ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛГОРОДСКОЙ ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТЫ 8
§ 1. Причины строительства 8
§ 2. Характеристика основных пунктов их функционирование 14
ГЛАВА 2. ЯБЛОНОВСКОЙ И КОРОЧЕНСКИЙ УЧАСТКИ ЗАСЕЧНОЙ ЛИНИИ 43
§ 1. Строительство Яблоновского участка 43
§ 2. Корочанский участок 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность темы исследования. Задолго до появления Московского княжества оборонительные засеки существовали во многих странах. Но в силу необходимости на Руси они достигли небывалого масштаба. В исторических документах чаще упоминаются «засечные черты», прикрывавшие от вражеских набегов с юга.
Расширялись границы государства, и все дальше от Москвы строились новые укрепления. А.Яковлев в книге, изданной в 1916 году, отмечал: «Отдельные приемы возведения защитных укреплений были известны испокон веков, вырабатывались столетиями, но сцепить их в систему и придать засечной черте характер постоянного учреждения смогло только окончательно сложившееся и упрочившееся государство. Сомкнувшаяся в 60-х годах XVI в. «засечная черта», сраставшаяся десятилетиями, если не веками, собралась из укреплений, существовавших и раньше, но теперь приведенных в связную и сплошную систему, охрана и поддержание которой были сделаны повинностью всего населения государства вообще и близ лежащих уездов в особенности.
В XVI веке лесостепная территория между Московским государством и Крымским ханством называлась Диким полем, и была по большей части своей безлюдна. Через эти земли пролегали основные пути набегов крымских татар на Русь, эти пути назывались шляхами. Целью набегов крымских татар являлись грабежи и захват невольников. Работорговля, процветавшая в то время на территории Крыма, была значительным экономическим подспорьем для Крымского ханства. По подсчетам западного исследователя Алана Фишера, количество угнанных в рабство людей из русских земель по обе стороны границы составило на протяжении XIV-XVII веков около 3 миллионов человек. Это было значительной угрозой для Московского государства. Западнее же Дикого поля, по реке Ворскла, проходила граница Великого княжества Литовского (позднее - Речи Посполитой). Все это диктовало московским правителям необходимость закрепления южных рубежей своего государства.
Если строительство других участков черты освещено довольного хорошо, то Корочанский и Яблоновский участки Белгородской черты в системе обороны Русского государства в 17 веке описаны лишь в работе В.П. Загоровского «Белгородская черта» (1969) , местоположение некоторых острогов до сих пор не уточнено.
Историография. В отечественной историографии не так много источников, которые бы описывали историю строительства засечных черт в Русском государстве в целом, и Белгородской черты в частности. Первым фундаментальным трудом на эту тему можно считать работу А.И. Яковлева «Засечная черта Московского государства в XVII в.» , изданную в 1916 году. Автор довольно подробно, опираясь на архивные документы, описывает строительство оборонительных сооружений в Московском государстве, рассмотрена и история создания Белгородской засечной черты. Вторым фундаментальным трудом, который описывает непосредственно создание Белгородской линии, является работа В.П. Загоровского «Белгородская черта» . Этот труд содержит много детальных описаний самого процесса строительства, указание местоположения оборонительных узлов, обширные статистические данные. Этому же автору принадлежат такие работы как «Изюмская черта» (1980) , «История вхождения центрального черноземья в состав Российского государства в XVI в. (1990) , «Некоторые особенности колонизационного процесса южной окраины России в XVII в. и его периодизация» (1969) , в которых также содержаться сведения об истории строительства засечных черт.
Опыт строительства засечных линий на юго-востоке Московского государства в указанный период также описывается в работе М.Ю. Зенченко «Южное российское порубежье в конце XVI - начале XVII в. (опыт государственного строительства)» .
Из современных исследований можно назвать диссертацию Д.А. Карпова «Укрепленные пункты юго-западного порубежья Московского государства в XVI - середине XVII века» (2009), истории возникновения отдельных оборонительных крепостей посвящены исследования И.П. Бабина, М.М. Озерова, В.М. Сляднева; А.И. Гамаюнова и др.
Отдельные аспекты строительства и обеспечения Белгородской черты рассмотрены в работах А.И. Вождаева , Е.И. Глазатовой, А.С. Ракитина др.
Обзор источников. В качестве основных исторических источников выступили Акты Московского государства (АМГ), публикация документов по политической и военной истории России в 3-х тт. .
Хронологические рамки исследования охватывают XVII век.
Географические рамки исследования охватывают территорию Белгородской засечной черты, в частности её Корочанского и Яблоновского участков.
Объект исследования - строительство Белгородской засечной черты.
Предмет исследования - Корочанский и Яблоновский участки Белгородской черты в системе обороны Русского государства в XVII веке.
