Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностных ориентаций младших школьников средствами массовых информаций во внеурочной деятельности

Работа №61316

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций младших школьников средствами массовой информации 11
1.1 Сущность ценностных ориентаций 11
1.2 Особенности проявления ценностных ориентаций в младшем школьном
возрасте как психолого-педагогическая проблема 20
1.3 Влияние средств массовой информации на ценностные ориентации
младших школьников и их использование во внеурочной деятельности 26
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей формирования ценностных ориентаций младших школьников средствами массовой информации во внеурочной деятельности 41
2.1 Констатирующий этап эксперимента 41
2.2 Формирующий этап эксперимента по формированию ценностных
ориентаций младших школьников средствами массовой информации 50
2.3 Итоги опытно-экспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения

Актуальность исследования. В истории человеческой цивилизации ценностные ориентации всегда занимали одну из главных ролей в становлении личности. Потому что они программируют дальнейшее поведение человека, с помощью которого человек может выбрать свой жизненный путь. Вопрос формирования ценностных ориентаций младших школьников являлся предметом исследования в разные исторические периоды. Именно поэтому мы считаем актуальным формирование ценностных ориентаций у младших школьников, тем более в информационное время, когда дети большую часть времени просиживают за телевизором, Интернетом, за просмотром различных журналов и очень часто прививая к себе антиобщественные ценности. Потому что над рынком средств массовых информаций (далее - СМИ) не контролируется подача информации различной аудитории, что пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. Так как СМИ информаций оказывает сильное воздействие на формирование ценностных ориентаций младших школьников, то необходимо использовать именно этот приём, чтобы решить этот вопрос, так как именно через них мы можем сформировать правильные ценностные ориентации, а также научить учащихся правильно их использовать. Такие обстоятельства прививают использование СМИ для правильного формирования ценностных ориентаций, тем более в период, когда все мы живём в информационном веке и под рукой у нас всегда гаджеты, планшеты и другие технические средства, с помощью которого мы постоянно находимся в пространстве СМИ.
Вопросами влияния медиакультуры на сознание людей занимались и изучением ценностных ориентаций занимались: Л.И. Матвеева [15] , М.П Осипова [19], Сластёнина В..А [26], шариков А.В. [30], Абрамейцева В.В [1], Васина Е.А. [7] и др.
Все изменения, которые происходят в мире, оказывают сильное воздействие на человека, что приводит к изменениям во всех сферах жизни, в том числе в образовании.
СМИ - это учреждения, созданные для открытой, публичной передачи при помощи специального технического инструментария различных сведений любым людям. В настоящее время доступ к СМИ является обычным явлением, без которого не возможно полноценного формирования всестороннее развитой личности. [11]
Образование одна из динамично развивающих социальных систем. Значительные изменения в системе образовании произошли в первом десятилетии 21 века. Отечественное образование, за этот период, внесли большие изменения: введение ЕГЭ, ОГЭ, реализация профильного
образования, введение электронного дневника и т.д.
Высокий темп привёл к тревожности и напряжению не только системе образования, но и её участникам: школьникам, учителям, родителям и т.д. Такой темп вызывает стремление найти ориентиры, для опоры в дальнейшей деятельности и развития. К таким ориентирам можно отнести ценности и ценностные ориентации, которые необходимо начинать прививать уже с маленького возраста, что, учитывалось при создании стандартов второго поколения. [1]
Основными документами регламентирующие современное образования является федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (далее - ФГОС). ФГОС начального общего образования (далее - НОО) второго поколения - это требования, при которых учебная деятельность осуществляется на основе системно-деятельностного подхода и обеспечивает главную функцию - «научить учиться». ФГОС НОО предполагает развитие самостоятельной, ответственной личности, которая будет способна формулировать и находить решения жизненных и профессиональных задач, и применение их в жизненной ситуации, которая осуществит готовность к жизни. «Портрет выпускника начальной школы» по
ФГОС НОО ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Причём, на первом месте стоят личностные результаты, так как вопросу развития личности уделяется особое внимание. В прежних стандартах тоже было много уделено личностным результатам, но новшеством в ФГОС стало то, что личностные результаты необходимо не только формировать и отслеживать, но и оценивать их с последующей коррекцией.
Согласно ФГОС, личностные результаты - это те результаты, которые сформировались в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Важно заметить, что первым делом в понятие раскрывается формирование системы ценностных отношений, потому что он должен осознавать, кто он, что он может, что он хочет и только потом у него сложится отношение к другим участникам образовательного процесса и к самому образовательному процессу.
