Введение 4
Глава I. Психолого-педагогические основы формирования умений и навыков школьников при работе с документами 11
§ 1. Формирование универсальных учебных действий 11
§2. Методы работы с историческими документами 16
Глава II. Педагогические приемы формирования критического мышления
учащихся в рамках темы «Общественное движение: либералы и консерваторы» . 25 §1. Теоретические аспекты применения методов формирования критического
мышления 25
§2. Анализ практических действий при изучении темы Общественное движение: либералы и консерваторы» 32
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Приложение
Мы живем в постоянно меняющемся обществе, и эти изменения неизбежно влекут за собой совершенствование образования. Эти изменения требуют от образовательных учреждений формирования совершенно нового типа личности, способной к самостоятельному поиску и применению информации. Само информационное пространство, в котором живут современные школьники, давно не ограничивается учебной литературой. Большое воздействие на учащихся оказывают СМИ, социальные сети и пр.
В силу данных тенденций Государственный стандарт общего среднего образования включает в себя, помимо прочего, информационно-коммуникативную компетентность. Именно это стало ядром концепции развития универсальных учебных действий, речь о которой идёт в образовательных стандартах нового поколения.
Овладение школьниками приёмами мыслительной деятельности невозможно без преподавателя, который должен умело направлять учеников. Большое место в этом процессе занимает работа учащихся с историческими источниками, в частности, документами, в ходе изучения истории. Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем изложения. Источники значительно расширяют круг информации, усваиваемой учащимся, и служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты изучаемой исторической эпохи. Самостоятельный анализ источников требует поиска и критического осмысления информации, способствует формированию элементарных навыков исследовательской работы.
В практике современной российской школы в общественных дисциплинах преобладает устная форма обучения: в лучшем случае это диалог с учениками, в худшем - монолог учителя. При этом недостаточное внимание уделяется работе с источниками. Результаты ЕГЭ показывают, что выпускники школы испытывают трудности при работе с историческими документами. В связи с этим тщательная проработка методики использования исторических документов особенно актуальна.
Проблемой данного исследования выступает изучение учащимися общеобразовательной школы такого спорного аспекта в отечественной истории как взгляды либералов и консерваторов на основе исторических текстов.
Объектом данной работы является процесс изучения истории в 8 классе общеобразовательной школы при использовании анализа исторических документов.
Предметом исследования становятся методические пути изучения учащимися исторических текстов, способствующие развитию умений и навыков, входящих в состав универсальных учебных действий.
Цель работы состоит в том, чтобы, используя психолого-педагогическую и методическую литературу, дать описание технологий совершенствования умений и навыков работы с историческими документами.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1) определить, какие условия необходимы для формирования учебных навыков в рамках изучения курса истории, а так же методы их формирования;
2) произвести отбор наиболее эффективных методических приёмов формирования умений работы с историческими документами.
Выполнение поставленных задач станет возможным при правильном педагогической и методической литературы; обобщение опыта деятельности образовательных учреждений.
Для решения задач была выбрана и проанализирована следующая литература.
Проблема введения исторических источников в учебный процесс рассматривалась ещё в трудах педагогов-методистов дореволюционной школы (Б.А. Влахопулова, А.Ф. Гартвига). Ими определены приёмы работы с документальными источниками, предложены критерии отбора (научная достоверность, информационная ёмкость источника). Особенно активно разрабатывались вопросы, связанные с организацией подготовки письменных работ (докладов, сочинений, рефератов) на основе изучения источников .
В 1920-1930 гг. внимание педагогов-методистов, в основном, сосредотачивалось на применении дидактических приёмов и средств развития активности учеников при использовании рабочих книг, при этом основное место в преподавании занимал лабораторный метод . В качестве примера можно привести «Рабочие книги по истории для старших классов», авторами которых являлись Введенский А.А. и Предтеченский А.В. Данная работа содержала материал по различным темам, задания для учеников, заключительные очерки и т.д . В середине 1930-х гг. данная методика была отвергнута, а с ней была исключена и работа с историческими источниками.
Однако в дальнейшем работе учащихся с источниками уделяется всё больше внимания. В трудах Зиновьева М.А. , Карцова В.Г. и др. освещены отдельные вопросы развития познавательной деятельности учащихся, сформулированы основополагающие методические условия работы с историческими документами.
В 1960-1980 гг. колоссальный вклад в создание методики использования источников на уроках истории внесли А.А. Вагин, З.А. Огризко, Ф.П. Коровкин, П.С. Лейбенгруб, П.В. Гора, Л.Н. Боголюбов и др. В их работах определены задачи использования исторических источников в школьных уроках истории, принципы отбора, виды работ с документами, разработаны конкретные методические рекомендации относительно анализа первоисточников. На этом этапе были разработаны учебно-познавательные задачи для учащихся старших классов (Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер и др. ).
