ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СФЕРЕ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования в антимонопольной сфере 11
1.1 Тенденции развития антимонопольного регулирования в
Российской Федерации 11
1.2 Правовой статус государственных антимонопольных органов 17
1.3 Полномочия Федеральной антимонопольной службы России 25
Глава 2. Особенности правового регулирования в антимонопольной сфере 32
2.1. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта... .32
2.2. Антиконкурентные соглашения и согласованные действия 37
2.3. Государственный контроль за экономической концентрацией 44
Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 53
3.1. Особенности применения гражданско-правовой ответственности за
нарушение антимонопольного законодательства 53
3.2. Административная ответственность за нарушение антимонопольного
законодательства 60
Заключение 66
Список использованной литературы
Глава 1. Общая характеристика правового регулирования в антимонопольной сфере 11
1.1 Тенденции развития антимонопольного регулирования в
Российской Федерации 11
1.2 Правовой статус государственных антимонопольных органов 17
1.3 Полномочия Федеральной антимонопольной службы России 25
Глава 2. Особенности правового регулирования в антимонопольной сфере 32
2.1. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта... .32
2.2. Антиконкурентные соглашения и согласованные действия 37
2.3. Государственный контроль за экономической концентрацией 44
Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 53
3.1. Особенности применения гражданско-правовой ответственности за
нарушение антимонопольного законодательства 53
3.2. Административная ответственность за нарушение антимонопольного
законодательства 60
Заключение 66
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что роль государственной антимонопольной политики в современное время трудно оценить. Ведь именно развитие здоровой конкуренции и является залогом успешного и устойчивого экономического развития. В настоящее время проблема антимонопольного регулирования в России крайне актуальна.
Развитие конкуренции в Российской Федерации за 25 лет существования антимонопольного регулирования прошло несколько этапов своего становления: от полного непонимания и отрицания бизнесом конкуренции - «работали спокойно без конкуренции, свободного рынка и будем также работать дальше» до осознанного выбора конкурентной борьбы за «место под солнцем» в качестве ключевой политики развития компании.
Создание здоровой конкуренции, свободного предпринимательства как важнейших факторов развития страны невозможно без эффективного антимонопольного контроля, направленного на «обеспечение эффективности и устойчивости всей нашей национальной экономики» .
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации заложила правовой фундамент для здания рыночной экономики. В соответствии с основными конституционными принципами в Российской Федерации гарантируются основы конституционного строя - единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также гарантируются права и свободы человека и гражданина - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
К сожалению, до настоящего времени не все хозяйствующие субъекты используют честные методы ведения бизнеса - иногда из-за незнания законов, а чаще всего осознанно «убивают» конкуренцию и устраняют конкурентов в целях своего обогащения.
Контроль за соблюдением указанных конституционных гарантий возложен на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) , которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления государственного контроля в антимонопольной сфере.
Предмет исследования составляют нормы российского предпринимательского законодательства, регулирующие государственный контроль в антимонопольной сфере.
Целью исследования является всесторонний анализ и систематизация нормативного, теоретического и практического материала, связанного с регулированием государственного контроля в антимонопольной сфере.
Для достижения указанной цели в рамках проведения дипломного исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть историю развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
- изучить правовой статус государственных антимонопольных органов;
- проанализировать полномочия Федеральной антимонопольной службы России;
- рассмотреть установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта;
- исследовать антиконкурентные соглашения и согласованные действия;
- рассмотреть государственный контроль за экономической концентрацией;
- проанализировать особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- изучить административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
В качестве гипотезы исследования можно указать, что обобщение изучаемых материалов приводит к уяснению проблем правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере, и как следствие, к выявлению существенных особенностей антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности, а также к выработке предложений по их совершенствованию.
Нормативная основа исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы основываются на изучении норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон РФ «О защите конкуренции», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», других федеральных законов, подзаконных актов, судебная и правоприменительная практика.
