ВЛИЯНИЕ КОПТСКОЙ ЦЕРКВИ НА СТАНОВЛЕНИЕ МОНАШЕСКИХ ОБЩИН В ВИЗАНТИИ И РУСИ В IX - XI ВВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Коптская церковь и её влияние на становление монашеских общин Византии и киевской Руси 18
§1. Причины зарождения Коптской церкви и ее вклад в появление египетских монашеских организаций 18
§2. Роль первых египетских общин в формировании, развитии и регламентации монашеской жизни 29
3. Сравнительная характеристика и анализ монастырских уставов Пахомия и
Василия Великого 36
Глава 2. Вклад византийской церкви в становление афонского монашества...43
§1. Монашество Византийской империи и его характеристика 43
§2. Вклад византийских императоров в появление монашеского центра на
Святой Горе 49
§3. Основное содержание Студийского устава 66
Глава 3. Афонские традиции в древнерусском монашестве 74
§1. Паломническая деятельность Антония Любичанина на Афон, как форма перенесения элементов православия монашеской жизни в Киев 74
§2. Деятельность Феодосия Печерского по регулированию монашеской
жизни Киево-Печерского монастыря 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Коптская церковь и её влияние на становление монашеских общин Византии и киевской Руси 18
§1. Причины зарождения Коптской церкви и ее вклад в появление египетских монашеских организаций 18
§2. Роль первых египетских общин в формировании, развитии и регламентации монашеской жизни 29
3. Сравнительная характеристика и анализ монастырских уставов Пахомия и
Василия Великого 36
Глава 2. Вклад византийской церкви в становление афонского монашества...43
§1. Монашество Византийской империи и его характеристика 43
§2. Вклад византийских императоров в появление монашеского центра на
Святой Горе 49
§3. Основное содержание Студийского устава 66
Глава 3. Афонские традиции в древнерусском монашестве 74
§1. Паломническая деятельность Антония Любичанина на Афон, как форма перенесения элементов православия монашеской жизни в Киев 74
§2. Деятельность Феодосия Печерского по регулированию монашеской
жизни Киево-Печерского монастыря 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Затрагивая тему становления монашества Древней Руси на первоначальном этапе мы, не задумываясь, скажем, что Антоний Печерский является «отцом» первых монахов. Легендарная личность, подвиг которого стал образцом подражания для многих людей того времени. И по сей день его жизнь, окутанная множеством тайн и легенд, не предается забвению, а хранится в памяти православного народа. Киево-Печерский монастырь объединил вокруг себя множество сподвижников и стал центром, школой древнерусского монашества.
Паломническая деятельность Антония на Святую Гору дала возможность трансляции византийской монашеской культуры, её обрядности и традиционализма. Афон был местом сосредоточения православного духа и местом почитания Святой Богородицы. Поэтому значимость этого места невозможно преувеличить.
Но что дало толчок к образованию и развитию монашества на Святой Горе? Что явилось образцом для дальнейшей святости этого места? На эти вопросы и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей работе.
Мы знаем, что Египет был одним из первых мест, где проповедническая деятельность апостолов Иисуса Христа дала толчок к становлению монашества. Но что связывает монофизитов и приверженцев ортодоксальной церкви? Возможно ли влияние одних на других? Конечно да. До Халкидонского Собора православие хоть и развивалось в разных социумах, но основы его были едины.
Поэтому исследование влияния Коптской Церкви на становление монашеских общин в Византии и Руси в IX-XI вв. является весьма актуальным и дает посыл к новым работам в русле данной проблематики.
Объект исследования: коптская церковь и монашеские общины в Византии и Руси в IX-XI вв.
Предмет исследования: влияние Коптской церкви на формирование монашеских общин в Византии и Руси в IX-XI вв.
Цель исследования: провести исторический анализ влияния Коптской церкви на становление монашеских общин в Византии и Руси в IX-XI вв.
Из сформулированной нами цели вытекают следующие задачи работы:
- исследовать Коптскую церковь и её влияние на становление монашеских общин Византии и киевской Руси.
- выявить причины зарождения Коптской церкви и ее вклад в появление египетских монашеских организаций.
- изучить роль первых египетских общин в формировании, развитии и регламентации монашеской жизнь.
- провести сравнительную характеристику и проанализировать монастырские уставы Пахомия и Василия Великого.
- проанализировать вклад византийской церкви в становление афонского монашества
- рассмотреть Монашество Византийской империи и дать его характеристику.
- проследить вклад византийских императоров в появление монашеского центра на Святой Горе.
- проработать основное содержание Студийского устава.
- ознакомиться с афонскими традициями в древнерусском монашестве.
- дать характеристику паломнической деятельности Антония Любичанина на Афон, как формы перенесения элементов православия монашеской жизни в Киев.
- сделать выводы о деятельности Феодосия Печерского по регулированию монашеской жизни Киево-Печерского монастыря.
Географические рамки работы охватывают территорию, где располагалась византийская провинция Египет. На западе она граничила с Киренаикой, а на востоке с Аравией, а также земли Киевской Руси - от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке.
Хронологические рамки исследования работы ограничиваются серединой V - XI вв., где V в.- выделение коптской церкви в монофизитскую православную организацию, XI в. - расцвет Киевской Руси и становление монашества.
Источниковая база исследования. Оценивая источники с точки зрения их информационного богатства, следует отметить, что они являются исключительно ценным материалом для данного исследования, формируют представление о событиях того времени.
