Региональная идентичность в контексте политической мифологии на примере республики Татарстан
|
Глава 1. Миф как способ мышления и коммуникации в повседневности и политике 10
1.1. Теоретические подходы к изучению мифов прошлого и настоящего 10
2.2. Место мифологии и символизма в сфере политического 27
Глава 2. Влияние политического мифотворчества на территориальный брендинг и региональную идентичность 44
2.1. Бренд и территориальный брендинг как конкретные случаи мифотворчества 43
2.2. Региональная идентичность как объект конструирования социальной реальности 60
Глава 3. Бренд республики Татарстан как пример укрепления региональной идентичности в контексте политической мифологии 78
3.1 Изучение случая мифотворчества как основы территориального бренда в республике Татарстан 78
3.2 Анализ миграционных процессов как индикатор влияния бренда Татарстана на региональную идентичность 95
Заключение 111
Список использованных источников
1.1. Теоретические подходы к изучению мифов прошлого и настоящего 10
2.2. Место мифологии и символизма в сфере политического 27
Глава 2. Влияние политического мифотворчества на территориальный брендинг и региональную идентичность 44
2.1. Бренд и территориальный брендинг как конкретные случаи мифотворчества 43
2.2. Региональная идентичность как объект конструирования социальной реальности 60
Глава 3. Бренд республики Татарстан как пример укрепления региональной идентичности в контексте политической мифологии 78
3.1 Изучение случая мифотворчества как основы территориального бренда в республике Татарстан 78
3.2 Анализ миграционных процессов как индикатор влияния бренда Татарстана на региональную идентичность 95
Заключение 111
Список использованных источников
Развитие региональных идентичностей в соседстве с национальным и этническим самосознанием приобретает в контексте современных государств новое значение. Если раньше развитие других идентичностей наряду с нацией воспринималось как предпосылка для возникновения сепаратизма и угроза целостности государства, то теперь региональная идентичность предстает как подспорье для укрепления нации и наполнения её разнообразным культурным и социальным содержимым. Дав толчок к развитию региональных идентичностей, государство может получить более стройное территориально-административное деление, где за каждой географической единицей будет стоять своя идентичность, легитимизирующей местную власть.
Региональная идентичность также может стать основой для развития новых территориальных брендов, укрепляющее взаимоотношения с местным населением, привлекающие туристов и мигрантов из других регионов, и стран.
Другим фактором, формирующим актуальность региональных исследований, становится глокализация - усиление роли отдельных территориальных объединений перед культурным натиском глобализационных трендов. Для сохранения культурной самобытности появляются идентичности регионального типа, для укрепления которых политические и интеллектуальные элиты используют потенциал мифологизации, базирующейся на символической и политике памяти. В дальнейшем на основе созданной мифологемы формируется бренд региона, становящийся понятным и узнаваемым символом для местного населения и его потенциальных потребителей.
Одним из примеров конструирования региональной идентичности с помощью политической мифологии и территориального брендинга стала республика Татарстан, занявшая по итогам 2015 года пятое место по соци-
ально-экономическому развитию , а также третье местопо качеству жизни среди всех регионов России . Столица республики - Казань -также становит-
- 3
ся одним из топовых направлении для внутреннего и международного туризма . Этим также обосновывается актуальность исследования территориального бренда, создающего привлекательный образ для путешествий и миграции. Закрепленный символический образ также легитимизирует властную элиту региона, выявляя политическую значимость для брендинга региона.
Представленная исследовательская проблема затрагивалась в работах отечественных и зарубежных ученых, каждый из которых акцентировал внимание на отдельных ее составляющих, учитывая дисциплинарные рамки.
Филологи и фольклористы Елеазар Мелетинский и Сергей Неклюдов исследовали нарративную составляющую мифологии древних обществ, ставшую вновь актуальной для мифотворчества современности ввиду распространения текстовой коммуникации в сети Интернет. Антропологи Джеймс Фрезер и Эдуард Тайлор занимались разработкой теории мифа как формы сознания и отображения действительности, предшествующей религиозному и научному познанию. Британский антрополог Бронислав Малиновский, проведя ряд включенных наблюдений среди аборигенов Тробрианских островов, нашел прямую взаимосвязь между мифом и ритуалом, последний из которых является концентрированным и материализованным воплощением мифологического мышления. Миф становился контекстным фоном совместных действий, укрепляющих сложившийся социальный порядок. Социологи французской школы Эмиль Дюркгейм и Люсьен Леви-Брюль вывели понятия коллективных представлений (к которым также относится мифология), порождаемая пра-логическим мышлением, согласно которому представители первобытных обществ не способны отличить тождество предметов и явлений от их видимого сходства. Леви-Брюль также утвердил тезис о том, что пралогическое мышление, а значит и мифы свойственны как для первобытных, так и современных обществ.