В 1990-2000 гг. проблемы методики изучения исторических источников обсуждались в журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе» (статьи Б.Д. Богоявленского, К.Г. Митрофанова и др.). Статьи, посвящённые организации исследовательской
деятельности учащихся, вошли в первый том научно-методического сборника «Исследовательский подход в образовании: от теории к практике» . Проблемы использования исторических документов в средней школе рассматривали А.Т. Степанищев, В.Я. Румянцев, О.Д. Будаева, А.Г. Голиков, Т.А. Круглова, М.С. Ерохина, М.В. Короткова и др. Различные аспекты данного вопроса были темами диссертаций М.В. Коротковой, С.Г. Лутковой, Г.А. Прохоровой, И.С. Иванова, В.Н. Петровой, Е.А. Приваловой, Г.М. Карелиной и др. Методические условия активизации познавательной деятельности учащихся,
совершенствования их умений и навыков при использовании ресурсов Интернета стали предметом работ Ю.П. Господарика .
Следует отметить и труды В.Мышкина, Ю.Л. Троицкого, Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой. В работе В. Мышкина «Лабораторно-практическая работа на уроке истории» описывается анализ исторического документа через сравнительно-исторический метод, предлагаются конкретные этапы формирования этого умения на уроке. В инновационной технологии исторического образования Ю.Л. Троицкого предлагается строить уроки с использованием документально-методических комплектов, которые включают в себя набор исторических источников с методическим оснащением (вопросы и задания разного уровня сложности) . Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова в «Методических рекомендациях учителю истории» предложили приёмы работы с историческими документами, проанализировав опыт Стивена Л. Шехтера по работе с печатными текстами. Заслуживает внимания памятка для работы с документами и типология вопросов и заданий к каждому виду документа по классификации Стивена Л. Шехтера .
Из новейших исследований по данной теме можно выделить работы Е.С. Мандановой . В её статье «Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников» определена структура умений учащихся работать с историческими источниками, выделены познавательно-исторические, общеучебные умения .
Научная новизна данной работы обусловлена нестандартным подходом к осмыслению накопленного опыта преподавания истории методистами, авторами учебников, школьными учителями, что позволяет по-новому использовать уже известные приёмы воспитания критического мышления учащихся средней школы.
Практическая значимость данной работы заключается в следующем. Материалы проведенных исследований будут полезны студентам
10 педагогических вузов и колледжей при подготовке к прохождению педагогической практики, учителям при подготовке к урокам.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, а так же приложения.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство России. Педагогические коллективы страны осваивают разные технологии использования данного подхода в учебно¬воспитательном процессе.
Такое положение востребовано объективным ходом исторического развития общества, необходимостью проявления таких качеств и умений личности, как коммуникативных, когнитивных, организационных, креативных и т.д. В этом смысле большую роль в становлении современной личности играет развитие критического мышления. Многие педагоги, использующие методы развития критического мышлении, замечают устойчивый интерес к предмету; критическое (аргументированное, открытое) отношение к историческим фактам и социальным явлениям; стремление и осуществление творческой деятельности (креативность); развитие коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, их интеллекта (когнитивность). Таким образом, можно утверждать, что гипотеза, указанная во введении, достигнута.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
1. Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
2. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
3. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
4. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
5. Развитие умения анализировать полученную информацию.
Таким образом, используя в образовательном процессе технологию критического мышления, педагог имеет возможность оперировать информацией для дальнейшей трансформации, делая упор на проблемность и открытость обсуждения вопросов. Ученики же в свою очередь оттачивают умение формулировать задачи, задавать и планировать свою деятельность, выдвигать предположения, делать анализ ситуации, высказывать альтернативную точку зрения, сравнивать. Таким образом, происходит конструирование учениками собственной информации и знаний.
Однако не следует забывать, что школьник проходит не просто путём научного познания, но, прежде всего, познания социального, имеющего свои существенные особенности. Социальное познание - это, во многом, личностное познание. Поэтому выводы, к которым приходят разные ученики, могут и не быть одинаковыми. Важно, чтобы ученики научились задумываться, размышлять над событиями, не принимать всё « с ходу ». Не обязательно, чтобы все пришли к одному мнению и заучили нужный вывод. Важно только, чтобы позиция была продумана, вывод аргументирован.
1.1 Алексашкина Л. Н. Примерная программа. История. // Примерные программы основного общего образования. - М.: Просвещение, 1999. - 87 с.
1.2 Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина. - М.: Дрофа, 2000. - 128 с.
1.3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). // http://минобрнауки.рф/документы/938. (дата обращения 10.11.2016)
1.4 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Профильный уровень // Вестник образования России. - 2004. - № 14. - С. 59-62.
II. Литература
2.1 Вернадский В. Н. Методы преподавания истории в старших классах:
стенография лекций, прочитанных в 1938 - 1939 учебном году. - Л.:
Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, исторический факультет, 1939. - 148 с.