Цель исследования - рассмотреть Корочанский и Яблоновский участки Белгородской черты в системе обороны Русского государства в XVII веке.
Задачи исследования:
1) Изучить предпосылки создания Белгородской засечной черты.
2) Охарактеризовать основные оборонные центры.
3) Изучить историю создания Корочанского участка.
4) Изучить историю Яблоновского участка.
Методы исследования. Комплексный характер работы предполагает использование таких общенаучных методов исследования, таких как синтез, анализ, индукция, дедукция, восхождение от конкретного к общему.
Вместе с общенаучными методами, применялись и специфические методы исторического исследования. Историко-типологический и близкий к нему сравнительно-исторический метод, помогающий раскрыть тождество и различие, понять единичное, особенное и общее однотипных и нетипичных фактов в одинаковых исторических условиях или тех же фактов в разных, но совпадающих или различных по времени условиях.
Научная новизна исследования. В работе систематизированы сведения об Корочанском и Яблоновском участках Белгородской черты в системе обороны Русского государства в XVII веке, выдвинуты предположения о местонахождении некоторых оборонительных сооружений.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по истории Белгородской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, источников и исследования.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дается характеристика источников и литературы, определяется предмет и объект исследования, сформулированы основные цели и задачи работы, перечисляются методы, применяемые при исследовании выбранной темы.
В первой главе рассматриваются предпосылки строительства засечных черт в Московском государстве, дается характеристика основных оборонительных узлов.
Вторая глава посвящена изучению строительства Корочанского и Яблоновского участка Белгородской черты в системе обороны Русского государства в XVII веке.
В заключении поводятся итоги выпускной квалификационной работы.
Источники и исследования дают информацию по работам которые были использованы для написания работы.
Город Яблонов был построен на Изюмском шляху в 1637 году для защиты южных рубежей Московского государства от набегов крымских и ногайских татар Города Яблонов и Короча в системе оборонительной линии были построены на первом этапе строительства, вслед за городом Козловым (ныне Мичуринск). После указа царя Михаила Фёдоровича Романова о строительстве городов-крепостей Яблонова и Корочи по причине малочисленности служивого населения в Корочанском стане и трудностей в обороне южных границ, по решению царской думы и разрядного приказа на Изюмскую сакму пришли 2000 московских стрельцов под руководством стольника Андрея Васильевича Бутурлина. Очень быстро Яблонов стал одним из наиболее укрепленных городов на Белгородской черте, со строительством города Яблонова образовывается Яблоновский участок Белгородской оборонительной черты. Он на 40-километровом расстоянии прочно закрывал путь врагам и не давал им проникнуть вглубь России. Кроме этого, образовывается Яблоновский уезд, который изменил контуры Белгородского уезда.
Яблонов имел трехлинейную систему обороны: Яблоновский вал с земляным городком, вал земляного города и деревянные укрепления внутреннего острога. Древняя Короча в системе Белгородской оборонительной черты была построена шестым по счету городом после Белгорода, Козлова, Бельского, Челнового и Яблонова и относилась к типу городов с рублеными стенами, которые были образованы соединением прямоугольных срубов - клетей.
Протяженность корочанского участка на оборонительной линии составляла около 35 километров. На 28 километрах он проходил по местности, почти неприступной для татар густым лесом на правом берегу реки Корочи и 7 км по земляному валу. Эти последние 7 километров были самой важной частью Корочанской военной зоны.
Сам город Короча был основан на высоком правом берегу реки Корочи (Белой горе) 9 июня 1637 года. Строительство города завершилось 24 июня 1638 года. Первоначально город был назван Красным городом на Короче, позже Корочей. Города Короча и Яблонов и участок между ними перекрыли Изюмский шлях и имели большую значимость в обороне. Изначально предполагалось, что здесь будет центр Белгородской черты. Короча и Яблонов были тесно связаны между собой. Они помогали друг другу в у и даже делились между собой оружием и боеприпасами. Они были соединены земляным валом, о своевременном ремонте которого заботились воеводы. Земляной вал являлся самым распространенным типом искусственных защитных сооружений. Обычно вал насыпался в наиболее опасных местах. Между Корочей и Яблоновым вал имел протяженность 14 километров, и высоту «две сажени без четверти» - 3,7 м. Это была наиболее высокая насыпь на Черте.
Местоположение Отскочного и Ивицкого острожков на сегодняшний день не установлено. Упоминание Ивицкого острожка натолкнуло нас на мысль об его расположении в районе реки Ивица. Существует также одноименное село Ивица, которое вполне могло быть основано в районе расположения стоялого острожка.
1. Акты Московского государства (АМГ), публикация документов по политической и военной истории России / под ред. Н.А. Попова и Д.Я. Самоквасова: в 3-х тт. - Т. I—III - СПБ.: Тип. Императорской академии наук, 1890 — 1901.
