ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (WORLDSKILLS RUSSIA) В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ 6
1.1 История возникновения и развития движения «Молодые профессионалы»
(WorldSkills Russia) в России и за рубежом 6
1.2 Анализ опыта подготовки студентов профессиональных колледжей к
участию в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 11
1.3 Роль и место конкурсов профессионального мастерства в учебном
процессе профессиональных колледжей 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ДВИЖЕНИИ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (WORLDSKILLS
RUSSIA) 24
2.1 Подготовка и проведение конкурсов профессионального мастерства
среди студентов профессиональных колледжей на основе стандартов WorldSkills 24
2.2 Технология подготовки студентов профессиональных колледжей к
участию в конкурсах профессионального мастерства 30
2.3 Результаты экспериментальной работы по организации и проведению
конкурсов профессионального мастерства 36
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Изменяющиеся условия труда, порождаемые научно-техническим прогрессом, предъявляют все более высокие требования к уровню подготовки современного специалиста. На производстве сегодня востребован рабочий, способный постоянно совершенствовать свои знания и умения, готовый к поиску и реализации нестандартных решений, быстро адаптирующийся в изменяющихся условиях развития науки и техники. Решение данной проблемы ставит перед системой профессионального образования задачу подготовки рабочих кадров такого типа, основу действий которых составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, творчество и инициатива.
Процесс формирования профессионального мастерства является весьма сложной задачей, охватывающей различные стороны учебно-воспитательного процесса всей системы непрерывного профессионального образования. В частности в исследованиях Э.Ф. Зеера отмечается, что профессиональное мастерство является приобретенным свойством личности, психологической структурой которого является «надежное творческое использование различных умений».
Ведущая роль в формировании профессиональных умений и навыков, как характеристик выполнения деятельности, в Федеральном государственном образовательном стандарте профессионального образования отводится производственному обучению, в ходе которого у обучающихся формируются основные общие и профессиональные компетенции.
Наряду с производственным обучением важную роль в повышении профессионального мастерства играют конкурсы по специальности, направленные на формирование интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
Одним из таких конкурсов является движение «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства.
Целями участия в конкурсе профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) являются:
- развитие профессиональных компетенций;
- повышение престижа высококвалифицированных кадров;
- повышение интереса к выбранной профессии
- актуализация полученных знаний, умений и навыков; повышение уровня знаний по специальности.
Достижение поставленных целей участниками конкурса возможно лишь при организации комплексной и системной подготовки с использованием современной учебно-материальной базы под руководством опытного руководителя-эксперта и должной мотивации самого обучающегося.
Гипотеза исследования. Подготовка студентов профессиональных колледжей к участию в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) будет эффективной, если разработано соответствующее методическое обеспечение и подготовлена современная учебно-материальная база.
Цель исследования - разработать методическое обеспечение подготовки студентов к участию в конкурсе «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов профессиональных колледжей.
Предмет исследования - участие студентов профессиональных колледжей в конкурсах профессионального мастерства.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть влияние Движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) на профессиональную подготовку обучающихся политехнического колледжа;
2) провести анализ подготовки студентов профессиональных колледжей к участию в конкурсах профессионального мастерства;
2) разработать методическое обеспечение подготовки студентов профессиональных колледжей к участию в конкурсах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills;
3) провести апробацию методического обеспечения подготовки студентов к конкурсам профессионального мастерства.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• концепции современного образования в условиях его модернизации (В.А. Болотов, Г.А. Бордовский, B.C. Леднев и др.);
• теория личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
• теория стимулирования мотивации саморазвития личности (А. Маслоу, В.Д. Шадриков и др.).
Методы исследования определялись его целями и задачами, реализованными в исследовании: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; анкетирование, беседа, изучение педагогического опыта, наблюдение.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке методических рекомендаций по подготовке студентов профессиональных колледжей к участию в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
WorldSkills International (WSI) - это международная некоммерческая организация, основанная в 1950 г., и сегодня объединяющая 75 стран мира. WSI организует конкурсы профессионального мастерства, в которых принимают участие как молодые специалисты - студенты колледжей в возрасте от 16 до 22 лет (в качестве соревнующихся), так и известные профессионалы (в качестве экспертов), описывающие ключевые проверяемые навыки - skills, оценивающие выполнение заданий по специальным критериям.
Целью проведения чемпионатов является повышение престижа рабочих профессий, привлечение молодежи в производственные секторы экономики, сферу услуг, совершенствование квалификационных стандартов по профессиям и специальностям с учетом российских и международных требований к профессиональным компетенциям. Еще одной из целей WS является создание широкого экспертного сообщества. Чемпионаты по стандартам WS позволяют преподавателям познакомиться с инновационными технологиями обучения и профессиональными стандартами международного уровня, тем самым осуществляя модернизацию системы образования в своей стране.
