ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий
«нравственность», «нравственное воспитание» и «нравственная воспитанность» 9
1.2 Особенности процесса нравственного воспитания младших
школьников 18
1.3 Формы и методы нравственного воспитания младших школьников во внеурочной
деятельности 24
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования 40
2.2 Разработка и реализация программы формирования нравственной
воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности 48
2.3 Анализ проведенной психолого-педагогической работы 53
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Нравственное воспитание представляет собой важную сторону формирования и развития личности ребенка. Оно определяет его отношение к родителям, окружающим, труду, Родине, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника формируется чувство патриотизма, товарищества, интернационализма, коллективизма и уважение к людям. Одна из основных задач нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества изменить в высокие нравственные стимулы каждого ребенка, такие как честь, совесть, долг, достоинство.
Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека обсуждаются еще с древних времен. Однако, в современном обществе участились случаи жестокости и насилия, поэтому проблема нравственного воспитания ребенка становится все более актуальной.
Ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, данные источники ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
В младшем школьном возрасте у детей повышена восприимчивость к внешним влияниям, к тому, что им говорят и чему учат, дети отличаются непосредственностью в поведении. Данные особенности являются залогом успешной обучаемости и воспитуемости ребенка. Поэтому именно в младшем школьном возрасте появляются большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными, они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.
Проблема нравственного воспитания рассматривается еще с древних времен. Величайший философ древности Аристотель в своем сочинении «Никомахова этика» поднимал вопрос нравственности. Аристотель писал, что нравственная деятельность души, истинная этика всегда направлена к высочайшему благу, добру, потому она ведет к счастью, а человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким [1].
В XVIII веке Иммануил Кант писал, что нравственные понятия априорны, они не выводятся из опыта и заложены в разуме человека [14]. В своей этической концепции он исследует важные и сложные категории морали: добрая воля, свобода, долг, совесть, счастье. Полной гарантии нравственности поступков быть не может, так как воля человека может быть подчинена не только разуму, но и чувствам. Тем не менее, Кант считал, что нравственность необходимо формировать в процессе воспитания и самовоспитания человека, и несмотря на то, что все предусмотреть невозможно, всё же людям можно привить склонность и устремленность к добру.
Н.И. Пирогов развивал мысль о том, что законы нравственного становления едины для представителей разных национальностей и психологических типов, именно поэтому нравственное воспитание помогает раскрыться лучшим сторонам национального и индивидуального характера, ориентируя человека на милосердие, нравственную свободу, самопознание [22].
В творчестве К.Д. Ушинского можно увидеть мысль о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание отдельного человека и народа в целом осуществляется «несколькими великими воспитателями»: родной природой, традиционной укладной жизнью, национальной наукой, отеческой религией [31].
Широкое освещение нравственное воспитание также получило в работах психологов и педагогов Н.И. Болдырева [3], Е.В. Губановой [6], А.Я. Данилюка [9], И.А. Каирова [12], И.Ф. Харламова [32], М.Г. Яновской [36].
В современном обществе существует противоречие между социальным заказом общества на подготовку компетентного высоконравственного выпускника школы и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное нравственное воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса нравственного воспитания младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «нравственное воспитание» и «нравственная воспитанность»;
- учитывать психолого-педагогические особенности нравственного воспитания младших школьников;
- организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы «Мы за нравственность».
Исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования, а также в соответствии с выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «нравственность», «нравственное воспитание» и «нравственная воспитанность».
2. Определить особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Выявить формы и методы нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике, раскрывающие категории «нравственное воспитание», «нравственность», «воспитанность» (Ю.К. Бабанский [2], К.Н. Вентцель [4], С.П. Максимюк [17], И.С. Марьенко [18], И.П. Подласый [23], Е.Ф. Сивашинская [28], В.А. Сухомлинский [29], Л.Н. Толстой [30], К.Д. Ушинский [31], М.И. Шилова [34], М.Г. Яновская [36]).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
• эмпирические: проведение методики, педагогический
эксперимент;
• методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Гимназия №28» города Казани Республики Татарстан, в исследовании приняли участие 40 учеников вторых классов в возрасте 8-9 лет.
