Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №61443

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения депрессивных состояний старшеклассников 8
1.1. Сущностная характеристика понятия «депрессивное состояние» 8
1.2. Особенности проявления депрессивных состояний в старшем подрост-ковом возрасте 17
1.3. Методы и формы профилактики депрессивных состояний старших
подростков 23
Выводы по I главе 28
Глава II. Педагогическое обеспечение профилактики депрессивных состояний старшеклассников 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной рабо-ты 33
2.3. Разработка и реализация программы профилактики депрессивных со¬
стояний старшеклассников на формирующем этапе эксперимен¬та 35
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа эксперимен¬
та 40
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность проблемы исследования. По данным Всемирной
Организации Здравоохранения депрессивными расстройствами страдает
около 5-8 % населения земного шара, в ближайшие 20 лет ожидается увеличение количества страдающих данным заболеванием, а инвалидизация
по причине депрессивных расстройств к 2020 г. может выйти на второе
место среди всех прочих заболеваний [7].
В настоящее время депрессивные состояния являются одной из важнейших проблем нашего общества. Это вызвано, прежде всего, увеличением депрессивных заболеваний в настоящее время. Особенно данная проблема актуальна сейчас для нашей страны в связи с нестабильным экономическим и политическим положением, неуверенностью людей в завтрашнем дне, а так же увеличением количества стрессовых ситуаций.
Во многих публикациях, таких авторов, как Г.З. Батыгина [11],
Н.М. Иовчук [12] , А.А. Северный [12], отмечено увеличение распространенности как тяжелых, так и неглубоких депрессивных расстройств среди
подростков и юношей на протяжении последних десятилетий.
Подростковый возраст – один из наиболее кризисных периодов развития человека. Депрессия в этом возрасте очень сложное явление, которое
происходит в результате взаимодействия многих причинных факторов.
Депрессивные расстройства старшего подросткового возраста представляют одну из сложнейших проблем в связи с тем, что имеют тяжелые
социальные последствия, к числу которых относят самоубийства, насилие,
аддиктивное поведение, поведенческие девиации (Г.З. Батыгина [11],
А.В. Горюнов [9], Н.М. Иовчук [12], И.А. Козлова [16], А.А. Северный [12]
и др.).
Старший подростковый возраст является периодом перехода от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Психологический
критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Основными новообразованиями данного возраста являются самоопределение и самопознание, не удовлетворенность в данных областях может привести к возникновению депрессивных расстройств.
Депрессивные состояния у подростков затрагивают все стороны
личности, приводят к дезадаптации, отчуждению и одиночеству, что еще
более усиливает состояние депрессии. Подросток в депрессивном состоянии в связи со своей эмоциональной разбитостью может искать разные
способы преодоления депрессии, причем некоторые из них неблагополучно сказываются на их здоровье.
Проблема депрессивных состояний старшеклассников изучалась
многими учеными. Данной теме посвящены труды А. Кемпинского [13],
Л. Мафсон [25], А.М. Прихожан [30] [31], Н.Н. Толстых [31] и др. Общие и
возрастные вопросы депрессивности и стрессоустойчивости освящали
А. Бек [2], М. Селигман [32], В.Н. Синицкий [35], Д.И. Фельдштейн [37] и
др.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку самостоятельного, стрессоустойчивого выпускника, который способен регулировать свое эмоциональное и психологическое состояние, уметь выходить из кризисных ситуаций, не впадая в депрессивные состояния, а также брать на себя ответственность за свое поведение и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики депрессивных состояний старшеклассников.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и
экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов,
обеспечивающих эффективную профилактику депрессивных состояний
старшеклассников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной дипломной работы мы дали теоретическое обосновании и экспериментально проверили содержание, комплекс форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику депрессивных состояний старшеклассников.
Решая первую задачу нашего исследования, на основе анализа психологической и педагогической литературы, рассмотрев концепции таких
авторов, как А. Бек [2], А. Лоуэн [24], М. Селигман [32], Ш. Трикетт [36] и
др., мы под депрессивными расстройствами понимаем психическое заболевание, выражающееся в форме подавленного, угнетенного состояния,
возникающее как реакция на тяжелые и неприятные ситуации, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утраты способности переживать радости (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения и пессимистические взгляды), ухудшением физического
здоровья.
