Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации 15
1.1. Прохождение государственной гражданской службы Российской
Федерации: понятие, цель, функции, принципы 15
1.2. Понятие и правовые признаки должности государственной гражданской
службы Российской Федерации 26
Глава 2. Административно-правовое регулирование присвоения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации 35
2.1. Классные чины государственной гражданской службы Российской
Федерации: понятие, правовое значение, элементный состав системы их присвоения 35
2.2. Правовое и организационное обеспечение административной процедуры
присвоения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации 51
Глава 3. Административно-правовое регулирование аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации 63
3.1. Аттестация государственных гражданских служащих Российской
Федерации: понятие, цели, виды, элементный состав ее проведения 63
3.2. Правовое и организационное обеспечение административной процедуры аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации 79
Заключение 86
Список используемой литературы
Актуальность магистерского диссертационного исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что дальнейшее развитие государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) невозможно без совершенствования управления кадровым составом гражданской службы и повышения качества его формирования, совершенствования системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), повышения их профессионализма и компетентности , в связи с чем особую значимость приобретают вопросы не только профессиональной мотивации гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию, но и совершенствования правовых механизмов прохождения гражданской службы.
Одним из многочисленных и важных вопросов, касающихся совершенствования российского административного права, является вопрос об административно-правовом регулировании прохождения гражданской службы. В зависимости от того, как решается данный вопрос, насколько нормативно регламентирован каждый из элементов прохождения гражданской службы, зависит содержание самой отрасли права, гарантии законности прохождения гражданской службы, столь необходимые для формирования качественного кадрового состава данного вида государственной службы Российской Федерации. Отношения по прохождению гражданской службы постоянно совершенствуются, а значит, нуждаются в комплексном научном осмыслении и всестороннем анализе. Актуальность темы диссертационного исследования также предопределяется тем, что в теории административного права и в законодательстве не выработано единого подхода к определению содержания понятия «прохождение службы».
Необходимость исследования именно таких элементов прохождения гражданской службы, как назначение на должность гражданской службы, присвоение классного чина (сдача квалификационного экзамена), проведение аттестации гражданских служащих, продиктована также недостаточной разработанностью и дискуссионностью целого ряда теоретических и практических проблем. Во-первых, связанных с определением содержания прохождения гражданской службы, ее функций и принципов. Во-вторых, обусловленных значительным числом пробелов и противоречий в правовом регулировании отношений, связанных с: 1) назначением на должность гражданской службы, в том числе определением квалификационных требований для замещения должности гражданской службы, а также установлением в акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте условия об испытании гражданского служащего, впервые поступающего на гражданскую службу; 2) отграничением испытания от аттестации гражданских служащих ввиду тождественности их целей; 3) определением значения классного чина гражданской службы (далее - классный чин), ввиду процедурных отличий его присвоения гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий и без ограничения срока полномочий; 4) проведением квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих как схожих, но нетождественных процедур прохождения гражданской службы.
Анализ проблематики реализации вышеуказанных элементов прохождения гражданской службы позволит не только разобраться в актуальных проблемах административного права, касающихся прохождения гражданской службы и правоприменительной практики, но и выявить новые аспекты в регламентируемых правом отношениях, предметнее исследовать их особенности.
Очевидно, что сформулированные в рамках диссертационного исследования предложения по совершенствованию нормативной правовой регламентации рассматриваемых элементов прохождения гражданской службы позволят обеспечить открытость гражданской службы, повысить ее эффективность, установить понятный алгоритм действий их реализации.
Объект диссертационного исследования - урегулированные нормами административного права общественные отношения по прохождению гражданской службы.
