1. Введение 2-3 стр
2. Основная часть 4-46 стр.
2.1. Глава 1. Краткий обзор и анализ ЕАЭС 4-10 стр.
2.2. Глава 2. Потенциал развития и становления ЕАЭС как политического актора 11 -46 стр.
3. Заключение 47-49 стр.
4. Список использованной литературы и источников 50-55 стр.
5. Приложения 56-57 стр.
Постановка проблемы -Роль и значимость любого политического актора на мировой арене строятся на основе множества факторов, таких как экономическая и военная мощь, технологическая развитость, культурное влияние и т.д. ЕАЭС, на данный момент, пытается позиционировать себя как уникальное и перспективное объединение, которое может и будет развивать весь регион в целом и отдельные государства в частности. Но в картине сегодняшнего дня действительно сможет данный союз реализовать все свои оптимистичные планы и прогнозы? Здесь мнения расходятся и не безосновательно -внутри ЕАЭС существуют трения, мешающие более тесному и плодотворному сотрудничеству, при этом есть и внешние отрицательные факторы, которые весьма ощутимо тормозят развитие и становление ЕАЭС.
Актуальность - Кризисы и хроническая нестабильность мировой экономики показали, что сегодня жизнеспособность любой страны во многом зависит от интеграции с другими государствами. Именно современная глобализация диктует необходимость активного сотрудничества между странами. Только выгодная взаимопомощь может повысить экономику, а за ней и уровень жизни в купе с политической стабильностью. Но события последних круто изменили общую политическую картину и Россия прошла через чреду вызовов и трудностей. Санкции заставляют переориентироваться на импортозамещение и поиск новых экономических связей и торговых партнёров. По этим причинам стоит уделить особое внимание сотрудничеству России с ключевыми региональными партнёрами в рамках ЕАЭС.
Степень изученности - ЕАЭС довольно-таки молодой союз и профессиональных и исчерпывающих работ, посвящённых определению роли, места и значимости данного Союза в системе международных отношений на момент написания данной работы нет.
Цель - Определить место и роль ЕАЭС в системе международных отношений.
Задачи:
1. Ознакомиться со структурой и механизмами управления ЕАЭС
2. Ознакомиться с основными направлениями сотрудничества в рамках ЕАЭС
3. Рассмотреть основные проблемы развития интеграции в регионе ЕАЭС и поиск возможных путей решения данных проблем
4. Оценить значимость и силу ЕАЭС как политического актора на мировой арене.
5. Провести аналитику динамики развития ЕАЭС.
Хронологические рамки исследования - Данная работа охватывает временной промежуток начиная с 2000г. и до сегодняшнего дня.
Методологическая основа исследования - В ходе работы над данной дипломной работой автор опирался на концепцию евразийства. Для максимально полного и продуктивного исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов, а именно - методы изучения, обобщения и анализа литературы по исследуемой теме; синтез выводов на основе главных и наиболее значимых положений найденной информации; сравнение; изучение документов; ивент-анализ; индукция; дедукция; моделирование.
Объект - Евразийский Экономический Союз
Предмет - ЕАЭС как актор международных отношений
Источниковая база исследования - в данной работе были использованы газетные статьи, аналитические работы, выступления различных политических деятелей, а так же работы зарубежных специалистов.
Научная новизна - научная новизна данной работы напрямую связанна с возрастом ЕАЭС. По причине "молодости" ЕАЭС, конкретных и исчерпывающих работ по данной теме в свободном доступе нет и поэтому оригинальность выбранной темы неоспорима
Научно-практическая значимость - данная работа, с практической точки зрения, может быть использована в дальнейшем для ознакомления со значимостью и местом ЕАЭС на мировой арене, а с научной точки зрения может служить примером проведения анализа интеграционного объединения как политического актора.
В настоящей дипломной работе была детально рассмотрена структура ЕАЭС, основные векторы сотрудничества, возможные пути развития и роль данного интеграционного объединения в системе международных отношений. В ходе анализа механизма сотрудничества внутри ЕАЭС были выявлены основные проблемы и препятствия на пути углубления интеграции. Основной упор в ходе написания данной работы был сделан на ключевые критерии оценки роли актора в системе международных отношений.
