Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения музыкальных инструментов в музеях России 9
§ 1.1. Роль и место музыкальных инструментов в профильных и
непрофильных музеях России 9
§ 1.2. Аспекты изучения музыкальных инструментов в музеях России 16
§ 1.3. Обзор степени изученности музыкальных инструментов в Музее
антропологии и этнографии им. Петра Великого
РАН 28
§ 1.4. Итоги теоретического исследования 42
Глава 2 . Проблемы изучения музыкальных инструментов в непрофильных музеях (на примере МАЭ РАН) 45
§ 2.1. Аналитический обзор проблем изучения музыкальных инструментов в МАЭ РАН 45
§ 2.2. Результаты аналитического обзора 55
Заключение 56
Список использованных источников и литературы
На протяжении нескольких лет учебы в университете автор данной дипломной работы изучал частное коллекционирование музыкальных инструментов, музыкальные музеи России. Возник вопрос о музыкальных инструментах в непрофильных музеях России, о степени их изученности. Один из таких музеев - знаменитая Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН). Исследования по данной теме имеются, однако они разрозненны, различны по целям и задачам. В настоящей работе мы попытаемся разобраться в этом вопросе.
Актуальность исследования: В России существует множество музеев, которые хранят музыкальные инструменты: этнографических краеведческих, театральных, художественных. В настоящее время исследования музыкальных инструментов в непрофильных музеях представляют собой достаточно большую источниковую базу в виде не обработанных и не введённых в научный оборот отдельных инструментов и их коллекций.
Результаты, полученные в исследованиях музыкальных инструментов в непрофильных музеях, не структурированы и не систематизированы, что, по нашему мнению, является точкой отсчета для данного исследования и обуславливает новизну работы.
Впервые в таком объёме и полноте была проведена работа по структурированию и систематизации знаний о музыкальных инструментах в непрофильных музеях России учёными, участвовавшими в Первой инструментоведческой научно-практической конференции. Материалы которой были напечатаны в сборнике «Музыка Кунсткамеры: К 100-летию Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов»; вторая часть сборника посвящена музыкальным инструментам в Музее антропологии и этнографии (МАЭ). Эта работа явилась отправной точкой в изучении данного вопроса. Для нашей темы этот сборник имеет определяющее значение. В настоящее время особое внимание уделено вопросам сохранения и популяризации музыкального и культурного наследия в России, что также делает выбранную тему актуальной.
Цель работы. Определить особенности изучения музыкальных инструментов в непрофильных музеях на современном этапе.
Объект исследования - научные публикации, посвященные музыкальным инструментам в российских музеях.
Предмет исследования - особенности изучения музыкальных инструментов в непрофильных музеях (на примере Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН)
Задачи исследования:
• Описать роль и место музыкальных инструментов в профильных и непрофильных музеях России
• Выявить аспекты изучения музыкальных инструментов в музеях России
• Охарактеризовать степень изученности музыкальных инструментов в МАЭРАН
• Провести аналитический обзор материалов сборника «Музыка Кунсткамеры»; выявить проблемы изучения музыкальных инструментов в МАЭ РАН и представить полученные результаты
Данная тема имеет историографический характер, поэтому источниковую базу исследований составляют научные труды. Основным источником явились статьи из сборника «Музыка Кунсткамеры» (Материалы Первой инструментоведческой научно - практической конференции, Санкт-Петербург, 2002 г.):
• Е.С.Соболева, С.А.Старостенков. Музыкальные инструменты МАЭ: материалы к библиографии.
• В.Н.Мазурина. Николай Иванович Воробьёв - собиратель музыкальных инструментов Востока.
• Н.Г.Краснодембская. Коллекция сингальских музыкальных инструментов Н.И.Воробьёва.
• Е.В.Иванова. Музыкальные инструменты в сиамской коллекции Н.И.Воробьёва.
• Н.В.Майкова. Японский музыкальный инструмент сямисэн.
• А.А.Свиридов. К истории собирания японских музыкальных инструментов в МАЭ РАН.
• М.В.Станюкович. Музыкальные инструменты ифугао
(Филиппины) из собрания МАЭ РАН.
