ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 6
1.1. Сущность понятия «представление о здоровом образе жизни» 6
1.2. Особенности формирования у детей старшего
дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 17
1.3. Педагогические условия развития взаимодействия старших
дошкольников в процессе освоения спортивных игр 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.... 40
2.1. Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 40
2.2. Методические рекомендации по формированию у детей
старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни отражена в исследованиях по медицине и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования валеологической культуры работников дошкольного образовательного учреждения и валеологизации педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.
Современные исследования по валеологическому образованию до-школьников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (М.Л.Лазарев, О.В. Морозова, О.С Шнейдер).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- осуществлять комплексный подход и насыщать различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни;
- на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повысить активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни;
- обогащать образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «представление о здоровом образе жизни».
2. Раскрыть особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
4. Исследовать уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что здоровый образ жизни не стоит рассматривать лишь как способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека нравственных ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе выбор личностью своего поведения в сферах различной деятельности, позволяющей строить физические, психические и социальные отношения. Представление о здоровом образе жизни является показателем сформированной внутренней позиции, определяющей целенаправленную деятельность по укреплению собственного здоровья.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. Старший дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов, педагогов является тем этапом в жизни, на котором закладываются основы умственного, нравственного, физического развития человека, формируется здоровье, складывается стереотип образа жизни.
Дети старшего дошкольного возраста, как отмечает А.В. Запорожец, уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В возрасте 5-7 лет происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
В старшем дошкольном возрасте, как указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства.
Формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет способствовать реализация ряда педагогических условий: осуществлен комплексный подход и насыщены различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни; на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повышена активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни; обогащено образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий. В процессе проведения экспериментальной работы было выявлено, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Были разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленные на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, при разработке которых мы учитывали выше перечисленные педагогические условия.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект: Деловая книга, 2010. - 624 с.
2. Бабаева, Т.И Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 280 с.
3. Бехтерев, В.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] / В.Г. Бехтерев. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 96 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: пособие для педагогов, дошкольных учреждений и родителей [Текст] / Л.И. Божович. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003. - 53 с.
5. Венгер, Л.А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2006. - 160 с.
6. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технологии физического воспитания детей 5-7 лет [Текст] / Л.Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2004. - 144 с.
7. Волошина, Л.Н. Игровые проблемы и технологии физического воспитания малышей [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 2002. - 120 с.
8. Волошина, Л.Н. Спортивные игры и упражнения [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 1997. - 132 с.
9. Волошина, Л.Н., Кудаланова, Л.П. Игровые технологии формирования компетентности дошкольников в области укрепления здоровья учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учебн. зав. [Текст] / Л.Н. Волошина Л.П. Кудаланова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 106 с.
10. Вольская, В.В. Здоровье ребенка: беседы и игры с детьми 3-7 лет. [Текст] / В.В. Вольская, Р.И. Турбин. - М.: Сфера, 2014. - 34 с.
11. Голицина, Н.С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей [Текст] /Н.С. Голицина. - М.: Скрипторий, 2007. - 37 с.
12. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков и др. М.: Линка-Пресс, 1998. 328 с.
13. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М.: Скрипторий, 2015. - 147 с.
14. Гурьев С. В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика [Текст] : монография / С. В. Гурьев - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун¬т, 2008. - 144 с.
15. Гурьев С.В. Возможности использования компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Образование и наука.- 2012. № 10 (99). С.
16. Давыдов, В.В. Растем здоровыми: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / В.В.Давыдов, В.А. Доскин. - М.: Просвещение, 2013. - 110 с.
17. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская. - М.: Пед. общество России, 2006. - 94 с.
18. Елжова, Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Елжова. - Ростов н/Д.: Феникс,
2011. - 216 с.
19. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Просвещение, 1999. - С. 5-10. 26.
20. Зверева, М.В. Готовимся к школе. Сохрани свое здоровье сам! Школа здоровья для старших дошкольников и их родителей [Текст] / М.В. Зверева. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 145 с.
21. История философии: учебник для высших учебных заведений [Текст] / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005 - 736 с.
22. Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада [Текст] / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 384 с.
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
24. Концева М. П. Здоровье и компьютер [Текст] / М. П. Концева. - : М.: Педагогика, 2003. - 123 с.
25. Концева М. П. Психолого-педагогические проблемы ком-пьютеризации обучения [Текст] / М. П. Концева. - : М.: Педагогика, 2003. - 305 с.
26. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания: Сб. обзоров. М., 1989. С. 11-44.
27. Крылова, Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 218 с.
28. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцева. - М.: АСТ, 2012. - 125 с.
29. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / М.Н. Кузнецова. - М.: АСТ, 2012. - 64 с.
30. Леван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Н. Леван. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.
31. Леонтьев, А.Н. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл: Academia, 2005. - 365 с.
32. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
33. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Электронный ресурс]. - URL:ййр://рзусЬйЬ.ги/тдрри/йз/йз.й1т.Стр. 12-14
34. Лысогорская, М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.
35. Люблинская, А.А. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
36. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2009. - 135 с.
37. Морозова Л.Д. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Сборник электронных публикаций по итогам конференции 24 марта 2014 г. интернет-журнал "ГЛОБЭКСИ"(www.globecsi.ru) в секции "Мир культуры" в алфавите заглавий. [Электронный ресурс]. -http://www.globecsi.ru/Articles/2014/IMDO.pdf Стр.154-159.
38. Морозова, Л.Д. Модель формирования зровьесберегающего поведения в процессе физической рекреации воспитанников. [Текст] / Современный детский сад.- 2014.- № 6. С. 9-10.
39. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
40. Никанорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников [Текст]/ / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. - Воронеж: ЧП Лакоценин, 2011. - 96 с.
41. Никитина, Н. Г. На зарядку... становись! [Текст] / Н. Г. Никитина. - : Проф-Пресс, 2007. - 134 c.
42. Николаева, Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: методическое пособие [Текст] / Е.И. Николаева, В.И. Федорук. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 240 с.
43. Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 210 с.
44. Оверчук, Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации [Текст] / Т.И. Оверчук. - М.: Гном-Пресс, 2011. - 344 с.
45. Осяк, С.А. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.А. Осяк, Е.Н. Яковлева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - C. 12 - 16.
46. Пашков, Т. Н. Здоровый дошкольник: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Н. Пашков. - Оренбург: Издательство СПб, 2000. - 432 - с224с.
47. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи [Текст] / С. Пейперт. - : М.: Просвещение, 1989. - 370 c .
48. Полтавцева, Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни [Текст] / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
49. Психологический словарь [Текст] / Под. общ.ред. А.П. Петровского А.В. Ярошевского. — 2-е изд. — М.: «Политиздат», 2007. — 176с.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1999. - 720 с.
51. Рыжкова, Л. А. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Рыжкова. - //М.: Владос, 2013. - 192 с.
52. Семенова, Л.М. Диагностические методики оценки физического и двигательного развития ребенка в норме и с проблемами в развитии: методическое пособие [Текст] / Л.М. Семенова. - М.: АСТ, 2012. - 274 с.
53. Сильченко, М. Формирование привычек здорового образа жизни [Текст]/ / М. Сильченко // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - С. 69 - 70.
54. Современный философский словарь [Текст] / Под ред. В.Е. Кемерова. - 2-е изд. - Лондон, Франкфурт на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск : Панпринт, 1998. - С. 135-136.
55. Стефанович, И.А. Взаимодействие педагогов и родителей в реализации физического развития детей 3-7 лет [Текст] / И.А. Стефанович. - М.: Учитель, 2014. - 79 с.
56. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников [Текст]/ / К.К. Утробина. - М.: Гном-Пресс, 2011. - 103 с.
57. Фролова, Г.А. Береги здоровье: материал для дома и детского сада [Текст] / Г.А. Фролова. - М.: Карапуз, 2012. - 45 с.
58. Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 64 с.
59. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Г.П.Юрко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 98 с.
60. Яковлева, Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст] / Т.С. Яковлева. - М.: Школьная пресса, 2014. - 48 с. 16.