Отечественный философ Алексей Лосев апофатически представил миф как личностный способ отображения действительности, отличный от художественного и научного мировоззрения и приобретающий символическую форму. В дальнейшем немецкий философ Эрнст Кассирер укрепил идею о символической сущности мифа как одной из основных форм восприятия человеком действительности, а также вывел понятие политического мифа, сконструированного интеллектуальными и властными элитами во время периодов социальных аномий.
Продолжая вести линию символической сущности любой мифологии, французский исследователь Ролан Барт представил миф как вторично сформированную семиологическую триаду «означающий-означаемое-знак», где «означаемое», сохраняя вложенный смысл, становилось формой для новой знаковой конструкции. Параллельно с этим сформировалось направление символической политики, развивавшейся в трудах отечественных и зарубежных политологов Мюррея Эдельмана, Томаса Майера, Ольги Малиновой, Сергея Поцелуева и Наиля Мухарямова. Символическая политику определяют с противоположных позиций: как способ вертикальной коммуникации и восприятия политических событий массами, конструирующую социальную реальность, а также способ замещения «реальных» политических актов их имитацией. Придерживаясь последней позиции, отечественный политолог Диляра Мурзина представила политический миф как средство суггестивного влияния правящего класса в регионах России, укрепляющего свою легитимность в массовом сознании местного населения .
Проблемой брендинга в широком понимании занимался французский специалист по маркетингу Жан-Ноэль Капферер, обосновавший переход символического капитала в экономический. Еще более общую попытку систематизировать вопрос брендинга предпринял отечественный эксперт по маркетингу Антон Буланов, также выделявший туристический бренд, сходный с территориальным. Критический взгляд на бренд как способ эксплуатации стран с низкими показателями социально-экономического развития выразила канадская журналистка Наоми Кляйн.
Понятие идентичности как психологической ассоциации индивидов с социальными образами себя разработал немецко-американский психолог Эрик Эриксон, концепцию которого в дальнейшем использовали исследователи вопроса наций Эрик Хобсбаум, Эрнест Геллнер и Бенедикт Андерсон. Выяснив сущность национальной идентичности как социального конструкта, созданного политическими элитами для укрепления связи масс с государством, эти наработки использовались в проекции на вопрос о сущности этнической идентичности в контексте конструктивистких и инструменталистких теорий, конкурировавших с примордиализмом.
Концепция региональной идентичности развивалась в трудах отечественного географа Леонида Смирнягина, базировавшегося на работах о социологии пространства Александра Филиппова и Георга Зиммеля. В совокупности работы двух ученых позволяют говорить о наполнении пространства социальном смыслом посредством символизации и мифотворчества, и создании на этой базе региональной идентичности.
Объектом исследования данной магистерской диссертации стала взаимосвязь региональной идентичности, политического мифотворчества и территориального брендинга.
Предмет исследования - влияние политического мифотворчества и бренда Татарстана на региональную идентичность населения
Цель исследования - выявить механизм укрепления региональной идентичности с помощью политического мифотворчества и территориального брендинга
В соответствие с целью ставятся следующие задачи исследования:
• Раскрыть сущность мифа как явление массового сознания на основе антропологического, философского и опыта других смежных дисциплин
• Определить понятие политического мифа, его сходства и отличия с мифом в широком смысле
• Изучить явление территориального бренда, установить происхождение и структуру, выявить его взаимосвязь с политическим мифом, а также их отличия
• Установить определение региональной идентичности и определить отличия от национальной и региональной идентичностей
• Охарактеризовать территориальный брендинг и политическое мифотворчество в Татарстане в контексте исторической политики посредством метода кейс-стади
• Провести анализ миграционных процессов в Татарстане для определения укрепляющего фактора брендинга и мифотворчества
Методами данного исследования стали:
• Антропологический метод с опорой на восприятие мифа как первичной формы восприятия человеческих общностей
• Функциональный метод, выявляющий зависимость политического мифотворчества, территориального бренда и региональной идентичности
• Исторический метод, определивший границы территориального бренда, сконструированного на основе политического мифотворчества и политики памяти
• Эмпирический метод, в рамках которого был проведен анализ показателей миграционного прироста в Татарстане, регионах Приволжского федерального округа, Москвы и Санкт-Петербурга.