О начале становления монашества на территории византийского Египта мы узнаем из «Жития» Антония Великого , написанного видным деятелем Александрии около 365 г. Он описал жизнь Антония с его малых лет, его путь от простого мальчика до монаха-отшельника. Наиболее интересна и значительна для нашей работы история о том, как Антоний, прервав своё уединение, попытался организовать жизнь монахов-отшельников, объединившихся вокруг него. Также для нашей работы важны сведения о его пребывании в Александрии, где он своим примером популяризировал монашество. Люди собирались вокруг него, почитали и перенимали житейский опыт, что способствовало распространению среди народа подобной формы жизни.
Изучение жизнеописания Макария Египетского дает возможность узнать о зарождении новой формы организации монашества - киновии или же общежитийного монашества. Макарий родился около 300 года и был одним из учеников Антония Великого, его последователем. Он был основателем коптского монастыря Макария Великого, настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. Там ему приходилось организовывать быт монахов, создавая свои правила общежития. К сожалению, эти правила не дошли до нас, т. к. не были записаны.
Следующим немаловажным источником данного периода служит «Житие» Пахомия Великого . Здесь мы узнаем о создателе общежительной формы монашества, или киновитства, которую Пахомий считал более походящей для человеческой жизни. Для нашей работы мы выделяем события, где дается описание жизни Пахомия в отшельничестве в Фивадийской пустыне. Там формируются его представления о форме монашеского существования, зарождаются первые идеи о создании монашеской общины. Содержательная основа этого произведения характеризуется созданием правил - монастырского устава.
Устав Пахомия отображает правила Тавеннисиотского общежития, созданные иноком. Благодаря этому мы можем провести сравнительную характеристику последующих уставов, проанализировать содержательную часть и выявить особенности преемственности русского монашества.
Василий Великий и его жизнеописание для нас необходимо, благодаря его содержательности и четкому построению мы прослеживаем не только жизненный путь этого деятеля, но и можем проследить, как формировались его правила. Оттуда же мы узнаем о посещении им Пахомия, где он позаимствовал часть его идей.
Эти же правила , созданные в IV в., могут служить прекрасным источником для исследования. В данном сочинении прослеживается заимствование идей Пахомия у Василия Великого по созданию монастырского общежития. Необходимо отметить тот факт, что эти правила стали основой последующих православных уставов. И по сей день являются примером для иноков.
«Житие» преподобного Антония Печерского6, основателя Киево-Печерского монастыря, являет нам факт присутствия Антония на Афоне. Мы прослеживаем путь развития монашеского общежития уже на древнерусской земле. И полагаем, что одним из ключевых моментов была его паломническая деятельность, где он познакомился с правилами Василия Великого.
Описание жизни Феодосия Печерского завершает наш ансамбль источниковой базы. Здесь мы уже четко прослеживаем развитие Киево-Печерского монастыря, и на основе этого жизнеописания мы подводим сравнительную параллель к её логическому завершению.
Соответственно, проведя анализ вышеперечисленных источников, мы можем проследить преемственность правил по устройству общежития монахов от коптского монашества до создания первых древнерусских монастырей.
Степень изученности темы. Для того, чтобы понять, на сколько наша работа многогранна и исключительна, мы проследим через исследования видных деятелей исторической науки, формирование проблематики влияния коптской церкви на становления монашества Византии и впоследствии Древней Руси.
В работе, ставшей уже классическим пособием для изучения истории Византии, А. А. Васильева мы узнаем о византийском периоде и о том, каким образом появилась провинция Египет на картах Византийской империи. Формируется общее представление о христианской церкви в Александрии и «распознании» христианской религии на землях империи. Дополняет пробелы его следующий труд , где также излагается история развития Византии.
Более подробно изложена информация о ранневизантийской периоде Египта в работе Ю. А. Кулаковского . Русский антиковед начинает изложение материала с момента отделения Восточной Римской империи от Западной. Мы можем проследить внешнеполитическую обстановку, в условиях которой складывалась православная церковь. Здесь очень подробно описаны церковные дела. Безусловная, эта работа - фундамент для написания нашего исследования.
Исследование А. П. Лебедева дает понимание о происхождении и дальнейшем развитии церковных. Прослеживания становление института епископов, митрополии такой формы церковного управления, как патриархия. Здесь же мы узнаем о положении духовенства в Восточной Римской империи.
Еще она его работа наиболее важна для нас, именно потому, что здесь приведены источники по формированию Коптской церкви и ее выделения из Александрийской патриархии.
В работах Н. Н. Болгова мы узнаем о позднеантичном периоде Римской империи, о проникновении христианства в эти земли.
Монография М. М. Казакова освещает вопросы христианизации Римской империи в IV в. Особое внимание уделяется вопросу о территориальном распространении христианства и проникновению этой религии в различные социальные слои римского общества.
Труд Н. Д. Тальберга знакомит нас со становлением церковной организации на территории Восточной Римской империи.
Моногафии А. А. Войтенко раскрывают перед нами египетское монашество на первоначальном этапе, в период его становления в IV в. Этими же вопросами занимались А. Гарнак, П. С. Казанский, А. Я. Каковкин, К. Кекелидзе, В. М. Лурье и М. В. Никольский, Д. Ю. Позднякова.
Изучение феномена Коптской церкви и египетского монашества занимается историк А. С. Ковалец. В её работах мы находим причины выделения коптской церкви из лона Александрийской, так же она понимает вопросы становления монашества, занимается вопросом жизнеописания Антония Великого.
А. Б. Ванькова представляет нашему вниманию пути взаимодействия монашеской общины с ранневизантийским обществом. Здесь же мы знакомимся с численностью монахов на территории Египта и основными монастырями данного периода. Эту же научную задачу в своих работах решают И. В. Коноводов и Е. А. Кривец.
Об истории женского монашества на ранневизантийском Востоке мы можем найти информацию в совместной статье А. Ю. Рышковской, Н. Н. Болгова.
