ВВЕДЕНИЕ 3
1. Текстовые задачи в школьном курсе математики 7
1.1 Психолого-педагогические основы формирования умения решать
текстовые задачи 7
1.2 Роль и место текстовых задач в школьном курсе математики 12
1.3 Этапы формирования умений решения текстовых задач 20
2. Методика изучения текстовых задач в школьном курсе математики 24
2.1 Этапы, правила и методы решения текстовых задач 24
2.2 Методика формирования умений решать текстовые задачи 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
С древних времен задачи играют важную роль в воспитании детей. Ребенок с первых дней в школе встречается с задачами. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, более подробно выяснять различные аспекты взаимосвязей и отношений окружающей среды, дает возможность применения изучаемых теоретических принципов. Решение задачи выступает и в качестве цели, и в качестве средства обучения. Способность ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся. Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирование межпредметных связей. Они позволяют применять знания, полученные при изучении математики в решении вопросов, возникающих в течение жизнедеятельности человека.
Актуальность. Текстовые задачи традиционно трудный для значительной части школьников материал. Но в школе в курсе математики им отводится довольно большое значение.
Этапы решения задачи являются формами развития мышления [1].
Широко известны трудности, испытываемые школьниками при решении текстовых задач:
1. математизация предложенного текста, то есть создание
математической модели, которая может быть в виде уравнения, неравенства или как система уравнений (неравенств), графика, функции, таблицы и т.д.;
Для того, чтобы перевести текстовое содержание задачи на математический язык, учащимся необходимо не только внимательно ее изучить, но и правильно интерпретировать ее, формализовать проблему, то есть вопрос, выразив искомые величины через известные и введенные переменные.
составление уравнений и неравенств, связывающих данные величины и введенные школьником переменные воедино;
3. решение полученной системы уравнений или неравенств наиболее рациональным оптимальным способом [2].
Но как научить детей правильно находить способ решения текстовой задачи? Этот вопрос является центральным в методике обучения решения задач. Для ответа на него в литературе предложено большое количество практических методов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако теоретические принципы остаются малоразвитыми.
Особенности текста задачи могут определить ход мысли при ее решении. Но как направлять школьников на выявление этих особенностей? Знание ответа и составляет теоретико-методологическую основу положений, на основании которых можно построить определенную методику обучения решения текстовых задач.
Развитию смекалки и сообразительности, умению ставить вопросы и отвечать на них, развивая естественный язык, способствует использование арифметических способов решения задач.
Арифметические методы решения тестовых задач позволяют развивать умение анализировать задачи, строить план решения, с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (но при этом учитывая тип задачи), интерпретировать результат каждого действия в рамках условия, проверять правильность решения путем составления и решения обратной задачи, тем самым формируя и развивая важные общеучебные умения и навыки.
Также арифметические способы решения текстовых задач приучают детей к первым абстракциям, позволяют развивать и воспитывать логическую культуру, способствуют созданию положительного эмоционального фона обучения, развитию эстетического чувства к видению решения задачи (красивое решение) и в общем к изучению математики, вызывая интерес к поиску решения задачи, а затем и к самому изучаемому предмету.
Использование исторических задач и множества старинных (арифметических) способов их решения не только обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяет им освоить важные культурное и историческое наследие человечества, связанное с поиском решения задач. Это важный внутренний (связанный с самим предметом), а не внешний (связанный с отметками, поощрениями, оценками и т.д.), стимул для исследований, связанных с поиском решений задач и изучением математики [20].
Начальные математические знания детей усваиваются ими определенной подходящей их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны между собой и вытекают одно из другого. При сознательном, осмысленном усвоении математических знаний школьники используют основные мыслительными операциями в доступном и понятном для них виде: анализ и синтез, сравнение, конкретизация и абстрагирование, обобщение. Также они проводят дедуктивные рассуждения и делают индуктивные выводы. Это все развивает математическое мышление обучающихся. Овладение мыслительными операциями, в свою очередь, помогает учащимся успешнее осваивать новые знания.
Из вышесказанного следует проблема исследования, которая состоит в рассмотрении теоретических основ решения текстовых задач и методики ее изучения в школьном курсе математики. Проблема исследования определяет тему выпускной квалификационной работы: «Решение текстовых задач в курсе алгебры 9 класса».
Объектом ВКР является методика обучения решения текстовых задач на уроках математики.
Предметом ВКР является процесс решения текстовых задач алгебраическим методом.
Цель: исследовать методики работы над текстовыми задачами, выявить преимущества решения текстовых задач алгебраическим методом.
