Есть три приложения.
Введение 3
1 Критическое мышление как инновационная педагогическая технология 5
2 Применение технологии критического мышления на уроках истории 9
Заключение 13
Список использованных источников 15
Приложение 1 17
Приложение 2 18
Приложение 3 19
Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Общество нуждается в активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности, выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения.
Объект исследования – технология критического мышления.
Предмет – технология критического мышления в обучении истории.
Цель работы – изучение технологии критического мышления в процессе обучения истории.
Цель достигается путем решения следующих задач:
1. Дать характеристику технологии критического мышления как педагогической технологии.
2. Изучить применение технологии критического мышления на уроке
истории.
Для реализации поставленных задач использовались общенаучные методы исследования. Терминологический анализ позволил дать определение понятию «критическое мышление». Анализ специальной литературы позволил изучить особенности применения технологии развития критического мышления в обучении истории.
В процессе работы над темой исследования, были изучены публикации по данной теме таких авторов, как Е.П. Василенко, С.С. Доровских, О.А. Каверина, М.И. Смирнова, Е.Г. Хорунженко.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Недостаточно развитое критическое мышление у выпускников приводит к тому, что человек не может оценить степень убедительности доказательств, понять, когда его вводят в заблуждение. Такие люди не могут самостоятельно и рационально решить свои проблемы, то есть не могут продуктивно использовать свой интеллектуальный потенциал.
Развитое критическое мышление послужит основой для создания у школьников более адекватной картины мира, «работающей» на достижение успеха в самых разных аспектах жизни.
Современная жизнь требует мышления высокого уровня, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Это, в свою очередь, требует от учителя поиска, внедрения в практику новых образовательных технологий.
В работе была дана характеристика понятию «технология критического мышления». Анализ значения терминов «мышление « и «критика» позволил дать определение «критическому мышлению». Исследуемое понятие представляет собой сложный мыслительный процесс, состоящий из нескольких компонентов: ассоциативное восприятие, анализ, синтез, оценка и саморегуляция. Технология развития критического мышления строится по схеме: вызов – освоение новой информации – рефлексия. Применение указанной технологии предполагает самостоятельность учеников конструировании процесса получения новых знаний, в отслеживании своего развития, в определении конечного результата. Для активизации деятельности учеников используются различные методы и приемы: кластер, дерево предсказаний, верные и неверные утверждения, корзина идей, эвристическая беседа, проблемная лекция и др. Выбор определенных методов определяется возрастными и психологическими особенностями учащихся.
Эффективность использования технологии развития критического мышления в обучении связана с тем, что ее применение способствует формированию умения осмысливать важнейшие исторические события.
Для иллюстрации данного утверждения был представлен урок истории, разработанный с учетом требований к применению обозначенной технологии. В процессе его проведения четко выдержаны три фазы: вызов, освоение новой информации, рефлексия. Активизации познавательной деятельности учащихся способствовали следующие методики: стратегия ЗХУ, работа с различными источниками информации, методический прием Инсерт и др. Перечисленные методические приемы помогают систематизировать материал, развивают умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражают процесс работы с информацией.
Таким образом, поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
1. Примерная программа основного общего образования по истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eor.pushkininstitute.ru/images/showcase, свободный. – (дата обращения 24.11.2020)
2. Василенко Е. П. Критическое мышление как современная проблема личности [Электронный ресурс] / Е.П. Василенко // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13259.htm, свободный. - (дата обращения 25.11.2020)
3. Доровских С.С. Критическое мышление: технология развития [Электронный ресурс] / С.С. Доровских // IX Международная студенческая научная конференция. Студенческий научный форум – 2017. – Режим доступа: http://oreluniver.ru/media/news/show/163/4591, свободный. – (дата обращения 24.11.2020)
4. Каверина О.А. Самостоятельное обучение в контексте развития критического мышления [Электронный ресурс] / О.А. Каверина // Преподаватель XXI века. – 2019. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnoe-obuchenie-v-kontekste-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya, свободный. – (дата обращения 25.11.2020)
5. Образовательные технологии по ФГОС [Электронный ресурс] // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2020.- 13 ноября.- Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/65461-qqq-18-m5-obrazovatelnye-tehnologii-po-fgos, свободный. – ( дата обращения 25.11.2020)
6. Смирнова М.И. Критическое мышление как неотъемлемая составляющая самостоятельности [Электронный ресурс] / М.И. Смирнова// Международный научный журнал «Символ науки». – 2017. – № 3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnoe-obuchenie-v-kontekste-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya, свободный. – (дата обращения 25.11.2020)
7. Хоруженко, Е. Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах [Электронный ресурс] / Е. Г. Хоруженко // Инновационные педагогические технологии: материалы VII междунар. науч. конф. (г. казань, октябрь 2017 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 56-58. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12939/, свободный.- (дата обращения: 24.11.2020)
8. Якунина Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия [Электронный ресурс]/ Н.А. Якунина// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2019. – Т. 18. – № 4 (42). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnoe-obuchenie-v-kontekste-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya, свободный. – (дата обращения 25.11.2020)