В работе А. И. Еланской дается краткий обзор истории коптов и их литературы, также представлены различные источники по истории начального периода Коптской церкви. Более подробно данная проблема раскрыта в работах И. Е. Троицкого и И. В. Кривушина. Здесь мы можем найти для себя основные характеристики коптских источников в период ранневизантийского Египта.
Е. Г. Толмачева в своей книге дает краткий обзор первых коптских монастырей. Э. Бадж также дает краткие сведения о монастырях в Египте и помогает разобраться нам в их месторасположении.
О жизни первых отшельников писали такие именитые ученые как А. Г. Аман, П. В. Безобразов, Ю. В. Москвичева, Е. Н. Поселянин, Г. В. Флоровский. В этих исследованиях освещена жизнь христиан в период образования христианской Церкви, раскрыты вопросы, касающиеся быта и повседневности монашеских общин.
В книге А. И. Сидорова также поднимается вопрос о зарождении монашества на христианском Востоке.
С. С. Лагиновский занимается изучение египетского монашества, а именно деятельностью Макария Египетского по становлению монашеского общежития.
Л. Дюшен в своей книге поднимает вопрос об образовании христианской церкви, освещает путь становления Византийской церковной организации.
Вопросы, которые касаются византийского монашества, Византийской церковной традиции, освещены И. Мейендорфом51,52. Здесь изложены основные моменты по истории Византийской церкви, отдельно освещен вопрос монашеской обители.
Об устройстве монастырей Византии в период с III по VIII вв. писал Д. Г. Тимофеев , он показал особенности монастырского общежития в данный период. Также осветил вопросы повседневности и быта византийских монахов.
М. А. Поляковская показывает нам этапы популяризации монашества в Византии, выявляет причины и прослеживает дальнейшее развитие монашеских общин.
В работе Г. Л. Курбатова мы можем увидеть в каких условиях формировалось византийское монашество и как императоры влияли на его становление.
В статье Ю. А. Карвунис предпринята попытка провести социально-философский анализ базовых принципов монашеского социума, характерного для православного Востока, на примере монастырской республики Афон, существующей на протяжении более тысячи лет и в настоящее время, представляющей собой автономную часть Греческого государства.
Работа Б. К. Зайцева знакомит нас с Афоном, с его историей, политическим положением и географическими особенностями, о его центральной роли в монашеских общинах Византии.
В статье С. И. Житнева поднимается вопрос, о влиянии паломников на становление монашеской организации на Святой Горе, а также оценивается значение и роль Афонских традиций в культуре Древней Руси.
Монография Д. Б. Наумова поднимает вопрос о культурном наследии Византии на территории Древней Руси. Здесь же мы прослеживаем процесс проникновения традиций византийского монашества в Киевскую Русь.
Толкование термина «Устав», определение его основных функций и, уже на этой основе, изучение возникновения устава в Древнерусском государстве и его дальнейшее развитие мы находим в работе Е. Т. Аляутдинова
В статье А. В. Астэр анализируется суть монашества как социокультурного феномена и понятия. Определены основные характеристики, типологические особенности и формы монашеского служения. Раскрывается место православного аскетизма как целостного феномена в русской традиционной культуре, его специфические особенности и природа.
В статье Константина Костромина раскрыты причины побудившие русских путешественников отправиться на Афон и принять монашеский постриг.
О жизнедеятельности «отца» русского монашества Антония Печерского мы узнаем из работы Б. А. Успенского . Его работа раскрывает вопрос эволюции монашества в Киевской Руси.
О первых паломника, в том числе и об Антонии Печерском писали такие историки как К. Е. Балдин, Н. А. Кочеляева, В.А. Мошин, И. К. Смолич.
В работе А. Д. Шмемана показан исторический пусть православия и его традиций,
В отечественной историографии немало работ о древнерусском монашестве. Например, работы М. В. Бибикова, П. И. Гайденко, Л. Р. Засыпкиной, Л. П. Карсавина, М. А. Ивановой, В. В. Мильковв, О. О. Смолиной. Они стремятся реконструировать жизнь первых монахов Руси, изучают социальный состав монахов, детально изучают организацию монашеских общин. Рассматривается влияние студийской традиции, по регламентированию повседневной жизни монастырских обителей, а со второй половины XI в. Киево-Печерского монастыря.
В работе Г. Г. Литаврина анализируется процесс христианизации народов обширного региона Европы, анализируется переход от языческих верований к христианству, положение церкви в раннефеодальном обществе, взаимоотношения церкви и государства.
В статьях Н. С. Васиховской80,81поднимаются вопросы, которые касаются становления общежительства в Киево-Печерском монастыре во второй половине XI века. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей Студийского монашеского устава, положениями которого главным образом руководствовался игумен Феодосий при организации повседневной жизни монашеской братии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для написания данной работы у нас имеется довольно объемный список исследований.
Методология исследования. В работе использован комплекс общенаучных и специальных методов исторического исследования: системно-структурный, историко-логический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный. Исторические явления и процессы рассматриваются в их взаимосвязи.
Научная новизна. Мы исследовали Коптскую церковь и её влияние на становление монашеских общин Византии и киевской Руси. Вывили причины зарождения Коптской церкви и ее вклад в появление египетских монашеских организаций. изучили роль первых египетских общин в формировании, развитии и регламентации монашеской жизнь. провели сравнительную характеристику и проанализировать монастырские уставы Пахомия и Василия Великого. проанализировали вклад византийской церкви в становление афонского монашества. рассмотрели Монашество Византийской империи и дать его характеристику. проследили вклад византийских императоров в появление монашеского центра на Святой Горе.