Этапы исследования:
1. На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования, подбиралась методика опытно-экспериментального исследования, осуществлялся констатирующий этап исследования.
2. На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них нравственной воспитанности.
3. На третьем (обобщающем) этапе проводилась контрольная часть исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста, которые нашли отражение в разработанной программе «Мы за нравственность».
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа «Мы за нравственность» может быть использована в практике воспитательных и образовательных учреждений воспитателями, психологами и социальными педагогами с целью формирования нравственной воспитанности младших школьников.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (секция «Актуальные проблемы социального становления личности») в работе Печниковой А.С. Формирование нравственной воспитанности младших школьников (в печати).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Нравственное воспитание представляет собой важную сторону формирования и развития личности ребенка. Оно определяет его отношение к родителям, окружающим, к труду, Родине, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника формируется чувство патриотизма, товарищества, интернационализма, коллективизма и уважение к людям. Одна из основных задач нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества изменить в высокие нравственные стимулы каждого ребенка, такие как честь, совесть, долг, достоинство.
Поскольку в современном обществе участились случаи жестокости и насилия, поэтому проблема нравственного воспитания ребенка становится все более актуальной.
В младшем школьном возрасте у детей повышена восприимчивость к внешним влияниям, к тому, что им говорят и чему учат, дети отличаются непосредственностью в поведении. Данные особенности являются залогом успешной обучаемости и воспитуемости ребенка. Поэтому именно в младшем школьном возрасте появляются большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность является неотъемлемой стороной личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение существующих норм, правил, принципов поведения, которые в свою очередь находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, к самому себе. (И.С.Марьенко)
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью
формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. (И.П.Подласый)
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Нравственная воспитанность - это интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему социальных отношений человека. (М.И.Шилова)
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1. Склонность к игре.
2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.
3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
4. Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением этих знаний.
5. Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.
6. Неустойчивое и неорганизованное восприятие, но в то же время отличается остротой и свежестью.
7. Внимание непроизвольно и ограничено по объему.
8. Память имеет наглядно-образный характер, поэтому запоминается интересный, конкретный, яркий материал.
Поэтому очень важно использовать в воспитании младших школьников игры, так как именно в играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С. Макаренко. Также, в связи с психологическими особенностями, младшим школьникам необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.
Из-за особенностей внимания в младшем школьном возрасте весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. Формирование гуманистических отношений детей является основой воспитания, которое определяет нравственное развитие.
Мы рассмотрели такие формы работы как классные часы, беседы, игры, рассказы, примеры, анализ художественных произведений, упражнения, тренинг. А также, методы словесно-эмоционального воздействия как рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия - пример.
Экспериментальная работ осуществлялась на базе ИБОУ «Гимназия №28» среди учащихся вторых классов, в исследовании приняли участие 40 учеников. Мы диагностика уровень нравственной воспитанности у учеников 2х классов по методике М.И. Шиловой.
На основе результатов констатирующего эксперимента и теоретического осмысления проблемы мы разработали и апробировали программу «Мы за нравственность», направленную на повышение уровня воспитанности младших школьников. Программа включает в себя такие формы и методы как классные часы, беседы, игры, рассказы, примеры, упражнения, тренинг.
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента средний уровень нравственной воспитанности повысился до 90%, а низкий уровень нравственной воспитанности лишь у 10% учащихся. По-прежнему отсутствуют ученики с уровнем невоспитанности и низким уровнем нравственной воспитанности. В контрольной группе после формирующего эксперимента средний уровень нравственной воспитанности у 65% учащихся, низкий уровень нравственной воспитанности у 35% учеников. По- прежнему отсутствуют учащиеся с уровнем невоспитанности и низким уровнем нравственной воспитанности.