Научная новизна данной магистерской диссертации заключается в междисциплинарном анализе политического мифотворчества, территориального брендинга и региональной идентичности. Проведенное исследование выявило сходство политического мифа и бренда как символических конструктов, а также влияние политики памяти на культурные составляющие территориального брендинга.
Магистерская диссертация состоит из трех глав, в каждой из которой по два параграфа.
1. В главе 1.1 мы анализируем существующие теоретические подходы к понятиям мифа и мифологии, сформированных в рамках антропологии, филологии, психологии, философии и социологии, и ищем в каждой из этих дисциплин политологический контекст
2. В главе 1.2 мы находим взаимосвязь мифа в широком и политическом смысле, а также выводим универсальный символическую сущность мифа с использованием модели семиологической триады
3. В главе 2.1 мы исследуем происхождение понятия бренд, его структуру и классификацию, а также связь с политической мифологии место ее реализации в рамках брендинга территорий
4. В главе 2.2 мы сравниваем существующие подходы к национальной, этнической и региональной идентичностям, а также находим основание последней в пространстве как социологической категории
5. В главе 3.1 проводится анализ случая территориального брендинга Татарстана в контексте политической мифологии и конструирований представлений о прошлом
6. В главе 3.2 исследуется общие миграционные тенденции в Приволж
ском федеральном округе и России в целом за период 1990-х, а также проводится сравнительный анализ миграционного прироста в Татарстане, регионов ПФО и городов федерального значения за 2000, 2005, 2010 и 2015 гг.
Региональная идентичность также может стать основой для развития новых территориальных брендов, укрепляющее взаимоотношения с местным населением, привлекающие туристов и мигрантов из других регионов, и стран.
Другим фактором, формирующим актуальность региональных исследований, становится глокализация - усиление роли отдельных территориальных объединений перед культурным натиском глобализационных трендов. Для сохранения культурной самобытности появляются идентичности регионального типа, для укрепления которых политические и интеллектуальные элиты используют потенциал мифологизации, базирующейся на символической и политике памяти. В дальнейшем на основе созданной мифологемы формируется бренд региона, становящийся понятным и узнаваемым символом для местного населения и его потенциальных потребителей.
Одним из примеров конструирования региональной идентичности с помощью политической мифологии и территориального брендинга стала республика Татарстан, занявшая по итогам 2015 года пятое место по соци-
ально-экономическому развитию , а также третье местопо качеству жизни среди всех регионов России . Столица республики - Казань -также становит-
- 3
ся одним из топовых направлении для внутреннего и международного туризма . Этим также обосновывается актуальность исследования территориального бренда, создающего привлекательный образ для путешествий и миграции. Закрепленный символический образ также легитимизирует властную элиту региона, выявляя политическую значимость для брендинга региона.
Представленная исследовательская проблема затрагивалась в работах отечественных и зарубежных ученых, каждый из которых акцентировал внимание на отдельных ее составляющих, учитывая дисциплинарные рамки.
Филологи и фольклористы Елеазар Мелетинский и Сергей Неклюдов исследовали нарративную составляющую мифологии древних обществ, ставшую вновь актуальной для мифотворчества современности ввиду распространения текстовой коммуникации в сети Интернет. Антропологи Джеймс Фрезер и Эдуард Тайлор занимались разработкой теории мифа как формы сознания и отображения действительности, предшествующей религиозному и научному познанию. Британский антрополог Бронислав Малиновский, проведя ряд включенных наблюдений среди аборигенов Тробрианских островов, нашел прямую взаимосвязь между мифом и ритуалом, последний из которых является концентрированным и материализованным воплощением мифологического мышления. Миф становился контекстным фоном совместных действий, укрепляющих сложившийся социальный порядок. Социологи французской школы Эмиль Дюркгейм и Люсьен Леви-Брюль вывели понятия коллективных представлений (к которым также относится мифология), порождаемая пра-логическим мышлением, согласно которому представители первобытных обществ не способны отличить тождество предметов и явлений от их видимого сходства. Леви-Брюль также утвердил тезис о том, что пралогическое мышление, а значит и мифы свойственны как для первобытных, так и современных обществ.