проработали основное содержание Студийского устава. ознакомились с афонскими традициями в древнерусском монашестве. дали характеристику паломнической деятельности Антония Любичанина на Афон, как формы перенесения элементов православия монашеской жизни в Киев. сделали выводы о деятельности Феодосия Печерского по регулированию монашеской жизни Киево-Печерского монастыря.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы как источник информации на уроках истории в различных учебных заведениях, при проведении лекций и экскурсий.
Структура исследования представлена введением, основной частью, из трех глав, заключением, списком источников и исследований.
Паломническая деятельность Антония на Святую Гору дала возможность трансляции византийской монашеской культуры, её обрядности и традиционализма. Афон был местом сосредоточения православного духа и местом почитания Святой Богородицы. Поэтому значимость этого места невозможно преувеличить.
Но что дало толчок к образованию и развитию монашества на Святой Горе? Что явилось образцом для дальнейшей святости этого места? На эти вопросы и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей работе.
Мы знаем, что Египет был одним из первых мест, где проповедническая деятельность апостолов Иисуса Христа дала толчок к становлению монашества. Но что связывает монофизитов и приверженцев ортодоксальной церкви? Возможно ли влияние одних на других? Конечно да. До Халкидонского Собора православие хоть и развивалось в разных социумах, но основы его были едины.
Поэтому исследование влияния Коптской Церкви на становление монашеских общин в Византии и Руси в IX-XI вв. является весьма актуальным и дает посыл к новым работам в русле данной проблематики.
Объект исследования: коптская церковь и монашеские общины в Византии и Руси в IX-XI вв.
Предмет исследования: влияние Коптской церкви на формирование монашеских общин в Византии и Руси в IX-XI вв.
Цель исследования: провести исторический анализ влияния Коптской церкви на становление монашеских общин в Византии и Руси в IX-XI вв.
Из сформулированной нами цели вытекают следующие задачи работы:
- исследовать Коптскую церковь и её влияние на становление монашеских общин Византии и киевской Руси.
- выявить причины зарождения Коптской церкви и ее вклад в появление египетских монашеских организаций.
- изучить роль первых египетских общин в формировании, развитии и регламентации монашеской жизнь.
- провести сравнительную характеристику и проанализировать монастырские уставы Пахомия и Василия Великого.
- проанализировать вклад византийской церкви в становление афонского монашества
- рассмотреть Монашество Византийской империи и дать его характеристику.
- проследить вклад византийских императоров в появление монашеского центра на Святой Горе.
- проработать основное содержание Студийского устава.
- ознакомиться с афонскими традициями в древнерусском монашестве.
- дать характеристику паломнической деятельности Антония Любичанина на Афон, как формы перенесения элементов православия монашеской жизни в Киев.
- сделать выводы о деятельности Феодосия Печерского по регулированию монашеской жизни Киево-Печерского монастыря.
Географические рамки работы охватывают территорию, где располагалась византийская провинция Египет. На западе она граничила с Киренаикой, а на востоке с Аравией, а также земли Киевской Руси - от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке.
Хронологические рамки исследования работы ограничиваются серединой V - XI вв., где V в.- выделение коптской церкви в монофизитскую православную организацию, XI в. - расцвет Киевской Руси и становление монашества.
Источниковая база исследования. Оценивая источники с точки зрения их информационного богатства, следует отметить, что они являются исключительно ценным материалом для данного исследования, формируют представление о событиях того времени.
О начале становления монашества на территории византийского Египта мы узнаем из «Жития» Антония Великого , написанного видным деятелем Александрии около 365 г. Он описал жизнь Антония с его малых лет, его путь от простого мальчика до монаха-отшельника. Наиболее интересна и значительна для нашей работы история о том, как Антоний, прервав своё уединение, попытался организовать жизнь монахов-отшельников, объединившихся вокруг него. Также для нашей работы важны сведения о его пребывании в Александрии, где он своим примером популяризировал монашество. Люди собирались вокруг него, почитали и перенимали житейский опыт, что способствовало распространению среди народа подобной формы жизни.
Изучение жизнеописания Макария Египетского дает возможность узнать о зарождении новой формы организации монашества - киновии или же общежитийного монашества. Макарий родился около 300 года и был одним из учеников Антония Великого, его последователем. Он был основателем коптского монастыря Макария Великого, настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. Там ему приходилось организовывать быт монахов, создавая свои правила общежития. К сожалению, эти правила не дошли до нас, т. к. не были записаны.
Следующим немаловажным источником данного периода служит «Житие» Пахомия Великого . Здесь мы узнаем о создателе общежительной формы монашества, или киновитства, которую Пахомий считал более походящей для человеческой жизни. Для нашей работы мы выделяем события, где дается описание жизни Пахомия в отшельничестве в Фивадийской пустыне. Там формируются его представления о форме монашеского существования, зарождаются первые идеи о создании монашеской общины. Содержательная основа этого произведения характеризуется созданием правил - монастырского устава.
Устав Пахомия отображает правила Тавеннисиотского общежития, созданные иноком. Благодаря этому мы можем провести сравнительную характеристику последующих уставов, проанализировать содержательную часть и выявить особенности преемственности русского монашества.
Василий Великий и его жизнеописание для нас необходимо, благодаря его содержательности и четкому построению мы прослеживаем не только жизненный путь этого деятеля, но и можем проследить, как формировались его правила. Оттуда же мы узнаем о посещении им Пахомия, где он позаимствовал часть его идей.
Эти же правила , созданные в IV в., могут служить прекрасным источником для исследования. В данном сочинении прослеживается заимствование идей Пахомия у Василия Великого по созданию монастырского общежития. Необходимо отметить тот факт, что эти правила стали основой последующих православных уставов. И по сей день являются примером для иноков.
