Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных способностей у учащихся подросткового возраста

Работа №61639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение стр. 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте
1.1 Основные подходы к исследованию понятий «общение», «коммуникация» и «коммуникативные способности» в психолого-
педагогической литературе стр. 10
1.2 Возрастные особенности учащихся подросткового возраста в контексте развития коммуникативных способностей стр. 24
Выводы по главе 1 стр. 36
Глава 2 Психолого-педагогическое обеспечение процесса развития коммуникативных способностей у подростков
2.1 Психолого-педагогические условия развития коммуникативных
способностей у подростков стр. 39
2.2 Организация, методика и результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности выявленных психолого-педагогических
условий развития коммуникативных способностей у подростков стр. 50
Выводы по главе 2 стр. 70
Заключение стр. 73
Список литературы стр. 77
Приложения

Ценность подросткового возраста определяется его особым положением в ряду возрастов человека. Это и начало сложного возраста, который недаром носит название переходного, и самостоятельная фаза, относительно независимая от других и, как следствие, ценная сама по себе. Без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, что в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом. Рассмотрению этих возрастных особенностей посвящены работы многих видных ученых, таких как Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин [5, 18, 20, 21, 48, 60, 65].
Ведущим типом деятельности подросткового возраста, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение [20,36]. В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали такие психологи как А.Н. Леонтьев, А.К.Маркова,
В.А.Кан-Калик и др. [44, 48, 30].
Исследователи сходятся в своих исследованиях в том, что общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться со сверстниками порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и следование ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу осваиваются нормы социального поведения, нормы
морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Именно поэтому, если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он может просто «уйти» из школы, при чем это может произойти как психологически, так и буквально.
В советской психологии Эльконин Д.Б. рассматривал значимость общения в подростковом и старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории [65]. Эльконин Д.Б. отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, ребята строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Учебная деятельность производит переворот от направленности на мир к направленности на самого себя.
В подростковом возрасте личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости.
В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни.


Исследовательские данные свидетельствуют, что полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте является более значимым для сохранения психического здоровья через весьма длительный промежуток времени, чем такие факторы, как умственное развитие, успешность в учебе и взаимоотношения с педагогами. [21]
Однако в процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. В психолого-педагогической литературе такие затруднения обозначаются как коммуникативные барьеры или барьеры общения.
Проблема затруднений в качестве объекта специального исследования изучается многими отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Н.Л. Коломинский, Е.А. Климов и др.). Рассмотрение проблемы преодоления коммуникативных барьеров чрезвычайно важно, так как тесно связано с ведущим типом деятельности в подростковом возрасте - общением.
Такие выдающиеся исследователи, как Выготский Л.С., Кон И.С., Божович Л.И. и другие психологи сходятся в признании того, что деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Отношения с другими людьми находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Однако проблема развития коммуникативных способностей у подростков относительно мало изучена в отечественных и зарубежных исследованиях.
По мнению многих специалистов, таких как: A.B. Батаршев; Л.А. Петровская; Г. Крайг, A.A. Леонтьев; А.Б. Добрович; М.С. Каган, A.A. Максимов; А.Я. Наин, коммуникативные способности — это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности, в успешности дальнейшей профессиональной деятельности, а также в сохранении и укреплении здоровья. Коммуникативные способности оказывают глубокое влияние на развитие и
функционирование личности. Овладение коммуникативными навыками необходимо для установления полноценных отношений, для выполнения взаимных обязательств.
Следовательно, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий: между социальной потребностью в формировании
гуманных межличностных отношений между подростками и
недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков; между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточной разработанностью методики воспитательной работы с подростками; между ориентацией образовательной парадигмы на приоритет всестороннего развития личности и недостаточным использованием технологии личностно ориентированного подхода к школьникам подросткового возраста в деятельности педагогов и психологов по развитию коммуникативных способностей у учащихся.
Недостаточная теоретическая разработанность и актуальность данной проблемы, а так же трудности в практической работе образовательных учреждений, определили выбор темы исследования: «Развитие
коммуникативных способностей у учащихся подросткового возраста».
