Введение
1. Теоретические и методические основы кадровой политики предприятия 6
1.1. Содержание основных понятий 6
1.2. Методы кадровой политики предприятия 12
1.3. Современные модели кадровой политики 21
2. Анализ тенденций и проблем кадровой политики предприятия
(на примере ОАО «Тетюши-водоканал») 33
2.1. Общая характеристика организации 33
2.2. Анализ организационной структуры управления 40
2.3. Исследование особенностей кадровой политики ОАО
«Тетюши-водоканал» 45
3. Совершенствование кадровой политики ОАО «Тетюши-водоканал» 55
3.1. Модернизация процедур подбора и аттестации персонала
ОАО «Тетюши-водоканал» 55
3.2. Совершенствование системы мотивации труда сотрудников
ОАО «Тетюши-водоканал» 59
3.3. Формирование этического кодекса деятельности сотрудников ОАО «Тетюши-водоканал» 65
Заключение 71
Список использованных источников
Приложение
Внедрение рыночных форм хозяйствования и применение современных методов управленческого воздействия, как на весь персонал, так и на отдельно¬го работника диктует необходимость формирования новых представлений о ро¬ли и месте человеческого фактора в реализации экономических и социальных целей организаций в условиях конкурентной экономики.
В условиях преодоления социально-экономических последствий финансового кризиса 2014-2015 г.г. принципиально важно правильно оценивать результативность и эффективность деятельности персонала организаций всех форм собственности и видов экономической деятельности. От корректной не-противоречивой оценки результативности труда персонала государственных и муниципальных органов непосредственно зависит и эффективность той сферы развития экономики или общества, которая находится в их непосредственном управлении.
Кадровая политика представляет собой необходимый элемент повышения уровня конкурентоспособности производственной и сбытовой деятельности предприятия. В последнее десятилетие интенсивно перестраивалась работа службы управления персоналом муниципальных учреждений в направлении создания интегрированных кадровых служб, что сопряжено с изменением на¬бора функций, статуса кадровой службы в организационной структуре управления и роли в процессе принятия управленческих решений.
Несмотря на важность кадровой политики, во многих организациях РФ и РТ, в том числе относящихся к сфере ЖКХ, отдел кадров выполняет сугубо учетные функции, слабо сочетающиеся со стратегическими целями и корпоративной культурой. При этом, например, проблемам научно обоснованного подбора персонала, организации комплексной аттестации его деятельности и раз¬работке иных направлений кадровой политики не уделяется существенное внимание. Причем сам процесс оценки может быть как формальным, так и неформальным. Формирование научно обоснованной кадровой политики в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Поэтому необходима разработка принципиальных подходов к приоритету ценностей в процессе формирования и реализации кадровой политики организаций различных форм собственности и видов экономической деятельности, в том числе относящихся к отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Объектом дипломной работы является процесс формирования и реализации кадровой политики предприятия. Предметом работы выступают направления совершенствования кадровой политики в ОАО «Тетюши-водоканал».
Цель дипломной работы заключается в анализе тенденций и проблем кадровой политики организации и разработке рекомендаций по ее совершенствованию. В рамках поставленной цели дипломного исследования выделены следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и содержание кадровой политики организации в современных условиях хозяйствования;
- выделить специфику основных методов организации и осуществления кадровой политики;
- охарактеризовать особенности и проблемы финансово-экономического развития ОАО «Тетюши-водоканал», проанализировать особенности организационной структуры управления предприятием;
- выделить специфику и основные недостатки организации и осуществления кадровой политики ОАО «Тетюши-водоканал»;
- разработать рекомендации по совершенствованию подбора и аттестации персонала в системе кадровой политики ОАО «Тетюши-водоканал»;
- сформировать предложения по развитию системы мотивирования труда персонала ОАО «Тетюши-водоканал»;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию кадровой политики ОАО «Тетюши-водоканал».
В процессе подготовки и написания дипломной работы использовались нормативно-правовые материалы, учебные пособия, монографии, материалы периодической печати и иные источники, посвященные исследованию проблем формирования, реализации и оценки эффективности кадровой политики, мате¬риалы управленческого учета ОАО «Тетюши-водоканал».
Практическая значимость результатов дипломного исследования заключается в возможности использования выводов и рекомендаций автора по совершенствованию процессов формирования и реализации кадровой политики в деятельности организаций, занимающихся вопросами водоснабжения и водоотведения.
Кадровая политика предприятия представляет собой комплекс системных мероприятия по планированию потребности в персонале, обеспечению его профессионального и психологического отбора, обеспечению действенного стимулирования труда, организации аттестации персонала, контролю, оценке эффективности деятельности персонала и организации ротации отдельных групп персонала в рамках иерархии предприятия. Кадровая политика организа¬ции может по своей природе быть тоталитарной, авторитарной или преимуще¬ственно демократической.