«Житие» преподобного Антония Печерского6, основателя Киево-Печерского монастыря, являет нам факт присутствия Антония на Афоне. Мы прослеживаем путь развития монашеского общежития уже на древнерусской земле. И полагаем, что одним из ключевых моментов была его паломническая деятельность, где он познакомился с правилами Василия Великого.
Описание жизни Феодосия Печерского завершает наш ансамбль источниковой базы. Здесь мы уже четко прослеживаем развитие Киево-Печерского монастыря, и на основе этого жизнеописания мы подводим сравнительную параллель к её логическому завершению.
Соответственно, проведя анализ вышеперечисленных источников, мы можем проследить преемственность правил по устройству общежития монахов от коптского монашества до создания первых древнерусских монастырей.
Степень изученности темы. Для того, чтобы понять, на сколько наша работа многогранна и исключительна, мы проследим через исследования видных деятелей исторической науки, формирование проблематики влияния коптской церкви на становления монашества Византии и впоследствии Древней Руси.
В работе, ставшей уже классическим пособием для изучения истории Византии, А. А. Васильева мы узнаем о византийском периоде и о том, каким образом появилась провинция Египет на картах Византийской империи. Формируется общее представление о христианской церкви в Александрии и «распознании» христианской религии на землях империи. Дополняет пробелы его следующий труд , где также излагается история развития Византии.
Более подробно изложена информация о ранневизантийской периоде Египта в работе Ю. А. Кулаковского . Русский антиковед начинает изложение материала с момента отделения Восточной Римской империи от Западной. Мы можем проследить внешнеполитическую обстановку, в условиях которой складывалась православная церковь. Здесь очень подробно описаны церковные дела. Безусловная, эта работа - фундамент для написания нашего исследования.
Исследование А. П. Лебедева дает понимание о происхождении и дальнейшем развитии церковных. Прослеживания становление института епископов, митрополии такой формы церковного управления, как патриархия. Здесь же мы узнаем о положении духовенства в Восточной Римской империи.
Еще она его работа наиболее важна для нас, именно потому, что здесь приведены источники по формированию Коптской церкви и ее выделения из Александрийской патриархии.
В работах Н. Н. Болгова мы узнаем о позднеантичном периоде Римской империи, о проникновении христианства в эти земли.
Монография М. М. Казакова освещает вопросы христианизации Римской империи в IV в. Особое внимание уделяется вопросу о территориальном распространении христианства и проникновению этой религии в различные социальные слои римского общества.
Труд Н. Д. Тальберга знакомит нас со становлением церковной организации на территории Восточной Римской империи.
Моногафии А. А. Войтенко раскрывают перед нами египетское монашество на первоначальном этапе, в период его становления в IV в. Этими же вопросами занимались А. Гарнак, П. С. Казанский, А. Я. Каковкин, К. Кекелидзе, В. М. Лурье и М. В. Никольский, Д. Ю. Позднякова.
Изучение феномена Коптской церкви и египетского монашества занимается историк А. С. Ковалец. В её работах мы находим причины выделения коптской церкви из лона Александрийской, так же она понимает вопросы становления монашества, занимается вопросом жизнеописания Антония Великого.
А. Б. Ванькова представляет нашему вниманию пути взаимодействия монашеской общины с ранневизантийским обществом. Здесь же мы знакомимся с численностью монахов на территории Египта и основными монастырями данного периода. Эту же научную задачу в своих работах решают И. В. Коноводов и Е. А. Кривец.
Об истории женского монашества на ранневизантийском Востоке мы можем найти информацию в совместной статье А. Ю. Рышковской, Н. Н. Болгова.
В работе А. И. Еланской дается краткий обзор истории коптов и их литературы, также представлены различные источники по истории начального периода Коптской церкви. Более подробно данная проблема раскрыта в работах И. Е. Троицкого и И. В. Кривушина. Здесь мы можем найти для себя основные характеристики коптских источников в период ранневизантийского Египта.
Е. Г. Толмачева в своей книге дает краткий обзор первых коптских монастырей. Э. Бадж также дает краткие сведения о монастырях в Египте и помогает разобраться нам в их месторасположении.
О жизни первых отшельников писали такие именитые ученые как А. Г. Аман, П. В. Безобразов, Ю. В. Москвичева, Е. Н. Поселянин, Г. В. Флоровский. В этих исследованиях освещена жизнь христиан в период образования христианской Церкви, раскрыты вопросы, касающиеся быта и повседневности монашеских общин.
В книге А. И. Сидорова также поднимается вопрос о зарождении монашества на христианском Востоке.
С. С. Лагиновский занимается изучение египетского монашества, а именно деятельностью Макария Египетского по становлению монашеского общежития.
Л. Дюшен в своей книге поднимает вопрос об образовании христианской церкви, освещает путь становления Византийской церковной организации.
Вопросы, которые касаются византийского монашества, Византийской церковной традиции, освещены И. Мейендорфом51,52. Здесь изложены основные моменты по истории Византийской церкви, отдельно освещен вопрос монашеской обители.
Об устройстве монастырей Византии в период с III по VIII вв. писал Д. Г. Тимофеев , он показал особенности монастырского общежития в данный период. Также осветил вопросы повседневности и быта византийских монахов.
М. А. Поляковская показывает нам этапы популяризации монашества в Византии, выявляет причины и прослеживает дальнейшее развитие монашеских общин.
В работе Г. Л. Курбатова мы можем увидеть в каких условиях формировалось византийское монашество и как императоры влияли на его становление.
В статье Ю. А. Карвунис предпринята попытка провести социально-философский анализ базовых принципов монашеского социума, характерного для православного Востока, на примере монастырской республики Афон, существующей на протяжении более тысячи лет и в настоящее время, представляющей собой автономную часть Греческого государства.
