ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся среднего
школьного возраста 5
1.2 Характеристика выносливости 7
1.3 Средства и методы развития выносливости 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 25
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 27
3.1 Методика развития выносливости 27
3.2 Диагностика уровня развития выносливости на начальном этапе 30
3.3 Анализ эффективности применения разработанной методики
развития выносливости 32
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [18].
Среди основных двигательных качеств, определяющих всесторонне развитие человека, выносливость занимает особое место, являясь показателем здоровья, функциональных возможностей организма и главным фактором обеспечения работоспособности.
Такое физическое качество, как общая выносливость, считается базовым, и на его основе более эффективно развиваются другие качества. Достаточно высокий уровень общей выносливости способствует хорошей устойчивости организма к утомлению, как при физической, так и умственной работе.
Поэтому в работе со школьниками всех возрастов в развитии физических качеств при изучении легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки, гимнастики следует не забывать о развитии выносливости.
Зная физиологические закономерности растущего организма и зоны развития физических качеств, возможно, развивать выносливость уже в младшем школьном возрасте, продолжая развивать ее в среднем школьном возрасте. В качестве средств можно использовать беговые упражнения, подвижные игры, всевозможные групповые и индивидуальные эстафеты. Включать данные упражнения нужно постепенно, методично, в разумных для данного возраста пределах. Кроме этого, одновременно идет воспитание и других качеств, таких, как воля, настойчивость, целеустремленность.
В связи с этим мы выбрали тему выпускной квалификационной работы «Развитие общей выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры».
Объект исследования - процесс развития выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
Предмет исследования - методика развития выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
Цель исследования - экспериментально проверить эффективность методики направленной на развития выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
2) Провести диагностику уровня развития выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры;
3) Разработать и апробировать методику по развитию выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры будет протекать наиболее эффективно, если мы будем применять метод непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной интенсивности в сочетании с игровым методом.
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы:
1) Анализ научно-методической литературы;
2) Педагогическое наблюдение;
3) Тестирование;
4) Педагогический эксперимент;
5) Математико-статистические методы [9].
База исследования: МОУ "Красненская СОШ имени М.И. Светличной".
1. В результате анализа и обобщения литературных источников установлено, что во всех видах физической деятельности критерием работоспособности является выносливость.
2. Для развития выносливости у школьников 14-15 лет разработали методику, основанную на применении метода непрерывного упражнения умеренной и переменной интенсивности в сочетании с игровым методом.
3. Результаты сравнительного анализа данных контрольных тестов, полученных до и после педагогического эксперимента, убеждают в правомерности выдвинутой гипотезы.
В среднем по всем тестам результат улучшился, в тесте «Шестиминутный бег», в экспериментальной группе на 63,4 м, что составило 4,78%, в контрольной - на 14,6 м, что составило 1,12%.
В тесте «Бег 3000 м», результат в экспериментальной группе улучшился на 12,3 с., что составило 1,48%, в контрольной группе на 5,3 с., что составило 0,63%.
В тесте «Индекс выносливости» в экспериментальной группе улучшился на 4,5с., что составило 1,38% в контрольной группе на 2,4с., что составило 0,73%.
Рассчитав по t-критерию Стьюдента достоверность различий, мы сделали вывод, что различия между средними арифметическими контрольной и экспериментальной групп достоверны при 5 %-ном уровне значимости, т.к. р<0,05 по трем тестам.
Это доказывает, что разработанная нами методика дает положительный результат и ее целесообразно применять наравне с другими, в процессе физической подготовки школьников 14-15 лет на уроках физической культуры.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания - М.: Просвещение, 1990. - 287с.
2. Бег в школьной программе Методическая газета для учителей школы// Спорт в школе №19, 2005
3. Богданов, Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни- М.: Физкультура и спорт, 1989. - 192с.
4. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов- М.: Астрель, 2003. -259с.
5. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 168с.
6. Волков Н.И. Физические основы современных методов тренировки выносливости- М.: Физкультура и спорт, 1961. - 157с.
7. Выносливость - это главное Методическая газета для учителей школы// Спорт в школе №14, 2005
8. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития Теория и практика физической культуры- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 352с.
9. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. за-ведений- М.: Академия, 2002. - 264с.
10. Захаров Е. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств- М.: Лептос, 1994. - 359с.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания. 3-е изд., - М.: Советский спорт, 2009.- 200с.
12. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256с.
13. Колодия О.В. Легкая атлетика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры- М.: Физкультура и спорт, 1985.
14. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1998-496 с.
15. Крутецкий В.А. Психология 2-е изд. доп., перераб- М.: Просвещение. 1986. - 335с.
16. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. 2-е изд. доп., перераб- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 271с.
17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник /- 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
18. Литвинов Е.Н. Как стать сильным и выносливым- М.: Просвещение, 1984. - 34с.
19. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов - М.: «Просвещение», 2004.
20. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин - тов физ.- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
21. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки- М.: Физкультура и спорт, 1977. - 271 с.
22. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов- М.: Физкультура и спорт, 1969. - 224с.
23. Попов, В.Б. 1001 упражнение для здоровья и физического развития [Текст]: / В.Б. Попов. - М.: Астрель, 2002 -208с.
24. Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 142с.
25. Хрущев С.В., Круглый М.М., Тренеру о юном спортсмене - М.: Физкультура и спорт, 1982 - 175 с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособия для студ. высш. учеб. заведений - М.: Академия, 2000. - 480 с.
27. Хоменко, А.Г. Учебник тренера по легкой атлетике- М.: Физкультура и спорт, 1974. - 534с.
28. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин - тов- М.: Просвещение, 1990 - 319 с.
29. Филин В.П., Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов- М.: Физкультура и спорт, 1969 - 207 с.
30. Фомин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М.: Физкультура и спорт, 1974 - 214 с.