ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КВИЛЛИНГА) 8
1.1. Понятие «творчество» и «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного
возраста 17
1.3. Продуктивная деятельность как одно из направлений развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КВИЛЛИНГА) 38
2.1.Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 42
2.3. Рекомендации для педагогов по использованию продуктивных видов
деятельности (на примере квиллинга) для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 51
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Актуальность. ФГОС ДО направляет деятельность педагогов на развитие инициативы и творческих способностей у дошкольников на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (изобразительной деятельности, конструирования). Решение задач художественно-эстетического развития детей направлено прежде всего на приобретение опыта в таких видах деятельности, как конструирование из различных материалов, в том числе бумаги, и изобразительной деятельности. К целевым ориентирам дошкольного образования, в том числе, относят и творческие способности ребенка, которые проявляются в рисовании, лепке, аппликации и т.д. Ребенок должен научиться наблюдать, экспериментировать, обладать развитым изображением и фантазией. Именно такой ребенок будет уверен в своих силах, открыт внешнему миру, способен взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.
Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его
развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика совместной деятельности педагога с детьми изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость изобразительной деятельности в детском саду для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность представляет собой вид продуктивной деятельности.
создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Поэтому поиск путей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности предполагает использование нетрадиционных техник, привлекательных для данного возрастного периода.
Анализ состояния проблемы позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, методов, форм и средств, а также педагогических условий для успешной социализации дошкольников средствами продуктивной деятельности. Вместе с тем в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для такого
исследования. Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных
образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешного решения поставленной проблемы.
Объектом исследования выступают творческие способности детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Предмет исследования - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности (на примере квиллинга).
Цель исследования - использование возможностей продуктивной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
успешным при условии использования возможности продуктивной деятельности, включающей нетрадиционную технику квиллинга.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Рассмотреть особенности развития творческих способностей детей в продуктивной деятельности.
3) Проанализировать возможности занятий квиллингом в развитии творческих способностей старших дошкольников.
4) Провести экспериментальное изучение развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
5) Разработать и апробировать перспективный план работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности (на примере квиллинга).
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез по проблеме исследования, обобщение, классификация);
- эмпирические (диагностические методики, метод статистической обработки данных).
Методологической основой исследования. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, такие как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж.Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Дж. Гилфорд, Э.П.Торренс, П.А. Рудик и др., подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Продуктивая деятельность исследовалась А.С. Макаренко, К.Д. Ушинским, Л.А. Парембской, Я.З.
Неверович, А.В. Бакушинским, В.С. Кузиным, Н.М. Конышевой, Л.А. Парамоновой, Б.П. Юсовым, В.Б. Хозиевым и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть, использованы в воспитательном процессе практическими работниками ДОУ.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ №10 «Чишма» г. Мензелинск. В исследовании принимали участие дети в возрасте 5-6 лет в количестве 50 респондентов. Выборка было разделена на контрольную и экспериментальную группы по 25 респондентов в каждой.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС дошкольного образования нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольном учреждении.
Занятия по изо включают все виды продуктивной деятельности, способствующие развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологические аспекты: личностный и процессуальный. Оно
предполагает наличие у личности задатков, способностей, знаний, умений, а также мотивов, благодаря которым создается творение, отличающееся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.
Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления творчества.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
Продуктивная деятельность — это конструкторская деятельность, рисование или изобразительная деятельность, лепка, аппликационная деятельность и некоторые другие.
Продукт, получаемый ребенком, показывает, как малыш относится к окружающему его миру, какое эмоциональное состояние у ребенка.
Также по созданным продуктам можно определить, какие когнитивные навыки и личностные качества у ребенка развиты, а над которыми еще надо поработать.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные техники.
Одним из видов продуктивной деятельности, которая активно сегодня используется в дошкольных учреждениях, является квиллинг. Это простой
и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.
Целью нашего исследования являлось использование возможностей продуктивной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами была выдвинута следующая гипотеза - процесс развития творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности будет успешным при условии использования возможностей продуктивной деятельности, включающей нетрадиционную технику квиллинга.
В исследовании принимали участие воспитанники МБДОУ №10 «Чишма» г. Мензелинск, дети в возрасте 5-6 лет. Выборка была разделена на контрольную и экспериментальную группы по 25 респондентов в каждой.
Исследование проводилось в 4 этапа:
На 1 этапе нашего исследования было проведена диагностика по выявлению начального уровня сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе нашего исследования был проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе была проведена диагностика по выявлению полученного уровня сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента. Сравнительный анализ диагностических данных.