Теоретическая основа исследования. В процессе подготовки данной работы активно использовались труды отечественных правоведов. Так теоретической основой настоящего исследования стали работы таких цивилистов как С.Б. Авдашева, К.М. Беликова, Е.Ю.Борзило, А.В. Габов, М.А.Егорова, А.И. Каминка, А.В.Михайлов, С.А. Паращук, Т.В.Увакина и др.
Эмпирическая основа исследования. Важное значение для исследования специфики правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере имеет практика арбитражных судов. Она позволяет не только определить основные проблемы, которые возникают в практической деятельности при регулировании правоотношений, возникающих в данной сфере, но и наметить основные пути их решения.
Здесь следует особо выделить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», а также постановления федеральных арбитражных судов Российской Федерации, вынесенные по конкретным делам.
Научная новизна магистерской диссертации обусловлена новыми подходами к осмыслению правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере. В работе осуществлено системное изучение результатов теоретических исследования в области антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности, исследованы антиконкурентные соглашения и согласованные действия, а также государственный контроль за экономической концентрацией и проанализированы правовые проблемы, возникающие при проведении проверок федеральной антимонопольной службой как формой контрольной деятельности; предложены возможные пути преодоления существующих проблем.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Антимонопольная политика есть целенаправленная деятельность государства по созданию условий для возникновения и развития конкуренции, пресечению нежелательных форм монополизма и недобросовестной конкуренции посредством политических, экономических преобразований и эффективного законодательства
2. В юридической литературе существует мнение, что антимонопольное законодательство является самостоятельной отраслью права и регулирует административно-правовые отношения. Считаем, что характер правоотношений в области конкуренции разнородный и диктует необходимость применения различных методов правового регулирования. В связи с этим предлагаем следующее определение антимонопольного законодательства.
Антимонопольное законодательство - это отрасль российского законодательства, представляющая собой комплексное образование в российском законодательстве, обеспечивающее взаимодействие правовых норм отраслей административного, гражданского и предпринимательского права, и регулирующее однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы в сфере ограничения монополистической деятельности и пресечения недобросовестной конкуренции.
3. Установлено, что деятельность хозяйствующих субъектов, представляющая потенциальную опасность для состояния конкуренции, может иметь как экономический, так и правовой характер. Ограничивающая конкуренцию рыночная деятельность хозяйствующих субъектов реализуется путем их фактического рыночного поведения в различных формах в виде: злоупотребления доминирующим положением, совершения действий по недобросовестной конкуренции, осуществления координации экономической деятельности, совершения согласованных действий. Правовая деятельность, потенциально ограничивающая конкуренцию, представлена в хозяйственном обороте в виде действий по заключению соглашений и совершения сделок по экономической концентрации.
4. Сходство антиконкурентных соглашений с согласованными действиями заключается в том, что они представляют собой коллективное волеизъявление, приводящее к ограничению конкуренции. Нами установлено, что отличие антиконкурентных соглашений от согласованных действий заключается в особенностях состава правонарушения: основанием антиконкурентного соглашения является двух(много)сторонняя сделка, а основанием согласованных действий является одностороннее действие в виде публичного заявления «лидера» на рынке о совершении определенного рыночного поведения, не являющегося по своей правовой природе сделкой.
5. Для совершенствования правового регулирования мер
ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, предлагается закрепить понятия таких мер административной ответственности, как «взыскание в федеральный бюджет незаконно полученного дохода», «ликвидация юридического лица», «принудительное разделение (выделение) юридического лица», «монопольно высокая цена» в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.
6. Учитывая применение понятия «экономическая концентрация» в Федеральном законе «О защите конкуренции», считаем необходимым сформулировать его авторское определение, дополнив тем самым определение, данное в Законе: экономическая концентрация - реализуемый через организационные процедуры или сделки процесс сосредоточения материальных и управленческих ресурсов для укрепления собственного экономического положения, следствием чего является приобретение возможности оказывать влияние как на хозяйственную деятельность других хозяйствующих субъектов, так и на ситуацию на соответствующем рынке в целом.