Рассмотрена специфика основных методов организации и осуществления кадровой политики предприятия. При этом каждое из основных направлений кадровой политики, такое как подбор персонала, ротация персонала в рамках организации, аттестация персонала, формирование систем мотивирования тру¬да, профессиональное обучение, контроль и оценка эффективности деятельно¬сти персонала, имеют свой спектр специальных методов.
Нами рассмотрены основные черты японской и американской моделей организации и осуществления кадровой политики предприятий. По нашему мнению, для предприятий Российской Федерации, в том числе Республики Та¬тарстан, в большей степени предпочтительной является японская модель орга¬низации и осуществления кадровой политики. В данной модели существенное внимание уделяется процессу последовательного обучения персонала за счет организации, обеспечению лояльности, развитию долгосрочных трудовых кон¬трактов.
Как демонстрируют результаты социологических опросов, значительный процент представителей предпринимательского сообщества РТ рассматривает дефицит квалифицированных кадров в качестве одной из основных проблем организации эффективной предпринимательской деятельности. Причем данная проблема актуальна несмотря на наличие в региональной экономике Республи¬ки Татарстан существенного круга организаций высшего и среднего профес- 71
сионального образования, а также постоянных курсов повышения квалифика¬ции различных категорий персонала.
Нами систематизированы основные методические, организационные и информационные проблемы организации и осуществления кадровой политики в организациях РФ и РТ. Показана взаимосвязь указанных проблем. Так, мето¬дические проблемы кадровой политики непосредственным образом обуславли¬вают погрешности в системах анализа и планирования кадровых процессов, что, в свою очередь, влечет ошибки в организации процессов управления кад¬ровым потенциалом предприятий. Информационные проблемы, в свою оче¬редь, затрудняют участие в процессе обоснования целей и приоритетов кадро¬вой политики различных категорий персонала. Соответственно, необходим комплексный проблем к решению различных групп взаимосвязанных проблем организации и осуществления кадровой политики современных организаций Российской Федерации и Республики Татарстан.
ОАО «Тетюши-водоканал» осуществляет деятельность по водоснабже-нию, водоотведению, ремонту и техническому обслуживанию водопроводов на территории Тетюшского муниципального района Республики Татарстан. В це¬лом, финансово-экономический анализ развития исследуемой организации ОАО «Тетюши-водоканал» демонстрирует разнонаправленные тенденции. С одной стороны, несомненно позитивным является тренд устойчивого увеличе¬ния в 2012 - 2015 г.г. выручки от реализации продукции и большинства показа¬телей оборачиваемости. С другой - реализация достаточно агрессивной финан¬совой стратегии проявляется в существенном уменьшении показателей ликвид¬ности и финансовой устойчивости.
Организационная структура управления ОАО «Тетюши-водоканал» явля¬ется линейно-функциональной, достаточно рациональной с точки зрения управляемости. Определенным недостатком организационной структуры управления ОАО «Тетюши-водоканал» является отсутствие планово-аналитического подразделения, что повышает риски некорректного осуществ¬ления финансово-хозяйственной деятельности, особенно в условиях опреде-
ленных кризисных явлений в экономике РТ в целом и Тетюшского муници-пального района в частности. Кроме того, важное значение имеет и процесс по¬лучения работниками ОАО «Тетюши-водоканал» профильного экономического или юридического образования - деятельность в данном направлении в органи¬зации в настоящее время практически не осуществляется.
К основным проблемам кадрового развития ОАО «Тетюши-водоканал» можно отнести увеличение в 2015 г. уровня текучести кадров, относительно низкий уровень оплаты труда по сравнению со средней заработной платой по РТ, что не позволяет удержать, в первую очередь, квалифицированных инже-нерно-технических сотрудников в области водоснабжения и водоотвода на тер¬ритории Тетюшского муниципального района. Определенной негативной тен¬денцией в 2013 - 2015 г.г. является сокращение премиального фонда в ОАО «Тетюши-водоканал». В целом, премирование персонала осуществляется без учета показателей его индивидуальной производительности.
На предприятии достаточно развитыми являются такие направления кад¬ровой политики, как аттестация персонала и рабочих мест. Вместе с тем, отдел кадров ОАО «Тетюши-водоканал» практически не осуществляет такую важную с точки зрения удержания наиболее квалифицированных групп персонала про¬блему, как формирование эффективной системы мотивации труда для различ¬ных категорий персонала, а также развитие системы управления конфликтами в организации. Фактически не сформирована действенная система трудового на¬ставничества.