В ходе анализа механизма работы данного объединения была найденная основная проблема долгосрочного характера на пути достижения максимальной эффективности и продуктивности, которая заключалась в отсутствии согласованной и слаженной бюджетной политики внутри ЕАЭС. Создание наднационального регулирующего бюджетную политику и законодательство в сфере экономики и торговли органа смогло бы скорректировать перераспределение получаемых как краткосрочных, так и долгосрочных бюджетных потоков между участника ЕАЭС с целью погашения негативного влияния от создания Зон Свободной Торговли и появления новых торговых партнёров. Таким образом, ЕАЭС сможет не только компенсировать убытки отдельных стран-участниц, при этом поднимая конкурентоспособность, а за ней и привлекательность данного объединения для других стран, но и создать более крепкую и слаженную экономику. Именно перераспределительные мотивы побуждают к вступлению в ЕАЭС новых участников, что только повысит значимость ЕАЭС на мировой арене. Но ЕАЭС не сможет функционировать полагаясь лишь на перераспределительную политику, так как один лишь отлаженный механизм управления бюджетными потоками внутри ЕАЭС не может обеспечить развитие всего Союза в целом. Именно второй мотив, которому следуют участники любых преференциальных торгово-экономических соглашений, способствует развитию интеграционного объединения в долгосрочной перспективе. Достигается он путём отказа от взаимных барьеров и ограничений в торговле, таки как пошлины и нетарифные барьеры. На данный момент ЕАЭС предпринимает меры и конкретные действия, направленные на достижение снятия и облегчения взаимной торговли на территории ЕАЭС и создание новых Зон Свободной Торговли. Это говорит о далеко идущих планах данного интеграционного объединения, которое, по всей видимости, нацелено на достижение доминирующего положения если не на всём континенте, то как минимум стать своего рода "азиатским аналогом ЕС".
Что же касается краткосрочных проблем, то наиболее актуальной и значимой является проблема эффективной работы ЕАЭС на фоне санкций. Концепция интеграционных процессов с уровнем интеграции декларируемым Договором о создании ЕАЭС основывается на 2 ключевых принципах - координируемая сообща политика в сфере торговых отношений с третьими странами и создание единой таможенной зоны. Введённые Россией контр-санкции при отсутствии аналогичных мер со стороны других участников ЕАЭС приводит к снижению уровня согласованности внутри ЕАЭС, что нарушает базовый принцип единой торговой политики всего Союза. Одновременно с этим появляются вопросы реэкспорта запрещённой к ввозу на территорию Российской Федерации продукции через другие страны- участницы Союза. Второй базовый принцип интеграционного объединения так же нарушается, так как свобода передвижения товаров пересёкших границу ЕАЭС, вне зависимости через какую страну они попали в ЕАЭС, так же затрудняется. В данной ситуации видятся лишь 2 пути решения данной проблемы - 1)Россия отменяет свои контр-санкции; 2) Остальные члены ЕАЭС так же вводят контр-санкции. Если же ситуация останется прежней, то сама концепция данного интеграционного объединения останется под вопросом.
Анализ роли и значимости ЕАЭС в данной дипломной работе проводился путём анализа целого комплекса факторов. Анализирую каждый из них, стало очевидно, что на сегодняшний день ЕАЭС имеет огромный потенциал, но лишь грамотное и эффективное его использование может обеспечить для ЕАЭС высокое положение и влияние на мировой арене. Ключевым параметром значимости актора в системе международных отношений для ЕАЭС как экономического союза является экономическая безопасность, без которой невозможна конкурентоспособность и привлекательность данного интеграционного объединения. Достижение максимальной экономической безопасности возможно лишь в долгосрочной перспективе по причине того, что это довольно долгий и трудоёмкой процесс, требующий большой политической воли каждого из глав государств-членов ЕАЭС. Для достижения экономической безопасности ЕАЭС следует использовать все 3 основные формы создания экономической безопасности, но в разумных пределах, не злоупотребляя протекционизмом.
Что же касается влияния ЕАЭС на мировой арене, то его сложно переоценить. ЕАЭС обладает огромными природными запасами, выгодным географическим положением и несомненной привлекательностью как для инвесторов, так для потенциальных новых участников и партнёров. Членство Российской Федерации в ЕАЭС играет ключевую роль в значимости и степени влияния ЕАЭС на мировой арене. Но по факту, на сегодняшний день, влияние оказываемое именно ЕАЭС как единого целого на различных акторов международных отношений довольно спорно. Процесс интеграции внутри союза всё ещё идёт, не вынесены на наднациональный уровень многие аспекты сотрудничества. Да, возможность оказывать влияние на мировой арене бесспорна, но лишь в долгосрочной перспективе. На данный момент, роль ЕАЭС в системе международных отношений можно охарактеризовать как привлекательное и перспективное интеграционно - экономическое объединение, но лишь в самом начале своего становления и развития. Именно политическая воля отдельных глав государств-членов ЕАЭС определит дальнейший сценарий развития союза.
