ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические условия организации проблемного обучения в начальной школе 6
1.1 Проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемный
вопрос 6
1.2 Проблемное преподавание литературы в начальной 14
школе
1.3 Проблемный диалог как психолого-педагогический процесс 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная организация проблемного
диалога в 3 классе 32
2.1 Разработка и анализ проблемно-диалогического обсуждения
«Вредных советов» Григория Остера 32
2.2 Проблемно-диалогическая характеристика главного героя (на
примере анализа древнегреческого мифа «Храбрый Персей») 43
2.3 Организация проблемного диалога на нравственно-этическую тему
во внеурочной работе 53
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Список 63
литературы
Приложения
Глава 1. Психолого-педагогические условия организации проблемного обучения в начальной школе 6
1.1 Проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемный
вопрос 6
1.2 Проблемное преподавание литературы в начальной 14
школе
1.3 Проблемный диалог как психолого-педагогический процесс 22
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная организация проблемного
диалога в 3 классе 32
2.1 Разработка и анализ проблемно-диалогического обсуждения
«Вредных советов» Григория Остера 32
2.2 Проблемно-диалогическая характеристика главного героя (на
примере анализа древнегреческого мифа «Храбрый Персей») 43
2.3 Организация проблемного диалога на нравственно-этическую тему
во внеурочной работе 53
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Список 63
литературы
Приложения
Современное российское общество требует модернизации ценностей образования. Особое место в процессе общественного развития занимает поиск новых способов обучения, направленных, в первую очередь, на успешное решение задач развития личности, повышение эффективности обучения, на создание критериев, способствующих социализации личности.
Переход к новым стандартам второго поколения начального образования поставил перед учителем новые требования. Сегодня педагог должен уметь помочь ученику самостоятельно открыть новое знание, а не подавать его в готовом виде. Следовательно, обостряется потребность в применении новшеств в учебном процессе, а именно образовательных технологий, планирующих исследовательскую деятельность на уроках.
Одной из таких технологий является проблемное обучение, которое облегчает постижение сложного учебного материала. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без его применения.
В основе проблемного обучения лежит проблемный диалог, благодаря которому и возможна реализация данной образовательной технологии. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что организация проблемного диалога на уроках литературного чтения эффективно сказывается на всей учебно-познавательной деятельности учащихся. При нем деятельность учеников приобретает целенаправленный поисковый характер.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется значительностью такого явления, как проблемный диалог. Правильно спланированный и проведенный проблемный диалог - залог успеха практически любого урока. Это и определило выбор темы исследования: «Организация проблемного диалога в процессе литературного чтения».
Объект исследования - процесс изучения художественной литературы младшими школьниками.
Предмет исследования - приемы организация проблемного диалога по литературе.
Цель исследования - разработка уроков литературного чтения на основе проблемного диалога.
Гипотеза: в основу исследования было положено предположение о том, что проблемная организация уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе не только возможна, но и целесообразна при следующих условиях:
- учет возрастных особенностей младших школьников и выбор соответствующих приемов работы;
- соблюдение принципов и приемов организации проблемного диалога.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую,
литературоведческую и методическую литературу по теме исследования;
2. Раскрыть сущность проблемного обучения;
3. Выявить особенности проблемного диалога и проанализировать его эффективность при изучении литературы в начальной школе;
4. Разработать конспекты уроков по литературному чтению и внеурочных занятий, основанных на применении проблемного диалога.
Для реализации задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературоведческой, педагогической и методической литературы;
- изучение и обобщение опыта работы учителей;
- беседа с учителями и учащимися;
- наблюдение за работой учеников;
- анализ работы учащихся.
Практическая значимость исследования. На основе проведенного исследования раскрыта сущность организации проблемного диалога при изучении литературы в начальной школе; разработаны конспекты уроков литературного чтения, основанные на проблемном диалоге и соответствующие ФГОС, а также конспект внеурочного мероприятия. Материалы данного исследования могут быть использованы учителями начальных школ, а также могут быть полезны для студентов.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.
В первой главе «Проблемное обучение в начальной школе» освещены основные аспекты данной проблемы, даны определения терминов (проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемный вопрос), рассмотрены особенности технологии проблемного обучения, приемы создания проблемных ситуаций на уроках литературного чтения, проанализирован проблемный диалог как психолого-педагогический процесс.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная организация проблемного диалога в 3 классе» описаны и проанализированы уроки литературного чтения, основанные на проблемном диалоге.
В «Заключении» представлены итоги выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились ученики 3 класса МБОУ «Усадская прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Переход к новым стандартам второго поколения начального образования поставил перед учителем новые требования. Сегодня педагог должен уметь помочь ученику самостоятельно открыть новое знание, а не подавать его в готовом виде. Следовательно, обостряется потребность в применении новшеств в учебном процессе, а именно образовательных технологий, планирующих исследовательскую деятельность на уроках.
Одной из таких технологий является проблемное обучение, которое облегчает постижение сложного учебного материала. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без его применения.
В основе проблемного обучения лежит проблемный диалог, благодаря которому и возможна реализация данной образовательной технологии. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что организация проблемного диалога на уроках литературного чтения эффективно сказывается на всей учебно-познавательной деятельности учащихся. При нем деятельность учеников приобретает целенаправленный поисковый характер.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется значительностью такого явления, как проблемный диалог. Правильно спланированный и проведенный проблемный диалог - залог успеха практически любого урока. Это и определило выбор темы исследования: «Организация проблемного диалога в процессе литературного чтения».
Объект исследования - процесс изучения художественной литературы младшими школьниками.
Предмет исследования - приемы организация проблемного диалога по литературе.
Цель исследования - разработка уроков литературного чтения на основе проблемного диалога.