Одно из обязательных требований - духовно-нравственное развитие и воспитание, которые предусматривают принятие ими базовых ценностей общества, нормы морали и чувств окружающих людей, эмпатии. Эта проблема является актуальной, потому что общество, в котором, оказывается человек, имеет собственные уникальные ценности, которые обладают своей индивидуальной культурой. В процессе общения, которого, оказываются огромное влияние на формирование ценностных ориентаций личности. О том, как сильно нежелательные изменения могут затрагивать общество, можно судить, наблюдая за молодым поколением.
Стандарты второго поколения отличаются тем, что в них учитывались современные, педагогическая и психологическая, обстановки жизни. Такая прогрессирующая жизнь требует учитывать её постоянные изменения, поэтому каждый год в ФГОС НОО вносят изменения и поправки и не меньше, чем через 10 лет разрабатываются новые. Неустойчивая ситуация в политической, экономической и духовной сферах повлекли за собой большие перемены в ФГОС НОО, где основной акцент был сделан на личностном развитии учащихся. Согласно стандартам второго поколения, в модели выпускника начальной школы указаны качества личности, уважающей ценности общества, нормы морали и чувства окружающих людей, эмпатийные переживания. Эмоциональная отзывчивость подразумевает под собой отклик на чувства и эмоциональное состояние другого человека, а так же стремление в оказании помощи ближнему.
Особое внимание обращалось на гуманные направленности и на ценностные ориентации младших школьников, которые предъявляют школе с целью приобщения учащихся к человеческим ценностям, удовлетворяющих нормам общества, раскрытия свойственных природе человека стремлений к истине, добру, справедливости.
В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребенка. В настоящее время огромное влияние оказывает школа, потому что она влияет на формирование младших школьников и его дальнейшее становление так же как и родители. Каким будет ребенок - добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, ответственным работником или тунеядцем, честным или преступником - все это начинает формироваться уже с рождения и поэтому на всех ступенях обучения необходимо уделять формированию ценностных ориентаций. Но из-за постоянно развивающей жизни традиционные способы прививания ценностных ориентаций младших школьников становятся неэффективными, что делает проблему актуальной.
Формирование ценностных ориентаций должно максимально осуществляться в начальных классах, потому что младшие школьники в этот период переходят с игровой к учебной деятельности и у них начинает проявляться высокий интерес к учебе, сравнение «впитывают, как губка»- это про них. Именно в начальной школе закладываются основы нравственных качеств личности и необходимые знания и умения, которые в будущем он продолжит накоплять и развивать. Эти реальные жизненные ценности станут основой воспитания, что будет способствовать формированию младшего школьника.
В современных жизненных условиях учитель, так же как и учащиеся могут испытывать трудности, потому что, те ценности, которые являются неотъемлемыми элементами общества в настоящее время стали популярны с противоположной стороны. Потому что жизненная ситуация показывает, что в большей степени успех зависит от материального и духовного богатства, зла, наглости и распущенности, когда общество диктует требования, что гармоничное развитие подрастающего поколения возникает при усвоении полностью противоположного ряда ценностей: доброта, честность,
целомудрия. Такое противопоставление очень критично отражается на желании учащихся прививания ценностей, которое даёт школа. Поэтому очень важно научить младших школьников уметь анализировать свои действия и действия окружающих людей, уважительно относится к интересам и мнениям других, сочувствовать и находить компромисс, решения из спорной ситуации и возможность избегать их; формировать все ценности, которые позволят развивать и формировать гармоничное и гуманное общество. Что ещё раз доказывает актуальность данной проблемы.
Для современного подрастающего поколения, которые родились в век информационных технологий, традиционные задания для формирования ценностных ориентаций уже неэффективны, так как оказывают слабое влияние на развитие младших школьников. Если на уроках будут использоваться СМИ во внеурочной деятельности, формирование ценностных ориентаций младших школьников будет эффективным. Такие занятия могут также привить интерес к работе СМИ дети смогут с пользой проводить свободное время, находясь в информационном пространстве за пределами школы. Формирование ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности будет гораздо выше, чем в урочной деятельности, так как она направлена на формирование личностных результатов, где ученик выбирает её из своих интересов, мотивов.