7. Считаем необходимым внести дополнение в Закон о конкуренции, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты, при прохождении государственного контроля за экономической концентрацией, обязаны предоставлять антимонопольным органам информацию о предполагаемом использовании имущества объединением коммерческих организаций. В настоящее время предоставление такой информации не предусмотрено антимонопольным законодательством.
Теоретическая значимость работы. Исследование правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере, теоретический и эмпирический анализ проблем правого регулирования данных правоотношений является перспективным научным вектором, дополняющим и расширяющим российское предпринимательское право.
Значимость данного вектора определяется необходимостью достижения максимального эффективности, а также правовой гармонии юридических норм, определяющих правовое регулирование государственного контроля в антимонопольной сфере.
Концептуальное исследование, проведенное автором, и сформулированные по его итогам теоретические выводы, могут служить материалом для возможного дополнения теории предпринимательского права, способствовать совершенствованию современного правового регулирования защиты конкуренции.
Методологическая основа исследования. Основу методологии исследования составил всеобщий диалектический метод познания общественных явлений, а также вытекающие их него частно-научные методы: анализа и синтеза, дедукции и индукции и др. Помимо этого при подготовке исследования использовались специальные юридические методы.
Практическая значимость исследования состоит в тех выводах и рекомендациях, которые содержатся в работе и могут быть использованы в процессе совершенствования правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере.
Апробация результатов исследования. Некоторые положения и выводы магистерского исследования были изложены в двух опубликованных автором научных статьях.
Помимо этого, результаты работы использованы при прохождении научно-исследовательской и педагогической практики в Юридическом институте НИУ «БелГУ» в 2017-2018 годах.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список использованной литературы.
Развитие конкуренции в Российской Федерации за 25 лет существования антимонопольного регулирования прошло несколько этапов своего становления: от полного непонимания и отрицания бизнесом конкуренции - «работали спокойно без конкуренции, свободного рынка и будем также работать дальше» до осознанного выбора конкурентной борьбы за «место под солнцем» в качестве ключевой политики развития компании.
Создание здоровой конкуренции, свободного предпринимательства как важнейших факторов развития страны невозможно без эффективного антимонопольного контроля, направленного на «обеспечение эффективности и устойчивости всей нашей национальной экономики» .
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации заложила правовой фундамент для здания рыночной экономики. В соответствии с основными конституционными принципами в Российской Федерации гарантируются основы конституционного строя - единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также гарантируются права и свободы человека и гражданина - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
К сожалению, до настоящего времени не все хозяйствующие субъекты используют честные методы ведения бизнеса - иногда из-за незнания законов, а чаще всего осознанно «убивают» конкуренцию и устраняют конкурентов в целях своего обогащения.
Контроль за соблюдением указанных конституционных гарантий возложен на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) , которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления государственного контроля в антимонопольной сфере.
Предмет исследования составляют нормы российского предпринимательского законодательства, регулирующие государственный контроль в антимонопольной сфере.
Целью исследования является всесторонний анализ и систематизация нормативного, теоретического и практического материала, связанного с регулированием государственного контроля в антимонопольной сфере.
Для достижения указанной цели в рамках проведения дипломного исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть историю развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
- изучить правовой статус государственных антимонопольных органов;
- проанализировать полномочия Федеральной антимонопольной службы России;
- рассмотреть установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта;
- исследовать антиконкурентные соглашения и согласованные действия;
- рассмотреть государственный контроль за экономической концентрацией;
- проанализировать особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- изучить административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
В качестве гипотезы исследования можно указать, что обобщение изучаемых материалов приводит к уяснению проблем правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере, и как следствие, к выявлению существенных особенностей антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности, а также к выработке предложений по их совершенствованию.
Нормативная основа исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы основываются на изучении норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон РФ «О защите конкуренции», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», других федеральных законов, подзаконных актов, судебная и правоприменительная практика.
