ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ИГРЫ 6
1.1 Исследование по ознакомлению детей с окружающей
действительностью 9
1.2 Понятие и сущность театрализованной игры 5
1.3 Ознакомление с окружающей действительностью посредством
театрализованной игры 33
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 34
2.1 Изучение уровня ознакомления с окружающей действительностью
детей младшего дошкольного возраста 34
2.2 Организация работы по ознакомлению с окружающей
действительностью младших дошкольников посредством
театрализованной игры 44
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 48
Вывод по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дошкольный возраст - это важный период в развитии ребенка, когда происходит ознакомление с окружающей действительностью. Именно в этом возрасте у них формируются первичные представления об окружающем мире.
Участвуя в театрализованных играх,дети становятся участниками разных событий из жизни людей, что дает им познать окружающую действительность. Педагог, используя ее как средство ознакомления с окружающей действительностью, старается направить внимание детей на явления, которые расширяют круг представлений детей.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в необходимости исследования театрализованных игр, поскольку они являются одним из лучших методов всестороннего и гармоничного развития ребенка.
Цель работы: теоретически обосновать и практически доказать успешность использования театрализованной игры как средство ознакомления с окружающей действительностью.
Объектом исследования данной работы является процесс ознакомления с окружающей действительностью.
Предмет исследования заключается в ознакомлении младших дошкольников с окружающей действительностью посредством театрализованной игры.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «театрализованная игра» и охарактеризовать виды театрализованных игр.
2. Изучить сущность исследования по ознакомлению детей с окружающей действительностью.
3. Провести экспериментальное исследование ознакомления
детей с окружающей действительностью посредством театрализованных игр.
Гипотеза исследования: театрализованные игры являются средством ознакомления детей младшего дошкольного возраста с окружающей действительностью.
Методы исследования: беседа, наблюдение.
Диагностические методики О.В. Дыбиной:
1. «Расскажи о понравившемся предмете».
2. «Как ты понимаешь предметы, сделанные руками человека?»
3. Расскажи в своем рисунке о предметах, сделанных руками взрослых»
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проблемой по ознакомлению с окружающей действительностью были исследованы таким учеными и педагогами как Дыбина О.В. [5], Артамонова О.В.[5],Акулова О.А.[3;24с.], Логинова В.И. [7], Михайлова З.И.[7], Бабаева Т.И.[7]; разработана и экспериментально апробирована ознакомление с окружающей действительностью младших дошкольников посредством театрализованной игры .
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации ознакомления с окружающей действительностью младших дошкольников посредством театрализованной игры.
База исследования: МБДОО № 27 «Рябинушка», Республика
Татарстан, г. Елабуга.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие дети младшего дошкольного возраста, в количестве 30 воспитанников.
Целью нашей выпускной квалификационной работы является теоретически обосновать и практически использовать театрализованную игру как средство ознакомления с окружающей действительностью.
Предметом исследований нашей работы была в ознакомлении младших дошкольников с окружающей действительностью посредством театрализованной игры.
В первой главе мы рассмотрели, что такое театрализованная игра и какими учеными было исследовано проблема по ознакомлению с окружающей действительностью.
Театрализованная игра учить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Также мы рассмотрели современных исследователей, которые изучали по ознакомлению с окружающей действительностью. По проблеме ознакомления с окружающей действительностью были исследованы Дыбиной О.В., Артамоновой О.В, Крулехт М.В. и другие.
Во второй главе для реализации нашей цели мы провели исследование с воспитанниками второй младшей группы №5, в котором участвовали 30 детей.
В ходе проведения исследования нами было выявлено что на констатирующем этапе у детей отсутствуют представления о понятии «предметы, сделанные руками человека», дети не могут охарактеризовать его, отказались рисовать предметы, сделанные руками взрослых, часть детей не могла назвать функции и назначения у некоторых предметов, не проявляли бережного отношения.После окончания формирующего этапа эксперимента был осуществлен контрольный этап, с целью проверки эффективности проделанной нами работы.
Цель данного этапа эксперимента определение на момент окончания формирующего эксперимента итогового уровня ознакомления с окружающей действительностью детей младшего дошкольного возраста.