Предмет диссертационного исследования составляют доктринальные положения теории административного права в области государственной службы, в том числе гражданской службы, нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные элементы (процедуры) прохождения гражданской службы, и правоприменительная (в том числе судебная) практика в указанной сфере.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В целом гражданская служба и элементы (процедуры), связанные с ее прохождением, всегда были предметом пристального внимания ученых-юристов. Многие проблемы правового регулирования общественных отношений в системе государственной службы были исследованы в работах таких известных правоведов в области административного права, как А.Б. Агапов, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахрах, Г. Брэбан, В.А. Винокуров, Б.Н. Габричидзе, А.Д. Градовский, А.А. Гришковец, М.Б. Добробаба, И.А. Дякина, М.И. Еропкин, Н.М. Казанцев, Ю.М. Козлов, Н.М. Конин, А.П. Коренев, Э.В. Кудис, А.В. Куракин, Р.Д. Курбанов, А.В. Кудашкин, Б.М. Лазарев, Э.Г. Липатов, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Ю.А. Розенбаум, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, С.С. Студеникин, И.Н. Сурманидзе, Ю.А. Тихомиров, С.Е. Чаннов, А.Г. Чернявский, Ц.А. Ямпольская и др., в области трудового права - Н.Г. Александров, С.Ю. Головина, А.В. Гусев, К.Н. Гусов, Е.А. Ершова, В.М. Лебедев, Ф.М. Левиант, М.В. Лушникова, А.М. Лушников, С.П. Маврин, А.Ф.
Нуртдинова, Ю.П. Орловский, А.Е. Пашерстник, В.Н. Скобелкин, О.В. Смирнов, Л.А. Чиканова, Е.Б. Хохлов и др., научные труды которых послужили общетеоретической основой исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данной работы является проведение комплексного исследования административно-правового регулирования прохождения гражданской службы, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию отдельных элементов (процедур) прохождения гражданской службы для их реализации в деятельности государственных органов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформулировать понятия «прохождение гражданской службы», «административная процедура прохождения гражданской службы», определить цель, функции и принципы прохождения гражданской службы;
- выделить правовые признаки и сформулировать понятие должности гражданской службы;
- определить правовое значение классного чина, сформулировать его понятие, определить элементный состав системы присвоения классных чинов;
- исследовать проблемы правового и организационного обеспечения административной процедуры присвоения классных чинов;
- сформулировать понятие «аттестация гражданских служащих», определить цели, виды и элементный состав аттестации гражданских служащих;
- исследовать проблемы правового и организационного обеспечения административной процедуры аттестации гражданских служащих;
- на основании исследованной базы разработать предложения по совершенствованию законодательства о гражданской службе.
Методологической основой исследования явились технико-юридический метод комментирования, научной систематизации и доктринального толкования правовых норм с применением формальной логики. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический, сравнительного правоведения).
Теоретическую базу диссертационного исследования составили идеи, концептуальные положения, научные обобщения в области государственного управления, административного права, проблем реформы и развития гражданской службы.
Диссертационное исследование основано на теоретических разработках известных ученых-юристов, специалистов в области административного права, конституционного, трудового, гражданского права и иных отраслей права, связанных с объектом и предметом исследования. В диссертации приведены труды дореволюционных и современных авторов по отдельным проблемам прохождения гражданской службы.
Нормативную базу исследования составили имеющие отношение к теме исследования положения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти. Проанализировано законодательство 85 субъектов Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие прохождение гражданской службы.