Гипотеза: в основу исследования было положено предположение о том, что проблемная организация уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе не только возможна, но и целесообразна при следующих условиях:
- учет возрастных особенностей младших школьников и выбор соответствующих приемов работы;
- соблюдение принципов и приемов организации проблемного диалога.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую,
литературоведческую и методическую литературу по теме исследования;
2. Раскрыть сущность проблемного обучения;
3. Выявить особенности проблемного диалога и проанализировать его эффективность при изучении литературы в начальной школе;
4. Разработать конспекты уроков по литературному чтению и внеурочных занятий, основанных на применении проблемного диалога.
Для реализации задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературоведческой, педагогической и методической литературы;
- изучение и обобщение опыта работы учителей;
- беседа с учителями и учащимися;
- наблюдение за работой учеников;
- анализ работы учащихся.
Практическая значимость исследования. На основе проведенного исследования раскрыта сущность организации проблемного диалога при изучении литературы в начальной школе; разработаны конспекты уроков литературного чтения, основанные на проблемном диалоге и соответствующие ФГОС, а также конспект внеурочного мероприятия. Материалы данного исследования могут быть использованы учителями начальных школ, а также могут быть полезны для студентов.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.
В первой главе «Проблемное обучение в начальной школе» освещены основные аспекты данной проблемы, даны определения терминов (проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемный вопрос), рассмотрены особенности технологии проблемного обучения, приемы создания проблемных ситуаций на уроках литературного чтения, проанализирован проблемный диалог как психолого-педагогический процесс.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная организация проблемного диалога в 3 классе» описаны и проанализированы уроки литературного чтения, основанные на проблемном диалоге.
В «Заключении» представлены итоги выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились ученики 3 класса МБОУ «Усадская прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Удовлетворение современных требований общества, предъявляемых системе образования, требует модернизации всего образовательного процесса. На совершенствование образовательной среды уйдет ни один год, и нельзя гарантировать полное удовлетворение всех потребностей социума, так как жизнь не стоит на месте.
Мы считаем, что одним из решений этой социальной и педагогической проблемы должно быть активное внедрение в массовую школу особой методической системы организации учебного процесса, такой как проблемное обучение.
Проблемный диалог как основа проблемного обучения позволяет наиболее эффективно реализовывать образовательные цели и задачи, создает благоприятные условия для формирования универсальных учебных действий и предметных умений.
В процессе нашей исследовательской работы мы доказали, что организация проблемного диалога на уроках литературного чтения в начальной школе способствует раскрытию возможностей каждого учащегося на более высоком уровне, а также позволяет наиболее результативно достичь поставленных учебных целей.
Благодаря изучению и анализу психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, мы смогли осветить в нашей работе основные аспекты проблемного обучения, дать определения терминов (проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемный вопрос), рассмотреть особенности технологии проблемного обучения, приемов создания проблемных ситуаций на уроках литературного чтения, проанализировать проблемный диалог как психолого-педагогический процесс.
Нами были разработаны конспекты уроков и внеурочного мероприятия по литературному чтению для учащихся 3-го класса, основанные на принципах организации проблемного диалога. Разработанные конспекты были апробированы в МБОУ «Усадская прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. Опытно-экспериментальная организация проблемного диалога показала эффективность разработанных нами конспектов уроков и внеурочного мероприятия.
Каждое проведенное нами занятие были ориентировано не только на изучение литературных произведений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует их общему развитию.
Таким образом, мы убедились, что технология проблемного диалога может быть использована на всех уроках литературного чтения, это доказывается разработками уроков и их анализом учителем данной гимназии.
Мы уверены, что предложенные нами конспекты уроков литературного чтения с приемами проблемного диалога будут полезны для студентов и учителей начальной школы; считаем, что технология проблемного диалога является ключиком к успеху в педагогической профессии, следовательно, рекомендуем осваивать приемы проблемного диалога.
Мы считаем, что одним из решений этой социальной и педагогической проблемы должно быть активное внедрение в массовую школу особой методической системы организации учебного процесса, такой как проблемное обучение.
Проблемный диалог как основа проблемного обучения позволяет наиболее эффективно реализовывать образовательные цели и задачи, создает благоприятные условия для формирования универсальных учебных действий и предметных умений.
В процессе нашей исследовательской работы мы доказали, что организация проблемного диалога на уроках литературного чтения в начальной школе способствует раскрытию возможностей каждого учащегося на более высоком уровне, а также позволяет наиболее результативно достичь поставленных учебных целей.
Благодаря изучению и анализу психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, мы смогли осветить в нашей работе основные аспекты проблемного обучения, дать определения терминов (проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемный вопрос), рассмотреть особенности технологии проблемного обучения, приемов создания проблемных ситуаций на уроках литературного чтения, проанализировать проблемный диалог как психолого-педагогический процесс.
Нами были разработаны конспекты уроков и внеурочного мероприятия по литературному чтению для учащихся 3-го класса, основанные на принципах организации проблемного диалога. Разработанные конспекты были апробированы в МБОУ «Усадская прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. Опытно-экспериментальная организация проблемного диалога показала эффективность разработанных нами конспектов уроков и внеурочного мероприятия.
Каждое проведенное нами занятие были ориентировано не только на изучение литературных произведений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует их общему развитию.
Таким образом, мы убедились, что технология проблемного диалога может быть использована на всех уроках литературного чтения, это доказывается разработками уроков и их анализом учителем данной гимназии.
Мы уверены, что предложенные нами конспекты уроков литературного чтения с приемами проблемного диалога будут полезны для студентов и учителей начальной школы; считаем, что технология проблемного диалога является ключиком к успеху в педагогической профессии, следовательно, рекомендуем осваивать приемы проблемного диалога.