• Г.И.Дзенискевич. Всё об одной погремушке тлинкитского шамана.
• Е.А.Ершова. Погремушки индейцев кадиувео.
• В.А.Прищепова. Музыкальные инструменты народов Средней Азии и Казахстана по фотографиям конца XIX - начала XX века из собраний МАЭ РАН.
• A.L.Kaeppler. Reflections on tongan noseflute (А.Л.Кепплер. Рассуждения о тонганской носовой флейте).
Они наиболее полно и комплексно представляют тему исследования, подробно анализ данных работ проводится во 2 главе.
Историография.
Можно выделить две основные группы научных трудов по данной теме : музыковедческие и музееведческие.
1. Музыковедческие.
Сергеев М.В. Инструментоведение как наука // Инструментальное искусство на рубеже XX-XXI веков. Проблемы современного творчества, исполнительства, педагогики. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2004. Акимова-Малова Н.П. Краткий каталог музыкальных инструментов и изображений. Л., 1927.
Мальтер Л.И. Таблицы по инструментоведению: Инструменты симфонического, духового, эстрадного и русского народного оркестров, электроинструменты, певческие голоса. Общая ред. И.Г. Болдырева. Москва: Советский композитор, 1972.
Брунцев В.А., Кошелев В.В., Иодко М.Р. Цитра в России (к постановке проблемы) // Вопросы инструментоведения. Вып. 3. Сборник рефератов Третьей Международной инструментоведческой конференции. Спб., 1997.
Кошелев В.В., Брунцев В.А. Изобретательство в области музыкального инструментостроения (теоретический аспект) // Материалы к Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира. СПб.,1998.
2. Музееведческие.
Петухов М.О. Об органологии, истории музыкальных инструментов и возникновении инструментальных музеев европейских консерваториях //Баян. 1888. № 10
Гинзбург С.Л. Звучащий музей // Литературный современник. 1934. № 1.
Благодатов Г.И. Каталог собрания музыкальных инструментов. Под ред. К.А.Верткова. Л.: «Музыка», Лен. Отделение, 1972
Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья, Казань, 1991.
Кошелев В.В. Научное коллекционирование музыкальных инструментов как одно из основных направлений в инструментоведении // Из истории коллекционирования музыкальных инструментов (к 150-летию со дня рождения барона К.К.Штакельберга). Сб. статей и рефератов Международной инструментоведческой конференции. СПб., 1998.
Яковлев В.И. Музыкальные инструменты Национального музея Республики Татарстан. Каталог. Казань 2007.
Последние 3 работы можно отнести к обеим группам, поскольку они захватывают и музыкологические, и музееведческие аспекты.
Теоретико-методологическая база. В основу теоретической базы исследования легли труды по теории органологии . Они позволяют выделить инструментоведческий подход к изучению темы. Работы современных авторов по музеологии определяют круг теоретических проблем и практических методов в исследовании музыкальных инструментов . Методами исследования в данной работе являются: описательный метод, аналитический обзор и элементы сравнительного анализа.
Теоретическая значимость данной работы заключается в определении базы современных исследований музыкальных инструментов (выявление совокупности трудов, характер изучения темы, сильные и слабые стороны), а также ставятся задачи дальнейшего анализа.
Практическая значимость - состоит в возможности применения используемых методов к аналогичным коллекциям в других музеях.
Структура работы. Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам изучения музыкальных инструментов в музеях включает в себя четыре параграфа: роль и место музыкальных инструментов в профильных и непрофильных музеях России, аспекты изучения музыкальных инструментов в музеях России, обзор степени изученности музыкальных инструментов в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, итоги теоретического исследования.
Вторая глава раскрывает конкретные проблемы изучения музыкальных инструментов в непрофильных музеях (на примере МАЭ) состоит из двух параграфов: аналитический обзор проблем изучения музыкальных
инструментов в МАЭ и результаты аналитического обзора.
Работа завершается заключением и списком использованных источников и научной литературы.
В рамках теоретической части данного исследования мы пришли к следующим результатам:
• Определяя роль и место музыкальных инструментов в непрофильных музеях России, мы установили, что чаще всего они (музыкальные инструменты) являются составным элементом фондовой коллекции и экспозиции, не связанным с музыкальным контекстом, однако включенным в общекультурный.