Эмпирическая база исследования представлена статистическими и аналитическими материалами, материалами судебной практики.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что впервые в диссертационном исследовании осуществлен комплексный анализ основных административно-правовых процедур прохождения гражданской службы, что позволило сформулировать ряд теоретических и практических рекомендаций по их совершенствованию. Полученные данные могут быть использованы при организации дальнейших научных исследований проблем теории и практики административного права, механизмов административно-правового регулирования отношений по прохождению гражданской службы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
во-первых, настоящее исследование является одной из первых диссертационных работ, в которой обосновано деление отношений в сфере гражданской службы на собственно отношения по прохождению гражданской службы и иные непосредственно связанные с ними отношения;
во-вторых, обосновано содержание отношений по прохождению гражданской службы, её цель, принципы и функции;
в-третьих, представлена авторская трактовка, например, таких научных дефиниций, как «прохождение гражданской службы», «административная процедура прохождения гражданской службы», «классный чин гражданской службы», исследованы их основные признаки и отличительные черты.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Прохождение государственной службы в теории административного права и в законодательстве рассматривается как в «широком», так и «узком» значениях. Существующие подходы к определению данного понятия обусловили необходимость рассмотрения вопроса о предмете правового регулирования отношений в сфере гражданской службы. Его изучение позволило автору обосновать точку зрения о том, что предмет рассматриваемых отношений включает в себя собственно отношения по прохождению гражданской службы и иные непосредственно связанные с ними отношения по прохождению гражданской службы. При этом к числу последних автором отнесены отношения, например, связанные с поступлением граждан на гражданскую службу, с дополнительным профессиональным образованием гражданских служащих, замещением гражданскими служащими других должностей гражданской службы, государственным надзором и контролем за соблюдением законодательства о гражданской службе, разрешением индивидуальных служебных споров на гражданской службе.
Представленная классификация отношений в сфере гражданской службы также позволила автору сформулировать следующее определение понятия «прохождение гражданской службы», которое предложено закрепить в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ:
«Прохождение гражданской службы - это государственно-служебные отношения по осуществлению гражданским служащим профессиональной служебной деятельности на должности гражданской службы в соответствии с должностным регламентом, возникающие с момента назначения гражданского служащего на должность гражданской службы, заключения служебного контракта, сопровождающиеся присвоением гражданскому служащему классного чина (сдачей квалификационного экзамена), прохождением аттестации, а также другими обстоятельствами (событиями), предусмотренными законодательством о гражданской службе, прекращающиеся с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением гражданского служащего с гражданской службы».
2. Эффективность профессиональной служебной деятельности гражданских служащих во многом зависит от качества нормативной правовой регламентации каждого из элементов прохождения гражданской службы - административных процедур ее прохождения. Комплексное изучение проблемы о соотношении понятий «процедура» и «процесс», а также вопроса о содержании понятия «административная процедура» позволило автору:
1) выделить присущие административным процедурам прохождения гражданской службы отличительные черты, заключающиеся в том, что они: направлены на регулирование бесконфликтных отношений по прохождению гражданской службы; в силу нормативной регламентации являются формализованными правилами, ограничивающими негативное, произвольное и ничем не обусловленное усмотрение субъектов государственно-служебных отношений; содержат определенные стадии (этапы) реализации юридически значимых действий ее субъектов; носят служебный характер, т.к. выступают средством реализации основного, главного для них отношения - осуществления гражданским служащим профессиональной служебной деятельности на должности гражданской службы;
2) сформулировать следующее определение: «Административная процедура прохождения гражданской службы - это нормативно регламентированные правила последовательного осуществления юридически значимых действий уполномоченными субъектами отношений по прохождению гражданской службы, направленных на достижение определенного правового результата, оказывающего непосредственное воздействие на профессиональную служебную деятельность гражданского служащего».
