Введение 3
Глава I. Синдром профессионального выгорания в отечественной и зарубежной психологии 7
1.1. Общее понятие профессионального «выгорания» 7
1.2. Признаки профессионального «выгорания» 12
1.3. Профессиональное «выгорание» как социально-психологическая проблема 33
1.4. Синдром профессионального «выгорания» в правоохранительной сфере 43
1.5. Проявление синдрома у сотрудников правоохранительных органов 49
1.6. Влияние профессиональной деформации на личность 59
Глава II. Изучение профессионального выгорания у сотрудников муниципального отдела МВД России в г. Назарово 65
2.1. Организация и методы исследования 65
2.2. Анализ исследования профессионального выгорания у сотрудников муниципального отдела МВД России в г. Назарово 72
ГЛАВА III. Методические рекомендации по профилактике синдрома профессионального «выгорания» у сотрудников силовых стуктур………….83
3.1. Семь способов защиты от «выгорания» 83
3.2. Профилактика синдрома профессионального «выгорания» сотрудников правоохранительных органов 95
Заключение 111
Список использованной литературы 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 122
Актуальность исследования состоит в том, что проблема стрессоустойчивости в разных специальностях с незапамятных времен притягивала интерес специалистов по психологии. Имеется целый ряд специальностей, в которых человек начинает ощущать чувство внутренней эмоциональной опустошенности из-за потребности постоянных контактов с другими людьми.
Специалист, несущий бремя груза общения, должен регулярно находиться в обстановке посторонних негативных эмоций, быть утешителем либо мишенью для раздражения и злости. Индивид не способен оставаться безразличным к проявлениям чувств со стороны находящихся вокруг, он как бы заболевает ими. Результатом всего этого может быть помимо своего смещения в худшую сторону самочувствия человека ещё и прочное уменьшение результативности его работы.
Аксиому о том, что специальность человека накладывает в той либо другой мере незабываемый след на его сознание и жизненный процесс, не оспаривали и не отрицали никогда. Все без исключения виды деятельности человека в сфере избранной им специальности могут и обязаны содействовать слаженному формированию личности, совершенствованию её высоконравственного и физиологического облика. Однако особенность профессиональной работы, при установленных обстоятельствах, может спровоцировать формирование отрицательных явлений в эмоциональной структуре личности, деформировать её. Стремление к высококлассной деструкции наиболее часто прослеживается у представителей специальностей, обладающих властными полномочиями, трудящихся в области разрешения существенных жизненных проблем, от решений, воли которых зачастую зависит достоинство, существование, свобода и в том числе и состояние здоровья и жизнь людей. К подобным специальностям относится профессия работников органов внутренних дел.
В этой деятельности есть собственные психотравмирующие условия: опасность для жизни и здоровья (соматического, морального, психологического), виктимная склонность работы, негативное воздействие ненормальных людей («спецконтингент», преступники, рецидивисты, бездомные и др.), высокая юридическая регламентация работы, предрасположенность многостороннему общественному контролю со стороны различных представителей государства и общества, недостаточное ресурсное снабжение (в том числе - правовое), невысокая степень социальной престижности статуса и работы, конфликтный характер взаимодействия с жителями и др.
Изучение синдрома профессионального выгорания в работе сотрудников правоохранительных органов в особенности актуально в период проведения реформ системы правоохранительных органов, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности.
Тема исследования: Профессиональное выгорание у работников оперативных служб в системе правоохранительных органов.
Объектом исследования считаются социальные отношения, возникающие и развивающиеся на фоне проявлений профессионального выгорания работников правоохранительных органов.
Предметом исследования считаются закономерности появления профессионального выгорания, его система, а также его виды и особенность проявлений, приёмы выявления и предупреждения.
Цель исследования: обнаружение и изучение профессионального выгорания работников правоохранительных органов, с целью того, что бы разработать результативные психотехнологии преодоления, коррекции и профилактики профессионального выгорания.
Результатом работы считается формирование закономерно упорядоченной концепции взглядов о профессиональном выгорании сотрудников правоохранительных органов, его видах и проявлениях.
Практическая значимость: Приобретенные в процессе исследования результаты применены для исследования рекомендаций и концепции психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, которые обеспечивают сохранение и улучшение психического здоровья работников МВД.
Задачи исследования:
1) исследовать проблему профессионального выгорания в литературных источниках;
2) осуществить диагностику профессионального выгорания у работников оперативных служб правоохранительных органов;
3) разработать методические рекомендации по профилактике и преодолению синдрома «профессионального выгорания» у сотрудников силовых стуктур.
Методики: Опросник Диагностика уровня профессионального выгорания В.В. Бойко, опросник диагностики профессионального выгорания (MBI), адаптация Н.Е. Водопьяновой, «шкала личностной и реактивной тревожности» Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.