Теоретическая основа исследования. В процессе подготовки данной работы активно использовались труды отечественных правоведов. Так теоретической основой настоящего исследования стали работы таких цивилистов как С.Б. Авдашева, К.М. Беликова, Е.Ю.Борзило, А.В. Габов, М.А.Егорова, А.И. Каминка, А.В.Михайлов, С.А. Паращук, Т.В.Увакина и др.
Эмпирическая основа исследования. Важное значение для исследования специфики правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере имеет практика арбитражных судов. Она позволяет не только определить основные проблемы, которые возникают в практической деятельности при регулировании правоотношений, возникающих в данной сфере, но и наметить основные пути их решения.
Здесь следует особо выделить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», а также постановления федеральных арбитражных судов Российской Федерации, вынесенные по конкретным делам.
Научная новизна магистерской диссертации обусловлена новыми подходами к осмыслению правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере. В работе осуществлено системное изучение результатов теоретических исследования в области антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности, исследованы антиконкурентные соглашения и согласованные действия, а также государственный контроль за экономической концентрацией и проанализированы правовые проблемы, возникающие при проведении проверок федеральной антимонопольной службой как формой контрольной деятельности; предложены возможные пути преодоления существующих проблем.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Антимонопольная политика есть целенаправленная деятельность государства по созданию условий для возникновения и развития конкуренции, пресечению нежелательных форм монополизма и недобросовестной конкуренции посредством политических, экономических преобразований и эффективного законодательства
2. В юридической литературе существует мнение, что антимонопольное законодательство является самостоятельной отраслью права и регулирует административно-правовые отношения. Считаем, что характер правоотношений в области конкуренции разнородный и диктует необходимость применения различных методов правового регулирования. В связи с этим предлагаем следующее определение антимонопольного законодательства.
Антимонопольное законодательство - это отрасль российского законодательства, представляющая собой комплексное образование в российском законодательстве, обеспечивающее взаимодействие правовых норм отраслей административного, гражданского и предпринимательского права, и регулирующее однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы в сфере ограничения монополистической деятельности и пресечения недобросовестной конкуренции.
3. Установлено, что деятельность хозяйствующих субъектов, представляющая потенциальную опасность для состояния конкуренции, может иметь как экономический, так и правовой характер. Ограничивающая конкуренцию рыночная деятельность хозяйствующих субъектов реализуется путем их фактического рыночного поведения в различных формах в виде: злоупотребления доминирующим положением, совершения действий по недобросовестной конкуренции, осуществления координации экономической деятельности, совершения согласованных действий. Правовая деятельность, потенциально ограничивающая конкуренцию, представлена в хозяйственном обороте в виде действий по заключению соглашений и совершения сделок по экономической концентрации.
4. Сходство антиконкурентных соглашений с согласованными действиями заключается в том, что они представляют собой коллективное волеизъявление, приводящее к ограничению конкуренции. Нами установлено, что отличие антиконкурентных соглашений от согласованных действий заключается в особенностях состава правонарушения: основанием антиконкурентного соглашения является двух(много)сторонняя сделка, а основанием согласованных действий является одностороннее действие в виде публичного заявления «лидера» на рынке о совершении определенного рыночного поведения, не являющегося по своей правовой природе сделкой.
5. Для совершенствования правового регулирования мер
ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, предлагается закрепить понятия таких мер административной ответственности, как «взыскание в федеральный бюджет незаконно полученного дохода», «ликвидация юридического лица», «принудительное разделение (выделение) юридического лица», «монопольно высокая цена» в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.
6. Учитывая применение понятия «экономическая концентрация» в Федеральном законе «О защите конкуренции», считаем необходимым сформулировать его авторское определение, дополнив тем самым определение, данное в Законе: экономическая концентрация - реализуемый через организационные процедуры или сделки процесс сосредоточения материальных и управленческих ресурсов для укрепления собственного экономического положения, следствием чего является приобретение возможности оказывать влияние как на хозяйственную деятельность других хозяйствующих субъектов, так и на ситуацию на соответствующем рынке в целом.