3. По результатам комплексного анализа отношений в сфере гражданской службы предлагается разделить административные процедуры прохождения гражданской службы на следующие группы, предусматривающие правовое регулирование отношений по: 1) замещению должности гражданской службы; 2) оценке профессионального уровня гражданских служащих и результатов их профессиональной служебной деятельности; 3) дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих; 4) реализации законодательства о противодействии коррупции; 5) обработке персональных данных гражданских служащих; 6) соблюдению режима служебного времени и времени отдыха; 7) оплате труда гражданских служащих; 8) реализации основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих; 9) поощрению, награждению и служебной дисциплине на гражданской службе; 10) осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о гражданской службе; 11) формированию комиссии государственного органа по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
4. В целях совершенствования правового механизма назначения на должность гражданской службы необходимо:
1) исключить следующие основания назначения на должность гражданской службы без проведения конкурса:
- предусмотренные ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ:
назначение на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» в связи с его избыточностью при наличии законодательно предусмотренного основания назначения на должность гражданской службы - заключение срочного служебного контракта;
назначение на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну в связи с отсутствием объективных причин для непроведения конкурса;
- предусмотренное ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ - назначение по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители» или «помощники (советники)» в связи с тем, что данное основание не гарантирует гражданскому служащему, замещавшему должность гражданской службы, относящейся к одной из вышеуказанных категорий, его назначение на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы и нарушает право на равный доступ к гражданской службе иных граждан, которые могли бы выразить желание по ее прохождению;
2) ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ дополнить следующими основаниями назначения на должность гражданской службы без проведения конкурса:
- назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях его перевода на иную должность гражданской службы в том же государственном органе, либо перевода гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другой государственный орган, либо перевода гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом;
- назначение гражданского служащего на нижестоящую должность гражданской службы по результатам аттестации.
5. Ввиду тождественности цели испытания гражданского служащего, устанавливаемого в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте, цели проведения аттестации гражданских служащих, реализация процедуры испытания должна осуществляться в рамках законодательно регламентированной процедуры прохождения гражданской службы - аттестации гражданских служащих в виде вступительной аттестации. При этом проведение вступительной аттестации должно осуществляться по истечении определенного актом государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебным контрактом срока прохождения гражданской службы в замещаемой должности гражданской службы, исчисленного со дня назначения гражданского служащего на данную должность.
6. Комплексное изучение проблем, связанных с присвоением классных чинов, позволило автору сформулировать следующее, отсутствующее в федеральном законодательстве, определение: «Классный чин - звание, персонально присваиваемое гражданскому служащему, в соответствии с законодательством о гражданской службе, отражающее его должностное положение и профессиональный уровень».
При этом существующие законодательные различия в присвоении классных чинов, предусматривающие, во-первых, их присвоение большинству гражданских служащих без сдачи ими квалификационного экзамена и, во- вторых, факультативный порядок (по инициативе гражданского служащего) реализации данной административной процедуры для присвоения классных чинов гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, не только нарушают принцип равных условий прохождения гражданской службы независимо от должностного положения (п. 3. ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), но и снижают мотивационную составляющую гражданских служащих к постоянному повышению ими своего профессионального уровня, снижают значение гражданской службы как профессиональной служебной деятельности. Двойственный подход к присвоению классных чинов нивелирует и само значение понятия «классный чин» как правовой категории, превращает его в показатель выслуги лет (срока прохождения в соответствующем классном чине или стажа гражданской службы), а устанавливаемый и начисляемый оклад за классный чин в выплату, тождественную ежемесячной надбавке к должностному окладу за выслугу лет (при присвоении классного чина без сдачи квалификационного экзамена).
Это обусловливает необходимость выработки и нормативного правового закрепления правила о присвоении гражданским служащим классных чинов по результатам сдачи ими квалификационного экзамена, за исключением случаев их присвоения за особые отличия в гражданской службе. Данное правило, закрепленное и в законодательстве большинства европейских стран, позволит не только придать классному чину его историческое значение - показателя должностного положения и профессионального уровня его носителя, но и создать необходимые предпосылки для карьерного продвижения гражданских служащих по лестнице классных чинов. Его практическая реализация позволит обеспечить и исполнение одного из основных принципов гражданской службы - профессионализма и компетентности гражданских служащих (п. 4. ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Практическая значимость работы определяется тем, что выводы и предложения, сформулированные в диссертации, представлены в виде конкретных практических рекомендаций. Они непосредственно могут быть использованы в практической деятельности государственных органов по совершенствованию и упорядочению регламентации административно-правовых процедур прохождения гражданской службы.