Методы исследования:
диалектико-материалистический, исторический, социологические (обобщение, описание), логические (анализ, синтез, аналогия).
Гипотеза: В ходе исследования мы продиагностировали, что для профессионального выгорания сотрудников силовых структур характерно:
- постоянная психическая напряженность,
- хроническая усталость;
- состояние апатии;
- потеря уверенности в себе.
В исследовании приняли участие сотрудники одного из подразделений МВД г.Назарово. В целом изучено 14 человек.
Объем и структура работы: магистерская диссертация состоит их введения, трех глав, заключения, приложений, изложенных на 122 страницах. Список литературы включает 100 источников.
Актуальность исследования состоит в том, что проблема стрессоустойчивости в разных специальностях с незапамятных времен притягивала интерес специалистов по психологии. Имеется целый ряд специальностей, в которых человек начинает ощущать чувство внутренней эмоциональной опустошенности из-за потребности постоянных контактов с другими людьми.
Специалист, несущий бремя груза общения, должен регулярно находиться в обстановке посторонних негативных эмоций, быть утешителем либо мишенью для раздражения и злости. Индивид не способен оставаться безразличным к проявлениям чувств со стороны находящихся вокруг, он как бы заболевает ими. Результатом всего этого может быть помимо своего смещения в худшую сторону самочувствия человека ещё и прочное уменьшение результативности его работы.
Аксиому о том, что специальность человека накладывает в той либо другой мере незабываемый след на его сознание и жизненный процесс, не оспаривали и не отрицали никогда. Все без исключения виды деятельности человека в сфере избранной им специальности могут и обязаны содействовать слаженному формированию личности, совершенствованию её высоконравственного и физиологического облика. Однако особенность профессиональной работы, при установленных обстоятельствах, может спровоцировать формирование отрицательных явлений в эмоциональной структуре личности, деформировать её. Стремление к высококлассной деструкции наиболее часто прослеживается у представителей специальностей, обладающих властными полномочиями, трудящихся в области разрешения существенных жизненных проблем, от решений, воли которых зачастую зависит достоинство, существование, свобода и в том числе и состояние здоровья и жизнь людей. К подобным специальностям относится профессия работников органов внутренних дел.
В этой деятельности есть собственные психотравмирующие условия: опасность для жизни и здоровья (соматического, морального, психологического), виктимная склонность работы, негативное воздействие ненормальных людей («спецконтингент», преступники, рецидивисты, бездомные и др.), высокая юридическая регламентация работы, предрасположенность многостороннему общественному контролю со стороны различных представителей государства и общества, недостаточное ресурсное снабжение (в том числе - правовое), невысокая степень социальной престижности статуса и работы, конфликтный характер взаимодействия с жителями и др.
Изучение синдрома профессионального выгорания в работе сотрудников правоохранительных органов в особенности актуально в период проведения реформ системы правоохранительных органов, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности.
Тема исследования: Профессиональное выгорание у работников оперативных служб в системе правоохранительных органов.
Объектом исследования считаются социальные отношения, возникающие и развивающиеся на фоне проявлений профессионального выгорания работников правоохранительных органов.
Предметом исследования считаются закономерности появления профессионального выгорания, его система, а также его виды и особенность проявлений, приёмы выявления и предупреждения.
Цель исследования: обнаружение и изучение профессионального выгорания работников правоохранительных органов, с целью того, что бы разработать результативные психотехнологии преодоления, коррекции и профилактики профессионального выгорания.
Результатом работы считается формирование закономерно упорядоченной концепции взглядов о профессиональном выгорании сотрудников правоохранительных органов, его видах и проявлениях.
Практическая значимость: Приобретенные в процессе исследования результаты применены для исследования рекомендаций и концепции психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, которые обеспечивают сохранение и улучшение психического здоровья работников МВД.
Задачи исследования:
1) исследовать проблему профессионального выгорания в литературных источниках;
2) осуществить диагностику профессионального выгорания у работников оперативных служб правоохранительных органов;
3) разработать методические рекомендации по профилактике и преодолению синдрома «профессионального выгорания» у сотрудников силовых стуктур.
Методики: Опросник Диагностика уровня профессионального выгорания В.В. Бойко, опросник диагностики профессионального выгорания (MBI), адаптация Н.Е. Водопьяновой, «шкала личностной и реактивной тревожности» Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.
Методы исследования:
диалектико-материалистический, исторический, социологические (обобщение, описание), логические (анализ, синтез, аналогия).
Гипотеза: В ходе исследования мы продиагностировали, что для профессионального выгорания сотрудников силовых структур характерно:
- постоянная психическая напряженность,
- хроническая усталость;
- состояние апатии;
- потеря уверенности в себе.
