Введение стр. 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте
1.1 Основные подходы к исследованию понятий «общение», «коммуникация» и «коммуникативные способности» в психолого-
педагогической литературе стр. 10
1.2 Возрастные особенности учащихся подросткового возраста в контексте развития коммуникативных способностей стр. 24
Выводы по главе 1 стр. 36
Глава 2 Психолого-педагогическое обеспечение процесса развития коммуникативных способностей у подростков
2.1 Психолого-педагогические условия развития коммуникативных
способностей у подростков стр. 39
2.2 Организация, методика и результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности выявленных психолого-педагогических
условий развития коммуникативных способностей у подростков стр. 50
Выводы по главе 2 стр. 70
Заключение стр. 73
Список литературы стр. 77
Приложения
Ценность подросткового возраста определяется его особым положением в ряду возрастов человека. Это и начало сложного возраста, который недаром носит название переходного, и самостоятельная фаза, относительно независимая от других и, как следствие, ценная сама по себе. Без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, что в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом. Рассмотрению этих возрастных особенностей посвящены работы многих видных ученых, таких как Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин [5, 18, 20, 21, 48, 60, 65].
Ведущим типом деятельности подросткового возраста, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С. и др., становится общение [20,36]. В учебной деятельности затруднения взаимодействия между учениками внутри класса исследовали такие психологи как А.Н. Леонтьев, А.К.Маркова,
В.А.Кан-Калик и др. [44, 48, 30].
Исследователи сходятся в своих исследованиях в том, что общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться со сверстниками порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и следование ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу осваиваются нормы социального поведения, нормы
морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Именно поэтому, если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он может просто «уйти» из школы, при чем это может произойти как психологически, так и буквально.
В советской психологии Эльконин Д.Б. рассматривал значимость общения в подростковом и старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории [65]. Эльконин Д.Б. отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, ребята строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Учебная деятельность производит переворот от направленности на мир к направленности на самого себя.
В подростковом возрасте личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости.
В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни.
Исследовательские данные свидетельствуют, что полноценное общение со сверстниками в подростковом возрасте является более значимым для сохранения психического здоровья через весьма длительный промежуток времени, чем такие факторы, как умственное развитие, успешность в учебе и взаимоотношения с педагогами. [21]
Однако в процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Трудности в общении являются одной из сложных проблем в психологии. В психолого-педагогической литературе такие затруднения обозначаются как коммуникативные барьеры или барьеры общения.
Проблема затруднений в качестве объекта специального исследования изучается многими отечественными и зарубежными психологами с середины 20 века (Д.Кати, Л.Ли, М.Андерсон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, Н.Л. Коломинский, Е.А. Климов и др.). Рассмотрение проблемы преодоления коммуникативных барьеров чрезвычайно важно, так как тесно связано с ведущим типом деятельности в подростковом возрасте - общением.
Такие выдающиеся исследователи, как Выготский Л.С., Кон И.С., Божович Л.И. и другие психологи сходятся в признании того, что деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Отношения с другими людьми находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Однако проблема развития коммуникативных способностей у подростков относительно мало изучена в отечественных и зарубежных исследованиях.
По мнению многих специалистов, таких как: A.B. Батаршев; Л.А. Петровская; Г. Крайг, A.A. Леонтьев; А.Б. Добрович; М.С. Каган, A.A. Максимов; А.Я. Наин, коммуникативные способности — это основа для достижения высоких результатов в личностном развитии и учебной деятельности, в успешности дальнейшей профессиональной деятельности, а также в сохранении и укреплении здоровья. Коммуникативные способности оказывают глубокое влияние на развитие и
функционирование личности. Овладение коммуникативными навыками необходимо для установления полноценных отношений, для выполнения взаимных обязательств.
Следовательно, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий: между социальной потребностью в формировании
гуманных межличностных отношений между подростками и
недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей подростков; между признанием общения в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте и недостаточной разработанностью методики воспитательной работы с подростками; между ориентацией образовательной парадигмы на приоритет всестороннего развития личности и недостаточным использованием технологии личностно ориентированного подхода к школьникам подросткового возраста в деятельности педагогов и психологов по развитию коммуникативных способностей у учащихся.
Недостаточная теоретическая разработанность и актуальность данной проблемы, а так же трудности в практической работе образовательных учреждений, определили выбор темы исследования: «Развитие
коммуникативных способностей у учащихся подросткового возраста».
Таким образом, актуальность темы определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
коммуникативных способностей учащихся подросткового возраста.
Целью исследования является выявление и научное обоснование психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей у учащихся в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных
способностей в подростковом возрасте.
Предмет исследования представляет собой психологопедагогические условия развития коммуникативных способностей у учащихся подросткового возраста.
Проблема, предмет, объект и цель исследования предопределили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть процесс развития коммуникативных способностей как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть сущность понятий «общение», «коммуникация» и «коммуникативные способности».
3. Изучить особенности коммуникативных способностей в подростковом возрасте.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей у учащихся подросткового возраста.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса развития коммуникативных способностей в
подростковом возрасте может повыситься при реализации следующих условий:
- психолого-педагогическая работа по снятию затруднений, препятствующих полноценному развитию коммуникативных способностей подростков;
- применение таких активных форм и методов обучения и воспитания, которые провоцировали бы подростков к использованию собственных коммуникативных способностей в различных видах деятельности.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы; обобщение передового психолого-педагогического опыта; опросно-диагностические методы (включённое наблюдение, тестирование, беседы); экспериментальные методы; статистическая и математическая обработка полученных данных.