Апробация научного исследования. Работа выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре административного права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. Научные положения и выводы, сформулированные в магистерском исследовании, нашли свое отражение в двух научных публикациях автора:
Устина А. В. К понятию государственной службы// Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: сборник статей Международной научно - практической конференции (23 ноября 2017 г, г. Омск). - Уфа: Омега Сайнс, 2017. - С. 194.
Устина А. В. К вопросу о прохождении государственной гражданской службы // Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: сборник статей Международной научно - практической конференции (23 ноября 2017 г, г. Омск). - Уфа: Омега Сайнс, 2017. - С. 196.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.
1. Прохождение государственной службы в теории административного права и в законодательстве рассматривается как в «широком», так и «узком» значениях. Существующие подходы к определению данного понятия обусловили необходимость рассмотрения вопроса о предмете правового регулирования отношений в сфере гражданской службы. Его изучение позволило автору обосновать точку зрения о том, что предмет рассматриваемых отношений включает в себя собственно отношения по прохождению гражданской службы и иные, непосредственно связанные с ними отношения по прохождению гражданской службы. При этом к числу последних автором отнесены отношения, например, связанные с поступлением граждан на гражданскую службу, дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих, замещению гражданскими служащими других должностей гражданской службы, государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о гражданской службе, разрешению индивидуальных служебных споров на гражданской службе.
2. Эффективность профессиональной служебной деятельности гражданских служащих во многом зависит от качества нормативной правовой регламентации каждого из элементов прохождения гражданской службы - административных процедур ее прохождения.
3. По результатам комплексного анализа отношений в сфере гражданской службы предлагается разделить административные процедуры прохождения гражданской службы по группам.
4. Должностной регламент, утверждаемый представителем нанимателя, представляет собой организационно-распорядительный документ, регламентирующий содержание и результаты профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по замещаемой им должности гражданской службы.
5. В целях совершенствования правового механизма назначения на должность гражданской службы необходимо:
1) исключить следующие основания назначения на должность гражданской службы без проведения конкурса:
- предусмотренные ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ:
- назначение на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» в связи с его избыточностью, при наличии законодательно предусмотренного основания назначения на должность гражданской службы - заключение срочного служебного контракта;
- назначение на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну в связи с отсутствием объективных причин для не проведения конкурса;
- предусмотренное ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ - назначение по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители» или «помощники (советники)» в связи с тем, что данное основание не гарантирует гражданскому служащему, замещавшему должность гражданской службы, относящейся к одной из вышеуказанных категорий, его назначение на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы и нарушает право на равный доступ к гражданской службе иных граждан, которые могли бы выразить желание по ее прохождению;
2) ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ дополнить следующими основаниями назначения на должность гражданской службы без проведения конкурса:
- назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях его перевода на иную должность гражданской службы в том же государственном органе, либо перевода гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другой государственный орган, либо перевода гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом;
- назначение гражданского служащего на нижестоящую должность гражданской службы по результатам аттестации.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Международный Пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
- 1994. - № 12. - С. 5-11.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32, ст. 3301.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002.- № 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Закон РСФСР от 9 декабря 1971 г. «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. - 1971. - № 50, ст. 1007 .
6. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Рос. газета. - 1992. - 29 июля.
7. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 9, ст. 328.
8. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 31, ст. 2990.
9. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30, ст. 3586.
10. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22, ст. 2063.
11. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31, ст. 3215.
12. Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. № 322-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 51, ст. 6159.
13. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 29, ст. 4295.
14. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. № 353 «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 11, ст. 1036.
15. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г.
№ 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения
государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 33, ст. 3196.
16. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 6, ст. 437.
17. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 6, ст. 438.
18. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 6, ст. 439.
19. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 6, ст. 440.
20. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г.
№ 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении
государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 8, ст. 629.
21. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г.
№ 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной
гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 40, ст. 4017.
22. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 1, ст. 118.
23. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 11, ст. 1280.
24. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 38, ст. 5604.
25. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 126 «Об организации и проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации» // Бюллетень актов по судебной системе. - 2013. - № 9.