Стандарты WS предполагают неукоснительное выполнение требований к проведению соревнований: публичность; единство и равенство условий для всех участников; достаточную продолжительность соревнований по времени (16-22 час.); открытость тестовых заданий и критериев оценки; непредвзятость оценивания по критериям с использованием электронных систем подсчета.
В ходе проведенного исследования и консультаций с преподавателем Елабужского политехнического колледжа, имеющего опыт участия в чемпионатах «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia, были определены некоторые методические аспекты подготовки студентов к участию в конкурсе:
- опора на основополагающие дидактические принципы обучения (сознательности и активности, связи теории с практикой и др.);
- использование различных форм организации учебной работы (индивидуальной и групповой);
- использование проблемно-поисковых методов обучения;
- применение комплексных межпредметных проблемных заданий, с включенными в их содержание объектами производительного труда.
- разработка критериев оценки развития или проявления профессионального мастерства, динамики его развития.
Так же была разработана структура подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства по стандартам WorldSkills и успешно апробирована в ходе преддипломной практики на инженерно-технологическом факультете.
Таким образом, результаты исследования проблемы подготовки студентов профессиональных колледжей к участию в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) подтверждают решение поставленных задач и достижения цели исследования, а так же эффективность разработанного методического обеспечения.
1. Аккредитация в образовании. Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва [Электронный ресурс]. - 12014. - 2 марта. - Режим доступа: http://akvobr.ru (дата обращ. 22.01.2016).
2. Алябушева О.К. Участие в профессиональных конкурсах и выставках как эффективный способ для выявления, развития и поддержки творческих способностей студентов Колледжа Петербургской моды / О.К. Алябушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2641¬2645. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86559.htm
3. Белова Н.Г. Использование стандартов конкурса «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) для совершенствования качества педагогического образования в условиях колледжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovo.mosmetod.ru.
4. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов [Электронный ресурс] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1995. - Режим доступа: http:// txt.rushkolnik.ru/docs/index-26824.html.
5. Булатова, О.С. Искусство современного урока / О.С. Булатова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
6. Гарсия, А. Л. Трудовое соревнование как форма социальной ответственности персонала Текст. / А.Л. Гарсия // Социально-гуманитарные знания.-2005.-№ 1.-С. 205-214.
7. Гильбух Ю.З. Развитие технического мышления // Школа и
производство. - 2008. - № 11. - С. 3-6.
8. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: АППО, 2005. - 112 с.
9. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер - М.: Академия, 2006. - 240 с.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя.
Издательская корпорация «Логос», 2000. - 183 с.
12. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
13. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: МарТ, 2005. С. 376.
14. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - 3-е изд.,стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2008. - 288с.
15. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений / Г.И. Кругликов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.
16. Методические рекомендации к Требованиям к организации и проведению Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), утвержденные Приказом Генерального директора Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» № 65/1 от 27.07.2016г.
17. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://www.rosmintrud.ru - (дата обращения: 08.04.2017)
18. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
20. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи: указ Президента РФ от 6 апр.2006 г. N 325.
21. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
22. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
23. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
24. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности / Под ред. В.В. Краевского, В.М. Полонского. - М., Педагогика, 2001. - 338с.
25. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов
педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ» ; Феникс, 2010. - 333 с.
26. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 640 с.
27. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения,
профессионального образования и дополнительного образования. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851 (дата обращ.
22.02.2017).
28. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 366-р от 5 марта 2015 года «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий до 2020 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/17129/ (дата обращ. 12.03.2017)
29. Руднева, Е. JI. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е.Л. Руднева / под общей редакцией Б. Н. Невзорова. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. - 302 с.
30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
31. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 - 336 с.
32. Слизкова Е. В., Астаева С. С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. - 2016. - №6.2. - С. 101-105. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moluch.ru.
33. Слизкова Е.В. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО / Е. В. Слизкова, С.С. Астаева // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 101-105.
34. Словарь иностранных слов / отв. ред. В. В. Бурцева, Н. М. Сменова. 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2004. - С. 723-724.
35. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013-2020 [Электронный ресурс] : протокол от 18 июля 2013 г. № ПК -5вн.. - Режим доступа: http://koipkro.ru (дата обращ. 22.01.2017).
36. Типовой Регламент Регионального чемпионата «Молодые
профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA), утвержденный Генеральным директором Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» Р.Н. Уразовым.
37. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. / И.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2000. - 560 с.
38. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
39. Чемпионат «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) [Электронный ресурс]: URL: http://worldskills.ru - (дата обращения: 08.04.2017)
40. Эрганова, Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: РГ1111У, 2009. - 152 с.
41. Forbes [Электронный ресурс]: URL: http://www.forbes.ru - (дата
обращения: 08.04.2017)