Достижение цели обусловило постановку следующих задач исследования:
1. Провести анализ учебной и методической литературы по проблеме исследования;
2. Выявить роль текстовых задач в процессе обучения;
3. Изучить методики работы над текстовыми задачами;
4. Разработать урок закрепления материала на тему «Решение текстовых задач»;
5. Разработать комплекс заданий, для решения текстовых задач при подготовке к ОГЭ.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована в качестве методического пособия для учителей при планировании и проведении уроков по теме: «Решение текстовых задач», а также для обучающихся средней школы в подготовке к ОГЭ.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык. А использование алгебраического метода учит анализировать и правильно вычленять главное.
При работе с текстовыми задачами, прежде всего, необходимо донести до учеников, что важно не столько решить задачу, сколько научиться решать задачи, догадываться, рассуждать, обосновывать или опровергать свои догадки и уметь проверять полученный результат.
В результате теоретического анализа проблемы была изучена психолого-педагогическая литература по теме. Определено что такое задача - это модель ситуации, частью которой является субъект, осознавший затруднение в своей деятельности. Рассмотрены различные взгляды на понятие задачи. Разобраны классификации задач.
Также была изучена учебно-методическая литература, направленная на обучение решению текстовых задач. Особое внимание было отведено этапам их решения:
1. анализ задачи;
2. схематическая запись задачи;
3. поиск способа решения задачи;
4. осуществление решения задачи;
5. проверка решения задачи;
6. исследование задачи;
7. формулирование ответа задачи;
8. анализ решения задачи.
Были рассмотрены различные методы решения текстовых задач. Но так как в 9 классе упор делается на алгебраический метод, то ему было уделено больше внимания.
В исследовании нами были разработаны урок закрепления материала на тему «Решение текстовых задач» и комплекс заданий для самостоятельной подготовки к решению задания 22 ОГЭ.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, и тем самым, цель достигнута. Данная работа может быть использована в учебном процессе учителями математики общеобразовательных школ, а также старшеклассниками при подготовке к ОГЭ.
1. Балл, Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» / Г.А. Балл // Вопросы психологии.- 1970.- № 5.- 81-87 с.
2. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев.- М.: ООО Изд. «Вербум М», ООО Изд. центр «Академия», 2003. - 432с.
3. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач / Т.Е. Демидова.- М.: «Академия», 2002.- 288с.
4. Захарова, А.Е. Текстовые задачи в курсе алгебры основной школы. Учебно-методические материалы спецкурса / А.Е. Захарова.- М.: Прометей, 2002.
5. Кац М.Г. Использование графиков при решении задач на составление уравнений / М.Г. Кац // Математика в школе. - 1996. - №2 - 22-25 с.
6. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть 2. Обучение математике через задачи и обучение решению задач / Ю.М. Колягин.- М.: Просвещение, 1977.- 204 с.
7. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике: Кн. для учителей / Ю.М. Колягин.- М.: просвещение,1977.- 104 с.
8. Колягин, Ю.М. Учись решать задачи: Кн. для учащихся / Ю.М. Колягин, В.А. Оганесян.- М.: Просвещение, 1980.- 96 с.
9. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1968.- 432 с.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие /
И.Ю. Кулагина.- 3-е изд.- М.: УРАО, 1997.-176 с.
11. Лебедев, В.С. Анализ и решение текстовых задач. Алгоритмизация / В.С. Лебедев // Математика.- 2000.- №41.- 8- 10 с.
12. Левитас, Г.Г. Об алгебраическом решении текстовых задач / Г.Г. Левитас// Математика в школе.- 2000.- № 8.- 13 - 14 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов / В.С. Мухина.- 4-е изд. стереотип.- М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 456 с.
14. Нешков, К.И. Функции задач в обучении /К.И. Нешков, А.Д Семушин.-
5- е изд.- М.: Просвещение, 1971. - 285 с.
15. Никифоров Н.И. К изучению темы «Решение задач с помощью уравнений» / Н.Н. Никифоров // Математика в школе. - 1994. - №2. - 12-14 с.
16. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей / Д. Пойа.- 2-е изд.- М.: Государств. учеб. - педагогич. изд. министерства просвещения РСФСР, 1961.- 205 с.
17. Психология. Словарь / под общ. ред А. В. Петровского.- 2 - е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.- 490 с.
18. Саранцев, Г.И. Упражнения в обучении математике / Г.И. Саранцев.- М.: Просвещение, 2005.- 255 с.
19. Сборник заданий для ОГЭ [Образовательный портал для подготовки к экзаменам]. -URL: https://oge.sdamgia.ru/
20. Старинные занимательные задачи / под ред. С. Н. Олехник.- М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.- 152 с.
21. Ткачева, М.В. Домашняя математика: Кн. для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / М.В. Ткачева.- М.: Просвещение, 1998.-303 с.
22. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся 10-11 классов / Л.М. Фридман.- М.: Просвещение, 2004.- 255 с.
23. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей / Л.М. Фридман.- М.: Школьная пресса, 2002.- 205 с.
24. Цукарь А.Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач / А.Я. Цукарь // Математика в школе. - 1998. - №5.- 48-54 с.