Работа Б. К. Зайцева знакомит нас с Афоном, с его историей, политическим положением и географическими особенностями, о его центральной роли в монашеских общинах Византии.
В статье С. И. Житнева поднимается вопрос, о влиянии паломников на становление монашеской организации на Святой Горе, а также оценивается значение и роль Афонских традиций в культуре Древней Руси.
Монография Д. Б. Наумова поднимает вопрос о культурном наследии Византии на территории Древней Руси. Здесь же мы прослеживаем процесс проникновения традиций византийского монашества в Киевскую Русь.
Толкование термина «Устав», определение его основных функций и, уже на этой основе, изучение возникновения устава в Древнерусском государстве и его дальнейшее развитие мы находим в работе Е. Т. Аляутдинова
В статье А. В. Астэр анализируется суть монашества как социокультурного феномена и понятия. Определены основные характеристики, типологические особенности и формы монашеского служения. Раскрывается место православного аскетизма как целостного феномена в русской традиционной культуре, его специфические особенности и природа.
В статье Константина Костромина раскрыты причины побудившие русских путешественников отправиться на Афон и принять монашеский постриг.
О жизнедеятельности «отца» русского монашества Антония Печерского мы узнаем из работы Б. А. Успенского . Его работа раскрывает вопрос эволюции монашества в Киевской Руси.
О первых паломника, в том числе и об Антонии Печерском писали такие историки как К. Е. Балдин, Н. А. Кочеляева, В.А. Мошин, И. К. Смолич.
В работе А. Д. Шмемана показан исторический пусть православия и его традиций,
В отечественной историографии немало работ о древнерусском монашестве. Например, работы М. В. Бибикова, П. И. Гайденко, Л. Р. Засыпкиной, Л. П. Карсавина, М. А. Ивановой, В. В. Мильковв, О. О. Смолиной. Они стремятся реконструировать жизнь первых монахов Руси, изучают социальный состав монахов, детально изучают организацию монашеских общин. Рассматривается влияние студийской традиции, по регламентированию повседневной жизни монастырских обителей, а со второй половины XI в. Киево-Печерского монастыря.
В работе Г. Г. Литаврина анализируется процесс христианизации народов обширного региона Европы, анализируется переход от языческих верований к христианству, положение церкви в раннефеодальном обществе, взаимоотношения церкви и государства.
В статьях Н. С. Васиховской80,81поднимаются вопросы, которые касаются становления общежительства в Киево-Печерском монастыре во второй половине XI века. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей Студийского монашеского устава, положениями которого главным образом руководствовался игумен Феодосий при организации повседневной жизни монашеской братии.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для написания данной работы у нас имеется довольно объемный список исследований.
Методология исследования. В работе использован комплекс общенаучных и специальных методов исторического исследования: системно-структурный, историко-логический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный. Исторические явления и процессы рассматриваются в их взаимосвязи.
Научная новизна. Мы исследовали Коптскую церковь и её влияние на становление монашеских общин Византии и киевской Руси. Вывили причины зарождения Коптской церкви и ее вклад в появление египетских монашеских организаций. изучили роль первых египетских общин в формировании, развитии и регламентации монашеской жизнь. провели сравнительную характеристику и проанализировать монастырские уставы Пахомия и Василия Великого. проанализировали вклад византийской церкви в становление афонского монашества. рассмотрели Монашество Византийской империи и дать его характеристику. проследили вклад византийских императоров в появление монашеского центра на Святой Горе.
проработали основное содержание Студийского устава. ознакомились с афонскими традициями в древнерусском монашестве. дали характеристику паломнической деятельности Антония Любичанина на Афон, как формы перенесения элементов православия монашеской жизни в Киев. сделали выводы о деятельности Феодосия Печерского по регулированию монашеской жизни Киево-Печерского монастыря.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы как источник информации на уроках истории в различных учебных заведениях, при проведении лекций и экскурсий.
Структура исследования представлена введением, основной частью, из трех глав, заключением, списком источников и исследований.
В нашей работе мы проследили влияние коптских общин на монашеское дело в пределах Египта и близлежащих территорий, в том числе Палестины, т.к. здесь же появляются первые монастыри по подобию скитских общежитий.
Мы рассмотрели причины становления Коптской церкви, разделили их на политические и внутрицерковные. Выявили главные особенности коптской церковной организации в русле монофизитской церкви, которые сформировались после Халкидонского собора 451 года. Затронули проблему дальнейшего развития Коптской церкви и ее трансформацию после завоевания арабами. Также, мы рассмотрели вопрос о появлении монашеских организаций на территории Египта, и постарались проследить вклад Коптской церкви в их развитие.
На примере образования первых монашеских общежитий, связанных с именами Антония Великого, Амуна Египетского и Макария, мы смогли выявить основополагающие моменты зарождения монашества в форме общежитийных монастырей. Обозначили изменения, которые происходили со времени образования первых монашеских организаций и до VII века, когда они начинают постепенно утрачивать свои позиции.
Настоятели монастырей на Афоне формировали свои правила непосредственно на книгах Священного Писания, учениях Церкви, и на одном из главных источников базировались эти начинания - Устав Василия Великого. Где очень подробно и четко были сформулированы особенности монастырских общин в условиях монашеского общежития.
На основании этого мы можем сделать вывод о том, что первые египетские общины были прообразом для формирования монастырей на территории Восточной Римской империи. Первые правила, еще со времен Антония Великого складывались в основу общежитийного устава. Прослеживая пути становления регламентации монашеской жизни, мы видим их преемственность со времен Макария Египетского. Отметим, что впоследствии эти правила легли в основу устава монастырей Пахомия. И они же стали основой для создания общежитийного устава Василия Великого.
