Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №61473

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
447
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ НА
УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. Строение и виды пород древесины и древесных материалов 6
1.2. Понятие ручной обработки древесины 14
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 21
2.1. Место и роль обучения ручной обработки древесины в учебном
предмете «Технология» 21
2.2. Методика преподавания темы «Технологии ручной обработки
древесины и древесных материалов» на уроках технологии 28
2.3. Обучение учащихся изготовлению изделий из древесины на уроках
технологии 36
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54


Деревянные художественные изделия - это предметы быта, в которых органически сочетаются красота и польза. К ним можно отнести украшения деревянных домов - резные наличники, подзоры, коньки на крышах; декоративные элементы в интерьере - мозаичные паркетные полы, резные украшения дверей, потолков, стенных панелей и др.; мебель и светильники; домашнюю утварь - посуду, разделочные доски; деревянные игрушки и сувениры (точеные, резные, расписные); украшения одежды и др.
Художественные изделия из дерева, помимо выразительных пропорций, цвета, формы, нередко имеют какое-либо украшение: орнамент или выявленную фактуру материала. Современные художники декоративно - прикладного искусства - народные, профессиональные, самодеятельные - в поисках форм и средств художественной выразительности опираются на вековые традиции национального и мирового искусства. По объему использования и разнообразию применения в народном хозяйстве с древесиной не может сравниться никакой другой материал.
Древесину применяют для изготовления мебели, столярно¬строительных изделий. Из неё делают элементы мостов, судов, кузовов, вагонов, тару, шпалы, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, спички, карандаши, бумагу, предметы обихода, игрушки, сувениры. Натуральную или модифицированную древесину применяют в машиностроении и горнорудной промышленности; она является исходным сырьём для целлюлозно-бумажной промышленности, производства древесных плит. Широкому использованию древесины способствуют её высокие физико-механические качества.
Древесина легко обрабатывается, имеет малую теплопроводность, достаточно высокую прочность, при небольшой массе хорошую сопротивляемость ударным и вибрационным нагрузкам, в сухой среде долговечна. Древесина соединяется крепёжными изделиями, прочно склеивается, сохраняет красивый внешний вид, на неё хорошо наносятся
защитно-декоративные покрытия.
Ознакомление школьников с древесиной и ее свойствами, древесными пиломатериалами и полуфабрикатами, пороками и профессиями, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов, со способами ручной обработки древесины происходит по направлению «Индустриальные технологии» раздел «Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов».
Обучению технологиям ручной обработки древесины и древесных материалов отводится достаточно большое время, данная тема является базовой, все последующие темы накладываются на знания, полученные по ручной обработке древесины и древесных материалов. В связи с этим методике обучения данным способом обработки древесины на уроках технологии необходимо уделять особое внимание, что обуславливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования: технологическая подготовка учащихся.
Предмет исследования: методика обучения учащихся ручной обработке древесины на уроках технологии.
Цель исследования: изучить методические аспекты преподавания темы «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» на уроках технологии.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Изучить строение и виды пород древесины и древесных материалов, а также понятие ручной обработки древесины.
3. Выявить место и роль обучения ручной обработки древесины в учебном предмете «Технология».
4. Разработать методику преподавания темы «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» на уроках технологии
5. Разработать последовательность изготовления изделий из древесины на уроках технологии на примере скворечника.
Методы исследования: изучение примерной программы по технологии, теоретический анализ литературы (психолого-педагогической, методической, материалов научно-практических конференций) по проблеме исследования, беседа с учителями технологии и преподавателями ЕИ КФУ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики преподавания темы «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» на уроках технологии, а также последовательности изготовления изделий из древесины на уроках технологии на примере скворечника. Результаты исследования могут быть использованы учителями технологии в своей педагогической деятельности, а также студентами- практикантами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Для того чтобы обучение школьников обработке древесины было эффективным, необходима специальная подготовка будущего учителя технологии к такой деятельности. Причем указанная подготовка должна носить интегративный характер и включать не только формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки древесины, эстетическое развитие будущих специалистов.
В первой главе «Технология ручной обработки древесины на уроках технологии» изучено строение и виды пород древесины, макроструктура древесины, породы древесины, свойства, цвет, биостойкость хвойных и лиственных пород древесины, элементы пиломатериалов, способы изготовления пиломатериалов, а также древесные материалы и полуфабрикаты. Рассмотрено понятие ручной обработки древесины и способы ручной обработки древесины.
Во второй главе «Методические аспекты обучения школьников ручной обработке древесины на уроках технологии» проанализированы место и роль обучения ручной обработки древесины в учебном предмете «Технология» , предложена методика преподавания темы «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» на уроках технологии, а также последовательность обучения учащихся изготовлению изделий из древесины на уроках технологии.
Все поставленные задачи реализованы, цель достигнута.
Обучение учащихся ручной обработке древесины и древесных материалов на уроке технологии должно обязательно заканчиваться изготовлением изделий. В дипломной работе нами представлена последовательность изготовления скворечника учащимися как творческий процесс, включающий следующие этапы: обзор аналогов, обзор возможных ошибок, поиск формы, поиск вариантов декорирования, поиск рисунка, разработка эскиза, подбор материалов и инструментов, выбор размеров, разработка чертежа, заготовка деревянных элементов, выпиливание элементов конструкции, сборка элементов, декорирование.