2.2 Богоявленский Б. Д., Митрофанов К. Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии//Преподавание истории в школе. - 1995. - № 3. - С. 29-41.
2.3 Бойко Е. И. Ещё раз об умениях и навыках//Вопросы психологии. - 1957. - № 1. - С. 133-139.
2.4 Вагин А. А, Сперанская Н. В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. - 436 с.
2.5 Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968. - 434 с.
2.6 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
2.7 Вяземский Е.Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. М., 2006. - 264 с.
2.8 Господарик Ю. П. Электронная хрестоматия как средство поддержки
школьного учебника истории // Сайт ВИО. -
URL: http: //vio. uchim.info/V io 31 /cd site/articles/art 2 8 -2. htm (дата
обращения: 14.02.2017)
2.9 Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1966. - 440 с.
2.10 Дорожкина Н. Работаем с документами // История (приложение к газете «Первое сентября»). - 2009. - № 4. С. 40-47.
2.11 Ежова С. А., Лебедева И. М., Дружкова А. В. и др. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1986. - 272 с.
2.12 Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М., 2011 - 223 с.
2.13 Замараев О. В. Развитие исторического мышления детей на основе
документально-методических комплектов / Час творчества. Размышления и опыт педагогов-новаторов Вологодчины. Сост.: Т. Д. Макарова, М. Л. Платонова, А. Е. Осокина. - URL:
http: //www.booksite. ru/fulltext/chas/tvor/che/stva/6 .htm (дата обращения:
10.02.2017)
2.14 Иванов О.Б. К проблеме возникновения жанра эссе. // Вопросы поэтики художественного творчества. Ростов-на-Дону, 2004. - 65 с.
2.15 Источники российской истории / М. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М.: Изд-во РГГУ, 1998. 701 с.
2.16 Карнаух Н.Л. Эссе как один из видов школьного сочинения. // Русская словесность, 2000. - №6. - С. 23-27.
2.17 Кассир Е. И. Историко-сравнительный метод на лабораторно-практических
занятиях в старших классах. -
URL:http://itn20.demo.metric.ru/Attachment.aspx?Id=588 (дата обращения:
10.01.2017)
2.18 Качкина Т. Б. Компетентностный подход в историческом и
обществоведческом образовании // Сайт Ульяновского ИПКПРО. - URL:http://uipk.narod.ru/diskons/ist/ist 4.doc (дата обращения: 17.02.2017)
2.19 Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: Владос, 1999. - 192 с.
2.20 Лернер И. Я. Изучение истории СССР в IX классе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 227 с.
2.21 Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - 746 с.
2.22 Манданова Е. С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2006. - № 10. - С. 28-32.
2.23 Мельников А. А. Возможности управления качеством обучения на примере овладения методами работы с письменными историческими источниками . // Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL:http://festival.1september.ru/articles/100568/ (дата обращения: 17.02.2017)
2.24 Милованова Н. Г., Прудаева В. Н. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий. Методические рекомендации. - Тюмень:ТОГИРРО, 2008. - 28 с.
2.25 Монахов А. А. Рекомендации по работе учащихся с историческими
документами//Сайт «Открытый класс». -
URL:http://www.openclass.ru/node/25047 (дата обращения: 20.02.2017)
2.26 Муравьева АЛ., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. — М.: Альфа-М, 2005. — 96 с.
2.27 Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей. - М., 2004. - 82 с.
2.28 Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1977. - 256 с.
2.29 Психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 479 с.
2.30 Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования // Занков ru. Система развивающего обучения. - URL:http://www.zankov.ru/print/article= 1866 (дата обращения: 10.03.2017)
2.31 Рудик П. А. Психология: Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 512 с.
2.32 Саликов В. Свидетель эпохи (организация работы с документами) // Учитель года, 2003. - № 8. - С. 48-51.
2.33 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998. - 256 с
2.34 Степанищев А. Т. История Отечества: преподавание в школе: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 557 с.
2.35 Степашкина Л. Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как
ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». - URL:http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm (дата обращения:
10.03.2017)
2.36 Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
2.37 Чебышева В. В. Психология трудового обучения. - М.: Просвещение, 1969. - 303 с.
2.38 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: 2000.- 240 с.
2.39 Зиновьев М.А Очерки методики преподавания истории. М.: 1955. - 183 с.
2.40 Карцов В.Г. Очерки методики обучения истории СССР в VIII-X классах: Из опыта работы. М.: 1955. - 227 с.
2.41 Муравьева АЛ., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. — М.: Альфа-М, 2005. — 96 с.
2.42 Лысенко С. Критическое мышление, профессиональное сообщество и инновации в педагогике. // «Перемена». http://ct-net.net/ru/tc ann 8-2 Lis ru (дата обращения: 28.11.2016).