Обобщая результаты проделанной работы, а так же сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сказать об изменениях и положительной динамике, произошедших в ходе целенаправленной работы на формирующем этапе. Таким образом, мы достигли поставленной цели.
1. Артамонова, О.В. К постановке проблемы формирования отношения к человеку через ознакомление с предметным миром / Теоретические основы программы воспитания дошкольников: / О.А. Артамонова. - СПб, 1992. - 55с.
2. Артамонова, О.В. Как подвести детей к понятию «рукотворный мир» //Дошкольное воспитание №7 / О.В. Артамонова. - 1997. - 72-75с.
3. Акулова, О. Театрализованные игры / Дошкольное воспитание №4 / О. Акулова. 2005.- 24с.
4. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа / Н.В.Алешина М.:ЦГЛ, 2004. 112 с.
5. Дыбина, О.В., Артамонова, О.В. Предметный мир как источник
познания социальной действительности: Учебно-методическое
пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. / О.В. Дыбина, О.В. Артамонова.- Самара: Изд-во СамГПУ, 1997. - 104с.
6. Дыбина, О.В. Диагностика творческого отношения детей к
рукотворному миру: Учебно-методическое пособие к курсу
«методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» / О.В. Дыбина.- Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. - 112с.
7. Дыбина, О.В. Что было до: Игры - путешествия в прошлое предметов. - 2-е изд., испр. /О.В. Дыбина. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 160с.
8. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр - занятий для дошкольников. /О.В. Дыбина. - М.:ТЦ «Сфера», 2000. - 128с.
9. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем / О.В. Дыбина. - М.:
ТЦ Сфера, 2002. - 128с.
10. Дыбина, О.В., Руденко, И.В., Сергеева, О.А. Социокультурная среда
дошкольника: Учебно-методическое пособие для студентов и
воспитателей / О.В. Дыбина, И.В. Руденко, О.А. Сергеева.- Тольятти, 2001. 63с.
11. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О.В. Дыбина. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. - 80с.
12. Дыбина, О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий / О.В. Дыбина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 59с.
13. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности 4-6 лет / Т.Н. Доронова. - М: Просвещение, 2005. - 64с.
14. Брызгалова, А.Н. Театрально - игровая деятельность дошкольников / Под ред. О.И. Дрозд, Е.А. Устиненко: Пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования- Минск: Юнипресс, 2006. - 45с.
15. Ежкова, Н.С. Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика: журнал №4 -2012. - 25-27с.
16. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 13 - е изд., стер. - М.: «Академия», 2012. - 416 с.
17. Кабушко, А.Ю. Значение художественного слова в социальном развитии ребёнка дошкольного возраста / А.Ю. Кабушко, Г.Н. Соломатина // Начальная школа плюс до и после: журнал №5. - 2014. - 53-56с.
18. Климова, Л.Е. Воспитание нравственных качеств дошкольников через формирование положительного отношения к окружающему миру средствами устного народного творчества / Л.Е. Климова // Педагогические науки: журнал. №4. - 2014. - 15-17с.
19. Мысова, Е.Б. Играем в сказку / Е.Б. Мысова // Дошкольная педагогика: журнал №2 - 2014. - 24-26с.
20. Малышева, О.А. Социальное развитие дошкольника / О.А. Малышева // Дошкольная педагогика: журнал №8 - 2012.- 28-31с.
21. Маралова, Е.А. Развитие социализации детей в условиях детского сада / Е.А. Маралова // Дошкольная педагогика: журнал №8.- 2013. - 13-15 с.
22. Новикова, Т. А. Театральная деятельность как условие социализации дошкольника / Т. А. Новикова // Дошкольное воспитание: журнал №11. - 2014. - 27-30с.
23. Петрова, В.И. Развитие ценностного отношения дошкольника к миру / В.И. Петрова // Детский сад от А доЯ: журнал №2.- 2013. - 33-40с.
24. Трубайчук, Л.В. Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после: журнал - №5. - 2014. - 13-18с.
25. Шаблоева, Т.М. Воспитание и обучение через сказку / Т.М. Шаблоева// Дошкольная педагогика: журнал №5. -2012. - 12-17с.
26. Орина, Н.Н. Театрализованная деятельность в детском саду // Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой /Н.Н. Юрина - М., 2002 - 20 с.