В век современных технологий, когда дети постоянно находятся в информационном пространстве, для эффективного формирования ценностных ориентаций назрела потребность в разработке цикла занятий по формированию ценностных ориентаций средствами массовой информаций. С этой идеей была выбрана тема нашей работы.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические
особенности содержания учебного материала СМИ, направленного на формирование ценностных ориентаций младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования ценностных
ориентаций младших школьников средствами массовой информации.
Предмет исследования: цикл внеклассных занятий, направленный на формирование ценностных ориентаций младших школьников средствами массовой информации.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические особенности содержания учебного материала СМИ, направленного на формирование ценностных ориентаций младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирование ценностных
ориентаций младших школьников средствами массовой информации будет эффективным при:
- учете индивидуальных особенностей личности младших школьников;
- отборе и структурировании содержания учебного материала, направленного на формирование ценностных ориентаций младших школьников СМИ;
- разработке цикла внеклассных занятий направленных на формировании ценностных ориентаций младших школьников средствами массовой информации.
Задачи исследования: на основе анализа методической, психологопедагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования:
1. провести анализ научной литературы для выявления методологических и теоретических основ исследования;
2. изучить специфику формирования ценностных ориентаций младших школьников;
3. выявить и обосновать психолого-педагогические особенности содержания учебного материала СМИ, направленного на формирование ценностных ориентаций младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: обобщение психолого-педагогической и
социальной литературы по теме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогические методы сбора
информации (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, анкетирование и др.);
- формирующий эксперимент.
Методики исследования:
Методика «Ценностные ориентации» Милтона Рокича.
Теоретическая значимость: в данном исследовании выявлены и обоснованы особенности формирования ценностных ориентаций младших школьников, которые заключаются в проведении внеурочной деятельности, используя разработанный цикл внеклассных занятий.
Практическая значимость: в данном исследовании выявлены и обоснованы особенности формирования ценностных ориентаций младших школьников. Разработанный цикл внеклассных занятий «В ногу со временем» может быть использован в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений с целью формирования ценностных ориентаций СМИ.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназии №6» Приволжского района города Казани.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающие 6 параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Работа содержит 8 таблиц, 9 диаграммы.
Объем работы 67 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество с интеграцией рыночных отношений и их усилением, стало изменять и системы ценностей. Формируются новые мировоззрения, способы восприятия действительности, как у взрослых, так и у детей. На первый план выходят материальные ценности а не духовные. Идеалом в современном восприятии становится человек, который умеет «красиво жить», при этом без особых трудовых усилий. Таким образом, формирование ценностных ориентаций младших школьников это еще один шаг к улучшению внутренних возможностей личности, ее жизнеспособности и нравственной устойчивости с более ранней точки отсчета.
Главным критерием в отношении человека и окружающего его мира, других людей и взглядов являются ценностные отношения. Они определяют его социальное взаимодействие с людьми, борьбу и согласование интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных отношений личности и выявление путей их формирования выступают объектом социально - психологического анализа, синтеза и обобщения. Особенно это важно для определения системы ценностей в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе определить пути формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста, необходимых для гармоничного их нравственного развития в ниши дни.
Таким образом, на основе проведённого исследования по теме «Формирование ценностных ориентаций младших школьников СМИ мы можем сделать следующие выводы:
Ценностные ориентации - одна из главных характеристик личности человека, которая определяет отношение человека к окружающему миру, к себе, которая определяет поведение, поступки, мотивы, мировоззрение, выполняет одну из важных условий человека в процессе социализации. Формировать ценностные ориентации младших школьников необходимо обязательно, особенно важно сейчас, когда младшие школьники так же как и все другие жители нашей планеты подвергаются влиянию СМИ, потому что в век информационных технологий Интернет постепенно заменяет нам почти все: DVD-плееры, книги, телевизоры и др. Такая проблема является глобальной, потому что СМИ не всегда содержит в себе достоверные источники и очень часто оказывает негативное воздействие на взгляды, ценностные ориентации, мнение и др.
Проблема ценностных ориентаций является предметом различных социальных, которая расположена на стыке отраслей разных дисциплин - психологии, философии, социологии, педагогики.
Продуктивность учащихся младших школьников напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают. От этого зависит становление ребенка, его окружение, его будущие ориентиры на дальнейшую жизнь.
При изучении особенностей по формированию ценностных ориентаций младших школьников СМИ нами были изучены разные формы и методы педагогического воздействия, такие как: положительный пример, приучение, беседа, концерт и др. Данные методы позволили бы достичь эффективного воздействия на развитие личности детей, тем самым и на формировании ценностных ориентаций младших школьников.
