Введение 5
1 Дискурсивные практики как "наблюдаемая реальность" художественного текста 7
1.1 Дискурс как категория гуманитарных наук 7
1.2 Типология дискурса 14
1.3 Дискурсивные практики в современном художественном тексте 23
2 Дискурсивный анализ романа Д. Глуховского "Метро 2033" 25
2.1 Роман Д. Глуховского "Метро 2033" как явление массовой культуры 25
2.2 Дискурсивные практики романа "Метро 2033" и их взаимодействие 27
Заключение 42
Список использованных источников
В современных науках гуманитарного цикла: коммуникативистике, когнитивной лингвистике, психолингвистике и др. сегодня активно обсуждаются вопросы, связанные с пониманием дискурса, разновидностями дискурса, дискурсивными практиками, моделями дискурса, в частности, художественного текста. Все вышеперечисленные проблемы отличаются разноаспектными под-ходами и неоднозначными гипотезами. Существенный вклад в исследование данных проблем внесли П. Анри, Э. Бенвенист, Ж. Деррида, Р. Робен, Т. А. ван Дейк, Л. Ельмслев, М. Фуко, П. Серио, М. Пешё, Д. Шифрин, Н. Д. Арутюнова, А. А. Кибрик, В. И. Карасик, М. Л. Макаров, Г. Г. Слышкин, Л. Филлипс, Ю. С. Степанов, О. С. Иссерс, Ю. Е. Прохоров, В. Е. Чернявская и многие другие. А. А. Кибрик отмечает: "Дискурсивные исследования - это молодая область, для которой характерны значительная неупорядоченность и фрагментарность" [22]. В последние десятилетия учёные проявляют активный интерес к исследованию специфики художественного дискурса (А. Н. Безруков, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа и др.). Именно интерес к различным аспектам художественного дискурса в науке, в частности, исследование дискурсивных практик современного художественного текста, и определил актуальность нашего исследования.
Кроме того, важность исследования обусловлена недостаточной изученностью дискурсивных практик в художественной прозе, особенно современной. Так, анализ дискурсивных практик, используемых Дмитрием Глуховским в романе "Метро 2033", рассматривается впервые.
Объектом исследования являются дискурсивные практики современного коммуникативного процесса.
Предмет исследования - особенности дискурсивных практик в современном художественном тексте.
Целью исследовательской работы является систематизация и анализ дискурсивных практик в романе Д. Глуховского "Метро 2033".
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
- уточнить терминологический аппарат исследования, в частности, мно-гозначные термины "дискурс", "дискурсивные практики";
- выбрать из романа Д. Глуховского "Метро 2033" контексты, в которых отражены дискурсивные практики как наблюдаемые реальности ("дискурсивные реальности");
- описать и систематизировать "дискурсивные реальности" романа Д. Глуховского "Метро 2033".
Материалом исследования послужил текст романа Д. Глуховского "Метро 2033". Выбор материала неслучаен: он обусловлен тем, что в данном художественном тексте представлены различные дискурсивные практики, которые отражают суть современного коммуникативного процесса.
Для решения цели и задач исследования были использованы определенные методы:
- аналитический,
- обобщения,
- системно-сопоставительный,
- дискурсивного анализа текста.
Теоретическая значимость и научная новизна заключается в том, что проведен анализ научных работ, в которых так или иначе затрагиваются проблемы дискурса, дискурсивных практик, как некой наблюдаемой реальности в художественном тексте, а также подвергнут анализу текстовый материал, который не исследовался ранее в данном аспекте.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов работы в вузовских курсах по лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, коммуникативистике, в частности, в учебниках и учебных пособиях по названным дисциплинам, а также в дальнейших исследованиях в области коммуникативистики.
Апробация работы. Основные положения данного исследования излагались в виде сообщений на семинарах, на студенческой научно-практической конференции филологического факультета (5.04.2019), а также по итогам исследования опубликована статья "Дискурсивные практики современного художественного текста" (заочное участия во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию доктора педагогических наук, профессора О. Я. Гойхмана, "Современная коммуникативистика: наука - практика - специальность").
Структура и объем работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух основных глав, заключения. Содержит приложение. Библиографический список насчитывает 50 наименований. Работа изложена на 46 страницах.
Нами проанализирован генезис понятия дискурс и его современные определения в различных гуманитарных науках, особенности и структура художественного дискурса, дискурсивные практики в современном художественном тексте, а также методология исследования дискурсивных практик. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать вывод, что дискурс - это феномен коммуникативистики, потому что именно он позволяет отразить сущность процесса общения в динамике, в развитии; а дискурсивные практики, которые в коммуникативном процессе соотносится с различными совокупностями сфер человеческого познания, позволяют осмыслить процесс общения как социальный опыт, за которым мы можем наблюдать в художественном произведении.