Для подтверждения статистической значимости нашего гипотеза. Величина расчетного коэффициента в контрольной группе попала в зону неопределенности - скорее всего изменения в творческих способностях у респондентов в контрольной группе были связаны с естественным взрослением дошкольников и приобретением ими дополнительных способностей.
Из этого следует, что наша гипотеза - процесс развития творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности будет успешным при условии использования возможностей продуктивной деятельности, включающей нетрадиционную технику квиллинга, была подтверждена.
На 4 этапе нами были составлены рекомендации для педагогов по использованию продуктивных видов деятельности (на примере квиллинга) для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.
2. Андреева, Г.М. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект пресс, 2011.
3. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2015. №10. с.29-31.
4. Ашиков В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание. - 2015. - №4 - С. 3-5
5. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольников// Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сб/ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детсво-Пресс, 2007, с 3-15.
6. Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Педагогические основы развития социальной активности старших дошкольников в пространстве современного детского сада // Инновационные процессы в дошкольном образовании (сборник научных статей). СПб, 2012. С. 32 - 40
7. Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное развитие детей 6 - 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
8. Бодалёв А.А. Психология личности. - М., 1988.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
10. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.,Прайм-Еврознак, 2007 г.
11. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество.- М., 1969.
12. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников книга.// М., 2012.
13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. - 2-е изд. // М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
14. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999г.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.
16. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития. - М., 1996.
17. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Общение с ребенком. - М., 2005.
19. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности. - Екатеринбург, 1992.
20. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1999, кн.1 - 490 с.
21. Горбунова Г.А. Психологические факторы развития у дошкольников изобразительного творчества // Дошкольная педагогика. 2008. №1. С. 55 - 57.
22. Давидович, В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Дис. канд. пед. наук. // М., 1994. - 166 с.
23. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 160с.
24. Детская практическая психология / Под редакцией Т.Д. Марцинковского. - 2011.
25. Джанет Уилсон. Цветы из бумажных лент. Изд. группа «Контент», 2014. - 140 с.
26. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2012.
27. Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал - 1991. - № 2.
28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком., 1999.
29. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2014. - 160 с.
30. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - М. 1985.
31. Завалишина Д. Н. Творческий аспект практического мышления // Психологический журнал. - 1991. - № 2.
32. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - Ростов-на/Д.: Феникс, 1999.
33. Кащенко В.П. Исключительные дети. - М., 1926.
34. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. // М. : Изд. Центр «Академия», 2008. - 160 с.
35. Коллективная изобразительная деятельность - одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3-7 лет / Мирошкина Р.А.//Магнитогорск, 1982. - 35 с.
36. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. A.A. Грибовской.// М.: ТЦ Сфера, 2011. - 114 с.
37. Коломийченко, Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования :автореф. дисс. докт. пед. наук / Л.В. Коломийченко. //Челябинск, 2008. - 46 с.
38. Комарова Т.С., Савенков А.И.Коллективное творчество детей.// М., Российское педагогическое агенство, 2010.
39. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., Педагогика, 1988, 264 с.
40. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения.- М.: 1989.
41. Котова Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
42. Кравцова, Е, Бережковская Е Ребенок внутри общения. // Дошкольное образование. 2005, № 3.
43. Кравцова, Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 11. - С. 73-78.
44. Кузнецова Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2011.
45. Лапланш, Ж., Понталис, Ж.Б. Словарь по психоанализу / Ж. Ла - планш, Ж.-Б. Понталис. - М., 1996.
46. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1960.
47. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.:МОДЭК, 1997. - 448 с.
48. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.
49. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии. - М.: Наука, 1984.
50. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192с.
51. Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность воспитателя с воспитанниками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В.Я. Ляудис. М., 2011. С.64-73
52. Малков В.И. Бумажные фантазии. - М.: Просвещение, 2012.
53. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. - М., 1989.
54. Морозов А.В. Основы психологии. Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2005.
55. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999. - 456с.
56. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1998.
57. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления.: Перевод с англ.- Минск: Попурри, 1996. - 240с.
58. Нищева Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
59. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
60. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1997.
61. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982.-96с.
62. Психологические исследования творческой деятельности / Под редакцией Тихомирова О.К., М. Наука, 1975, 256 стр.
63. Психология и педагогика игры дошкольника / Под редакцией А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1966.
64. Психология одаренности: от теории к практике / Под редакцией Д. В. Ушакова. - М., 2000.
65. Развитие и диагностика способностей / Под редакцией В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. - М., 1991.
66. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
67. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., Академия, 2004.
68. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М., 1994.
69. Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2. - С. 60.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое издание).
71. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
72. Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.
73. Чернецкая Л.В. Развитие творческих способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.// Феникс, 2010. 15 - 56с.
74. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. // М. Владос, 2000.
75. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004.