Проведённый констатирующий эксперимент в обеих группах (экспериментальной и контрольной) показал, что у младших школьников двух этих групп материальные ценности занимают значимое место, в отличии от социальных, духовно-нравственных ценностей, которые оказались в списке первыми.
Проведенный констатирующий этап способствовал разработке циклу внеурочных занятий по формированию духовно-нравственных и социальных ценностей СМИ «В ногу со временем». При помощи таких форм, как беседа, сюжетно-ролевые игры, концерт и др.
Данная программа способствовала накоплению различных знаний по духовно-нравственным ценностям, семейным ценностям и др.
В результате проверки результатов показателей контрольной и экспериментирующей группе на контрольном уровне были выявлены положительные изменения в экспериментальной группе.
Экспериментальная проверка эффективности развивающего цикла внеклассных занятий « В ногу со временем», проведённая в 4А и 4 В классе гимназии №6 Приволжского района городка Казани. Результаты экспериментальной работы позволили доказать достоверность выдвинутой гипотезы.


1. Абрамейцева, В.В. Средства массовой информации в процессе формирования общественного мнения в современной России: Дис. ... кандидата социологических наук. - Саратов, 2006. -139 с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебн. Пособие / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, - 2007. - 288 с.
3. Ахметзянова Н.В. Негативные установки в межличностном взаимодействии в контексте супружеских отношений.- Казань: Печать- Сервис- XXI век, 2012. -147с.
4. Баранова Э.А Введение в детскую психологию: учеб. пособие/Н.В. Басова - Ростов н/Д: Феникс , 2000. - 416 с.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для высш. Шк./ А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
6. Борухов Б.Л. Культура зеркал и зеркала культуры // Человек и мир. - Саратов: Изд- во СИМСХ. - 2010. - 79 с.
7. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. СПб., 1993. -18 с.
8. Володева, А.А. Влияние средств массовой информации 0на формирование ценностных ориентаций старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. Науч.-практ. конф.№12(35). Часть I.- Новосибирск: СибАК, 2013.
9. Ефимов В.И., Талонов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. 2-е изд. испр. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. - 252 с.
10. Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени: пер. В.Старовойтов. - М: Канон+РООИ «Реабилитация», 2013.- 288 с.
11. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
12. В. И. Лещинский. Педагогическая технология личностной ориентации. Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 137 с.
13. Мартьянов Е.Ю. Категория ценности в философии О.Г. Дробницкого // Молодой учёный.-2014 -№17. - 631с
14. Матвеева О.Н. Теория дошкольного образования и обучения /
О.Н. Матвеева//Журнал Известия Пензенского Г осударственного
Педагогического Университета Им. В.Г. Белинского. - 2010. - №20.- 157 с.
15. Матвеева, Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л. И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. - 167 с.
16. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998. - 688 с.
17. Никлас Луман. Реальность массмедиа: пер.А.Антоновский.- М: Канон++РООИ «Реабилитация», 2012.- 240 с.
18. Одегова В.Ф. Комплексная программа внеурочной деятельности «Мы нижегородцы!»//Организация внеурочной деятельности младших школьников. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. - 77 с.
19. Осипова М.П, Панасевич З.М. Школа человечности. Диагностика нравственно-этической кулждуры младших школьников// Начальная школа. - 2002.- 23 с.
20. Петросян Е.Ю. Психология/ Е.Ю. Петросян, Ю.И. Савченков// Журнал Вестник. ТГПУ. - 2009. - № 4
21. Правосудова И.Ю. Психология личности/ И.Ю. Правосудова,
У.А. Михайлович//Журнал Вестник Томского Государственного Педагогического университета.2009.- №10.
22. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010 - 204 с.
23. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой степени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 448 с.
24. Самиева, Б., Сбитнева А.Н. Духовно-нравственное воспитание студентов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 4. - 40 с.
25. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания: конспект лекций /Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. - Москва: Высш.Образование. 2006.-205 с.
26. Сластёнина В.А. Педагогика : учеб. заведений / В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов.- М.: Школьная пресса,2000.- 42 с.
28. Степанов П. В. Технология организация организации педагогического наблюдения//Классный руководитель.- 2015. - № 3.- 124 с.
29. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 190 с.
30. Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога// Дети и культура. Ред. Б.Ю. Сорочкин. М., 2007. 120 с.
31. Шитякова Н.П. Практика подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях / Н.П. Шитякова. - Самара: Издат. дом «Федоров»; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. - 151 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. -24 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