7. Считаем необходимым внести дополнение в Закон о конкуренции, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты, при прохождении государственного контроля за экономической концентрацией, обязаны предоставлять антимонопольным органам информацию о предполагаемом использовании имущества объединением коммерческих организаций. В настоящее время предоставление такой информации не предусмотрено антимонопольным законодательством.
Теоретическая значимость работы. Исследование правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере, теоретический и эмпирический анализ проблем правого регулирования данных правоотношений является перспективным научным вектором, дополняющим и расширяющим российское предпринимательское право.
Значимость данного вектора определяется необходимостью достижения максимального эффективности, а также правовой гармонии юридических норм, определяющих правовое регулирование государственного контроля в антимонопольной сфере.
Концептуальное исследование, проведенное автором, и сформулированные по его итогам теоретические выводы, могут служить материалом для возможного дополнения теории предпринимательского права, способствовать совершенствованию современного правового регулирования защиты конкуренции.
Методологическая основа исследования. Основу методологии исследования составил всеобщий диалектический метод познания общественных явлений, а также вытекающие их него частно-научные методы: анализа и синтеза, дедукции и индукции и др. Помимо этого при подготовке исследования использовались специальные юридические методы.
Практическая значимость исследования состоит в тех выводах и рекомендациях, которые содержатся в работе и могут быть использованы в процессе совершенствования правового регулирования государственного контроля в антимонопольной сфере.
Апробация результатов исследования. Некоторые положения и выводы магистерского исследования были изложены в двух опубликованных автором научных статьях.
Помимо этого, результаты работы использованы при прохождении научно-исследовательской и педагогической практики в Юридическом институте НИУ «БелГУ» в 2017-2018 годах.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список использованной литературы.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложения по внесению изменений в законодательство:
1. В условиях перехода к рыночной экономике одна из важнейших задач государства состоит в том, чтобы гарантировать правовую защиту отечественного производства и с этой целью ограничить сферу влияния различных монопольных структур, обеспечить возможности для функционирования и развития предприятий малого и среднего бизнеса.
Свободная конкуренция на нормативно-правовом уровне гарантирована, в первую очередь, специальным антимонопольным законодательством, определяющим основные направления государственного регулирования в сфере защиты конкуренции.
2. В настоящее время основным нормативным актом в сфере защиты конкуренции является Федеральный закон РФ «О защите конкуренции», с принятием которого начался новый этап развития российского антимонопольного законодательства.
З.За нарушение антимонопольного законодательства может наступить гражданская, административная или уголовная ответственностью. На наш взгляд, наиболее действенным механизмом обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства является административная ответственность, так как она обеспечивается и гарантируется государственным аппаратом, но при этом наступает, как показывает судебная практика, за большее количество чаще совершаемых и менее опасных правонарушений, нежели уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства может применяться только в исключительных случаях.
4. Нарушение антимонопольного законодательства в конченом итоге приводит к повышению цен и созданию неблагоприятных условий
67 функционирования потребительского рынка, а также к дальнейшему увеличению разрыва между уровнями жизни представителей наиболее и наименее обеспеченной категории граждан.
5. Считаем целесообразным сократить срок исковой давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренного ст. 41.1. Закона о защите конкуренции, с трех до двух лет. Такое сокращение срока давности позволит , с одной стороны, обеспечить оперативность наступления административной ответственности за наруш5ние антимонопольного законодательства, а с другой стороны - сохранит достаточный срок для определения факта нарушения антимонопольного законодательства.
6. Соглашения между субъектами-конкурентами, содержащее в себе условия, которые условно запрещены антимонопольным законодательством, должны квалифицироваться в качестве недействительной сделки на основании п. 1 ст. 168 ГК РФ как нарушающая требования закона или иного правового акта. В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ такие соглашения как посягающие на публичные интересы должны расцениваться в качестве ничтожных сделок. Последствия недействительности соглашений, нарушающих требования антимонопольного законодательства, определяются в соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ. В качестве альтернативных форм защиты гражданских прав, нарушенных в результате исполнения антиконкурентного соглашения. Кроме реституции могут быть использованы возмещение убытков, возникающих в результате заключения таких соглашений (ч. 3 ст. 37 ГК РФ), а также кондикционный иск (гл. 60 ГК РФ).