Устав Василия Великого - переработанный и более структурированно изложенный материал, написанный Пахомием. Эти уставы по своей задачи и направленности схожи между собой, но в некоторых частных моментах вы можем выделить различия. Многие предписания Василий убрал из текста устава Пахомия, некоторые моменты видоизменил, а что-то добавил.
Обратим внимание, что Василий более мягко подходит к вопросы дисциплины нежели Пахомий. В то же время, у него регламентированы наказания, ни один проступок не находится без внимания. А также у Василия приведены возможные меры наставления инока, то, как можно исправить ослушавшегося. Возможно, именно поэтому еще при жизни Василия Великого его устав разошелся за пределы Малой Азии, и со временем вошел во всеобщее употребление на православном Востоке.
Возникновению монашеских общин способствовали разные причины. Многие исследователи выделяют в отдельный ряд - гонения на христиан со стороны власти, другие же, наоборот, считают, что для появления монашества необходим был мир. А именно единство церкви.
Зарождение монашества в Египте конца III столетия, было возможно в рамках определенной ситуации, которая складывалась на протяжении предыдущих десятилетий. Однако институт монашества стал универсален и популярен для позднеримского мира, в период стремительного укрепления своего значения в VI веке. Несмотря на попытки государства и церковных властей установить протекторат над монастырскими общинами, в особенности после Халкедонского собора 451 г. и на основе законодательства Юстиниана, присущие монашеству антиавторитаризм и склонность к духовной утопии оставались источником их относительной независимости.
Популяризация святых мест Афона и ее авторитет настолько значителен уже в условиях исторического процесса Средних веков, что большинство монахов стремились прибыть в эти места для обретения благочестия. Здесь же отметим, что уставы, которые регламентировали жизнь в монастырях, создавались исключительно при влиянии, а то и непосредственно, при участии императоров Византийской империи.
Это говорит о важности Афона для императорского дома. Влияние монахов на мирской люд было огромным и его нужно было контролировать с помощью руки закона. Хотя изначально монахи, проживающие здесь пользовались правилами общежития, которые были созданы Пахомием и дополнены Василием Великим.
Далее складываются такие условия, при которых появляется необходимость создания новых правил. Главными по значению и влиянию выступают положения, которые были созданы собором старцев, по наставлению Иоанна Цимисхия. Следующим документом, регламентирующим проживание и быт монахов на Афонской горе, стал устав Великой Лавры, написанный Афанасием Афонским. Их необходимость оправдывается конфликтами, которые возникли после смерти покровительствующего императора Никифора Фоки, который был благосклонен к Великой Лавре.
Эти нововведения изменили монашескую жизнь на Афоне, тем самым сформировав положение авторитетное положение этого места.
Проанализировав информацию, которую исследовали в данной главе, мы можем сделать вывод о том, что Византийская церковь повлияла на формирование монашеской жизни. Изначально она стояла выше монашеских объединений и диктовала свои правила, которым монастыри обязаны были подчиняться. Но со временем монастыри начали играть особо важную роль в политической жизни империи. Монахи попадали под протекцию императорского дома, тем самым улучшали положение своей общины. Императоры считали своим долгом заручиться поддержкой настоятеля монастыря, так как монахи были людьми, которые формировали идеологическую направленность государства. Попадая под покровительство императора, монастырь процветал, но мог обзавестись недоброжелателями в лице другого менее влиятельного монастыря.
Также на основании изученного материала мы выделяем немало важный факт - монашеские уставы, начиная со времен Пахомия Великого, не претерпевали особых изменений. Созданные в следующие столетия уставы византийских монастырей продолжают традицию общежития Тавеннских монастырей.
Мы ознакомились с содержанием Студийского устава. Из вышеперечисленного мы можем сделать вывод о преемственности норм и правил поведения, которые составляют основу жизнедеятельности монастыря. Как и устав Василия Великого Студийские правила содержат целеполагающие нормы, которые регламентируют жизнь монастыря. Устав Феофана Студита стал образцом для организации монашеских общин на Руси. Именно об этом пойдет повествование в следующей главе.
Проследив путь становления монашества на Руси, мы можем сделать вывод, что русское монашество является носителем афонских традиций. Они проникли на территорию русского государства вместе с первыми паломниками, которые отправлялись на Святую Гору за постижением благочестия. Антоний Печерский по праву считается основателем русского монашества, а основанный им Киево-Печерский монастырь является образцом русского монастыря.
Таким образом, мы можем говорить о том, что паломническая деятельность Антоний Печерского на Афон была основополагающей формой перенесения элементов монашеской жизни в Киев.
Деятельность Феодосия Печерского была направлена на урегулирование монашеской жизни Киево-Печерского монастыря. Он сыграл значительную роль в развитие отечественной религиозно-философской мысли. Также, считается создателем, так называемой печерской идеологии. Создавая свои правила общежитийного монастыря, Феодосий заимствовал основополагающие идеи монашества Феодора Студита.
Мы рассмотрели причины становления Коптской церкви, разделили их на политические и внутрицерковные. Выявили главные особенности коптской церковной организации в русле монофизитской церкви, которые сформировались после Халкидонского собора 451 года. Затронули проблему дальнейшего развития Коптской церкви и ее трансформацию после завоевания арабами. Также, мы рассмотрели вопрос о появлении монашеских организаций на территории Египта, и постарались проследить вклад Коптской церкви в их развитие.
На примере образования первых монашеских общежитий, связанных с именами Антония Великого, Амуна Египетского и Макария, мы смогли выявить основополагающие моменты зарождения монашества в форме общежитийных монастырей. Обозначили изменения, которые происходили со времени образования первых монашеских организаций и до VII века, когда они начинают постепенно утрачивать свои позиции.
