Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №61361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности связной речи у младших школьников с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Особенности работы по обучению пересказа детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 37
2.1 Организация и результаты обследования навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи 37
2.2 Методические рекомендации по развитию навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, пересказать, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
У детей с нормой речевого развития в младшем школьном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с ОНР - общим недоразвитием речи.
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешного обучения в школе.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба)
Во многих трудах по школьной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы (А.М. Бородич, Э.П. Короткова и др.).
Отмечается влияние занятий по обучению пересказу на формирование психических процессов и познавательных способностей детей.
Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей
школьного возраста раскрыты Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Пересказ произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему, что совершенствует все стороны чёткой речи.
В ходе таких занятий у детей развивается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности. Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи - одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей.
Изучением особенностей формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие авторы подчеркивают необходимость специального обучения пересказу детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР.
Целью является совершенствование логопедической работы по формированию пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи ( ОНР).
Предметом исследования является условия успешности логопедической работы по формированию пересказа у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи ( ОНР).
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи, будет развиваться более успешно благодаря следующим этапам:
1) Использование наглядной схемы, опоры (обучение выстраиванию плана ответа);
2) Выделение подготовительной работы при пересказе;
3) Включение родителей в коррекционно-образовательный процесс с целью формирования общечитательской компетенции;
Основными задачами исследования являются следующие:
1) Теоретическое обоснование проблемы формирования связной
монологической речи в психолого-педагогической литературе.
2) Отбор диагностического материала для обследования навыка пересказа, определение критериев в оценке полученных данных.
3) Интерпретация полученных данных в количественный и качественный результат констатирующего эксперимента.
4) Разработка методических рекомендаций по формированию навыка
пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
5) Разработка методических рекомендаций по формированию навыков пересказа.
Методы исследования: анализ литературы, эмпирические (эксперимент, беседа, наблюдение), метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория связной речи (Р.Е. Левина, Л.С. Выготский, А.В. Ястребова), теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Сохин, А.М. Бородич и др.), труды отечественных лингвистов В.А. Бородинского и Ф. Де Соссюра.
Экспериментальная база исследования: муниципальное образовательное учреждение МБОУ « Гимназия № 3»»г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 10 детей школьного возраста. Возраст детей - 7-8 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав - теоретической и экспериментальной, заключение, библиографического списка и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было выявить навык пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Проанализировав специальную литературу мы выяснили, что пересказ играет немаловажную роль в формировании связной речи, развитие речевой активности, влияет на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
В ходе нашей работы, нами было проведено экспериментальное исследование. Для обследование детей были подобраны методики, направленные на диагностику особенностей пересказа у детей младшего школьного возраста. Мы использовали методики Фотековой Т.А. Методики оценивались по следующим критериям:
-критерий смысловой целостности;
-критерий лексико-грамматического высказывания;
-критерий самостоятельности выполнения задания;
На основе проведения обследования мы выяснили, состояние функций речи у детей с общим недоразвитием речи. Эксперимент показал, что уровень навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи неоднозначный. Нет детей с низким уровнем речевого развития и нет с высоким. Отмечались такие ошибки как:
-большому количеству испытуемых требовалась помощь экспериментатора;
- выпадали смысловые звенья, существенно искажался смысл;
- неправильное воспроизведение причинно - следственных связей;
- почти все дети не смогли придумать концовку, некоторые пересказывали только по наводящим вопросам;
- дети часто делали словесные замены;
-дети испытывали сложности при построении, восприятии и воспроизведении предложений;
Данные, полученные в ходе нашего обследования свидетельствуют о том, что необходимо провести логопедическую работу, направленную на формирование навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Мы определили этапы логопедической работы, для более успешного формирования навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи:
-использование наглядной схемы, опоры обучение выстраиванию плана ответа);
-выделение подготовительной работы при пересказе;
-включение родителей в коррекционно-образовательный процесс с целью формирования общечитательской компетенции;
На основе полученных данных в ходе нашего эксперимента мы разработали методические рекомендации по развитию навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи, которые на наш взгляд, должны успешно повлиять на развитие связной речи и навыков для пересказа.