II. Исследования
2. Ахмадуллин, Ш.А. Буинск: Страницы истории/ Ш.А. Ахмадуллин. — Казань: Татарское книжное издательство, 1991. — 137 с.
3. Бабин, И.П. Об основании города Обояни / И.П. Бабин, М.М. Озеров, В.М. Сляднев // Курский край. — 2011. — № 5. — С. 15—22.
4. Василенко, Д.В. Движение населения южной окраины России во второй половине XVII — начале XVIII вв. На материалах Центрального Черноземья: дисс. ... канд. наук: 07.00.02. / Д.В. Василенко. — Воронеж, 2003. — 191 с.
5. Вождаева, А.И. Участие курян в сторительстве Белгородской засечной черты / А.И. Вождаева // Курский край. — 2005. — №3—4. — С. 5—8.
6. Волков, В.А. Основные проблемы военной истории Русского государства конца XV — первой половины XVII вв.: дисс. . канд. наук: 07.00.02. / В.А. Волков. — М., 2005. — 438 с.
7. Галлямов, Р.Ф. Закамская засечная черта и первые русские поселения в Алексеевском крае / Р.Ф. Галлямов. // Алексеевский район. История и современность. — Казань: Матбугат йорты, 2000. — 279 с.
8. Гамаюнов, А.И. Лебедьянь в начале XVII в. / А.И. Гамаюнов // Исторический квартал. Иллюстрированный научно-популярный альманах историко-культурного наследия Липецкого края. — Липецк: Древлехранилище, 2013. — 239 с.
9. Глазатова, Е.А., Ракитин А.С. Сокольские драгуны на
Белгородской черте. Сказки о количестве поместной земли (1646 г.)
/ Е.А. Глазатова, А.С. Ракитин // Записки Липецкого областного краеведческого общества. - Вып. 10. - Липецк: изд-во Липецкого областного краеведческого общества, 2013. - С. 149-164.
10. Гуркин, В.А. На берегах Русского Нила. История изучения территории Симбирского Поволжья / В.А. Гуркин. - М.: РАН, 2005. - 239 с.
11. Добычина, Е.В. «Пехота, посаженная на лошадей» / Е.В. Добычина // Военно-исторический журнал. - М., 2008. - № 8 (580). - С. 2-3.
12. Загоровский, В.П. Белгородская черта / В.П. Загоровский. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1969. - 304 с.
13. Загоровский, В.П. Изюмская черта / В.П. Загоровский. -
Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1980. - 200 с.
14. Загоровский, В.П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в XVI в. / В.П. Загоровский. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991. - 270 с.
15. Загоровский, В.П. Некоторые особенности колонизационного процесса южной окраины России в XVII в. и его периодизация / В.П. Загоровский // Из истории Воронежского края. - Вып. 3. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1969. - С. 83-93.
16. Зенченко, М.Ю. Южное российское порубежье в конце XVI - начале XVII в. (опыт государственного строительства) / М.Ю. Зенченко. - М.: Памятники исторической мысли. - 2008. - 224 с.
17. Зенченко, М.Ю. Южные уезды России в конце XVI - первой четверти XVII века: Формирование административно-территориального устройства: дисс. ... канд. наук: 07.00.02. / М.Ю. Зенченко. - М., 2005. - 265 с.
18. Иванин, М.И. Описание Закамских линий / М.И. Иванин // Вестник Императорского русского географического общества на 1851 г. Ч. 1. Кн. 1. - СПб., 1888. - 78 с.
19. Карпов, Д.А. Укрепленные пункты юго-западного порубежья Московского государства в XVI - середине XVII века: дисс. ... канд. наук: 07.00.02. / Д.А. Карпов. - Брянск, 2009. - 283 с.
20. Лаптева, Т.А. К вопросу о расширении социальной базы дворянского сословия в XVII в. (поверстание в дети боярские представителей других сословий) / Т.А. Лаптева // Отечественная история. - М., 2003. - № 5. - С. 81-96.
21. Лаптева, Т.А. Провинциальное дворянство России в XVII в. / Т.А. Лаптева. - М.: Древлехранилище, 2010. - 593 с.
22. Лимаров, А.И. Списки присягнувших из крестоприводной книги города Белгорода и уезда царю Алексею Михайловичу в 1645 г. Источники по генеалогии жителей Белгородской черты / А.И. Лимаров, Р.А. Сапелин. - Вып. 1. - Белгород: Крестьянское дело, 2008. - 121 с.
23. Ляпин, Д.А. Южнорусское пограничье в 1640-х-1650-х гг. / Д.А. Ляпин // Вопросы истории. - 2013. - № 3. - С. 53-64.
