ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Анатомо-физиологические и особенности детей и подростков 6
1.2. Особенности работы в школьной секции баскетбола 14
1.3. Особенности тренировочных занятий по баскетболу с подростками
1.4. Особенности физической подготовки в баскетболе 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Средства и методы повышения физической подготовленности и
функционального состояния баскетболистов школьной секции 36
3.2. Анализ показателей подготовленности баскетболистов школьной
секции за период исследования 43
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Анатомо-физиологические и особенности детей и подростков 6
1.2. Особенности работы в школьной секции баскетбола 14
1.3. Особенности тренировочных занятий по баскетболу с подростками
1.4. Особенности физической подготовки в баскетболе 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Средства и методы повышения физической подготовленности и
функционального состояния баскетболистов школьной секции 36
3.2. Анализ показателей подготовленности баскетболистов школьной
секции за период исследования 43
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьных спортивных секций. Данная работа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из разных разделов школьной программы [16].
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий [16, 18].
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в
пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. В возрасте 12-13 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные взаимодействия в нападении и защите.
Одно из основных условий эффективности физической подготовки подростков заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей, характерных для отдельных этапов развития ребенка [30].
Известно, что специализация школьников в баскетболе должна базироваться на общей физической подготовке и немыслима без разностороннего физического развития учащихся, приобретения и совершенствования жизненно важных навыков и способностей . Важнейшим принципом обучения на занятиях является принцип дифференцированного обучения и индивидуальный подход к каждому [31].
Физическая подготовка баскетболистов направлена на решение следующих задач:
• совершенствование физических качеств и двигательных способностей, которые способствуют обеспечению эффективности игровой деятельности;
• функциональная подготовка (повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма) [22, 24].
Объект исследования - процесс повышения физической подготовленности и функционального состояния подростков в школьной секции баскетбола.
Предмет исследования - средства и методы повышения физической подготовленности и функционального состояния подростков в школьной секции баскетбола.
Цель исследования - совершенствование процесса повышения физической подготовленности и функционального состояния подростков в школьной секции баскетбола.
В соответствии с поставленной в работе целью в ходе исследования нам предстояло решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы по вопросам особенностей анатомо-физиологического развития подростков, особенностям организации тренировочного процесса школьной секции баскетбола и развития физических качеств и функционального состояния.
2. Подобрать средства и методы повышения подготовленности подростков и включить их в программу школьной секции баскетбола.
3. Экспериментально доказать эффективность программы школьной секции баскетбола.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что применение подобранных средства и методов включенных в программу школьной секции баскетбола будет способствовать эффективному повышению физической, технической и подготовленности и функционального состояния подростков.
Практическая значимость: использованные комплексы упражнений можно использовать в школьных секциях баскетбола и в тренировочном процессе баскетболистов в ДЮСШ.
Для решения поставленных задач нами был применен следующий комплекс методов исследования:
• - анализ научно-методической литературы;
• - педагогический эксперимент;
• - контрольно-педагогические испытания;
• - методы исследования функционального состояния;
• - математико-статистические методы.
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий [16, 18].
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в
пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. В возрасте 12-13 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные взаимодействия в нападении и защите.
Одно из основных условий эффективности физической подготовки подростков заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей, характерных для отдельных этапов развития ребенка [30].
Известно, что специализация школьников в баскетболе должна базироваться на общей физической подготовке и немыслима без разностороннего физического развития учащихся, приобретения и совершенствования жизненно важных навыков и способностей . Важнейшим принципом обучения на занятиях является принцип дифференцированного обучения и индивидуальный подход к каждому [31].
Физическая подготовка баскетболистов направлена на решение следующих задач:
• совершенствование физических качеств и двигательных способностей, которые способствуют обеспечению эффективности игровой деятельности;
• функциональная подготовка (повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма) [22, 24].
Объект исследования - процесс повышения физической подготовленности и функционального состояния подростков в школьной секции баскетбола.
Предмет исследования - средства и методы повышения физической подготовленности и функционального состояния подростков в школьной секции баскетбола.
Цель исследования - совершенствование процесса повышения физической подготовленности и функционального состояния подростков в школьной секции баскетбола.