Настоятели монастырей на Афоне формировали свои правила непосредственно на книгах Священного Писания, учениях Церкви, и на одном из главных источников базировались эти начинания - Устав Василия Великого. Где очень подробно и четко были сформулированы особенности монастырских общин в условиях монашеского общежития.
На основании этого мы можем сделать вывод о том, что первые египетские общины были прообразом для формирования монастырей на территории Восточной Римской империи. Первые правила, еще со времен Антония Великого складывались в основу общежитийного устава. Прослеживая пути становления регламентации монашеской жизни, мы видим их преемственность со времен Макария Египетского. Отметим, что впоследствии эти правила легли в основу устава монастырей Пахомия. И они же стали основой для создания общежитийного устава Василия Великого.
Устав Василия Великого - переработанный и более структурированно изложенный материал, написанный Пахомием. Эти уставы по своей задачи и направленности схожи между собой, но в некоторых частных моментах вы можем выделить различия. Многие предписания Василий убрал из текста устава Пахомия, некоторые моменты видоизменил, а что-то добавил.
Обратим внимание, что Василий более мягко подходит к вопросы дисциплины нежели Пахомий. В то же время, у него регламентированы наказания, ни один проступок не находится без внимания. А также у Василия приведены возможные меры наставления инока, то, как можно исправить ослушавшегося. Возможно, именно поэтому еще при жизни Василия Великого его устав разошелся за пределы Малой Азии, и со временем вошел во всеобщее употребление на православном Востоке.
Возникновению монашеских общин способствовали разные причины. Многие исследователи выделяют в отдельный ряд - гонения на христиан со стороны власти, другие же, наоборот, считают, что для появления монашества необходим был мир. А именно единство церкви.
Зарождение монашества в Египте конца III столетия, было возможно в рамках определенной ситуации, которая складывалась на протяжении предыдущих десятилетий. Однако институт монашества стал универсален и популярен для позднеримского мира, в период стремительного укрепления своего значения в VI веке. Несмотря на попытки государства и церковных властей установить протекторат над монастырскими общинами, в особенности после Халкедонского собора 451 г. и на основе законодательства Юстиниана, присущие монашеству антиавторитаризм и склонность к духовной утопии оставались источником их относительной независимости.
Популяризация святых мест Афона и ее авторитет настолько значителен уже в условиях исторического процесса Средних веков, что большинство монахов стремились прибыть в эти места для обретения благочестия. Здесь же отметим, что уставы, которые регламентировали жизнь в монастырях, создавались исключительно при влиянии, а то и непосредственно, при участии императоров Византийской империи.
Это говорит о важности Афона для императорского дома. Влияние монахов на мирской люд было огромным и его нужно было контролировать с помощью руки закона. Хотя изначально монахи, проживающие здесь пользовались правилами общежития, которые были созданы Пахомием и дополнены Василием Великим.
Далее складываются такие условия, при которых появляется необходимость создания новых правил. Главными по значению и влиянию выступают положения, которые были созданы собором старцев, по наставлению Иоанна Цимисхия. Следующим документом, регламентирующим проживание и быт монахов на Афонской горе, стал устав Великой Лавры, написанный Афанасием Афонским. Их необходимость оправдывается конфликтами, которые возникли после смерти покровительствующего императора Никифора Фоки, который был благосклонен к Великой Лавре.
Эти нововведения изменили монашескую жизнь на Афоне, тем самым сформировав положение авторитетное положение этого места.
Проанализировав информацию, которую исследовали в данной главе, мы можем сделать вывод о том, что Византийская церковь повлияла на формирование монашеской жизни. Изначально она стояла выше монашеских объединений и диктовала свои правила, которым монастыри обязаны были подчиняться. Но со временем монастыри начали играть особо важную роль в политической жизни империи. Монахи попадали под протекцию императорского дома, тем самым улучшали положение своей общины. Императоры считали своим долгом заручиться поддержкой настоятеля монастыря, так как монахи были людьми, которые формировали идеологическую направленность государства. Попадая под покровительство императора, монастырь процветал, но мог обзавестись недоброжелателями в лице другого менее влиятельного монастыря.
Также на основании изученного материала мы выделяем немало важный факт - монашеские уставы, начиная со времен Пахомия Великого, не претерпевали особых изменений. Созданные в следующие столетия уставы византийских монастырей продолжают традицию общежития Тавеннских монастырей.
Мы ознакомились с содержанием Студийского устава. Из вышеперечисленного мы можем сделать вывод о преемственности норм и правил поведения, которые составляют основу жизнедеятельности монастыря. Как и устав Василия Великого Студийские правила содержат целеполагающие нормы, которые регламентируют жизнь монастыря. Устав Феофана Студита стал образцом для организации монашеских общин на Руси. Именно об этом пойдет повествование в следующей главе.
Проследив путь становления монашества на Руси, мы можем сделать вывод, что русское монашество является носителем афонских традиций. Они проникли на территорию русского государства вместе с первыми паломниками, которые отправлялись на Святую Гору за постижением благочестия. Антоний Печерский по праву считается основателем русского монашества, а основанный им Киево-Печерский монастырь является образцом русского монастыря.
Таким образом, мы можем говорить о том, что паломническая деятельность Антоний Печерского на Афон была основополагающей формой перенесения элементов монашеской жизни в Киев.
Деятельность Феодосия Печерского была направлена на урегулирование монашеской жизни Киево-Печерского монастыря. Он сыграл значительную роль в развитие отечественной религиозно-философской мысли. Также, считается создателем, так называемой печерской идеологии. Создавая свои правила общежитийного монастыря, Феодосий заимствовал основополагающие идеи монашества Феодора Студита.
Подобные работы
- ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕРУССКОГО МОНАШЕСТВА В
ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ X - НАЧАЛО XIII ВВ.)
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017