• Дав характеристику различным аспектам изучения музыкальных
инструментов в непрофильных музеях России, мы отметили основные методы исследования, которыми пользуются ученые, это: музыковедческий и органологический. А также были рассмотрены классификации музыкальных инструментов, используемые
музееведами: а)4-классовая классификация Виктора Шарля Маийона; б) дополненная классификация. Также нами был выделен
музеологический аспект изучения, как совокупность научных
музееведческих точек зрения на исследование музыкальных инструментов в музеях.
• Степень изученности музыкальных инструментов в МАЭ была рассмотрена нами подробно, исходя из чего мы можем говорить об отсутствии исследовательской школы-направления изучения их (музыкальных инструментов) в непрофильных музеях. При этом трудов достаточное количество, но они не систематизированы и создавались вне общего контекста (независимо друг от друга). Таким образом, научное знание в этой нише нельзя назвать системным, что является очевидной проблемой.
В рамках практического исследования данной работы, мы пришли к следующим результатам:
• Не реализуется в полной мере инструментоведческий аспект,
требующий специальной музыковедческой и органологической подготовки
• Не систематизирована обширная источниковая база по вопросам изучения музыкальных инструментов.
• Исследований по истории бытования музыкальных инструментов не достаточно.
• Не введены в полной мере в научный оборот стратегии
коллекционирования, хранения, реставрации и использования
инструментов.
• Проблема использования музейных подлинников («звучать или не звучать» музейным инструментам)
• В рамках изученных статей не было получено достаточно сведений по атрибуции, консервации, реставрации и экспонированию музыкальных инструментов в МАЭ
Выделенные проблемы, обозначают более обширный, глобальный пласт общих проблем в отечественном музееведении, о которых говорят специалисты:
• Не выявлен совокупный музейный фонд музыкальных инструментов страны. В настоящее время продолжается процесс создания Сводного электронного каталога музейных предметов
• Отсутствие единого подхода к классификации музыкальных инструментов
• Недостаточность унификации используемого инструментоведами терминологического аппарата
Таким образом, на примере МАЭ удалось определить и общие, актуальные для российских музеев проблемы, обратив внимание на которые, и отталкиваясь от которых, можно проводить работу по систематизации знаний в этом направлении.
1. Соболева Е.С. Музыкальные инструменты МАЭ: материалы к библиографии / Соболева Е.С. , Старостенков С.А. // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 130 - 142.
2. В.Н.Мазурина. Николай Иванович Воробьёв - собиратель музыкальных инструментов Востока // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 143 - 146.
3. Н.Г.Краснодембская. Коллекция сингальских музыкальных инструментов Н.И.Воробьёва // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 147 - 153.
4. Е.В.Иванова. Музыкальные инструменты в сиамской коллекции Н.И.Воробьёва // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 154 - 158.
5. Н.В.Майкова. Японский музыкальный инструмент сямисэн.
6. А.А.Свиридов. К истории собирания японских музыкальных инструментов в МАЭ РАН // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 159 - 163.
7. М.В.Станюкович. Музыкальные инструменты ифугао (Филиппины) из собрания МАЭ РАН // Музыка Кунсткамеры.
- 2002. - С. 164 - 175.
8. Г.И.Дзенискевич Всё об одной погремушке тлинкитского шамана // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 176 - 181.
9. Е.А.Ершова. Погремушки индейцев кадиувео // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 182 - 184.
10. В.А.Прищепова. Музыкальные инструменты народов Средней Азии и Казахстана по фотографиям конца XIX - начала XX века из собраний МАЭ РАН // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 185 - 193.
11. A.A.Kaeppler. Reflections on tongan noseflute (А.Л.Кепплер. Рассуждения о тонганской носовой флейте) // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 194 - 202.
II ЛИТЕРАТУРА
1. Н.В.Милешина. Вопросы комплектования и интерпретации музыкальных инструментов в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки (ГЦММК) // Музыка Кунсткамеры. - 2002. - С. 224 - 228.
