Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы физической подготовки футболистов 6
1.1. Значение и особенности физической подготовленности футболистов 6
1.2. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки развития двигательных способностей футболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства 11
1.3. Быстрота как физическое качество человека и особенности
его проявления в футболе 20
1.4. Теоретическое обоснование методики развития быстроты у футболистов 24
Глава 2. Методы и организация исследования 32
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 34
Глава 3. Характеристика и анализ экспериментальной методики развития быстроты у футболистов 15-16 лет 35
3.1. Характеристика экспериментальной методики 35
3.2. Анализ экспериментальной методики 38
Выводы 43
Практические рекомендации 45
Список литературы 46
Приложение
Актуальность исследования. Известно, что физическая подготовленность футболистов является одним из самых важных факторов, от которого зависит активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техничным и тактически грамотным ни был футболист, он никогда не добьется успеха без хорошей и разносторонней физической подготовленности. Не добьется успеха и команда, в которой физическая подготовленность даже одного игрока не будет соответствовать современным стандартам футбола [19].
Футбол требует от игроков высокого технического и тактического мастерства, а также такой физической формы, которая позволяет успешно действовать в любых игровых ситуациях.
Современный уровень тренировки и подготовки футболистов настолько высок, что дальнейшее повышение уровня развития быстроты связано с поиском новых эффективных средств, методов не только в период естественного ее роста в юношеском возрасте, где закладывается фундамент роста результатов в футболе, но и на этапе высшего спортивного мастерства [23].
Современный футбол со всеми возрастающими соревновательными нагрузками требует от футболистов выполнения различных технико-тактических действий на предельных скоростях при достаточно высокой общей интенсивности игры. Одной из важнейших составных частей игры становятся спринтерские ускорения, выполняемые с мячом и без мяча. Такое качество атлета, как его быстрота, является неоспоримо важным для большинства видов спорта, где надо уметь либо быстро бегать, двигаться и реагировать, либо молниеносно изменять направление своих движений [5].
Анализ крупнейших футбольных турниров последних лет показал, что эволюция игры идет в направлении дальнейшего повышения интенсификации игровой деятельности футболистов, быстроты выполнения технических приемов в условиях жесткого соперничества. Следовательно, одним из наиболее значимых физических качеств для современного футбола является быстрота. Поэтому в настоящее время достижение вершин мирового футбола без качества быстроты невозможно, а решение проблемы развития этого качества у юных футболистов является весьма актуальной.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных средств и методов скоростной подготовки юных футболистов на тренировочном этапе.
Проблема определила цель исследования - разработать методику развития быстроты у футболистов 15-16 лет.
Объект исследования - физическая подготовка футболистов 15-16 лет 5 года обучения на тренировочном этапе.
Предмет исследования - методика развития быстроты у футболистов 15-16 лет.
Гипотеза исследования: предполагалось, что методика, направленная на развитие быстроты у футболистов 15-16 лет тренировочной группы 5-го года обучения, основанная на сочетании средств общеподготовительной и специально-подготовительной направленности с мячом и без мяча в базовом мезоцикле подготовительного периода, состоящего из 5 микроциклов при соблюдении необходимых педагогических условий, в строгой регламентации нагрузки и отдыха при выполнении заданий в процессе тренировочных занятий позволить повысить эффективность тренировочного процесса.
Задачи и исследования:
1. Раскрыть научно-методические основы физической подготовки футболистов.
2. Разработать экспериментальную методику развития быстроты у футболистов 15-16 лет тренировочной группы 5-го года обучения.
3. Определить эффективность разработанной методики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ и обобщение данных литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- тестирование скоростных способностей;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в сочетании использования средств общеподготовительной и специально-подготовительной направленности с мячом и без мяча в базовом мезоцикле подготовительного периода, состоящего из 5 микроциклов при соблюдении необходимых педагогических условий, в строгой регламентации нагрузки и отдыха при выполнении заданий в процессе тренировочных занятий в каждом микроцикле, входящих в мезоцикл подготовительного периода.
Практическая значимость исследования заключается в успешной экспериментальной проверке разработанной методики, которая может быть рекомендована к использованию в процессе физической подготовки футболистов в детско-юношеских спортивных школах, а также в других организациях со спортивной направленностью.
На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. Результаты анализа научно-методической литературы показали, что проблеме физической подготовки футболистов 15-16 лет в доступной нам учебно-методической литературе не уделяется должного внимания. Однако анализ литературы показал, что одним из наиболее значимых физических качеств для современного футбола является быстрота, которая в значительной мере влияет на качество игровой деятельности. Следовательно, достижение высоких результатов возможно, в том числе, при решении проблемы развития этого качества у юных футболистов.
Развитие быстроты находится под очень высоким генетическим контролем. Это значит, что на нее внешние воздействия оказывают незначительное влияние. Вклад наследственности для различных показателей быстроты порядка 70-90%. Таким образом, быстрота относится к наименее тренируемым физическим качествам. Следовательно, именно показатели быстроты должны учитываться на всех этапах отбора.
