ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
1.1. Концептуальные основы комплексной реабилитации инвалидов
1.2. Особенности разработки и реализации индивидуальной программы
реабилитации и абилитации инвалида
2. СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В Г.БЕЛГОРОДЕ
2.1. Определение нуждаемости инвалидов в комплексной реабилитации на основе анализа формирования индивидуальных программ реабилитации и абилитации
2.2. Организационные подходы к совершенствованию системы комплексной реабилитации инвалидов на основе реализации ППРА на региональном уровне
Актуальность проблемы исследования. Во всем мире и в России в том числе отмечается неуклонный рост числа инвалидов. Статистика инвалидов в мире составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно более 1 миллиарда людей. По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается. На первое января 2017 года в Российской Федерации статистика инвалидов насчитывала около 15 млн. человек. Это примерно каждый десятый житель России. Самый большой процент граждан с ограниченными возможностями наблюдается в Белгородской, Ленинградской, Московской, Рязанской областях, а также в Чеченской Республике.
Комплексная реабилитация инвалидов в Российской Федерации занимает центральное место в системе мер их социальной защиты и направлена на создание для инвалидов равных возможностей в различных сферах их жизнедеятельности. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ в новой редакции указывает, что к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится «утверждение и финансирование Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», а механизмом организации, установленных государством, реабилитационных мероприятий, являлась индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). Актуальная на сегодняшний день новая форма индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 июля 2015 года № 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации человека с инвалидностью, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»[].
ИПРА должна совершенствоваться в направлении ее личностного содержания и полноценная реализация рекомендованных мероприятий ИПРА возможна только при активном участии самого инвалида. Суть реабилитации состоит в том, что это не только предупреждение и устранение заболеваний, но раскрытие всех потенциалов здоровья как социального качества человека. Таким образом, актуальность темы дипломного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств, к числу которых мы отнесли следующие:
- рост числа инвалидов в Российской Федерации, проблемы комплексной реабилитации которых должно решать общество наиболее оптимальным образом;
- развитие комплексной реабилитации как системы мероприятий различного рода и вида, направленной на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья или стойким расстройством функций организма, поддерживаемой государством в соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в РФ», ст.9;
- в настоящее время назрела необходимость объективного исследования проблемы ИПРА как механизма комплексной реабилитации инвалидов, как одного из важнейших путей и способов социального решения проблемы инвалидности в целом.
В связи с этим весьма актуальной остается проблема методологии ИПРА инвалида.
Степень научной разработанности проблемы. Отдельные аспекты реабилитации инвалидов исследовались многими зарубежными и отечественными учеными. Ученые-медики О.С. Андреева, А.А. Дыскин, Д.И. Лаврова, А.И. Осадчих и многие другие, занимающиеся проблемой медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, продолжают исследовать реабилитацию в аспектах медико-социальной диагностики и процесса утраты трудоспособности и инвалидности. Так П.Д. Павленок, А.М. Панов, Е.А. Сигида, Н.С. Слепцов, Е.И. Холостова, М.В. Фирсов в теории и практике социальной работы рассматривают реабилитацию, как вид социальной деятельности.
Ученые Т.А. Заяц, К.В. Корсак, М.М. Костаков, Ю.М. Краснов, Г.И. Купалова, Е.М. Либанова, В.Ф. Машенков, И.С. Маслова, Н.А. Павловская, В.А. Савченко, М.В. Шаленко посвятили свои труды социальной защите молодежи с недостатками развития. Т.И. Евтухова, И.С. Иванова, А.И. Капская, В.О. Ляшенко, П.А. Таланчук, В.В. Тесленко, А.Н. Шевцов разрабатывали технологии социальной защиты, реабилитации и адаптации людей с особыми потребностями.
Проблемами оценки нуждаемости инвалидов в реабилитационных мероприятиях и технических средствах реабилитации занимались О.С. Андреева, Ю.И. Захарченко, А.И. Осадчих, Л.Н. Чикинова и другие ученые.
Объектом исследования является комплексная реабилитация инвалидов.
Предметом исследования является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида.
Цель исследования - раскрыть сущность индивидуальной программы реабилитации и абилитации как механизма комплексной реабилитации инвалида и предложить пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) определить место реабилитации в теории инвалидности;
2) раскрыть роль и возможности индивидуальной программы реабилитации и абилитации в комплексной реабилитации инвалида;
3) по результатам проведенного исследования сделать выводы о характере реабилитации инвалидов в современном российском обществе и
роли ИПРА и предложить рекомендации по формированию активного участия инвалидов в разработке ИПРА.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных социологов, ученых, работающих в области реабилитации, в том числе в сфере медико-социальной экспертизы инвалидов, занимающихся проблемой оценки нуждаемости инвалида в реабилитационных мероприятиях О.С. Андреевой, Н.А. Горбуновой, А.А. Дыскина, Н.Ф. Дементьевой, Д.И. Лавровой, Л.Т. Латышевой, Н.Н. Малофеева, А.И. Осадчих, Л.М. Шипициной и многих других.
Базовое значение имели труды теоретиков в области системного подхода и структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон); теорий социальной нормы, адаптации и отклонений (Э.Дюркгейм); теорий социального взаимодействия (А. Шюц, Э. Гуссерль, Л. Гумплович); концепции гуманистической психологии в контексте теории самоактуализации (А. Маслоу); теории инвалидности (Е.Р. Смирнова- Ярская).
Исследование проводилось с использованием методов системного анализа; анализа специальной литературы, статистических источников и официальных документов; изучения документов учреждения медико-социальной экспертизы; телефонного опроса; контент-анализа записей бесед с инвалидами; экспертного опроса и статистической обработки результатов опросов экспертов и инвалидов.
Эмпирическую базу исследования составили: данные государственной и региональной статистики; данные об инвалидах и тенденциях развития инвалидности и реабилитации, раскрывающихся в государственных докладах «О положении инвалидов в Российской Федерации» и отчетах МСЭ за 2016 и 2017 годы; нормативно-законодательная база Российской Федерации по вопросам инвалидности и реабилитации инвалидов; результаты проведенного автором в декабре 2017 и марте 2018 года опроса инвалидов, для которых была разработана индивидуальная программа реабилитации и абилитации; результаты изучения реабилитационных потребностей инвалидов г. Белгорода; результаты выборочного обследования документов (в частности, ИПРА) главного бюро МСЭ травматологического профиля г. Белгорода, март-апрель 2018 года; результаты изучения документов, фиксирующих ход реабилитационных процессов, и мнения инвалидов о результатах проведенных реабилитационных мероприятий.
Теоретико-практическая значимость исследования определяется комплексным характером проведенного исследования; реализацией подхода, при котором ИПРА рассматривается как механизм комплексной реабилитации инвалидов; обоснованием и типологией групп инвалидов в зависимости от их отношения к реабилитационным мероприятиям. Результаты проведенного исследования могут быть применены при разработке ИПРА инвалида; при формировании региональных и индивидуальных программ реабилитации инвалидов; проведении прикладных социологических исследований по проблеме комплексной реабилитации и роли в ней ИПРА; в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистров по социальной работе.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в ходе производственной и преддипломной практик на базе МСЭ.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, заключения и приложений.