Для проверки результатов мы применили методы математической обработки данных психолого-педагогических исследований. В данном случае мы применяли t-критерий Стьюдента.
Полученное эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости, а это позволяет нам говорить о том, что между показателями констатирующей и экспериментальной групп существуют значительные изменения в уровне нравственной воспитанности младших школьников.
Нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что эффективность процесса нравственного воспитания младших школьников может повыситься, если опираться на сущностные характеристики «нравственного воспитания»; учитывать возрастные особенности нравственного воспитания младших школьников; организовать формирующие мероприятия на основе специальной программы. Эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка исследований. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после эксперимента существуют достоверные различия по исследуемым показателям.
Итак, положительные изменения в процессе формирующего эксперимента, позволяют признать проведение опытно-экспериментальной работы достаточно успешной, положения выдвинутой гипотезы подтвержденными.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что младшие школьники экспериментальной группы после проведенного эксперимента с использованием программы нравственного воспитания, повысили свой уровень нравственной воспитанности. Можно говорить о том, что разработанная и апробированная программа по повышению уровня нравственной воспитанности является эффективной, что подтверждают результаты исследования.
1. Аристотель. Этика / Аристотель; пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер; вст. ст. Ф.Х. Кессиди; прим. Н.В. Брагинской, В.В. Бибихина. - М.: АСТ Москва, 2010. - 492 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение,
1988. - 453 с.
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н.И. Болдырев. - М.: Педагогика, 1989. - 135 с.
4. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания / К.Н. Вентцель // Вестник воспитания. - 1896. - №3 - С. 7-8.
5. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - Минск: Гардарики, 2004. - 356 с.
6. Губанова Е.В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2012. - № 5. - С. 8-14.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка / В.И. Даль. - М.: Мир и образование, Оникс, 2005, т.11. - 524 с.
8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2013. - 216 с.
9. Данилюк А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 18-22.
10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 152 с.
11. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2010. - №9. - С. 5-7.
12. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров. - М.: Просвещение, 2011. - 201 с.
13. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный. - М.: Эгвес, 2008. - 205 с.
14. Кант И.О. педагогике / Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 447 с.
15. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника /Я.И. Колдунов. - Калуга.: Глобус, 2007. - 197 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер,
2004. - 261с.
17. Максимюк С.П. Педагогика / С.П. Максимюк. - К.: Кондор, 2009. - 670с.
18. Марьенко И.С. Нравственное становление личности /И.С. Марьенко. - М.: Мнемозина, 2015. - 219 с.
19. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов
пед.вузов / под.ред. В.А. Сластенина - М.: Академия, 2000. - 154 с.
20. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 2009. - 332 с.
21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М: Мир и образование, Оникс, 2012. - 634 с.
22. Пирогов Н.И. Образование и воспитание / Сочинения Н.И. Пирогова. - М.: АРКТИ, 2013. - 324 с.
23. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1999. - 163 с.
24. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. - СПб.: Питер, 2008. - 131 с.
25. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков. - М.: АРКТИ, 2010. - 53 с.
26. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1996. - 350 с.
27. Семыкина Е. Н. Гражданско - нравственное становление школьников в процессе воспитания / Е. Н. Семыкина Воспитание школьников. - М.: Просвещение. 2011. - 21-25 с.
28. Сивашская Е.Ф. Педагогика современной школы / Е.Ф. Сивашская. - Минск: Экоперспектива, 2009. - 212 с.
29. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: Наука, 1980. - 152 с.
30. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
31. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах / Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. - М.: Эгвес, 1988. - 74 с.
32. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2003. - 415
с.
33. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2002.
- 380 с.
34. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. - 2000. - №3. - С. 13-14.
35. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / М.И. Шилова.
- М.: АРКТИ, 2001. - 329 с.
36. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003. - №6. - С. 25.