Научная и учебная литература
26. Административное право России / Под ред. П.И. Кононова,
B. Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009. - 687 с.
27. Административный процесс: Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. М.А. Штатиной. - М.: Юрайт, 2014. - 364 с.
28. Алексеев, С.С. Проблемы теории права: Курс лекций в 2-х томах /
C. С. Алексеев. - Т. 1. - Свердловск: Свердловский юридический институт, 1972. - 396 с.
29. Анисимова, Т.В. Институт аттестации государственных служащих в административном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Анисимова Татьяна Владимировна. - М., 2010. - 25 с.
30. Антошина, Н.М. Проблемы и перспективы реализации
государственной кадровой политики в сфере государственной гражданской службы / Н.М. Антошина // Вестник Поволжской академии государственной службы. Научный журнал. - 2009. - № 4 (21). - С. 4-8.
31. Антошина, Н.М. Формирование кадрового состава
государственной гражданской службы / Н.М. Антошина // Власть. - 2009. - № 4. - С. 8-10.
32. Артюхов, В.С. Некоторые проблемные аспекты замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации /
B. С. Артюхов // Вестник Омского юридического института. - № 1 (12). - 2010. - С. 16-18.
33. Артюхов, В.С. О гарантиях обеспечения равного доступа граждан к замещению младших должностей государственной службы / В.С. Артюхов, И.А. Косицин // Актуальные вопросы публичного права. - 2015. - № 2 (32). -
C. 3-9.
34. Борщевский, Г.А. Реформирование государственной службы: промежуточные итоги и перспективы / Г.А. Борщевский // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 2. - С. 65-85.
35. Брагинский, М.И. Договорное право. Общие положения. (Книга 1) / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2011. - 847 с.
36. Булгаков, С.Н. Аттестация государственных гражданских служащих Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.0014 / Булгаков Сергей Николаевич. - М., 2013. - 25 с.
37. Булгаков, С.Н. Право государственных гражданских служащих на обжалование результатов аттестации / С.Н. Булгаков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». - 2010. - № 1. - С. 348-358.
38. Бушуева, И.П. Карьера в государственной гражданской службе: прошлое, настоящее, будущее / И.П. Бушуева, Н.Н. Богдан, В.Е. Зубов // Управленческое консультирование. - 2014. - № 7 (67). - С. 7-19.
39. Гришковец А.А. Должность гражданской службы (некоторые проблемы статуса) / А.А. Гришковец // Административное право и процесс. - 2012. - № 6. - С. 14-16.
40. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: регламентация труда /
A. Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.
41. Козбаненко, В.А. Правовой статус государственного гражданского служащего: структура и содержание: Монография / А.А. Козбаненко. - М.: ИПК госслужбы, 2003. - 140 с.
42. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред.
B. А. Козбаненко (Председатель редакционного совета Д.А. Медведев). - СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. - 576 с.
43. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - М. Юстицинформ, 2006. - 325 с.
44. Кононов, П.И. Административное право. Общая часть / П.И. Кононов. - Киров, 2002. - 416 с.
45. Лапа, Е.П. Вопросы реформирования государственной службы Российской Федерации: о возможности применения опыта Германии / Е.П. Лапа // Сибирский юридический вестник. - 2010. - № 3 (50). - С. 34-50.
46. Магомедов, К.О. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика / К.О. Магомедов, А.И. Турчинов // Информационно - аналитические материалы. - Ульяновск: Печатный двор, 2012. - 124 с.
47. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н.И. Матузов. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2004. - 512 с.
48. Махов, Е.Н. Инновационная культура в кадровой сфере / Е.Н. Махов. - М.: Евразия+, 2005. - 267 с.
49. Морозова, О.В. Административные процедуры в РФ, США, ФРГ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Морозова Ольга Владимировна.
- М., 2010. - 26 с.
