Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой механизм проведения должного поиска владельцев прав на произведение

Работа №61565

Тип работы

Рефераты

Предмет

юриспруденция

Объем работы27
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие сиротского произведения, определение оценочных критериев в механизме поиска авторов произведения
1.1. Определение сиротского произведения 6
1.2. Сравнительно-правовой анализ понятий добросовестного проведения должного
поиска авторов произведений и разумности и достаточности мер по установлению правообладателей включаемых в реестр произведений 10
Глава 2. Порядок выполнения должного поиска владельцев прав на произведение
2.1. Изучение источников 13
2.2. Учет действий по производимому должному поиску и создание реестра сиротских
произведений 17
Заключение 22
Список источников

Сиротские произведения (orphan works) - распространенный термин, обозначающий произведения, обладателя авторских прав которых не удалось установить или обладатель которых не может быть обнаружен. Сами по себе сиротские произведения - прекрасный пример того, как не работает современная система авторского права: она исходит из того, что автор у произведения всегда есть и он всегда способен распоряжаться своим правом в отношении своего произведения. В реальности, однако, автор у произведения, конечно, есть, точнее, был, но уже невозможно найти ни его, ни кого бы то ни было, кто бы мог распорядиться созданным им произведением, несмотря на то, что срок охраны прав автора на произведение ещё не истёк. По оценкам экспертов, до 70% книг в каталогах крупнейших мировых библиотек относятся именной к такой категории.1 В частности, по приблизительным оценкам Британской библиотеки, 40% защищенных авторским правом произведений в ее коллекции - 150 млн произведений в общей сложности - являются сиротскими. Вместе с тем, по оценкам Центра по изучению общественного достояния в Юридической школе университета Дюка, сиротские произведения, возможно, составляют большинство материалов о культуре XX века. Движение в сторону решения этой проблемы - один из основных трендов развития авторского права в последние годы. Свидетельство тому - Директива 2012/28/EU Европарламента от 25 октября 2012 «О разрешенном использовании сиротских произведений». Директива задает границы и принципы для разработки и принятия законов отдельными странами-членами Евросоюза. Отдельные её положения актуальны и для России - об этом свидетельствует подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций, прошедший обсуждение и получивший одобрение в Открытом правительстве, проект Федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами)».
Актуальность темы исследования, заключается в наметившейся перспективе развития института перевода в общественное достояние сиротских произведений в России, неотъемлемой частью которой, посредством создания специального реестра, выступает поиск правообладателей таких произведений. Законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами)» предусматривает добавление к Гражданскому кодексу РФ ст. 1282 (1) «Реестр произведений, признанных сиротскими, а также произведений, перешедших в общественное достояние». Законопроект впервые дает корректное юридическое определение сиротских произведений как «произведений, обладателей авторских прав которых не удалось установить или обладатели которых не могут быть обнаружены, несмотря на проведение должного поиска», то есть «разумных и достаточных мер по установлению правообладателей включаемых в реестр произведений», перечень которых и «порядок их осуществления могут быть установлены постановлением Правительства Российской Федерации». В связи с отсутствием в России практики в данной сфере правоприменения и малой изученностью указанной проблемы в литературе, в рамках данного исследования представляется актуальной сравнительно-правовая характеристика положений о реестре сиротских произведений, содержащих оценочные категории с положениями Директивы 2012/28/ЕС, регулирующей сходные правоотношения.
Объектом исследования в работе выступают правоотношения, возникающие при проведения должного поиска владельцев прав на произведение.
Предметом исследования являются нормы Директивы Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2012 года 2012/28/EU «Об определенных случаях разрешенного использования сиротских произведений» и российского проекта Федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами)»
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать в рамках данной работы международный и отечественный правовой опыт в установлении проведения должного поиска владельцев прав на произведение и, исходя из них, сформулировать некоторые перспективные направления совершенствования законодательства в данной сфере.
Для достижения указанной цели в данной работе ставятся следующие задачи:
• Рассмотреть понятие сиротского произведения;
• Провести сравнительно-правовой анализ понятий добросовестного проведения должного поиска авторов произведений и разумности и достаточности мер по установлению правообладателей включаемых в реестр произведений;
• Изучить правовой механизм установления источников поиска;
• Рассмотреть учёт действий по производимому должному поиску.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, рассмотрев понятие сиротского произведения, мы пришли к выводу, что в соответствие со статьёй 2 Директивы Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2012 года 2012/28/EU «Об определенных случаях разрешенного использования сиротских произведений» сиротским произведением (orphan works) признаётся произведение или фонограмма, если ни один обладатель прав на такое произведение или фонограмму не установлен или, если один или несколько из них установлены, ни один не может быть обнаружен, несмотря на проведение должного поиска правообладателя, который был осуществлен и зафиксирован. Законопроект о поправках в Гражданский кодекс РФ, подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций, прошедший обсуждение и получивший одобрение в Открытом правительстве, предусматривает включение в ГК РФ ст. 1282 (1) «Реестр произведений, признанных сиротскими, а также произведений, перешедших в общественное достояние». Законопроект в п. 4 ст. 1282 (1) впервые дает корректное юридическое определение сиротских произведений как «произведений, обладателей авторских прав которых не удалось установить или обладатели которых не могут быть обнаружены, несмотря на проведение должного поиска», то есть «разумных и достаточных мер по установлению правообладателей включаемых в реестр произведений», перечень которых и «порядок их осуществления могут быть установлены постановлением Правительства Российской Федерации».
Проводя сравнительно-правовой анализ понятий добросовестного проведения должного поиска авторов произведений и разумности и достаточности мер по установлению правообладателей включаемых в реестр произведений, мы выяснили, что оба документа апеллируют к схожим по юридико-лингвистической нагрузке понятиям «добросовестного проведения должного поиска сиротских произведений» и термином «разумности и достаточности мер по установлению правообладателей включаемых в реестр произведений». Мы установили, что в соотношении с понятием «добросовестность» категория «разумность» является более узкой и определяется как основанный на добросовестности баланс своих и чужих интересов, т.е. осмысленность субъектом своего поведения, предполагающая наличие соответствующего опыта. Таким образом, при осуществлении поиска авторов сиротских произведений, принцип разумности и добросовестности будет означать меру возможного поведения субъекта поиска. Понятия «должного поиска» и «достаточности мер» на наш взгляд, напротив, изложены в рассматриваемых нормативно-правовых актах и чётко определены границами необходимого поведения субъекта поиска и определяются в ст. 3 Директивы 2012/28/ЕС и в ст. п. 4 ст. 1282 (1) законопроекта Минкомсвязи. Вместе с тем, мы пришли к выводу, что предлагаемая формулировка законопроекта в той части, что перечни разумных и достаточных мер «могут быть установлены законом» является коррупциогенным фактором и представляет органу-субъекту принятия такого решения широкие дискреционные полномочия. По нашему мнению, это недопустимо. Представляется необходимым внести поправку в данный законопроект в этой части, изложив указанную норму в следующей редакции: «перечень разумных и достаточных мер и порядок их осуществления устанавливаются законом».
Изучая правовой механизм установления источников поиска, мы заключили, что источники надлежащего поиска выступают одним из ключевых оснований поиска правообладателя произведения, являющихся основанием для признания его добросовестно и должно проведённым. Правила, установленные в ст. 3 Директива 2012/28/ЕС и приложении, которое составляет неотъемлемую часть данной директивы, подробно регламентируют процесс надлежащего поиска. Документ также даёт перечень источников, подлежащих обязательному включению в национальные законодательства стран ЕС.
Рассматривая механизм учёта действий по производимому поиску, мы сделали вывод, что он является вторым основанием добросовестного проведения должного поиска правообладателей произведения, чей автор неизвестен. Согласно п. 5 ст. Директива 2012/28/ЕС, государства-члены ЕС обеспечат, чтобы организации, указанные в Статье 1(1), вели записи о произведенном ими должном поиске и предоставляли уполномоченным национальным органам соответствующую информацию. Вместе с тем, государства-члены ЕС должны принять необходимые меры по обеспечению фиксации результатов должных поисков в единой общедоступной онлайновой базе данных. Законопроект Минкомсвязи в статье 1282 (1) так же устанавливает необходимость создания реестра произведений. Несмотря на отрицательное заключение экспертов, идея формирования в России реестра сиротских произведений является на наш взгляд очень важным и решительным шагом на пути к реализации должного правового механизма в отношении установления режима сиротских произведений. В конечном итоге, ключевым условием реализации проекта, по нашему мнению, должно стать формирование реестра в режиме открытого доступа с минимальными требованиями к авторам при заявлении прав на произведения, общими требованиями для владельцев прав на коллекции и процедурой эффективного арбитража для решения сложных и спорных ситуаций без судебной волокиты и лишних расходов.