В данной дипломной работе были упомянуты несколько возможных сценариев дальнейшего развития ЕАЭС: собственный центр силы; транзитно-сырьевой мост; продлённый статус -кво. Наиболее рациональным было бы сосредоточиться на данном этапе развития на сценарии "транзитносырьевой мост". В данном сценарии, ЕАЭС получает огромные доходы краткосрочной перспективе за счёт транзита товаров между Западом и Востоком, а так же за счёт импорта природных ресурсов. В дальнейшем, имея колоссальный запас капитала, следовало бы переключится на сценария "собственный центр силы", который обеспечил бы диверсифицирование экспорта, реструктуризацию экономики и перенаправление на производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
1. http://www.eaeunion.org/ официальный сайт Евразийского Экономического Союза
2. "Посол РФ в КНР: Китай предложил создать зону свободной торговли с ЕАЭС". // РИА Новости 09.02.2015
3. "Министр Израиля высказался о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС". // РИА Новости 28.10.2015
4. "Посол: Индия рассчитывает на скорое начало консультаций по ЗСТ с ЕАЭС". // РИА Новости 24.02.2016
5. "Египет отправил заявку на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС". // Г азета.Ру 27 мая 2015
6. "ЕАЭС и Иран начинают работу по зоне свободной торговли". // РИА Новости 23.12.2015
7. "Россия и Таиланд начали переговоры о создании зоны свободной торговли". // Российская газета 1 апреля 2016.
8. "Власти Пакистана собрались подписать соглашение о ЗСТ с ЕАЭС".
// Interfax.ru 6 июня 2016.
9. "Сингапур пообещал создать зону свободной торговли с ЕАЭС2. // www.forbes.ru 19.05.2016
11.
http: //www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_finpolit_150629_2 .pdf "Финансовая политика в рамках евразийской интеграции"
12. http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx официальный сайт Евразийской Экономической Комиссии.
13.
http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_finpolit_150629_2.pdf "Финансовая политика в рамках евразийской интеграции"
13. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015)
14. Н.Т. Мамбеталиев. "Налоги и налогообложение в Евразийском Экономическом Союзе". // Журнал "Налоговая политика и практика"
№1(145) январь 2015.
15. "Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств - участников Единого экономического пространства" проект подготовлен Департаментом Финансовой Политики ЕЭК. Одобрен ЕЭК 13.10.2015
16. "Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала" г. Москве 23.12.2014
18.
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/SiteAssets/%D0%B 1 %D 1 %80%D0%BE%D 1 %88%D 1 %8E%D 1 %80%D0%B0%20%D 1 %80%D 1 % 83%D1%81%20OK%20NEW.pdf "Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского Экономического Союза"
17. "Обзор производственных показателей сельского хозяйства государств- членов Евразийского экономического союза за январь-декабрь 2015 года" http: //www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monit oring/Documents/%D0%A 1 %D0%B5%D0%BB.%20%D 1 %85%D0%BE%D0%B 7.%20%D0%B7%D0%B0%202015%20%D0%B3_%D0%BD%D0%B0%20%D 1 %81%D0%B0%D0%B9%D1%82_14%2004%202016.pdf
18. Либман А. "Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: институциональный аспект" // Вопросы экономики. № 3.
19. Кнобель А. "Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия" // Вопросы экономики. 2015. № 3.
20. http://www.politictime.ru/potis-347-1.html "Национальное государство как главный субъект международных отношений"
21. http: //www.advantour.com/rus/russia/economy/natural-resources.htm
22. http://worldofscience.ru/geografija-mira/22-geografija-kazahstana/534- prirodnye-resursy-kazahstana.html
25.
http://belarusfacts.by/ru/belarus/economy_business/business_opportunities/open_i
nvestors/natural_resources/
23. http://worldofscience.ru/geografija-mira/24-geografija-kirgizii/616-prirodnye- resursy-kirgizii.html
24. http://worldofscience.ru/geografija-mira/20-geografija-armenh/475-prirodnye- resursy-armenii.html
25. http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158149/?frame=1 #p48.
26. http://eeas.europa.eu/ukraine/assoagreement/assoagreement-2013_en.htm.
27. http://simplehomebusinesssystem.com/formy-obespecheniya-ekonomicheskoj- bezopasnosti-gosudarstva/
28. Вьюнов В. Н., Филиппова М. Г., Мамедов Р. М., Коротовский В. В.,
Рзаева Е. А., Кофанов В. А. Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 520-523.
29. Хейфец Б. ЕАЭС: новые вызовы для бизнеса // Общество и экономика. 2015, № 6, С. 5-22
30. Романчук Я. Модельное противостояние (http: //liberty- belarus.info/ekonomika-belarusi/tendentsii/10641 - modelnoe-protivostoyanie) 2015.
31. Суздальцев А. Россия платит Белоруссии за единство?// Аргументы и факты. №18. 2013.
32. Муминов А. Деньги налево. Казахстану предлагают тратиться на аутсайдеров ЕАЭС // Курсив. 2015. 6 мая.
33. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/uz.html
34. https://regnum.ru/news/economy/1948554.html "Грозит ли Узбекистану экономический кризис?" Н.Мендкович, 3 августа 2015 года.