Отечественный философ Алексей Лосев апофатически представил миф как личностный способ отображения действительности, отличный от художественного и научного мировоззрения и приобретающий символическую форму. В дальнейшем немецкий философ Эрнст Кассирер укрепил идею о символической сущности мифа как одной из основных форм восприятия человеком действительности, а также вывел понятие политического мифа, сконструированного интеллектуальными и властными элитами во время периодов социальных аномий.
Продолжая вести линию символической сущности любой мифологии, французский исследователь Ролан Барт представил миф как вторично сформированную семиологическую триаду «означающий-означаемое-знак», где «означаемое», сохраняя вложенный смысл, становилось формой для новой знаковой конструкции. Параллельно с этим сформировалось направление символической политики, развивавшейся в трудах отечественных и зарубежных политологов Мюррея Эдельмана, Томаса Майера, Ольги Малиновой, Сергея Поцелуева и Наиля Мухарямова. Символическая политику определяют с противоположных позиций: как способ вертикальной коммуникации и восприятия политических событий массами, конструирующую социальную реальность, а также способ замещения «реальных» политических актов их имитацией. Придерживаясь последней позиции, отечественный политолог Диляра Мурзина представила политический миф как средство суггестивного влияния правящего класса в регионах России, укрепляющего свою легитимность в массовом сознании местного населения .
Проблемой брендинга в широком понимании занимался французский специалист по маркетингу Жан-Ноэль Капферер, обосновавший переход символического капитала в экономический. Еще более общую попытку систематизировать вопрос брендинга предпринял отечественный эксперт по маркетингу Антон Буланов, также выделявший туристический бренд, сходный с территориальным. Критический взгляд на бренд как способ эксплуатации стран с низкими показателями социально-экономического развития выразила канадская журналистка Наоми Кляйн.
Понятие идентичности как психологической ассоциации индивидов с социальными образами себя разработал немецко-американский психолог Эрик Эриксон, концепцию которого в дальнейшем использовали исследователи вопроса наций Эрик Хобсбаум, Эрнест Геллнер и Бенедикт Андерсон. Выяснив сущность национальной идентичности как социального конструкта, созданного политическими элитами для укрепления связи масс с государством, эти наработки использовались в проекции на вопрос о сущности этнической идентичности в контексте конструктивистких и инструменталистких теорий, конкурировавших с примордиализмом.
Концепция региональной идентичности развивалась в трудах отечественного географа Леонида Смирнягина, базировавшегося на работах о социологии пространства Александра Филиппова и Георга Зиммеля. В совокупности работы двух ученых позволяют говорить о наполнении пространства социальном смыслом посредством символизации и мифотворчества, и создании на этой базе региональной идентичности.
Объектом исследования данной магистерской диссертации стала взаимосвязь региональной идентичности, политического мифотворчества и территориального брендинга.
Предмет исследования - влияние политического мифотворчества и бренда Татарстана на региональную идентичность населения
Цель исследования - выявить механизм укрепления региональной идентичности с помощью политического мифотворчества и территориального брендинга
В соответствие с целью ставятся следующие задачи исследования:
• Раскрыть сущность мифа как явление массового сознания на основе антропологического, философского и опыта других смежных дисциплин
• Определить понятие политического мифа, его сходства и отличия с мифом в широком смысле
• Изучить явление территориального бренда, установить происхождение и структуру, выявить его взаимосвязь с политическим мифом, а также их отличия
• Установить определение региональной идентичности и определить отличия от национальной и региональной идентичностей
• Охарактеризовать территориальный брендинг и политическое мифотворчество в Татарстане в контексте исторической политики посредством метода кейс-стади
• Провести анализ миграционных процессов в Татарстане для определения укрепляющего фактора брендинга и мифотворчества
Методами данного исследования стали:
• Антропологический метод с опорой на восприятие мифа как первичной формы восприятия человеческих общностей
• Функциональный метод, выявляющий зависимость политического мифотворчества, территориального бренда и региональной идентичности
• Исторический метод, определивший границы территориального бренда, сконструированного на основе политического мифотворчества и политики памяти
• Эмпирический метод, в рамках которого был проведен анализ показателей миграционного прироста в Татарстане, регионах Приволжского федерального округа, Москвы и Санкт-Петербурга.
Научная новизна данной магистерской диссертации заключается в междисциплинарном анализе политического мифотворчества, территориального брендинга и региональной идентичности. Проведенное исследование выявило сходство политического мифа и бренда как символических конструктов, а также влияние политики памяти на культурные составляющие территориального брендинга.