1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51 -ФЗ (ред. от 23.05.2016) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
2. Директива Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2012 года 2012/28/EU об определенных случаях разрешенного использования сиротских произведений // Lex Digital Blog: http://lexdigital.ru/2012/070/ (21.05.2016)
3. Засурский И.И. Современные инструменты регистрации и идентификации в сети интернет произведений в сфере культуры, науки и образования / Сергеев М., Семячкин Д. - Москва, 2015. - 270с.
4. Костюк К. Н. Проблема введения сиротских произведений в пространство легального рынка электронных книг. // Библиотечное дело. - 2013. - N8. - с. 194
5. Леанович Е.Б. Развитие правового регулирования в отношении сиротских произведений в Европейском союзе // Актуальные проблемы международного публичного и международного частного права: сб. науч. тр. - №5. - 2013. - c. 205-214
6. Симанович Л.Н. Добросовестность и разумность в гражданском праве // Учёные труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. - 2012. - №2 (25). - с. 80-83
7. О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами) // Торгово-промышленная палата Российской Федерации: http://tpprf.ru/ru/(21.05.2016)
8. О позиции РАО на законопроект «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами)», подготовленный Минком связи России // Российское авторское общество: url: http://www.rao.ru (24.05.2016)
9. Сиротские произведения в России: Статус, пути решения проблемы // Общественное достояние: url:http://nooregistry.ru/(23.05.2016)
10. Presenting the ARROW system/DEMO // ARROW. - url:http://www.arrow-net.eu (24.05.2016)
11. Europeana Music // Europeana collections. - url :http://www.europeana.eu (24.05.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