Таким образом, актуальность темы определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
коммуникативных способностей учащихся подросткового возраста.
Целью исследования является выявление и научное обоснование психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей у учащихся в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных
способностей в подростковом возрасте.
Предмет исследования представляет собой психологопедагогические условия развития коммуникативных способностей у учащихся подросткового возраста.
Проблема, предмет, объект и цель исследования предопределили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть процесс развития коммуникативных способностей как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть сущность понятий «общение», «коммуникация» и «коммуникативные способности».
3. Изучить особенности коммуникативных способностей в подростковом возрасте.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей у учащихся подросткового возраста.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса развития коммуникативных способностей в
подростковом возрасте может повыситься при реализации следующих условий:
- психолого-педагогическая работа по снятию затруднений, препятствующих полноценному развитию коммуникативных способностей подростков;
- применение таких активных форм и методов обучения и воспитания, которые провоцировали бы подростков к использованию собственных коммуникативных способностей в различных видах деятельности.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы; обобщение передового психолого-педагогического опыта; опросно-диагностические методы (включённое наблюдение, тестирование, беседы); экспериментальные методы; статистическая и математическая обработка полученных данных.
Опытная и экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 72 г. Казани. В исследовательской работе принимали участие учащиеся 7-ого класса в количестве 20 человек. Эксперимент проводился в классе, состав которого не подбирался и оставался неизменным с самого начала обучения.
Достоверность научных результатов обеспечивается междисциплинарным анализом научной методической литературы, опорой основных положений и научных выводов на достижения психологии, педагогики, организацией экспериментальной работы с использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, длительностью эксперимента, привлечением к анализу
большого фактического материала, в том числе собственного опыта работы школе в качестве учителя и педагога-психолога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методы и результаты исследования можно рекомендовать педагогам и психологам для использования в практической деятельности (в частности - для развития коммуникативных способностей, организации общения у подростков и т.д.). Кроме того, данная работа позволяет на эмпирическом уровне обогатить знания педагогов и психологов образовательных учреждений об особенностях коммуникативных способностей современных подростков.
На первом этапе исследования (ноябрь-декабрь 2016) были осуществлены первичные наблюдения, проведён анализ литературы по обозначенной проблеме, определены цели и задачи исследования.
На втором этапе (январь 2017) для построения исходной гипотезы был организован констатирующий эксперимент по изучению коммуникативных способностей в подростковом возрасте.
На третьем этапе (январь-май 2017) был организован формирующий эксперимент по проверке эффективности выявленных психолого - педагогических условий развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте, проводилась опытно-экспериментальная работа, осуществлены анализ, систематизация и обобщение, проверка и анализ результатов исследования, сформулированы выводы, оформлены материалы выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной выпускной квалификационной работы мы исходили от следующих определений:
Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М.)
Коммуникация - это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между общающимися индивидами. (Андреева Г.М.) В узком смысле слова, прежде всего, имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.
Коммуникабельность - это способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей. (Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О.)
Коммуникативная деятельность - это деятельность, сознательно ориентированная на ее смысловое восприятие другими людьми.
Коммуникативные способности - означают способности к установлению контактов и связей, склонность к общению с людьми, к проявлению инициативы в установлении и поддержании контакта, желание и умение передавать свои мысли.
Теоретический анализ научной литературы и обобщение передового педагогического опыта позволили нам сделать следующие выводы:
1. Значимость коммуникативных способностей в подростковом возрасте крайне высока, так как именно они являются одним из важнейших факторов развития личности в отрочестве. Именно в процессе коммуникации осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей формируются и развиваются в общении.
2. Отличительная особенность детей подросткового возраста - это их тяга общения со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социальнопсихологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью, в которых присутствует свой язык и так называемый «кодекс чести».