В соответствии с поставленной в работе целью в ходе исследования нам предстояло решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы по вопросам особенностей анатомо-физиологического развития подростков, особенностям организации тренировочного процесса школьной секции баскетбола и развития физических качеств и функционального состояния.
2. Подобрать средства и методы повышения подготовленности подростков и включить их в программу школьной секции баскетбола.
3. Экспериментально доказать эффективность программы школьной секции баскетбола.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что применение подобранных средства и методов включенных в программу школьной секции баскетбола будет способствовать эффективному повышению физической, технической и подготовленности и функционального состояния подростков.
Практическая значимость: использованные комплексы упражнений можно использовать в школьных секциях баскетбола и в тренировочном процессе баскетболистов в ДЮСШ.
Для решения поставленных задач нами был применен следующий комплекс методов исследования:
• - анализ научно-методической литературы;
• - педагогический эксперимент;
• - контрольно-педагогические испытания;
• - методы исследования функционального состояния;
• - математико-статистические методы.
1. По данным научно-методической литературы баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических качеств и повышения функционального состояния. Повышение физической и функциональной подготовленности баскетболистов способствует обеспечению эффективности игровой деятельности;
2. Средства и методы подготовки программы школьной секции баскетбола
эффективны для повышения физической, технической и функциональной подготовленности баскетболистов 12-13 лет, прирост относительно результатов в начале исследований по всем контрольным упражнениям оказался статистически достоверным (p<0,05):
• По отдельным тестовым заданиям, характеризующих физическую подготовленность, прирост составил: в тесте «Прыжок в длину с места» - 16,5 см (10,18%), «Прыжок вверх» - 10,07 см (30,37%), «Челночный бег 3х10» - 0,54 сек (6,10%), «6-ти минутный бег» - 144,02 м (12,14%), «Наклон вперед», 4,56 см (165,82%);
• По отдельным тестовым заданиям, характеризующих техническую подготовленность, прирост составил: в тесте «Передача мяча двумя руками от груди в мишень» - 3,50 раза (16,47%), «5 штрафных бросков» - 0,83 попадания (30,3 %) и «10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага» - 1,58 попадания (23,75%);
• По всем показателям функционального состояния баскетболистов 12-13 лет произошли положительные изменения, подтвердившиеся статистически (p<0,05). ЖЕЛ увеличилась на 399,22 мл (18,6%), ЧСС снизилась на 10,33 уд/мин (11,94%), артериальное давление повысилось, согласно возрастным изменениям у подростков. Значительное улучшение произошло в индексе Руфье - на 10,7 у.е. (57,84%), что говорит об улучшении адаптации сердечно-сосудистой системы подростков и всего организма в целом к физической нагрузке.
2. Средства и методы подготовки программы школьной секции баскетбола
эффективны для повышения физической, технической и функциональной подготовленности баскетболистов 12-13 лет, прирост относительно результатов в начале исследований по всем контрольным упражнениям оказался статистически достоверным (p<0,05):
• По отдельным тестовым заданиям, характеризующих физическую подготовленность, прирост составил: в тесте «Прыжок в длину с места» - 16,5 см (10,18%), «Прыжок вверх» - 10,07 см (30,37%), «Челночный бег 3х10» - 0,54 сек (6,10%), «6-ти минутный бег» - 144,02 м (12,14%), «Наклон вперед», 4,56 см (165,82%);
• По отдельным тестовым заданиям, характеризующих техническую подготовленность, прирост составил: в тесте «Передача мяча двумя руками от груди в мишень» - 3,50 раза (16,47%), «5 штрафных бросков» - 0,83 попадания (30,3 %) и «10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага» - 1,58 попадания (23,75%);
• По всем показателям функционального состояния баскетболистов 12-13 лет произошли положительные изменения, подтвердившиеся статистически (p<0,05). ЖЕЛ увеличилась на 399,22 мл (18,6%), ЧСС снизилась на 10,33 уд/мин (11,94%), артериальное давление повысилось, согласно возрастным изменениям у подростков. Значительное улучшение произошло в индексе Руфье - на 10,7 у.е. (57,84%), что говорит об улучшении адаптации сердечно-сосудистой системы подростков и всего организма в целом к физической нагрузке.



