в регулятивных подходах на мировом рынке платежей; в развитии финансовых технологий.
Платежи и переводы - это та сфера, в которой наиболее сильно проявляется тенденция модернизации традиционных направлений оказания финансовых услуг за счет развития финансовых технологий. Перед отечественными коммерческими банками стоят серьезные задачи по повышению качества расчетно-платежных услуг банков с учетом современных тенденций развития финансовых технологий и цифровизации экономики. Это в свою очередь требует внедрения определенных новаций в организацию денежного оборота, которые должны происходить в рамках процесса функционирования механизма стадии денежного оборота
Подобные работы
- РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТЕЖНОГО ОБОРОТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Организация валютных операций в коммерческом банке (на примере ПАО Сбербанк)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности организации бухгалтерского учета в коммерческих банках (Бухгалтерский учет в банках, ВЗФЭИ)
Контрольные работы, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Анализ эффективности валютно-обменных операций коммерческого банка (республика Беларусь)
Курсовые работы, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 1590 р. Год сдачи: 2015 - Развитие расчётных операций в современных коммерческих банках (Южно-Уральский Институт Управления и Экономики)
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Разработка рекомендаций по применению инструментов управления денежными потоками (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНОГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
Диссертация , банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Инвестиционные операции коммерческих банков
на рынке ценных бумаг
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017