3. Однако роль взрослых в полноценном личностном развитии подростка по-прежнему велика. Для того чтобы коммуникативные способности полноценно развивались в подростковом возрасте, необходимо, чтобы подростки как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Важное условие в развитии коммуникативных способностей подростка - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, отношение к подростку не как к ребенку, а как ко взрослому.
4. Кроме того, большое влияние на развитие коммуникативных способностей у подростков оказывают стили семейных отношений. Так как подросток все еще проводит много времени в семье, именно доверительные отношения установленные с родителями обусловливают полноценное развитие коммуникативных способностей. В семье с благополучными
отношениями подростки более склонны к общению, проявляют инициативу в установлении и поддержании контактов с окружающими людьми.
5. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассматривающей условия развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте, был выделен следующий комплекс психо лого- педагогических условий:
- Психолого-педагогическая работа по снятию затруднений, препятствующих полноценному развитию коммуникативных способностей;
- Применение таких активных форм и методов обучения и воспитания, которые провоцировали бы подростков к использованию собственных коммуникативных способностей в различных видах деятельности.
Причинами затруднений в развитии коммуникативных способностей в подростковом возрасте могут быть различного рода конфликты - внешние и внутренние. Они возникают вследствие рассогласования ощущения подростком себя как взрослого и отношением взрослых к нему как к маленькому, из-за неразвитости у подростка коммуникативных способностей, позволяющих ему налаживать контакты с окружающими людьми.
В связи с вышеперечисленным, в практической части данной работы была предпринята попытка выявить экспериментальным путем условия развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в 7 классе школы № 72 г. Казани с использованием апробированных в педагогике и психологии методов исследования.
Основными методиками практической части нашей выпускной квалификационной работы были:
1. Методика диагностики коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС);
2. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали:
1. Общая тенденция заключается в том, что количество учеников, имеющих высокий и очень высокий уровни коммуникативных способностей, увеличилось. Имеется явное наличие позитивных сдвигов в уровнях коммуникативных способностей. Также имеется наличие позитивных сдвигов в уровнях самоконтроля в общении.
2. Таким образом, по обобщенным результатам, полученным в процессе эксперимента и применения разработанных методик и упражнений направленных на развитие коммуникативных способностей у подростков, мы наблюдали повышение уровня коммуникативных способностей и уровня самоконтроля в общении.
Осмысление результатов опытно-экспериментальной работы подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволяет говорить об эффективности разработанных психолого-педагогических условий. Полученные нами результаты могут иметь не только прикладное значение для этих конкретных испытуемых, но и представляет интерес для дальнейшего изучения возрастных особенностей подростков в контексте формирования коммуникативных способностей.



1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология: Учебник для студентов вузов» Екатеринбург: Деловая книга, 1999
2. Альманах психологических тестов.- М.: КСП, 1996.
3. Андреева Г.М. «Социальная психология» Учебник для вузов, «Аспект пресс» Москва 2001
4. Байярд Р.Т. ., Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей» - Москва, «Просвещение», - 1991.
5. Божович Л.И. «Избранные психологические труды» - Москва - 1995
6. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» - Москва, 1968.
7. «Возрастная психология: Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия» - М.: Академия, 2000.
8. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» - Санкт Петербург: «Союз», 1999.
9. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» - М., 1991
10. Выготский Л.С. «Психология» - М. «ЭКСМО-пресс» 2000
11. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. «Возрастная психология: личность от молодости до старости» Учебное пособие, Москва 2001
12. Гасин Э.А. «Психология общения. Вопросы психологии», №4 - 1999
13. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» - издание 4-е, - М.: ЧеРо, Сфера, 2005
14. Горбушина О. «Психологический тренинг» - Санкт Петербург, «Питер», 2007
15. Грецов А.Г. «Тренинг общения для подростков» - Санкт Петербург, «Питер» 2006
16. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д «Педагогика и психология: Учебное пособие» - М. «Гардарики» 2001
17. Гришина Н.В. «Психология конфликта» - Санкт Петербург, - 2000
18. Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения» - Москва, - 1986.
19. Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения».
- Москва: «Просвещение», 1987.
