ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
1.1 Прагматика как наука 6
1.2 Ключевые понятия прагмалингвистики 8
1.3 Гороскоп как объект исследования 13
1.4 Прагматические свойства текста 15
1.5 Прагматические составляющие гороскопа 20
1.6 Прагмалингвистический аспект семантики текста гороскопа 24
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2 «ПРАГМАТИКА ТЕКСТА ГОРОСКОПА» 28
2.1 Основные типы прагматических установок, представленных в тексте гороскопа 28
2.2 Общий характер гороскопа 28
2.3. Интенция гороскопа 33
2.3.1 Гороскопы с интенцией пожелания 33
2.3.2 Гороскопы с интенцией констатации факта 38
2.3.3 Гороскопы с интенцией категоричного прогнозирования 44
2.3.4 Гороскоп с интенцией указания на возможность 50
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 56
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕКСТОВ
ГОРОСКОПОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 59
3.1 Обзор программ по русскому языку 59
3.2 Рекомендации по изучению темы «Сложноподчиненное предложение» 67
3.3 План-конспект урока 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время в лингвистике все больше внимания уделяется изучению языка в действии, функций языка, таких как воздействие на адресанта, попытка убеждения его в чем-либо путем использования разнообразных языковых средств. Данная тенденция связана с развитием многих отраслей человеческой деятельности, таких как СМИ, рекламная деятельность, в которых языковые средства служат основным фактором привлечения внимания потенциальных потребителей услуг.
Данная исследовательская работа посвящена изучению текстов гороскопов, которые нашли свою реализацию во многих печатных и интернет-изданиях. Особый интерес представляет изучение прагматических особенностей гороскопа в процессе его репрезентации, поскольку именно этот аспект позволяет выделить характерные черты, присущие тексту гороскопа как виду перлокутивного речевого акта.
Изучением текстов с точки зрения прагмалингвистики в разное время занимались такие ученые как Ч. Пирс и Ч. Моррис, Дж. Л. Остин, Ю.Д. Апресян, Г.Г. Матвеева, А.В. Ленец, В.В. Богданов, Н.М. Вахтель, М.В. Богодерова и другие исследователи.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью дальнейшей разработки вопросов, связанных с прагматическими свойствами текста, в частности, текста гороскопа, поскольку данный вид текста не является широко изученным лингвистами в аспекте прагматики. Однако гороскопы представляют собой довольно обширный и разнообразный материал для изучения в силу их распространенности в СМИ, интернет- изданиях, а также их доступности для широкого круга читателей.
Целью данного исследования является описание и анализ текстов гороскопов в прагмалингвистическом аспекте; определение языковых средств выражения коммуникативно-прагматической нормы гороскопов, а также определение специфики их воздействия на аудиторию.
Объектом исследования в настоящей работе является гороскоп как вид нехудожественного текста, представленный в современном масс медийном дискурсе (анализировались интернет-ресурсы, предоставляющие гороскопы на каждый день для широкой аудитории, а также интернет- издание журнала «Cosmopolitan»).
Предметом исследования являются лингвистические и паралингвистические средства, используемые в процессе репрезентации текстов гороскопов.
В соответствии с целью и предметом нами были определены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретическую литературу, посвященную изучению прагмалингвистики и прагмалингвистического изучения текста;
2) описать прагмалингвистический аспект изучения текстов гороскопов;
3) произвести количественный анализ текстов гороскопов в соответствии с их интенцией;
4) проанализировать специфику употребления и варьирования прагматических средств внутри отдельных текстов гороскопов, представленных в медийном дискурсе;
5) описать прагматические свойства гороскопов как массмедийных текстов, выполняющих соответствующие коммуникативно-прагматические функции.
Новизна исследования заключается в том, что в нашей работе была предпринята попытка классифицировать и описать тексты гороскопов точки зрения их прагмалингвистических особенностей, с учетом их интенции, а также скрытого смысла, присущего всем прагматически окрашенным текстам; выделить основные языковые средства, присущие тому или иному типу гороскопа (по виду его интенции), а также осуществить прогнозирование влияния того или иного типа гороскопа на реципиентов.
В процессе решения задач нами применялись такие научные методы, как количественный анализ различных языковых средств, обеспечивающий возможность определения их процентного соотношения, описательный метод, предполагающий использование приемов наблюдения, сопоставления различий и совпадений в выборе языковых средств, а также обобщения исследуемого материала. Методом сплошной выборки из текстов указанных выше интернет-ресурсов за 2015 год был отобран практический материал, состоящий из 110 единиц, который послужил базой для дальнейшего анализа. Кроме того, используется метод логического анализа, способствующий выявлению понятий, суждений и умозаключений.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные нами результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения прагматических особенностей гороскопа, их функционирования в дискурсе русского языка.
Материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка в высших учебных заведениях (в курсах по риторике, лексикологии, стилистике текста).