Опытная и экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 72 г. Казани. В исследовательской работе принимали участие учащиеся 7-ого класса в количестве 20 человек. Эксперимент проводился в классе, состав которого не подбирался и оставался неизменным с самого начала обучения.
Достоверность научных результатов обеспечивается междисциплинарным анализом научной методической литературы, опорой основных положений и научных выводов на достижения психологии, педагогики, организацией экспериментальной работы с использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, длительностью эксперимента, привлечением к анализу
большого фактического материала, в том числе собственного опыта работы школе в качестве учителя и педагога-психолога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методы и результаты исследования можно рекомендовать педагогам и психологам для использования в практической деятельности (в частности - для развития коммуникативных способностей, организации общения у подростков и т.д.). Кроме того, данная работа позволяет на эмпирическом уровне обогатить знания педагогов и психологов образовательных учреждений об особенностях коммуникативных способностей современных подростков.
На первом этапе исследования (ноябрь-декабрь 2016) были осуществлены первичные наблюдения, проведён анализ литературы по обозначенной проблеме, определены цели и задачи исследования.
На втором этапе (январь 2017) для построения исходной гипотезы был организован констатирующий эксперимент по изучению коммуникативных способностей в подростковом возрасте.
На третьем этапе (январь-май 2017) был организован формирующий эксперимент по проверке эффективности выявленных психолого - педагогических условий развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте, проводилась опытно-экспериментальная работа, осуществлены анализ, систематизация и обобщение, проверка и анализ результатов исследования, сформулированы выводы, оформлены материалы выпускной квалификационной работы.
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы исходили от следующих определений:
Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М.)
Коммуникация - это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между общающимися индивидами. (Андреева Г.М.) В узком смысле слова, прежде всего, имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.
Коммуникабельность - это способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей. (Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О.)
Коммуникативная деятельность - это деятельность, сознательно ориентированная на ее смысловое восприятие другими людьми.
Коммуникативные способности - означают способности к установлению контактов и связей, склонность к общению с людьми, к проявлению инициативы в установлении и поддержании контакта, желание и умение передавать свои мысли.
Теоретический анализ научной литературы и обобщение передового педагогического опыта позволили нам сделать следующие выводы:
1. Значимость коммуникативных способностей в подростковом возрасте крайне высока, так как именно они являются одним из важнейших факторов развития личности в отрочестве. Именно в процессе коммуникации осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей формируются и развиваются в общении.
2. Отличительная особенность детей подросткового возраста - это их тяга общения со сверстниками и, как следствие этого, некоторая социальнопсихологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием небольших, замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью, в которых присутствует свой язык и так называемый «кодекс чести».
3. Однако роль взрослых в полноценном личностном развитии подростка по-прежнему велика. Для того чтобы коммуникативные способности полноценно развивались в подростковом возрасте, необходимо, чтобы подростки как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Важное условие в развитии коммуникативных способностей подростка - переход взрослого на новый стиль общения с подростком, отношение к подростку не как к ребенку, а как ко взрослому.
4. Кроме того, большое влияние на развитие коммуникативных способностей у подростков оказывают стили семейных отношений. Так как подросток все еще проводит много времени в семье, именно доверительные отношения установленные с родителями обусловливают полноценное развитие коммуникативных способностей. В семье с благополучными
отношениями подростки более склонны к общению, проявляют инициативу в установлении и поддержании контактов с окружающими людьми.
5. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассматривающей условия развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте, был выделен следующий комплекс психо лого- педагогических условий:
- Психолого-педагогическая работа по снятию затруднений, препятствующих полноценному развитию коммуникативных способностей;
- Применение таких активных форм и методов обучения и воспитания, которые провоцировали бы подростков к использованию собственных коммуникативных способностей в различных видах деятельности.
Причинами затруднений в развитии коммуникативных способностей в подростковом возрасте могут быть различного рода конфликты - внешние и внутренние. Они возникают вследствие рассогласования ощущения подростком себя как взрослого и отношением взрослых к нему как к маленькому, из-за неразвитости у подростка коммуникативных способностей, позволяющих ему налаживать контакты с окружающими людьми.
В связи с вышеперечисленным, в практической части данной работы была предпринята попытка выявить экспериментальным путем условия развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в 7 классе школы № 72 г. Казани с использованием апробированных в педагогике и психологии методов исследования.
Основными методиками практической части нашей выпускной квалификационной работы были:
1. Методика диагностики коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС);
2. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали:
1. Общая тенденция заключается в том, что количество учеников, имеющих высокий и очень высокий уровни коммуникативных способностей, увеличилось. Имеется явное наличие позитивных сдвигов в уровнях коммуникативных способностей. Также имеется наличие позитивных сдвигов в уровнях самоконтроля в общении.
2. Таким образом, по обобщенным результатам, полученным в процессе эксперимента и применения разработанных методик и упражнений направленных на развитие коммуникативных способностей у подростков, мы наблюдали повышение уровня коммуникативных способностей и уровня самоконтроля в общении.
Осмысление результатов опытно-экспериментальной работы подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволяет говорить об эффективности разработанных психолого-педагогических условий. Полученные нами результаты могут иметь не только прикладное значение для этих конкретных испытуемых, но и представляет интерес для дальнейшего изучения возрастных особенностей подростков в контексте формирования коммуникативных способностей.