2. Разработана экспериментальная методика развития быстроты у футболистов 15-16 лет 5-го года обучения на тренировочном этапе.
Методика предусматривает комплексы общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений с мячом и без мяча, которые применялись в базовом мезоцикле, состоящего из 5 микроциклов: в 1-ом общеподготовительном микроцикле стояла основная задача - функциональная подготовка испытуемых к последующим специально-подготовительным микроциклам (ЧСС во время проведения занятий колеблется в пределах 130 -165 уд/мин.). В нем испытуемым предлагалось: понедельник, среда, пятница - тренировки со "средней" нагрузкой; вторник, четверг, суббота - "малая" нагрузка; воскресенье - восстановительные мероприятия или выходной день.
Во 2-3-4-ом специально-подготовительных микроциклах стала основная задача - повысить уровень развития быстроты у испытуемых (ЧСС во время проведения занятий колеблется в пределах 130 -180 уд/мин). В них планировалось: понедельник, среда, пятница - большая нагрузка; вторник, четверг, суббота - средняя нагрузка; воскресенье - восстановительные мероприятия или выходной день.
В 5-ом восстановительном микроцикле основной задачей являлось восстановление испытуемых после большого объёма полученной нагрузки. Поэтому, нагрузка в этом микроцикле постепенно снижалась и в конце этого микроцикла достигала исходного уровня.
В результате проведения предварительного и итогового тестирования развития быстроты у футболистов 15-16 лет экспериментальной и контрольной групп и обработки полученных данных методами математической статистики установлено, что по всем показателям результаты футболистов экспериментальной группы улучшились и значительно превзошли результаты футболистов контрольной группы. Это свидетельствует о более высокой эффективности экспериментальной методики развития быстроты у футболистов 15-16 лет.
1. Антипов А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: науч.-метод. пособие [Текст]. - М.: Советский спорт, 2006. - 152 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] . - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов [Текст]. - М., Просвещение, 1990. - 288 с.
4. Богданов Н.В. Методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочного процесса в футбольных командах области [Текст]. - Белгород, 1996.
5. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов [Текст]. - М.:ООО
«Издательство Астрель», 2003. - 259 с.
6. Виноградов Ю.А. Педагогические исследования в физическом воспитании [Текст]. - М., 1992.
7. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск, 1998. - 88 с.
8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.
9. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов [Текст]. - М., 2009. - 272 с.
10. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для ин-тов физ. культ. [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1988.
11. Голомазов С.В. Футбол: тренировка специальной
работоспособности футболистов [Текст]. - М.: РАФК: ВШТ, 1994. - 87 с.
12. Голомазов С.В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства [Текст]. - М.,2006. - 80 с.
13. Гриндлер К. Физическая подготовка футболистов [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 231 с.
14. Железняк Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) [Текст]. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
16. Качанов Л.К. Развиваем выносливость [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - №5.
17. Кузнецов А.А. Настольная книга тренера второй этап (11-12 лет) [Текст]. -М.: Астрель, 2008.
18. Кузнецов А.А. Настольная книга тренера четвертый этап (16-17 лет) [Текст]. - М.: Астрель, 2008.
19. Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных
футболистов [Текст]. - М.: Советский спорт,2003. - 416с.
20. Любомирский Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников[Текст]. - М.: Педагогика, 1989.
21. Лях В.И. Двигательные способности Физическая культура в школе [Текст]. - 1996. - №2; 1997. - №1, 3; 1998. - №1.
22. Матвеев А.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст].
- М.: Просвещение, 2010.
23. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика [Текст]. - М: Советский спорт, 2007. - 288 с.
24. Орджоникидзе З.Г., Павлов В.И./Физиология футбола [Текст]. - М: Олимпия, 2008.
25. Платонов В.Н. Подготовка юного спортсмена [Текст]. - К.: Радянска школа, 1988.
26. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки [Текст]. - К.: Здоровья, 1978.
27. Перепекин В.А. Восстановление работоспособности [Текст]. - М.: Терра-Спорт, 2005. - 112 с.
28. Романенко А.Н. Тренировка футболистов [Текст]. - К.: Здоровья, 1984.
29. Рудов В.М. Путь к успеху или современная система подготовки в футболе: метод. пособие [Текст]. - Белгород, 2000.
30. Сучилин А.А. Футбол во дворе [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
31. Орджоникидзе З.Г. Физиология футбола [Текст]. - М.: Человек, 2008. - 240 с.
32. Основы математической статистики: учеб. пособие для институтов физической культуры [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
33. Уроки физической культуры в 9-11 классах средней школы [Текст]. - М.: Просвещение, 1987.
34. Фарбер Д.А. Физиология школьников [Текст]. - М.: Педагогика, 1990.
35. Филин В.П. Основы юношеского спорта [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
36. Фомин Н.А. Физиология человека: учеб. пособие для ин-тов [Текст]. - М.: Просвещение, 1992.
37. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
38. Футбол: программа и методические рекомендации для
учебно-тренировочной работы в спортивных школах [Текст]. - М., 1996.
39. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 480 с.
40.Энцо Сассо. Футбольный тренер [Текст]. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 200 с.