В исследовании приняли участие сотрудники одного из подразделений МВД г.Назарово. В целом изучено 14 человек.
Объем и структура работы: магистерская диссертация состоит их введения, трех глав, заключения, приложений, изложенных на 122 страницах. Список литературы включает 100 источников.
Синдром выгорания предполагает собою процесс постепенной утраты психологической, когнитивной и физиологической энергии, проявляющийся в признаках психологического, интеллектуального истощения, физиологического утомления, индивидуальной отстраненности и уменьшения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как итог безуспешно разрешенного стресса на рабочем месте.
Относительно специальности феномен психологического выгорания рассматривается как особый вид профессионального хронического состояния лиц, трудящихся с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, сотрудников области сервиса и др.).
Цели и проблемы, установленные в работе, нами были достигнуты. На основании приобретенных результатов, мы сделали заключение, что работники своевременных отраслей в системе МВД подвергаются синдрому эмоционального выгорания.
Особенность правоохранительной деятельности, в том числе потребность вступать в связь с преступниками, зачастую содержит в себе компоненты негативного влияния на личность. При нехватке у работника необходимого уровня эмоциональной и нравственной стабильности зачастую прослеживается формирование его профессиональной деструкции.
Профессиональная деструкция предполагает собою итог искажение профессиональных и личностных свойств сотрудника органа правопорядка под воздействием негативных условий работы и окружающей среды.
Профессиональная деформация формируется под воздействием условий, имеющих отношение к внешней сфере работы (взаимодействие с преступниками, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а кроме того условий внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и коллегами, совместное выполнение должностных задач и т.д.).
В работе нами был установлен несколько индивидуальных и поведенческих особенностей, позволяющих работнику правоохранительной сферы правильно справляться с признаками синдрома выгорания.
Среди мер профилактики этого состояния мы подчеркнули: установление кратковременных и долговременных целей; применение тайм-аутов; овладение умениями и навыками саморегуляции; профессиональное формирование и совершенствование; уход от ненужной конкуренции; чувственное общение; сохранение превосходной физической формы и правильный образ жизни.
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2004.
2. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика//Психологический журнал. 2013. №6.– стр.107-115
3. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.
4. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. -1980. - №2.- С.52-60.
5. Бабанов С.А., д.м.н., профессор кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», Россия, 2011
6. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.
7. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности/ Безносов С.П.— СПб: Речь.-2004. С.272.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других: Практическое пособие. // В.В. Бойко. - М.: Информационно - издательский дом "Филинъ", 1996. - 264с.
9. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук - М.: Академия управления МВД России,1998, с.20-21).
10. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. - М.: Педагогика, 2003.-28с.
11. Брудный А. А. Понимание и общение. - М.: Знание, 2009.-315с.
12. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.
13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. // 2-е изд. Доп.Н. Водопьянова, Е. Старченкова. - Издательство: Питер. - Спб. - 2005. - 336с.
14. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. Водопьянова, Н.Е. СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
15. Володкович В.Л., 2007. Жизнь иллюзий. Личное сообщение.
16. Гордиенко Ш.А., 2006. Психолого-педагогическая подготовка к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных условиях// Психопедагогика в правоохранительных органах. № 1 (25), с. 40-42.
17. Грачев С.Г., 2006. Особенности социально-психологический деформации личности сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона// Вопросы психологии экстремальных ситуаций, 2006, № 4, с. 25-29.
18. Гуценко Н.Ф., Ковалёв М.А.: Правоохранительные органы: учебник для вузов./ Н.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев. - М.: Зерцало, 2002 -314с.Синдром эмоционального выгорания. Медицинская газета №43 -2005г. [электронный ресурс] / Режим доступа : http://medgazeta.rusmedserv.com
19. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы// Российский журнал социальной работы.- 2005.- №1.-54с.
20. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника.-М, 2000.-258с.
21. Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения.– Барнаул,1993.–236с.
22. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
23. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность// Социальная работа.– 2012.– №2.– стр. 54-67.
24. Золотова Т.Н. Психология стресса. М. 2008 г. - 189 с
25. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003г. Интернет.
26. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.
27. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - с. 233 - 236.
28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
30. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.
31. КаменюкинА., Ковпак Д. Антистресс - тренинг.- СПб., 2004.
32. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 2013.
33. Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, №4, 1999.
34. Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.- Саратов,2004.214с.
35. Кочунас Р. Основы психологического консультирования.- М.: Академический прокект, 2003.-410с.
36. Кузьмина Н.В. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.– Саратов,1984.–220с.
37. Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2003.-№1.35с.
38. Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт)//Российский журнал социальной работы.-2009.- №2.-2с.
39. Ласовская Т.Ю. Профессиональное выгорание: Учеб.-метод. пос. / Т.Ю.Ласовская, С.А.Ильина. - Новосибирск: НГМУ, 2006. - 31 с.
40. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2013.– №11.– стр.2-16.
41. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. 1995. Вып.1.
42. Литвак М.Е. Не нойте! Практикум по психологическому айкидо. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
43. Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «человек-человек» // Сибирский психологический журнал. - 2005. - №21. - С.150-153.
44. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания. М. 2006с. - 424с.
45. Маркова А.К. Психология профессионализма.– М, 1996.
46. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива / К.Маслач. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
47. Мей Р. Искусство психологического консультирования.– М, 1994.
48. Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005.
49. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение/ Мудрик А.В.М.- -1986 г.
50. Наенко Н.И. Психическая напряженность.– М, 1976.
51. Немчин Т.А. Состояние нервно—психического напряжения. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
52. Опросник уровня субъективного контроля.–М.: Смысл, 1993.–16стр.
53. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / Журнал практической психологии и психоанализа. — № 3. — 2011.
54. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование: Психологический журнал. – М.: Наука, 2001
55. Орел В.Е. синдром психического выгорания личности: монография./ Орел В.Е.- Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН». 2005-330с.
56. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. для студентов вузов А.А.Осипова. - М. : Эксмо, 2009. - 408 с.
57. Павленок П. Д.Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред..-2-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2001.278с.
58. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. / Б.Д. Парыгин. - М. : Флинта, 2005. - 486 с.
59. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов/ Поливанова К.Н.-М. 2000г.
60. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов/Сост. и ред. Л.В.Винокурова.- СПб.: Питер.2001.- С.512
61. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.–Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,1998.–672стр.
62. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.-Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,2001.-378с.
63. Правоохранительные органы: Учебник для вузов /Под ред. О.А.Галустьян - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. -234с.
64. Психологические основы профилактики перенапряжения/ Моцкин Ю.В., Киколов А.И., Тихоревский В.И. – М,1987.
65. Психологические проблемы самореализации личности/ Крылова А.А. Коростылева А.А.–СПб.: Изд. С-П ун-та, 1997.–240стр.
66. Психологические проблемы самореализации личности/ Крылова А.А. Коростылева А.А.-СПб.: Изд. С-П ун-та, 2007.-264с.
67. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.–СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 1991.–151стр.
68. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.-СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 2008.-19с.
69. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное.–М.: Политиздат, 1990.– 494стр.
70. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное.-М.: Политиздат, 2009.-158с.
71. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. / Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2008- 672с.
72. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости: Вопросы психологии. -1997. -№ 1. -С. 45-54.
73. Реан, А.А. Психология адаптации личности / Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. - 359 с.
74. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. –М.: Прогресс,1994.– стр. 106-107.
75. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том 23, №3. – с.85-95.
76. Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011
77. Самоукина, H. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. СПб.: Питер, 2007. 224 с.
78. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе: Общая психология: сборник текстов.// Айсмонтас Б.Б. - М.: Наука, 2003. С. 150-153.
79. Синдром эмоционального выгорания (лекция). // Под. ред. П.И. Сидорова, д. м. н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007 г. - 392с.
80. Синдром сгорания. Защитные механизмы.– Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.– 1995. –№1.
81. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания.: Медицинские новости. 2002.- №7. С.22-25.
82. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятии риск// Вестник Московского ун-та, серия «Психология».–2000.– №3.–стр45-49.
83. Столяренко А. М.. Прикладная юридическая психология. - М.,2001.
84. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. для студентов педагогических вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов на Дону : Феникс, 2009. - 565с.
85. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: 1994.
86. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. // :Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.- С.84-89.
87. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
88. Физиологические и психические основы труда.–М.: Политиздат, 1974.– 98с.
89. Физиологические и психологические основы научной организации труда.– М.: НИИ труда, 1970.– 254с.
90. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи.–1994.– №6.–стр. 34-56.
91. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации личности// Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 7 - 9.
92. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр7-13.
93. Хрестоматия по клинической психологии: учеб. для студентов педагогических вузов / авт.-сост. К.Н. Хабибуллин. - М. : МГУ, 2006. - 630 с.
94. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // :Статья, интернет.
95. Чутко Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С.Чутко - СПб.: Речь, 2009. - 114 с.
96. Шаграева, О.А. Психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 367с.
97. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для студентов вузов / Н.И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 508с.
98. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции /Ю. В.Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 250 с.
99. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. -1998.-№ 7.
100. Юдин И. А. Синдром профессионального сгорания или негативное влияние профессии и как его избежать.