1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ
синтаксиса[Текст]/ Т. В. Ахутина - М., 2000.-67с.
2. Быстрова Г.А. Логопедичекие игры и задания. - [Текст]/Г.А.Быстрова. СПб.: КАРО, 2006. - 96 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. [Текст]/А.М.Бородич.М., 1981 г.
4. Волкова Г.А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики.[Текст]/Г. А.Волкова - С-Пб.: Детство-Пресс, 2009.-47с.
5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2007.-145 с.
6. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников :Нарушения речи у детей. [Текст]/ В. К. Воробьева - М., 2005.- 97 с.
7. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Школьное
воспитание. [Текст]/ Л.М. Воротнина.- М.,2011. -13с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст]/ Л.С. Выготский - 5-е изд., испр. - М.: Изд-во "Лабиринт", 2000. - 352с.
9. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР школьного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст]/ В.П. Глухов// Дефектология. - 2004. -53с.
10. Гнездилов М.Ф. Формирования связной речи детей школьного возраста с общим речевым недоразвитием . М., 2004.
11. Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка. [Текст]/ П.Я. Гальперин.- М.: Логос, 2002. - 342 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]/ А.Н. Гвоздев.М., 1961.
13. Дерново Л. П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии [Текст]/ Л. П. Дерново. - М., 2008.-213с.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников.
[Текст]/Л.Н.Ефименкова.— М.: Просвещение, 2006. - 213 с.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи[Текст]/ И. Н .Жинкин. - М., 2002.-29с.
16. Жукова Н.С. - Преодоление и речевого развития у школьников [Текст]/ - М., 2002.-74с.
17.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений[Текст]/А.Г. Зикеев.- М., 2000 г. - 200 с..
18. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. [Текст]/ И.А. Зимняя. - М., Воронеж, 2001.-101с.
19.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. [Текст]/М.Зееман— М.: Знание, 2004. - 217 с.
20. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. [Текст]/ О. Б. Иншакова. - М., 2009.-200с.
21. Капинос В.И. Развитие речи. Задания для учащихся 2 класса по русскому языку. [Текст]/В.И. Капинос.- М., 2003.-98с.
22. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию.[Текст]/Э.П.Короткова - М., «Просвещение», 1982.
23. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. [Текст]/Т.А. Ладыженская.- М.: Педагогика, 2000. -210с.
24. Леонтьев А.А. Логопедическая работа со школьниками: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. - М.: Изд-е и центр «Академия», 2008.
25. Лурия А.Р. Речь и мышление.[Текст]/ А. Р. Лурия.- М., 1975.
26. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. [Текст]/ А. К. Маркова.М., 1974. 225 с. ИСБН.
27. Никитина А.Ю. Приемы и методы, используемые для развития связной речи детей. [Текст]/ А.Ю. Никитина// Логопедия. 2003. - № 1-2. - С. 69-72.
28. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для
родителей и педагогов.[Текст]/ Н.В.Новоторцева.- Ярославль: Академия
развития, 1997. - 240 с.
29. Правдина О.В. Логопедия. [Текст]/ О.В. Правдина.— М.: Просвещение, 2003. - 325 с.
30. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст]/ Ж. Пиаже.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - 256 с.
31. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно.
Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для учителей, логопедов и родителей. [Текст]/ Т.А. Ткаченко. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. - 112с.
32. Ткаченко Т. А. Если школьник плохо говорит. [Текст]/ Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2000. - 112 с.
33. Ушакова О.С. Методика развития речи детей школьного возраста. [Текст] /О.С. Ушакова. - М.:ВЛАДОС, 2003-312с.
34. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся школьных пед. училищ. [Текст]/ Л.П. Федоренко.М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
35. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. [Текст]/ Т.А. Фотекова - М.: АРКТИ, 2010.-87с.
36. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.[Текст]/С. Н. Цейтлин.- М.: ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
37. Шашкина Г. Р. Состояние моторики школьников с общим недоразвитием речи. [Текст]/ Г.Р. Шашкина.- Ташкент, 2005.
38. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. [Текст]/ А.В. Ястребова.- М., 2009.-78с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