50. Организация и проведение аттестации государственных служащих (Методические основы): Учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Е.Д. Катульского, Ю.М. Забродина, А.Ф. Зубковой. - М., 1997. - 326 с.
51. Осин, А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта / А.А. Осин // Трудовое право. - 2007. - № 5. -С. 63-73.
52. Охотский, Е.В. Управление персоналом государственной службы / Е.В. Охотский. - М.: РАГС, 1997. - 536 с.
53. Полетаев, Ю.Н. Правовое положение государственных
гражданских служащих в сфере труда / Ю.Н. Полетаев. - М.:
ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. - 192 с.
54. Правовое обеспечение государственной службы в зарубежных
странах: Учеб. пособие. В трех частях. Часть первая: Французская
Республика. Федеративная Республика Германия / Общ. ред. И.Н. Барциц, отв. ред. А.А. Демин. - М.: РАГС, 2005. - 260 с.
55. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. И.Н. Барцица. - М.: РАГС, 2007. - 560 с.
56. Сергеева, Г. Законодательные аспекты повышения эффективности государственной службы / Г. Сергеева // Государственная служба. - 2011. - № 1. - С. 10-13.
57. Синягин, Ю. Диагностика и развитие личностно¬профессионального ресурса / Ю. Синягин // Государственная служба. - 2010.
- № 6. - С. 12-13.
58. Солдатов, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Солдатов, В.А. Мельников. - Ростов на/Д: Феникс, 2006. - 347 с.
59. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция / Ю.Н. Старилов. - М.: НОРМА, 2002. - 600 с.
60. Старилов, Ю.Н. От административной юстиции к административному судопроизводству. Серия «Юбилеи, конференции, форумы» / Ю.Н. Старилов. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. Вып. 1. - 144 с.
61. Старилов, Ю.Н. Служебное право / Ю.Н. Старилов. - М.: БЕК, 1996. - 698 с.
62. Технологии кадровой работы в органах государственной власти: метод. комплекс. Ч. 1 / под общ. ред. Е.А. Бойко. - Новосибирск: СибАГС, 2006. - 300 с.
63. Тихомиров, Ю.А. Управление на основе права / Ю.А. Тихомиров. - М.: Формула права, 2007. - 484 с.
64. Халилова, Т.В. Государственная и муниципальная служба: тексты лекций / Т.В. Халилова. - Казань: КНИТУ, 2013. - 359 с.
65. Чаннов, С.Е. Административно-правовая модель регулирования служебных отношений в Российской Федерации: понятие и основные черты: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.0014 / Чаннов Сергей Евгеньевич. - Саратов, 2010. - 47 с.
66. Черепанов, В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб пособие для студентов вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. - 575 с.
67. Чиканова, Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики / Л.А. Чиканова // Журнал российского права. - 2005. - № 4. - С. 61-74.
68. Шелкоплясова, Г.С. Эффективность и результативность - основные показатели профессиональной деятельности государственных гражданских служащих / Г.С. Шелкоплясова, А.Д. Шелкоплясов // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2009. - № 9. - С. 9-16.
69. Шныренкова, Л. Стандарты совершенства или разработка критериев оценки деятельности персонала / Л. Шныренкова // Управление персоналом. - 2005. - № 14. - С. 56-61.
70. Яковенко, О.В. Правовая процедура: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Яковенко Ольга Владимировна. - Саратов, 1999. - 21 с.
Интернет-ресурсы
71. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 ноября 2006 г. № 793 «О должностных регламентах федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Минздравсоцразвития России» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
72. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 198 «О Примерном должностном регламенте государственного гражданского служащего загранаппарата Минэкономразвития России» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
73. Приказ Росстата от 17 сентября 2008 г. № 229 «О примерных таблицах соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».
74. Приказ ФТС РФ от 22 декабря 2010 г. № 2534 «Об утверждении состава конкурсной комиссии центрального аппарата ФТС России по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в центральном аппарате ФТС России» [электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».