Предлагается осуществить модернизацию кадровой политики ОАО «Те- тюши-водоканал» прежде всего в направлении совершенствования системы подбора персонала. Так, для кандидатов на должности рабочих ОАО «Тетюши- водоканал» (по направлениям водоотведения, водоснабжения, ремонта водо¬проводов) следует предусмотреть следующие основные группы профессио¬нальных испытаний: общий теоретический тест по вопросам техники водо¬снабжения и водоотведения; тест на тренажере, имитирующем работу системы водоснабжения и возможные поломки, сбои в такого рода системе (такого рода 73 тренажеры имеются в сети Интернет и могут быть использованы в целях про¬фессионального тестирования квалифицированных рабочих); непосредственно практические испытания (полевой тест) на водопроводе Тетюшского муници¬пального района. При оценке кандидатов следует также усовершенствовать процедуру их психологического тестирования в части оценки уровня стрессо- устойчивости, возможности влиться в трудовой коллектив.
В настоящее время одной из ключевых проблем кадровой политики раз¬вития ОАО является сложность привлечения на предприятием квалифициро¬ванных инженерных работников. Предлагается для наиболее ценных сотрудни¬ков ОАО «Тетюши-водоканал» (ИТР и квалифицированных рабочих) компен¬сировать часть ставки по социальной ипотеке за счет средств организации. При этом такого рода специалисты должны заключать долгосрочные трудовые до¬говора с организацией. Во временное же пользование данные наиболее квали¬фицированные специалисты должны получить жилье из муниципального фон¬да, для чего ОАО «Тетюши-водоканал» должно заключить соответствующее соглашение с администрацией Тетюшского муниципального района, у которой имеется существенный муниципальный резервный фонд.
Предлагается развивать в ОАО «Тетюши-водоканал» для лучших, наибо¬лее производительных сотрудников систему неденежного материального сти¬мулирования в таких формах, как путевки в санатории Республики Татарстан (частичная компенсация стоимости), компенсация части стоимости пребывания детей наиболее квалифицированных и производительных сотрудников ОАО «Тетюши-водоканал» в детских дошкольных образовательных учреждениях Тетюшского муниципального района, компенсация 30% стоимости обеда в за¬водской столовой.
Общая сумма дополнительных затрат на персонал в рамках предлагаемых направлений совершенствования кадровой политики организации составит 766,8 тыс.руб. в год, что составляет 4,6% чистой прибыли ОАО «Тетюши- водоканал» за 2015 г., то есть вполне приемлемо для исследуемой организации. Одновременно такого рода затраты позволят снизить уровень текучести кадров
1. Конституция РФ. Федеральный закон от 23.12.1993 № 174-ФЗ // Информ.- правое. система «Эксперт-Гарант». Версия от 12.01.2016.
2. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Ин¬форм.- правое. система «Эксперт-Гарант». Версия от 12.01.2016.
3. Артуа М. Кадровая политика / М. Артуа. М.: Эксмо, 2014. 344 с.
4. Багонский И.Д. Теория менеджмента / И.Д. Багонский. М.: Из-во Санни¬кова, 2012. 346 с.
5. Бовин Д.А. Развитие персонала / Д.А. Бовин. Спб.: Питер, 2011. 438 с.
6. Войтевич К.В. Практические аспекты менеджмент / К.В. Войтевич. М.: Наука, 2011. 126 с.
7. Герц Д. Инвестиции в персонал / Д. Герц. М.: Азбука, 2014. 128 с.
8. Губанов А.С. Менеджмент персонала / А.С. Губанов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 148 с.
9. Дашевич И.А. Теория и практика развития персонала. М.: Инвестиции и инновации, 2012. 346 с.
10. Донской П.А. Управление персоналом / П.А. Донской. М.: Юрист, 2014. 188 с.
11. Ельцов С.И. Теории мотивации / С.И. Ельцов. М.: Директива, 2014. 452 с.
12. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. Нижний Новго¬род, 2012. 271 с.
13. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.Г. Зайцев. М.: Северо-Запад,1998. 280 с.
14. Знаменский В.Ю. Кадровая политика и кадровый аудит организации / В.Ю. Знаменский. М.: Юрайт, 2014. 364 с.
15. Ильинский Д.А. Теории кадрового менеджмент / Д.А. Ильинский. М.: Гуманитарный центр, 2012. 456 с.
16. Йеттер В. Эффективный отбор персонала / В. Йеттер. М.: Гуманитарный центр, 2011. 160 с.
17. Калинин Ю.А. Теория управления. - Спб.: Питер, 2014. - 236 с.