Решая следующую задачу, мы выделили особенности проявлений
депрессивных состояний в старшем подростковом возрасте:
1) депрессивная симптоматика наслаивается на психологические
особенности возраста;
2) депрессивная симптоматика имеет маскированные формы проявления;
3) симптомы депрессивных подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей;
4) в отличие от детей подростки глубиной своего отчаяния, чувством
безнадежности похожи на взрослых;
5) депрессивным расстройствам более подвержены девочки;
6) у девушек депрессия часто сопровождается нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия;47
7) подростки – мальчики при депрессивных расстройствах в большей
степени втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность или употребление наркотиков;
8) депрессивные расстройства старшеклассников затяжные и волнообразные.
Для решения третьей задачи, мы разработали и апробировали программу профилактики депрессивных состояний старшеклассников.
Цель программы – апробация форм и методов, оказывающих существенное влияние на снижения уровня депрессивных состояний старшеклассников. В ходе реализации программы мы применяли следующие
формы и методы: беседы, «мозговой штурм», тренинг, аутотренинг, диспут, тестирование, мандалотерапия, арт-терапия. Предметом обсуждения
на наших занятиях были чувства, эмоции, настроения, ощущения и переживания каждого их участников.
Четвертая задача заключалась в опытно-экспериментальной проверке эффективности форм и методов профилактической работы.
На констатирующем эксперименте по методике дифференциальной
диагностики депрессивных состояний Зунге мы получили, что 54% учащихся депрессивных симптомов не имеют, 42% имеют легкую депрессию,
и 4% – субдепрессию.
После формирующего эксперимента было проведено повторное исследование по данным методикам. По результатам контрольного эксперимента мы получили, что у 88% старшеклассников депрессивные симптомы
отсутствуют. Таким образом, произошла положительная динамика развития уровня депрессивных состояний старшеклассников.
В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что эффективность профилактики депрессивных состояний старшеклассников может повыситься если:
опираться на сущностные характеристики понятия депрессивное состояние; учитывать особенности проявления депрессий в старшем подростковом возрасте; учитывать все возможные формы и методы профилактики
депрессивных состояний старшеклассников; разработать и внедрить программу профилактики депрессивных состояний старшеклассников. Эти
данные подтверждены методами математической обработки данных, в
частности, t-критерием Стьюдента для связанных выборок.
Исходя их всего, можно сделать вывод о том, что в ходе формирующего эксперимента произошли существенные изменения, позволяющие
признать проведение опытно-экспериментальной работы достаточно
успешной и положения выдвинутой гипотезы подтвержденной



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2010. - 623 с.
2. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии: монография / А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.
3. Блатт С. Вклад психоанализа для понимания и лечения депрессии / С. Блатт // Журнал Американской ассоциации психоанализа. - 1997. - № 46/3. - С. 723-752.
4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов: монография / Н.Н. Васильев. - СПб.: Речь, 2002. - 174 с.
5. Вертоградова О.П., Шахматов Н.Ф., Сосюкало О.Д. Возрастные ас¬пекты проблемы депрессий // Возрастные аспекты депрессий (клиника, диагностика, терапия): сб. науч. тр. / О.П. Вертоградова, Н.Ф. Шахма¬тов, О.Д. Сосюкало. - М.: Изд. Моск. НИИ Психиатрии М3 РСФСР. - 1987. - 216 с.
6. Владимирова Т.В. Юношеские депрессии (диагностика, типология и вопросы прогноза): автореферат дис. канд. психол. наук. / Т.В. Влади¬мирова. - М. - 1986. - 23 с.
7. Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.who.int/ru.
8. Голант М., Голант С. Что делать, когда тот, кого вы любите в де-прессии. Помоги себе - помоги другому: метод. рекомендации / М. Го- лант, С. Голант. - М.: Изд. института психотерапии, 2001. - 175 с.
9. Горюнов А.В. Клинико-психопатологические особенности первых депрессивных эпизодов у подростков: автореферат дис. канд. мед. наук. / А.В. Горюнов. - М.: 2002. - 23 с.
10. Депрессия: справочник / сост. В.Д. Сухарева. - М.: Мир, 2000. - 214 с.
11. Иовчук Н.М., Батыгина Г.З. Распространенность и клинические про¬явления депрессий в школьной подростковой популяции / Н.М. Иовчук, Г.З. Батыгина // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова С.С. - 1998. - №9. - С. 33-36.
12. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков: мо-нография / Н.М. Иовчук, А.А. Северный. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 80 с.
13. Кемпинский А. Меланхолия. Депрессии юношеского возраста: мо-нография / А. Кемпинский. - СПб.: Наука, 2002. - 25 с.
14. Кипнис М. Большая книга игр и упражнений для любого тренинга: учеб. пособие / М. Кипнис. - М.: АСТ, 2014. - 637 с.
15. Кляйн М. Зависть и благодарность: учеб. пособие / М. Кляйн. - СПб.: БСК, 1997. - 100 с.
16. Козлова И.А., Горюнов А.В. Клинико-психопатологическая харак¬теристика депрессий детского возраста / И.А. Козлова, А.В. Горюнов // Психиатрия. - 2006. - №4-6. - С. 24-32.
17. Кон. И.С. Психология ранней юности: монография / И.С. Кон. - М.: Педагогика, 1989. - 219 с.
18. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 69-78.
19. Копейко Г.И. Аффективные расстройства в подростковом и юноше¬ском возрасте: монография / Г.И. Копейко. - М.: Медицина, 1999. - 745 с.
20. Крылова Е.С. Юношеские депрессии с комплексом «метафизиче-ской интоксикации» (типология, диагностика, прогноз и вопросы тера¬пии): автореферат дис. канд. мед. наук. / Е.С. Крылова. - М., 2004. - 18 с.
21. Курпатов А.В. 5 спасительных шагов от депрессии к радости: метод. рекомендации / А.В. Курпатов. - СПб.: Нева, 2006. - 254 с.
22. Курпатов А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражитель¬ности: метод. рекомендации / А.В. Курпатов. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.
23. Лебединский М. С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психо¬логию: монография / М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев. - Л.: Медици¬на, 1966.
24. Лоуэн А. Депрессия и тело: монография / А. Лоуэн. - М.: Просвеще¬ние, 2002. - 384 с.
25. Мафсон Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия: монография / Л. Мафсон, Д. Моро. - М.: ЭКСМО, 2003. - 320 с.
26. Медицинский энциклопедический словарь: учеб. / под ред. В.И. Бо¬родулина. - М.: Оникс 21 век, 2002. - 704 с.
27. Озерецковский С.Д. Особенности диагностики и лечения депрессий у подростков: монография / С.Д. Озерецковский. - Л.: МГУ,1990. - 267 с.
28. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. пособие / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2002 . - 352 с.
29. Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика: учеб. пособие / А. Подольский, О. Идобаева, П. Хейманс. - Спб.: Питер, 2004. - 208 с.
30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологиче-ская природа и возрастная динамика: монография / А.М. Прихожан. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: учеб. пособие / А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Знание, 1990. - 80 с.
32. Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники // Концепции Бека и Селигмана. - 2000. - С. 278-187.
33. Психологический словарь: словарь / под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 1990. - 890 с.
34. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы ста¬новления личности: монография / Х. Ремшмидт (Пер. с нем.). - М.: Мир, 1994. - 320 с.
35. Синицкий В.Н. Депрессивные состояния: монография / В.Н. Синиц- кий. - Киев: Рада, 1986. - 167 с.
36. Трикетт Ш. Как победить депрессию и избавиться от тревоги: метод. рекомендации / Ш. Трикетт. - М.: ЭКСМО, 2002. - 160 с.
37. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избран¬ные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 2012. - 427 с.
38. Фрейд 3. Печаль и меланхолия / З. Фрейд // Психология эмоций. - 1984.
39. Ханин Ю.Л. Исследование депрессии / Ю.Л. Ханин // Вопросы пси¬хологии. - 1999. - №3. - С. 34-36.
40. Холл Д. Ландшафт депрессии: монография / Д. Холл. - М.: Алетейя, 1999. - 280 с.
41. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессив¬ных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегра¬тивной психотерапии / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. - № 1. - С. 94-102.
42. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия: учебник / под ред. Э.Г. Эй- демиллера. - Спб.: Питер, 2005. - 1120 с.
43. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: монография / Э. Эрик¬сон. - М.: Прогресс, 1996 - 435 с.
44. Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести. Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу: учеб. пособие / И.Г. Юдина. - М.: АРКТИ, 2007 - 134 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