В ходе исследования нами был рассмотрен и проанализирован обширный теоретический и практический материал, раскрывающий понятие прагмалингвистики, теории речевых актов, изучения гороскопа как вида нехудожественного текста. Кроме того, были изучены методические материалы, включающие в себя рекомендации по обучению синтаксису в средней общеобразовательной школе.
В качестве материала для анализа были использованы гороскопы на каждый день для всех знаков зодиака, представленные на таких сайтах, как «Калейдоскоп гороскопов» и «1001 гороскоп», а также на сайте журнала «Cosmopolitan». Нами было проведено исследование текстов гороскопов в прагмалингвистическом аспекте, а также выполнен их анализ по основным прагматическим критериям.
В соответствии с задачей количественного анализа текстов гороскопов в зависимости от их интенции нами были выделены следующие категории гороскопов:
1) гороскоп категоричного прогнозирования;
2) гороскоп с указанием на возможность;
3) гороскоп с интенцией констатации факта (оценки);
4) гороскоп с интенцией пожелания (рекомендации).
Данные группы гороскопов были также рассмотрены с позиции их скрытого смысла (позитивный, негативный, нейтральный), после чего нами были выделены окончательные группы, содержащие в себе такие характеристики, как интенция и скрытый смысл гороскопа. Результаты количественного анализа гороскопов мы представили в виде диаграммы (см. приложение).
Данная диаграмма наглядно показывает, что в рассмотренных нами текстах гороскопов существенно преобладают гороскопы позитивного характера, следующее за ними место занимают гороскопы с нейтральной окраской, и наименьшее количество гороскопов - отрицательного характера.
Такая особенность объясняется направленностью текстов гороскопов на широкую аудиторию, воздействие на которую не может быть абсолютно отрицательным, поскольку автор гороскопов печатных и интернет-изданий также должен учитывать необходимость привлечения читателя.
В соответствии с задачей проанализировать специфику употребления и варьирования прагматических средств внутри отдельных текстов гороскопов, мы провели анализ прагматических средств, использующихся в текстах гороскопов, представленных в массмедийном дискурсе, а также составили классификацию этих средств.
В процессе анализа нами были выявлены следующие прагматические особенности текстов гороскопов:
- Тексту гороскопа присуща речевая стратегия неучастия
коммуникантов в речевом сообщении, что определяется неуверенностью отправителя текста в наличии реципиента;
- Использование категорического утверждения автором текста с целью скрытого воздействия на получателя;
- Текст гороскопа оценивается отправителем как нереальное речевое событие, что проявляется в использовании определенных языковых средств;
- Скрытый смысл гороскопа в большинстве представленных текстов является либо нейтральным, либо позитивным;
- Большинство текстов гороскопов являются мотивирующими;
- Закономерность соответствия интенции мотивации позитивному скрытому смыслу и негативного скрытого смысла текста - интенции демотивации;
- Категория везения/невезения является вспомогательной в текстах гороскопов, и призвана усиливать интенцию автора текста на получателя. Она влияет на бессознательное реципиента только в том случае, если существуют предпосылки, указывающие на доверие реципиента к тексту прогноза в целом.
Помимо прагматических средств нами также были рассмотрены языковые средства, употребляющиеся в гороскопах той или иной категории. В этой связи мы выделили закономерную зависимость тех или иных языковых единиц от категории гороскопа, в которой они употребляются.
Так, в гороскопах категоричного прогнозирования повсеместно используются глаголы будущего времени совершенного вида (успех будет заметным; смогут конвертировать свое хобби; события смогут кардинально перевернуть их мировоззрение), которые являются весьма активным средством выражения данной интенции и передают читателю соответствующие сигналы в зависимости от скрытого смысла текста.
В текстах гороскопов с интенцией возможности отсутствует категоричность, глаголы употребляются в условном наклонении (Если есть предпосылки, то события в этой сфере могут быть важными: брак или же заключение крупной сделки), что объясняется целью автора не внушить реципиенту необходимость того или иного действия, а лишь указать на возможность его совершения.
Категория гороскопов констатации факта (оценки) характеризуется наличием в них описания конкретного периода времени, на который автор осуществляет прогноз. Такое описание осуществляется посредством употребления глаголов настоящего и будущего времени, а также большим количеством прилагательных, передающих непосредственно характеристику в зависимости от скрытого смысла текста, например: «.это прекрасное время, чтобы освободиться от навязанных дел и добиться успеха». Ситуация в текстах такого типа представляется уже осуществленной, что и подразумевает использование глаголов в настоящем времени.
В текстах со значением пожелания (рекомендации) основным языковым средством передачи интенции является форма повелительного наклонения глагола, которая и указывает на необходимость какого-либо действия. Глаголы в таких гороскопах употребляются, в основном, во 2 л. ед.ч., (планируй, не теряй силы, сфокусируйся) что является признаком неформальности данного рода текстов, стремления автора к созданию в сознании реципиента определенной установки (в женском журнале это может быть отсылка к возрасту женщины, ощущение себя более молодой благодаря обращению на «ты»). Кроме формы повелительного наклонения глагола, в таких текстах также активно используются предложения с придаточным условия: «Если ты будешь плыть по течению, то энергия будет накапливаться и прорываться вспышками злости».