18. Ньюстон Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение / В. Ньюстон, К. Дэвис. СПб.: изд-во «Питер», 2000. 582с.
19. Одегов Ю.Д., Лабаджян М.Г. / Ю.Д. Одегов, М.Г. Лабаджян. Кадровая политика и кадровое планирование. М.: Юрайт, 2014. 444 с.
20. Пряжников Н.С. Управление развитием персонала организации / Н.С. Пряжников. М.: Академия, 2013. 368 с.
21. Романенко Ю.М. Управление кадрами / Ю.М. Романенко. М.: Пресса,
2014. 342 с.
22. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? / Э.Е. Старобинский М.: АО Бизнес-школа “Интел-синтез”, 2015. 320 с.
23. Таврюгин И.И. Современные теории мотивации / И.И. Таврюгин // Инве¬стиции и инновации. 2012. №9. С. 13 - 17.
24. Толстой П.А. Управление кадрами / П.А. Толской. М.: Дианетика, 2011. 238 с.
25. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента / В.В. Травин, В.А. Дятлов. М.: Дело, 2012. 128 с.
26. Управление персоналом. Учебник / Под ред. Базаровой Т.Ю., Ереминой Б.Л. М.: Юнити, 2012. 452 с.
27. Усманов Д.И. Управление кадрами / Д.И. Усманов. М.: Академия, 2014. 232 с.
28. Устинова А.Я. Кадровый менеджмент: проблемы и перспективы. М.: Наука, 2011. 128 с.
29. Цветаев В.М. Управление персоналом / В.М. Цветаев. СПб.: Питер, 2000. 432 с.
30. Шагин С.И. Управление кадровым потенциалом: автореф. дис. кэ.н. / С.И. Шагин М., 2014. 22 с.
31. Щуров Т.И. Кадровая политика / Т.И. Щуров. М.: Армада, 2014. 212 с.
32. Арский Б.А. Развитие персонала / Б.А. Арский // Менеджмент организа¬ции. 2014. №7. С.11 - 15.
33. Бакланов А.И. Практические проблемы аттестации персонала / А.И. Бак¬ланов // Теория и практика управления. 2012. №3. С.12 - 15.
34. Балев Д.А. Развитие мотивационных механизмов / Д.А. Балев // Экономи¬ка и управление. 2013. №4. С.11 - 14.
35. Вагизов Д.А. Инвестиции в персонал: теория и практика / Д.А. Вагизов // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. №2. С.45-49.
36. Вохрин Т.И. Проблемы кадрового менеджмента в России / Т.И. Вохрин // Вестник экономики и управления. 2013. №5. С.23 - 25.
37. Жарков И.Д. Проблемы разрешения конфликтов в сфере управления пер¬соналом / И.Д. Жарков // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №2. С.11 - 17.
38. Казанцев И.А. Современные проблемы выплат бонусов менеджерам / И.А. Казанцев// Вестник МарГУ. 2012. №8. С. 15 -17.
39. Каплан Н.Я. Формирование мотивации / Н.Я. Каплан // Бизнес-журнал.
2015. №1. С. 24-27.
40. Козырев Г.И. Конфликты в организации/ / Г.И. Козырев /Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание. 2012. №2. С. 136-150.
41. Панков И.И. Нематериальное стимулирование / И.И. Панков // Теория управления. 2014. №1. с. 23 - 24.
42. Погодина Г.В. Обязательный курс профессионала кадровой службы / Г.В. Погодина. Екатеринбург, 2009. 384 с.
43. Панин А.И. Профессиональное обучение персонала / А.И. Панин // Биз¬нес и право. 2011. №7. С. 14 - 18.
44. Пухов Д.А. Проблемы и перспективы кадровой политики организации / Д.А. Пухов // Инвестиции и инновации. 2014. №5. С.21 - 24.
45. Сушков В.В. Совершенствование кадровой политики / В.В. Сушков // Молодой ученый. 2012. №3. С. 23 - 25.
46. Сушков В.В. Управление квдровым резервом / В.В. Сушков // Молодой ученый. 2012. №3. С. 23 - 25.
47. Тарасенко И.И. Направления развития персонала унитарных предприятий / И.И. Тарасенко // Эксперт. 2013. №8. С.21.
48. Тинченко Г.А. Проблемы современного менеджмента персонала / Г.А. Тинченко // Бизнес и власть. 2014. №2. С.18 - 19.
49. Усанов И.М. Инновационные технологии кадровой политики // Менедж¬мент в России и за рубежом. 2013. №7. С. 34 - 35.
50. Материалы ОАО «Тетюши-водоканал».