1. Андрианов, П.Н. Техническое творчество учащихся / П.Н. Андрианов. — М. : Просвещение, 1986. - 541 с.
2. Антонов, Л.П. Практикум в учебных мастерских. Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд» / Л.П.Антонов. - М.: Просвещение , 1976. - 400 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский.— М.: Педагогика, 1992. - 192 с.
5. Борисов, И. Б. Обработка дерева / И.Б. Борисов. — М.: Феникс,
2000. — 195 с.
6. Григорьев, М.А. материаловедение столяров и плотников / М.А. Григорьев. - М.: Высшая школа, 1981. - 283с.
7. Днепров, Э.Д. Современная школьная реформа в России / Э.Д. Днепров. — М.: Наука, 1998. - 464 с.
8. Журина, А.Я. Содержание трудового воспитания школьников / А.Я. Журина, И.И. Зарецкая. - М.: Педагогика, 1989. - 144 с.
9. Колотилов, В. В. Внеурочная работа по технике и труду / В.В. Колотилов. — Киров: Волго-Вятский кн. изд., 1989. - 160 с.
10. Кочетов, А.И. Трудовое воспитание школьников / А.И. кочетов. - Минск, 1991. - 263 с.
11. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
12. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
13. Максимов, З.И. Обучение школьников основам художественных ремесел / З.И. Максимов // Школа и производство. - 1981. - №11. - С. 35-36.
14. Марченко, А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. - М.: Вент-Граф, 2004. - 224 с.
15. Матвеева, Т.А. Изготовление художественных изделий их дерева. - М.:. Высш.шк. - 1992. - 223 с.
16. Мельникова, Л.В. Методика трудового обучения. Обслуживающий труд / Л.В. Мельникова. - М.: Просвещение, 1995. - 224 с.
17. Методика обучения технологии. Книга для учителя / Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во Ишимского Гос. Пед. Ин-та, 1998. - 296 с.
18. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство Брянского Государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
19. Муравьев, Е.М. Практикум в учебных мастерских / Е.М. Муравьев, М.П. Молодцов. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
20. Мойсеук, Н.Е. Воспитание школьников на трудовых традициях сельских тружеников / Н.Е. Мойсеук. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
21. Овечкин, В.П., Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ / В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко. - Брянск, 1998. - 185 с.
22. Перелыгин, Л.М. Строение древесины / Л.М. Переглыгин. - М.: Лесная промышленность, 1998. - 200 с.
23. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогическое общество России, 2002. - 640 с.
24. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений. Книга 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
25. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
26. Самородский, П. С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. — Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - 256 с.
27. Самородский, П.С. Дидактическая система конструкторско- технологической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000. - 230 с.
28. Самородский, П.С. Технология обработки конструкционных материалов: Учебное пособие для студентов индустриально-педагогических, технолого-экономических факультетов пединститутов и учителей труда. - Брянск: Издательство БГПИ, 1994. - 280 с..
29. Самородский, П. С. Теория механизмов и машин: Учебное пособие
для студентов педвузов специальностей «Технология и
предпринимательство» и «Инженер-педагог». - Брянск: Издательство БГПУ,
2001. - 80 с..
30. Самородский, П. С. Основы разработки творческих проектов: Краткий курс лекций по машиноведению для студентов технолого-экономических факультетов педвузов. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999.
31. Сафроненко, В. М. Секреты древесины / В.М. Сафроненко. - М., 2004. — 104 с.
32. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофильной подготовки и профильного обучения / под ред. Проф. С.В. Кондратьева. - М. : Глобус, 2007. - 232 с.
33. Симоненко, В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения / Симоненко В.Д. - М.: Просвещение, 1985.-223 с.
34. Симоненко, В.Д. Методика обучения технологии / В.Д. Симоненко. - Изд-во Ишимского гос-го пед-ого инст-та. НМЦ «Технология» Брянск-Ишим, 1998. - 296 с.
35. Соловьянюк, В.Г. Подготовка учителя технологии / В.Г. Соловьянюк. — Бирск, 2005. — 124 с.
36. Технология. 5-9 классы (вариант для мальчиков): развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко / авт.-сост. О.В. Павлова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. — 115 с.
37. Тхоржевский, Д.А. Занятие по техническому труду / Д.А.Тхоржевский. - М.: Просвещение, 1985. - 277 с.
38. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.К. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991.- 288 с.
39. Уголев, Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения / Б.Н. Уголев. - М.: Лесная промышленность, 1986. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