В романе Д. Глуховского "Метро 2033" нами вычленены наиболее частотные дискурсы и систематизированы разнообразные дискурсивные практики, отражающие различные коммуникативные ситуации, и создающие некую единую картину художественного мира данного романа. Причина кроется в сложной природе произведения литературы постмодернизма, которое в XXI веке выступает как актуальное высказывания, оно отсылает читателей к знакомым коммуникативным ситуациям, поэтому имеет непосредственные живые связи с питающими его дискурсами. Романный дискурс живёт посредством обращения к новому художественному материалу - новой вселенной, созданной авторским воображением, но также посредством возвращения, повторения активно развивающихся дискурсов. Это информативное надстраивание обеспечивает дополнительную актуализацию авторского сообщения. Противоречивая интенциональная структура современного романа способствует перемешиванию и взаимовлиянию столь разных по своей коммуникативной природе дискурсов.
Роман Д. Глуховского "Метро 2033" отличается наполнением коммуникативного пространства разнообразными дискурсами.
Мы считаем, что роман "Метро 2033" - это дискурсивное явление. Анализ дискурсивных аспектов текста выявил смешение жанров, с одной стороны, и смешение дискурсивных практик с другой.
Анистратенко, И. В. Русский религиозно-философский дискурс начала XX в.: лингвориторические параметры групповой языковой личности: на материале сборника статей "Из глубины", 1918 г.: автореф. дис. канд. фи- лол. наук / И. В. Анистратенко. - Сочи, 2009. - 23 с.
Арутюнова, Н. Д. Дискурс. Речь // Лингвистический энциклопедический словарь / глав. ред. В.Н. Ярцева. - Москва, 2002. - С. 136-137.
Асратян, З. Д. Дискурс художественного произведения / З. Д. Асратян // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2015. -№ 3. - C. 30-32.
Безруков, А. Н. Интерсубъективный характер художественного дискурса / А. Н. Безруков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2015. - № 10. - C. 23-26.
Вишнякова, О. Д. Язык и концептуальное пространство: на материале со-временного английского языка / О. Д. Вишнякова. - Москва, 2002. - 380 с.
Гаспаров, Б. М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. - Москва, 1996. - 352 с.
Глуховский, Д. А. Метро 2033: [роман] / Дмитрий Глуховский. - Москва, 2018. - 384 с.
Григоровская А. В. Реализация функций волшебной сказки в структуре антиутопий Д. Глуховского "Метро 2033" и Д. Быкова "ЖД" / А. В. Григоровская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/realizatsiya-funktsiy-volshebnoy-skazki-v-strukture-antiutopiy-d-gluhovskogo-metro-2033-i-d-bykova-zhd- 13.06.2019.
Григоровская, А. В. Феномен цикличности истории в российской анти-утопии 2000-х годов / А. В. Григоровская // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия Филология. - 2011. - №03. - Том 1. - С. 63-70.
Гуо Х. Особенности дискурса художественного произведения / Х. Гуо // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 483-486. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/154/43562/- 12.06.2019.
Двинина, С. Ю. Взаимодействие пространства и времени в художественном дискурсе / С. Ю. Двинина // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2014. - №1 (26). - С. 90-95.
Дискурс в современном мире. Психологические исследования / редкол .: Н. Д. Павлова и И. А. Зачёсова. - Москва, 2011. - 368 с.
Дискурсивные практики современной институциональной коммуникации: монография / редкол.: Л. В. Куликова. - Красноярск, 2015. - 182 с.
Загидуллина, М. В. Трансфер языковой концепции Б. Н. Головина в поле литературоведческих исследований (прогностические задачи современной науки о массовой литературе на примере жанра "постъядера") / М. В. Загидуллина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - №6. - С. 181-185.
Заложных, В. В. Типология дискурса в лингвистике: фрактальный подход / В. В. Заложных // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2017. - №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-diskursa-v-lingvistike-fraktalnyy-podhod- 13.06.2019.
Иванова, Е. В. Экологическая проблематика в фантастическом дискурсе / Е. В. Иванова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 37. - С. 145-147.
Иссерс, О.С. Люди говорят... Дискурсивные практики нашего времени: монография / О. С. Иссерс. - Омск, 2012. - 276 с.
Карасик, В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - Волгоград, 2000. -С.5-20.
Касавин, И. Т. Текст, дискурс, контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. Замысел книги / И. Т. Касавин // Эпистемология & философия науки. - 2009. - № 1. - С. 53-56.
Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / ред. Серио, П. - Москва, 1999. - 416 с.