35. Основные показатели экономики Узбекистана, достигнутые за годы независимости// Пресс служба посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации, 2013
36. "Узбекистан не войдет в объединения наподобие бывшего СССР" 13 января 2015 http://www.vb.kg/doc/299243_karimov:_yzbekistan_ne_voydet_v_obedineniia_na
podobie_byvshego_sssr.html
37. Н.Мендкович "Грозит ли Узбекистану экономический кризис?" https://regnum.ru/news/economy/1948554.html. 3 августа 2015 года.
38. "Китай и ЕАЭС готовы к созданию зоны свободной торговли" // http: //www.ve stifinance.ru/videos/27650
39. Алиджанов Д.А. Взаимосвязь занятости трудовых ресурсов и стимулирование импортозамещающего роста в Республике Таджикистан // Экономический журнал. - 2015. - Т. 39. - № 3. - С. 23
40. Объем ВВП Таджикистана по итогам 2010 года составил свыше $15,6 млрд | Сельскохозяйственная Информационная Маркетинговая Система Таджикистана
41. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/uz.html
42. Основные показатели экономики Узбекистана, достигнутые за годы независимости// Пресс служба посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации, 2013
43. "Узбекистан не войдет в объединения наподобие бывшего СССР" 13 января 2015 -
http://www.vb.kg/doc/299243_karimov:_yzbekistan_ne_voydet_v_obedineniia_na
podobie_byvshego_sssr.html
44. "Пятое колесо". 11 мая 2015 (http://www.news-asia.ru/review/ks/ru/8267).
45. Экспорт из Армении в Россию сократился на 40 процентов (http://msarmmfo.ru/обратный-эффект-евразес-экс- порт-из-ар/).
46. Евразийский экономический союз: минусы и плюсы. 2015. 01 января (http: //www.tpp-inform.ru/analytic_ j ournal/5364.html).
47. Растут взаимные торговые претензии Казахстана и России // Мосты. 27 апреля 2015.
48. О росте трений и конфликтов экономического и политического характера внутри интеграционного объединения в связи с событиями в Украине (http://ru.exrus.eu/O-roste-treny-i-konfliktov-ekonomicheskogo-i- politicheskogokharaktera-v-id553a852bae20150e73ea94c9).
49. Стенографический отчёт о заседании Высшего Евразийского экономического совета (http://www.kremlin.ru/ events/president/news/49435).
50. Иноземцев В. Что даст России союз с Азией. 2014 (http://neweurasia.info/index.php/events-and-opinions/5645- chto-dast-rossii- soyuz-s-aziej). 2014.
51. Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции. ЕАБР. С-Пб.: 2013. С. 8
52. "ЕАЭС: внутренняя энергия и китайский вектор" «Expert Online» 02 jun 2016
53. Nemeth G., Szabo L., Ciscar J. C. (2011). Estimation of Armington elasticities in a CGE economy-energy-environment model for Europe. Economic Modelling, Vol. 28, No. 4
54. Lakatos C., Walmsley T. (2012). Investment creation and diversion effects of the ASEAN— China free trade agreement. Economic Modelling, Vol. 29, No. 3
55. Basevi G. (1968). The restrictive effect of the U.S. tariff and its welfare value. American Economic Review, Vol. 58, No. 4
56. Baier S. L., Bergstrand J. H. (2004). Economic determinants of free trade agreements. Journal of International Economics, Vol. 64, No. 1
57. Baier S. L., Bergstrand J. H. (2004). Economic determinants of free trade agreements. Journal of International Economics, Vol. 64, No. 1
58. Baier S. L., Bergstrand J. H. (2007). Do free trade agreements actually increase members’ international trade? Journal of International Economics, Vol.
71, No. 1
59. Egger P., Larch M. (2008). Interdependent preferential trade agreement memberships: An empirical analysis. Journal of International Economics, Vol. 76, No. 2
60. Perali F., Pieroni L., Standardi G. (2012). World tariff liberalization in agriculture: An assessment using a global CGE trade model for EU15 regions. Journal of Policy Modeling, Vol. 34, No. 2
61. Fugazza M., Maur J.-C. (2008). Non-tariff barriers in CGE models: How useful for policy? Journal of Policy Modeling, Vol. 30, No. 3
62. Perali F., Pieroni L., Standardi G. (2012). World tariff liberalization in agriculture: An assessment using a global CGE trade model for EU15 regions. Journal of Policy Modeling, Vol. 34, No. 2
63. Pereira Gomes M. W., Teixeira E. C., Raszap-Skorbiansky S. (2010). Impacts of the Doha round on Brazilian, Chinese and Indian agribusiness. China Economic Review, Vol. 21, No. 2
64. McDonald S., Thierfelder K., Robinson Sh. (2007). Globe: A SAM based global CGE model using GTAP data (Working Paper No. 2011-39). Annapolis, MD: US Naval Academy Department of Economics