2. И.Н.Уханова. Обзор музыкальных инструментов в отделе истории русской культуры Государственного Эрмитажа // Музыка Кунсткамеры.- 2002. - С. 203 - 209.
3. Соколова Т., Орлова К. Русская мебель в Государственном Эрмитаже // Русская культура VI - XVIII веков. Очерк- путеводитель. Л., 1983. С. 129.
4. Музыкальные инструменты народов мира из собрания В. А. Брунцева. Иллюстрированный каталог — СПб.: ИД «Петрополис», 2011. — 376 с.
5. К. А. Вертков. Энциклопедия инструментоведения [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.belcanto.ru/instrumentovedenie.html (дата обращения 8.05. 2016)
6. В.Н. Мараев. Эргологический аспект изучения традиционных
хордофонов (на примере кантелевидных инструментов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.opentextnn.ru/museum/museum_of_anthropology/?id=4444& txt=1 (дата обращения 8.05. 2016)
7. Н. С. Михайлова. Народный музыкальный инструмент: опыт описания и паспортизации // Музыкальная культура народов России.
- 2013. - № 12. - С. 55 - 58.
8. Revision of the Hornbostel-Sachs Classification of Musical Instruments
by the MIMO Consortium [Электронный ресурс]. -
http://network.icom.museum/fileadmin/user_upload/minisites/cimcim/do cuments/HS_20classification_20final_20version_20_282013_29_20with out_20editorial_20markings-2.pdf (дата обращения 9.05. 2016)
9. Российская музейная энциклопедия. М., 2005 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/sci_music.asp (дата обращения 4.05. 2016)
10. Косиков И.Г. Кхмерский театр теней (по коллекциям МАЭ) // Сб. МАЭ, 1973. Т. XXIX. С. 151 - 152.
11. Зиберт Э.В. Коллекции чешского исследователя А.В.Фрича в собрании МАЭ // Сб. МАЭ. 1961. Т. XX. С. 139.
12. Алексеенко Е.А. Музыкальные инструменты народов Южной Сибири в собрании МАЭ // Памятники материальной культуры народов Сибири. Спб.: "Наука", 1994. С. 5-20.
13. Таксами Ч.М. Материалы МАЭ по этнографии айнов Южного Сахалина ( XIX - начало XX в.) // Сб. МАЭ. 1969. Т. XXV: Культура народов Зарубежной Азии и Океании. С. 340 - 362.
14. Иванова Е.В. Таиландские вещи в МАЭ // Сб. МАЭ. 1973. Т. XXIX: Культура народов Зарубежной Азии. С. 213 - 217.
15. Соболева Е.С. Тиморские коллекции МАЭ и МГУ // Сб. МАЭ. 1995. Т. XLVI: Культура народов Океании и Юго-Восточной Азии. С. 91 - 98.
16. Соболева Е.С., Старостенков С.А. Музыкальные инструменты из
Индонезии в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера): К истории коллекции // Из истории
коллекционирования музыкальных инструментов (к 150-летию со
дня рождения барона К.К.Штакельберга). Сборник статей и рефератов Международной инструментоведческой конференции (13 - 15 июня 1998 г., Санкт-Петербург). Спб, 1998. С. 65-67.
17. Решетов А.М. Тибетская коллекция МАЭ (Материальная культура) // Сб. МАЭ. 1969. Т. XXV: Культура народов Зарубежной Азии и Океании. С. 133 - 150.
18. Благодатов Г.И. Музыкальные инструменты народов Сибири // Сб. МАЭ. 1958. Т. XVIII. С. 187 - 207.
19. Потапов Л.П. К семантике названий шаманских бубнов у народностей Алтая // Советская тюркология. Баку, 1970. С. 86 - 93.
20. Прищепова В.А. Коллекция музыкальных инструментов народов народов Средней Азии и Казахстана в собрании МАЭ // Из истории коллекционирования музыкальных инструментов (к 150-летию со дня рождения барона К.К.Штакельберга). Сборник статей и рефератов Международной инструментоведческой конференции (13¬15 июня 1998 г., Санкт-Петербург). СПб., 1998. С. 62 -64