20. Драгунова Т. В. «Подросток» - Москва: Знание, 1976.
21. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога» - Москва,- 1995.
22. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. «Возрастная психология: Хрестоматия», «Академия» 2001
23. Елисеев О.П. «Практикум по психологии личности» - Санкт Петербург,
- 2001.
24. Ежова Н.Н. «Рабочая книга практического психолога» - Ростов на Дону, «Феникс» 2005
25.Зимбардо Ф. «Застенчивость» перевод с английского - Москва. 1992
26. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» - М., 2004
27. Игнатович К.В. «Виды конфликтов: Учебное пособие. - Казань, 2004.
28. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия» под редакцией Левановой Е.А., «Питер», Санкт Петербург 2006
29. Истратова О.Н., Эксзкусто Т.В. «Справочник психолога начальной школы» - Ростов на Дону, «Феникс» 2006
30. Кан-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении» - Москва, - 1987.
31. Каппара Дж., Сервон Д. «Психология личности» - Санкт Петербург, - «Питер», 2003
32. Карпенко Л.А. под общей редакцией Петровского М.Г., Ярошевского М. Г. «Краткий психологический словарь» 2-е издание, Ростов на Дону, «Феникс» 1999
33. Кле М. «Психология подростка» - Москва, 1991
34. Козырев Г.И. «Введение в конфликтологию: Учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений - М. «Владос» 2001
35. Коломенский Я.А. «Психология личности и взаимоотношений в детском коллективе» - Минск, 1969.
36. Кон И.С. «Психология старшеклассника», - «Просвещение», Москва, 1982
37. Кон И.С. «Психология ранней юности» - Москва, 1989.
38. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. «Психологический словарь, 3-е издание, Ростов на Дону 2004
39. Корниенко А.Ф. «Методология и методы психологического исследования» Казань 2003
40. Корниенко А.Ф. «Психодиагностика» Учебное пособие, Казань 2003
41. «Краткий психологический словарь» под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1985
42. Крысько В.Г. «Социальная психология: Учебник для студ. Высш. Уч. заведений» - М. «Владос-пресс» 2002
43. Левитов Н.Д., Левин К. «Психология характера» - Москва: «Педагогика», 1969.
44. Леонтьев А.Н. «Избранные психологические произведения» - М.: Педагогика, 1983.
45. Леонтьев А.А. «Общение, как объект психологического исследования» Москва, 1975
46. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения» - М. 1986
47. Ломов Б.Ф. «Общение, как проблема общей психологии» - Москва, - 1976
48. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения: Книга для учителя» - М.: Просвещение,1990.
49. Миславский Ю.А. «Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте» -Москва, 1991
50. Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» 5-е издание, «Академа» Москва 2000
51. Немов Р. С. «Психология. Психология образования» 4-е издание, книга 2, «Владос», Москва 2000
52. Обозов Н.Н. «Психология межличностных отношений» - Киев, 1990
53. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» Москва 2001
54. «Особенности обучения и психического развития школьников 13 -17 лет» Под ред. И.В. Дубровиной, В.С. Круглова. - М., 1988
55. Подласый И.П. «Педагогика»: Новый курс: Учеб.для студ. Высш. Учеб. заведений: Кн.1 - М.: «Владос», 2001
56. «Психология конфликта» - сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. - Санкт Петербург, 2001
57. Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога» книга 2, издательство «Владос» Москва 2006
58. Сахапова Э.И. «Психология семьи и семейного консультирования»: Учебное пособие, часть 2 - Казань: ТГГПУ, 2007
59. Толстых А.В. «Подросток в неформальной группе». - Москва: Знание, - 1991.
60. Фельдштейн Д.И. «Психология личности в онтогенезе» - Москва, - 1980
61. «Формирование личности в переходный период» Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987
62. «Хрестоматия по истории психологии» Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
63. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности» - «Питер» СПб 2000
64. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Практикум для детского психолога» - Ростов на Дону, «Феникс», 2004
65. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии» - М.: Международная педагогическая академия, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