24. Ляпин, Д.А. Колонизация Юга России переселенцами с Малоросии в середине XVII века / Д.А. Ляпин // История в подробностях. -
2013. - № 10 (40). - С. 84-91.
25. Малов, А.В. Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории 1656-1671 гг. / А.В. Малов. - М.: Древлехранилище, 2006 - 359 с.
26. Мальцев, В.П. Борьба за Смоленск (XVI - XVII вв.) / В.П. Мальцев. - Смоленск: СМОЛГИЗ, 1940. - 54 с.
27. Мартынов, П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. Систематический сборник исторических сведений о городе Симбирске / П.Л. Мартынов. - Симбирск: изд. Симбир. губ. учен. арх. комис., 1898. - 148 с.
28. Миклашевский, И.Н. К истории хозяйственного быта Московского государства. Заселение и сельское хозяйство южных окраин XVII в. / И.Н. Миклашевский. - М.: Лань, 2013. - 313 с.
29. Молочников, А.М. Даточные ратные люди как архаичная категория вооруженных сил России в XVI - начале XVII в. / А.М. Молочников // Единорогъ. Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи средних веков и Раннего Нового времени. - Вып. 3. - М.: Русские Витязи, 2014. - С. 30-43.
30. Новосельский, А.А. Борьба Московского государства с татарами / А.А. Новосельский. - М.-Л.: изд-во Академии Наук СССР, 1948. - 452 с.
31. Павлов-Сильванский, Н.П. Государевы служилые люди.
Происхождение русского дворянства / Н.П. Павлов-Сильванский. - М.: Крафт+, 2000. - 288 с.
32. Паллас, П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи / П.С. Паллас. Ч. 1. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1809. - 116 с.
33. Папков, А.И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой. Конец XVI - первая половина XVII в. / А.И. Папков. - Белгород: Константа, 2004. - 351 с.
34. Проторчина, В.М. Заселение степной окраины Московского государства в конце XVI - первой половине XVII вв.: дисс. ... канд. наук: 07.00.02. / В.М. Проторчина. - Л., 1948. - 286 с.
35. Рощупкин, А.Ю. «Государево слово» и служилые казаки южных уездов Российского государства во второй четверти XVII в. / А.Ю. Рощупкин // Образ прошлого: историческое сознание и его эволюция. Материалы научной конференции молодых ученых. - Вып. 3. - Воронеж: Истоки, 2011. - С. 79-85.
36. Рощупкин, А.Ю. Из истории колонизации Юга России в конце XVI в. (набор казаков в Елец) / А.Ю. Рощупкин // Сборник научных работ студентов исторического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина. - Вып.6. - Елец: ЕГУ, 2007. - С. 13-17.
37. Рощупкин, А.Ю. Служилый человек южного пограничья России в конце XVI в. / А.Ю. Рощупкин // Образ прошлого: историческое сознание и его эволюция. Материалы научной конференции молодых ученых. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 103-109.
38. Скрынников, Р.Г. История Российская IX-XVII вв. / Р.Г. Скрынников. - М.: Весь мир, 1997. - 496 с.
39. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М, Соловьев / Соч.: в 18 томах. - Кн. 4. - Т. VII-VIII. - М., 1988-1991. - 768 с.
40. Тарас, А.Е. Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв. /А.Е. Тарас. - М.-Минск: Харвест, 2006. - 800 с.
41. Татищев, В.Н. История Российская. В 3-х тт. / В.Н. Татищев. - М.: АСТ, 2005. - 568+732+860 сс.
42. Трепавлов, В.В. «Орда самовольная». Кочевая империя ногаев XVIXVII в. / В.В. Татищев. - М.: Квадрига, 2014. - 221 с.
43. Фоминов, А.В. Пограничный город в периоды крестьянско- казацких восстаний и социальных протестов: от Смуты до Булавинского бунта / А.В. Фоминов // Белгородский краеведческий сборник. - Вып. 10. - Белгород: Везелица, 2013. - С. 4-19.
44. Чепухин, А.Г. Валуйское разорение 1633 г. / А.Г. Чепухин // Белгородский краеведческий сборник. - Вып. 10. - Белгород: Везелица, 2013. - С. 63-77.
45. Чернов, А.В. Вооруженные силы Русского Государства в XV¬XVII вв.: С образования централизованного государства до реформ при Петре I. - М.: Воениздат, 1954. - 150 с.
46. Чистякова, Е.В. Волнения служилых людей в южных городах России в середине XVII в. / Е.В. Чистякова // Русское государство в XVII в. Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни. Сборник статей. - М.: АН СССР, 1961. - С. 254-272.
47. Яковлев, А.И. Засечная черта Московского государства в XVII в. / А.И. Яковлев. - М.: Типография И. Лисснера и Д. Собко, - М., 1916. - 312 с.