Магистерская диссертация состоит из трех глав, в каждой из которой по два параграфа.
1. В главе 1.1 мы анализируем существующие теоретические подходы к понятиям мифа и мифологии, сформированных в рамках антропологии, филологии, психологии, философии и социологии, и ищем в каждой из этих дисциплин политологический контекст
2. В главе 1.2 мы находим взаимосвязь мифа в широком и политическом смысле, а также выводим универсальный символическую сущность мифа с использованием модели семиологической триады
3. В главе 2.1 мы исследуем происхождение понятия бренд, его структуру и классификацию, а также связь с политической мифологии место ее реализации в рамках брендинга территорий
4. В главе 2.2 мы сравниваем существующие подходы к национальной, этнической и региональной идентичностям, а также находим основание последней в пространстве как социологической категории
5. В главе 3.1 проводится анализ случая территориального брендинга Татарстана в контексте политической мифологии и конструирований представлений о прошлом
6. В главе 3.2 исследуется общие миграционные тенденции в Приволж
ском федеральном округе и России в целом за период 1990-х, а также проводится сравнительный анализ миграционного прироста в Татарстане, регионов ПФО и городов федерального значения за 2000, 2005, 2010 и 2015 гг.
В данной магистерской диссертации мы провели анализ трех теоретических концепций: политической мифологии, территориального бренда и региональной идентичности и выявили взаимосвязь между каждой из них.
Миф как явление, порожденное пра-логическим мышлением, в периоды социальной аномии приобретает новое значение, выступая на авансцену общественного дискурса и становясь способом укрепления коллективных
идентичностей. В то же время, мы увидели, что миф является также символом, а значит имеет универсальное применения как в контексте политики, так и при создании бренда. В свою очередь, бренд и миф имеют много
сходств как формируемые представления субъективного характера о месте
или территории.
В случае с брендом, однако, эти представления приобретают структурируемую форму, выражаясь как в визуальных логотипах, так и находят воплощение в событиях и архитектурных сооружениях, формирующих представления о месте и конструирующие понимание прошлого. Именно здесь находится очевидная взаимосвязь между мифом, брендом и региональной
идентичностью. Осознавая историю региона и видя ее репрезентацию в пространстве и общественном дискурсе, создается бренд места, привлекающий или отталкивающий массы.
Эффективность бренда Татарстана по отношению к региональной идентичность доказывается показателями миграционного прироста, особенно
по отношению к другим субъектам Приволжского федерального округа. Стабильный рост внутрироссийской миграции в республику показывает, что сформированный бренд Татарстана, основанный на мифологизированной политике памяти, привлекателен для населения, а значит брендинг оказывает укрепляющее воздействие на региональную идентичность.
Миф как явление, порожденное пра-логическим мышлением, в периоды социальной аномии приобретает новое значение, выступая на авансцену общественного дискурса и становясь способом укрепления коллективных
идентичностей. В то же время, мы увидели, что миф является также символом, а значит имеет универсальное применения как в контексте политики, так и при создании бренда. В свою очередь, бренд и миф имеют много
сходств как формируемые представления субъективного характера о месте
или территории.
В случае с брендом, однако, эти представления приобретают структурируемую форму, выражаясь как в визуальных логотипах, так и находят воплощение в событиях и архитектурных сооружениях, формирующих представления о месте и конструирующие понимание прошлого. Именно здесь находится очевидная взаимосвязь между мифом, брендом и региональной
идентичностью. Осознавая историю региона и видя ее репрезентацию в пространстве и общественном дискурсе, создается бренд места, привлекающий или отталкивающий массы.
Эффективность бренда Татарстана по отношению к региональной идентичность доказывается показателями миграционного прироста, особенно
по отношению к другим субъектам Приволжского федерального округа. Стабильный рост внутрироссийской миграции в республику показывает, что сформированный бренд Татарстана, основанный на мифологизированной политике памяти, привлекателен для населения, а значит брендинг оказывает укрепляющее воздействие на региональную идентичность.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОЙ РОЛИ ИСЛАМА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЩИНЫ МЕЧЕТИ «ЯРДЭМ»
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Практики социализации и инкультурации детей у татар в 1920-1940-е гг
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Мифологизация Covid-19 в квазижурналистике пользователей соцсетей
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4305 р. Год сдачи: 2022 - СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СЕКТАНСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