Кроме анализа прагматических особенностей гороскопа, нами также был проведен сравнительный анализ рабочих программ по изучению синтаксиса в девятом классе средней общеобразовательной школы и предложены собственные рекомендации по использованию гороскопов при изучении придаточного предложения со значением условия в силу распространенности и сравнительной легкости восприятия таких текстов учащимися.
Нами был составлен план-конспект урока изучения нового материала (Придаточное предложение со значением условия) по материалу учебника М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, в котором мы привели пример использования гороскопов на уроке. Условная структура таких текстов ярко иллюстрирует ученикам изучаемую тему, что делает гороскопы весьма полезным дополнительным материалом.
По результатам анализа гороскопов, проведенного в ходе нашего исследования, можно утверждать, что гороскопы, использующиеся в массмедийном дискурсе, являются весьма целесообразным предметом изучения скрытой прагмалингвистики и располагают широким спектром представленных в них прагматических категорий.
Поскольку мы рассмотрели лишь некоторые особенности гороскопов в прагмалингвистическом аспекте, данная проблема представляется нам перспективной для дальнейших исследований.
I. Научно-теоретическая литература
1. Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике // Изв. АН СССР Сер. лит-ры и языка. - Т.32.№1. - М.: Изд-во АН СССР, 1973. - С.84-89
2. Апресян Ю.Д., Прагматическая информация для толкового словаря // Прагматика и проблемы интенсиональности. Институт языкознания АН СССР. Проблемная группа "Логический анализ языка". М.: Наука, 1988. С. 7¬44.
3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. - М.: «Дрофа», 2008.
4. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Флинта: Наука, 2008. - 496 с.
5. Бодоньи М.А. Вторичная номинация как средство обучения межкультурной коммуникации. - http:// pn.pglu.ru
6. Вахтель Н.М. Основы прагмалингвистики: Учебно-методическое пособие для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 34 с.
7. Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. — М.: Гнозис, 1994
8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.-139 с.
9. Дубровская О.Н. Краткая история астрологии. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 496с.
10. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику/ Учеб. пособ. 2-е изд. -М.: Флинта: Наука, 2008. - 152 с.
11. Матвеева Г.Г. Некоторые проблемы прагмалингвистики // Прагмалингвистика и практика речевого общения: сб. науч. тр. междунар. науч. конф. (24 ноября 2007 г.). - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007.-С. 206-211.
12. Матвеева Г.Г. Основы прагмалингвистики: монография/ Г.Г. Матвеева, А.В. Ленец, Е.И. Петрова. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 232с.
13. Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация грамматического лица («портрета») говорящего: дис. ... докт. филол. наук. - СПб., 1993.- 322с.
14. Мещеряков В.П. Когнитивная лингвистика: терминологически-
понятийная структура языка.// Когнитивная лингвистика: современное состояние и перспективы развития./Отв.ред. Н.Н. Болдырев. - Тамбов:ТГУ 1998. - С.22-25.
15. Разумовская М.М., Львов С.И.: учебно-методическое пособие. Рабочие программы «Русский язык. 5-9 класс». М.: Дрофа, 2013
16. Савицкайте Елена Романовна. Дискурсивные характеристики прогностических текстов : на материале немецких гороскопов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04.- Воронеж, 2006.- 239 с.
17. Сиривля М.А.Прагматический аспект семантики текста. //Lingua mobilis. Научный журнал / Гл. ред. А.А. Селютин . - № 2 (16). - Челябинск: Рекпол, 2009. - С . 93 - 99.
18. Степанов Ю.С. В поисках прагматики (проблема субъекта) // Изд. АН СССР Сер. лит-ры и языка. Т.40. - №4.- М.: Изд-во АН СССР, 1981. - С.325¬333
19. Сусов И.П. Введение в языкознание: Учеб. для студентов лингвистических и филол. специальностей. М.: ACT: Восток-Запад, 2008.-382 с.
20. Таюпова О.И. Типы коммункативно-прагматической вариативности в малоформатных текстах// Вестник Воронежского ун-та. Серия «Лингвистика и межкулътурная коммуникация». 2005. —№2. - С. 87-92.
21. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
22. Чернышева Н.И. К динамике фразеологической системы (на материале немецкого языка).// Филологические науки. - 1993. - №1. - С. 61-70.
II Источники
1. Калейдоскоп гороскопов :[Электронный ресурс]. URL:
http://astroscope.ru/ (Дата обращения: 14.06.16)
2. 1001 гороскоп: [Электронный ресурс]. URL: http://1001goroskop.ru/ (Дата обращения: 14.06.16)
3. Журнал Cosmopolttan:[Электронный ресурс]. URL: http://www.cosmo.ru/horoscope/daily (Дата обращения: 14.06.16)