Кибрик, A. A. Когнитивные исследования по дискурсу / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания. - 1994. - №5. - С. 126-139.
Кибрик, А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания. - 2009. - № 2. - С. 3-21.
Комлева, Н. Л. Специфика жанра антиутопии как литературоведческая проблема / Н.Л. Комлева // Филологические исследования 2003 - 2004: межвузовский сб. науч. тр. / под ред. О.Е. Осовского. - Саранск, 2005.
Конюшкина, Ю. А. Права человека на свободу творчества в сети / Ю.А. Конюшкина // Вестник Московского финансово-юридического университета, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7prava-cheloveka-na-svobodu-tvorchestva-v- seti. - 14.06.2019.
Костина, В. А. Современная непрофессиональная интернет-проза как дискурс (на примере детективного рассказа). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://student.eee-science.ru/listing/ sovremennaya-
neprofessionalnaya-internet-proza-kak-diskurs-na-primere-detektivnogo- rasskaza/. - 14.06.2019.
Красных, В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация) / В. В. Красных. - Москва, 1998. - 352 с.
Ланин, Б. А. Анатомия литературной антиутопии / Б. А. Ланин // Общественные науки и современность. - 1993. - № 5. - С. 154 - 163.
МЕТРО 2033 Дмитрия Глуховского и книжная серия "Вселенная метро 2033" Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metro2033.ru. - 13.06.2019.
Петухов, В. Б. Информационный дискурс терроризма в контексте художественной рефлексии / В. Б. Петухов. - Москва, 2007. - 208 с.
Плаксицкая, Н. А. Реализация жанровых признаков антиутопии в романе Т. Толстой "Кысь" / Н. А. Плаксицкая // Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. - 2008. - Вып. 18. Филол. серия (4).-С. 173-182.
Прокофьева, В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении : Локусы и топосы / В.Ю. Прокофьева // Вестник ОГУ. - 2005. - №11.-С. 87-94.
Пропп, В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. - Ленинград, 1928. - 152 с.
Прохоров, Ю. Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании ком-муникации: дис. ... доктора филол. наук: 10.02.01: защищена 26.04.2006 / Ю. Е. Прохоров. - Екатеринбург, 2006. - 38 с.
Русский проект исправления мира и художественное творчество XIX-XX вв. / редкол.: Егоров. Б.Ф., Ковтун Н.В. - Москва, 2011. - 408 с.
Саморукова, И. В. Дискурс - художественное высказывание - литературное произведение: Типология и структура эстетической деятельности / И. В. Саморукова. - Самара, 2002. - 204 с.
Седов, К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистические аспекты / К. Ф. Седов. - Саратов, 1999. - 180 с.
Силантьев, И. В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений / И. В. Силантьев. - Москва, 2006. - 224 с.
Синицына, Ю. Н. Интерпретационный потенциал дискурсивных практик: на материале русского и английского языков: дис. ... канд. филол. наук: защищена 10.02.19 / Синицына Юлия Николаевна. - Краснодар, 2008. - 187 с.
Современная речевая коммуникация: новые дискурсивные практики: монография / редкол. О. С. Иссерс. - Омск, 2011. - 344 с.
Солганик, Г. Я. О специфике художественной речи в сопоставлении с публицистической / Г. Я. Солганик // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке Москва, 2011. - 332 с.
Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высших учебных заведений: В 2 т. / редкол. Н. Д. Тамарченко. Москва, 2004. - 512 с.
Тряпицына, Е. В. Перспективы дискурсивного подхода к изучению художественных текстов / Е. В. Тряпицына // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013 - № 1. -С. 64-68.
Тюпа, В. И. Дискурс/Жанр / В. И. Тюпа. - Москва, 2013. - 211 с.
44 Фатеева, Н. А. Поэзия как филологический дискурс / Н. А. Фатеева. - Москва, 2017. - 360 с.
45 Филлипс, Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Л. Дж. Филлипс. М. В. Йоргенсен. - Харьков, 2008. - 352 с.
46 Фуко, М. Порядок дискурса: инаугурационная лекция в Коллеж де Франс 2.12.70 / М. Фуко // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Москва, 1996. С. 49-96.
47 Хачмафова, З. Р. Аспекты дискурсивного анализа текстов женской прозы / З.Р. Хачмафова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология». Майкоп, 2009. - №3. С. 246-251.
48 Чеботникова Т. А. Речевое поведение личности в дискурсе художественного произведения / Т. А. Чеботникова. Оренбург, 2011. - 300 с.
49 Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - Ленинград, 1974. - 427 с.
50 Stubbs M. Discourse Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Lan-guage / М. Stubbs. - Oxford, 1983. - 272 p.