ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 6
1.1. Сущность понятия «представление о здоровом образе жизни» 6
1.2. Особенности формирования у детей старшего
дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 17
1.3. Педагогические условия развития взаимодействия старших
дошкольников в процессе освоения спортивных игр 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.... 40
2.1. Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 40
2.2. Методические рекомендации по формированию у детей
старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 6
1.1. Сущность понятия «представление о здоровом образе жизни» 6
1.2. Особенности формирования у детей старшего
дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 17
1.3. Педагогические условия развития взаимодействия старших
дошкольников в процессе освоения спортивных игр 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.... 40
2.1. Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 40
2.2. Методические рекомендации по формированию у детей
старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни отражена в исследованиях по медицине и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования валеологической культуры работников дошкольного образовательного учреждения и валеологизации педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.
Современные исследования по валеологическому образованию до-школьников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (М.Л.Лазарев, О.В. Морозова, О.С Шнейдер).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- осуществлять комплексный подход и насыщать различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни;
- на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повысить активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни;
- обогащать образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «представление о здоровом образе жизни».
2. Раскрыть особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
4. Исследовать уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни отражена в исследованиях по медицине и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования валеологической культуры работников дошкольного образовательного учреждения и валеологизации педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.
Современные исследования по валеологическому образованию до-школьников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (М.Л.Лазарев, О.В. Морозова, О.С Шнейдер).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- осуществлять комплексный подход и насыщать различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни;
- на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повысить активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни;
- обогащать образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «представление о здоровом образе жизни».
2. Раскрыть особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
4. Исследовать уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
5. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что здоровый образ жизни не стоит рассматривать лишь как способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни. Данная категория предусматривает выработку у человека нравственных ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе выбор личностью своего поведения в сферах различной деятельности, позволяющей строить физические, психические и социальные отношения. Представление о здоровом образе жизни является показателем сформированной внутренней позиции, определяющей целенаправленную деятельность по укреплению собственного здоровья.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. Старший дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов, педагогов является тем этапом в жизни, на котором закладываются основы умственного, нравственного, физического развития человека, формируется здоровье, складывается стереотип образа жизни.
Дети старшего дошкольного возраста, как отмечает А.В. Запорожец, уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В возрасте 5-7 лет происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
В старшем дошкольном возрасте, как указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства.
Формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет способствовать реализация ряда педагогических условий: осуществлен комплексный подход и насыщены различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни; на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повышена активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни; обогащено образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий. В процессе проведения экспериментальной работы было выявлено, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Были разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленные на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, при разработке которых мы учитывали выше перечисленные педагогические условия.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. Старший дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов, педагогов является тем этапом в жизни, на котором закладываются основы умственного, нравственного, физического развития человека, формируется здоровье, складывается стереотип образа жизни.
Дети старшего дошкольного возраста, как отмечает А.В. Запорожец, уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В возрасте 5-7 лет происходит переход к мышлению общими представлениями, развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
В старшем дошкольном возрасте, как указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что формировать представления о здоровом образе жизни у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства.
Формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет способствовать реализация ряда педагогических условий: осуществлен комплексный подход и насыщены различные виды детской деятельности (игры, общение и т.д.) информацией об основах здорового образа жизни с учетом уровня сформированности представлений детей о здоровом образе жизни; на основе использования проблемно-поисковых ситуаций, игровых задач повышена активность и интерес ребенка к проблеме здорового образа жизни; обогащено образовательное пространство новыми средствами формирования представлений о здоровом образе жизни с использованием информационных компьютерных технологий. В процессе проведения экспериментальной работы было выявлено, что в группе детей старшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Были разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленные на формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, при разработке которых мы учитывали выше перечисленные педагогические условия.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (на материале ознакомления с природой)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у детей 4-5 лет представлений о здоровом образе жизни посредством дидактических сказок
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ АГИТПЛАКАТОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