7. В целях исключения двусмысленности в понятии хозяйствующего субъекта предлагается изменить содержание п 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции в следующей редакции: «хозяйствующий субъект - это коммерческая, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, на основании государственной регистрации и(или) лицензии, членства в саморегулируемой организации.
8. На наш взгляд, положительный эффект от контроля за экономической концентрацией весьма сомнительный, а возможные неблагоприятные последствия значительны. В связи с этим, как нам представляется, необходимость названного контроля отсутствует, он может быть исключен из антимонопольного регулирования как таковой.
1. В условиях перехода к рыночной экономике одна из важнейших задач государства состоит в том, чтобы гарантировать правовую защиту отечественного производства и с этой целью ограничить сферу влияния различных монопольных структур, обеспечить возможности для функционирования и развития предприятий малого и среднего бизнеса.
Свободная конкуренция на нормативно-правовом уровне гарантирована, в первую очередь, специальным антимонопольным законодательством, определяющим основные направления государственного регулирования в сфере защиты конкуренции.
2. В настоящее время основным нормативным актом в сфере защиты конкуренции является Федеральный закон РФ «О защите конкуренции», с принятием которого начался новый этап развития российского антимонопольного законодательства.
З.За нарушение антимонопольного законодательства может наступить гражданская, административная или уголовная ответственностью. На наш взгляд, наиболее действенным механизмом обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства является административная ответственность, так как она обеспечивается и гарантируется государственным аппаратом, но при этом наступает, как показывает судебная практика, за большее количество чаще совершаемых и менее опасных правонарушений, нежели уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства может применяться только в исключительных случаях.
4. Нарушение антимонопольного законодательства в конченом итоге приводит к повышению цен и созданию неблагоприятных условий
67 функционирования потребительского рынка, а также к дальнейшему увеличению разрыва между уровнями жизни представителей наиболее и наименее обеспеченной категории граждан.
5. Считаем целесообразным сократить срок исковой давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренного ст. 41.1. Закона о защите конкуренции, с трех до двух лет. Такое сокращение срока давности позволит , с одной стороны, обеспечить оперативность наступления административной ответственности за наруш5ние антимонопольного законодательства, а с другой стороны - сохранит достаточный срок для определения факта нарушения антимонопольного законодательства.
6. Соглашения между субъектами-конкурентами, содержащее в себе условия, которые условно запрещены антимонопольным законодательством, должны квалифицироваться в качестве недействительной сделки на основании п. 1 ст. 168 ГК РФ как нарушающая требования закона или иного правового акта. В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ такие соглашения как посягающие на публичные интересы должны расцениваться в качестве ничтожных сделок. Последствия недействительности соглашений, нарушающих требования антимонопольного законодательства, определяются в соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ. В качестве альтернативных форм защиты гражданских прав, нарушенных в результате исполнения антиконкурентного соглашения. Кроме реституции могут быть использованы возмещение убытков, возникающих в результате заключения таких соглашений (ч. 3 ст. 37 ГК РФ), а также кондикционный иск (гл. 60 ГК РФ).
7. В целях исключения двусмысленности в понятии хозяйствующего субъекта предлагается изменить содержание п 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции в следующей редакции: «хозяйствующий субъект - это коммерческая, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, на основании государственной регистрации и(или) лицензии, членства в саморегулируемой организации.
8. На наш взгляд, положительный эффект от контроля за экономической концентрацией весьма сомнительный, а возможные неблагоприятные последствия значительны. В связи с этим, как нам представляется, необходимость названного контроля отсутствует, он может быть исключен из антимонопольного регулирования как таковой.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Государственные закупки и механизмы их реализации в рыночных условиях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Правовые основы промышленной безопасности опасных
производственных энергетических объектов
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности - гражданско-правовой анализ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Актуальные проблемы правового регулирования контрактной
системы в Российской Федерации и зарубежных странах
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Российское антимонопольное законодательство как государственный регулятор предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



