Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешнеэкономическая деятельность РТ: проблемы и перспективы развития

Работа №61312

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

внешнеэкономическая деятельность

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
641
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Методологические основы развития внешнеэкономической деятельности субъекта экономики 8
1.1. Формы внешнеэкономической сотрудничества регионов в мировой
экономике 8
1.2. Методы государственного регулирования внешнеторговых отношений 19
Глава 2. Анализ основных тенденций внешнеэкономической деятельности. 31 2.1.Обзор состояния внешнеэкономической деятельности 31
2.2. Исследование внешнеторговой деятельности Республики Татарстан ... 46
Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан 53
Заключение 72
Список использованной литературы

Высокий уровень специализации и крайняя неравномерность развития базисных отраслей и регионов в российской экономике в настоящее время являются самым серьезным сдерживающим фактором экономического роста. Исторически сложившаяся в стране глубокая поляризация регионов по уровню социально-экономического развития, качеству жизни, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности в национальном и международном хозяйственном пространствах обусловливает необходимость регулирования развития региональных экономических систем.
Тем не менее, средние и долгосрочные цели развития национальной и региональных социально-экономических систем, несомненно, должны быть ориентированы на современные вызовы мировой экономики, развитие эффективных и устойчивых рыночных структур, способных обеспечить поступательный рост благосостояния общества в условиях глобального перераспределения производительных сил.
В этой связи решение проблемы повышения эффективности регулирования устойчивого социально-экономического, институционального, структурного развития российских регионов должно получить современное, адекватное вызовам нестабильной рыночной среды научно-методологическое обеспечение.
Реализация процессов глобализации предопределяет преобразование регионов в участников внешнеэкономических отношений, что, в свою очередь, определяет необходимость формирования подсистемы регионального управления, ориентированной на реализацию ресурсного потенциала территориальных образований и их резидентов на международном уровне.
Участие во внешнеэкономических связях традиционно выступало одним из ключевых направлений функционирования государственных образований, которое обеспечивало одновременно реализацию и увеличение ресурсного потенциала, определялось принципами функционирования национальной
экономической системы.
В период становления постиндустриального общества внешнеэкономические связи превратились в неотъемлемую составляющую воспроизводственного процесса национальных государств, их территориальных составляющих и отдельных субъектов хозяйствования. Для многих российских регионов внешнеэкономическая деятельность стала важным, а в ряде случаев доминирующим фактором социально-экономического развития.
Содержание и направления развития внешнеэкономических связей определяются внешнеэкономической политикой, ориентированной на реализацию стратегических целей и задач государства в отношениях с другими государствами и их интегрированными образованиями.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения лидирующих позиций российского государства в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.
Цель дипломной работы - изучить особенности внешнеэкономической деятельности в Республике Татарстан.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить теоретические основы, особенности, формы внешнеэкономической деятельности регионов в Российской Федерации;
- провести анализ внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан на примере внешнеторговой деятельности;
- осветить перспективы развития внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность регионов Российской Федерации, предметом исследования внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан.
Несмотря на многочисленные исследования теории и практики
внешнеэкономической деятельности современных предприятий, инструментов и факторов ее определяющих, вместе с тем не нашла широкого применения в трудах отечественных ученых проблематика внешнеэкономической деятельности регионов Республики Татарстан.
Теоретико-методологическая основа исследования. Выпускная квалификационная работа основывается на исследованиях различных теоретических школ и направлений, представленных в работах ведущих отечественных ученых в области государственного управления внешнеэкономической деятельностью. Обоснование положений и выводов дипломного исследования проведено на основе критического осмысления научных положений по теории внешнеэкономической деятельности государства и регионов, методов системно-функционального, сравнительного анализа, а также методов научной абстракции, индукции и дедукции, экономико-статистических методов сбора и обработки информации.
Информационно-эмпирическую базу дипломной работы составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, аналитические обзоры российских и зарубежных организаций, нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти РФ и субъектов Федерации, результаты исследований российских и зарубежных экономистов, представленных в публикациях, сети Интернет.
Вопросы развития внешнеэкономической деятельности, углубления интеграции, глобализации мировой экономики широко освещены в трудах Е.Ф.Авдокушина, А.Н.Барковского, О.Т.Богомолова, И.И.Думной, B. Л.Иноземцева, Э.Г.Кочетова, Н.С.Мироненко, А.И.Неклессы,
Л.В.Новокшеновой, В.И.Пантина, В.С.Панькова, М.А.Пивоваровой, И.А.Родионовой, В.Е.Рыбалкина, И.А.Слуки, В.И.Смитиенко, В.И. Сморчковой, М.Г. Столярова, И.П.Фаминского, М.А.Чешкова, Н.П.Шмелева и др. отечественных ученых.
Проблемы межрегионального сотрудничества в мировой экономике, внешнеэкономического развития России и субъектов Федерации нашли отражение в трудах Л.Б.Вардомского, Е.Н.Ведуты, А.Г.Гранберга, Ю.Г. Лавриковой, Д.С. Львова, A.A. Пороховского и др. экономистов.
В работах западных ученых А.Гамильтона, В.Зомбарта, Дж.Кейнса, Т. Мэна, Б.Олина, М.Портера, Д.Рикардо, А.Смита, Э. Хекшераи др. главное внимание уделено теориям международной торговли и выработке рекомендаций для внешнеэкономической политики государств.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ, проведенный в работе, позволяет сделать следующие выводы.
Внешнеэкономическая деятельность представляет экономические отношения между предприятиями различных стран, созданные на обоюдовыгодных условиях, предусмотренных контрактами, по осуществлению товарных, финансовых, инвестиционных, информационных и других транзакций через границу с использованием в расчётах иностранной валюты в соответствии с международными правилами.
В мировой практике известно около двадцати форм экономического сотрудничества, при этом многие из них используются в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности, правильное владение которыми в конкретных ситуациях обеспечивает наибольшую отдачу для российской стороны.
Основой внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, включающая экспорт и импорт различных товаров в материально-вещественной форме, операции по обмену товарами, оказание различных услуг, выполнение работ при сотрудничестве с иностранными контрагентами и т. д.
На практике сложно провести чёткую границу между видами и формами внешнеэкономической деятельности. Формы внешнеэкономической
деятельности характеризуются большим разнообразием и подвижностью. Внешнеэкономическая деятельность реализуется путём заключения
международных контрактов. Во внешнеэкономической деятельности, прежде всего, выделяют операции по обмену товарами, где заключаются сделки по экспорту, импорту товаров, по встречной торговле,
Все меры государственного воздействия могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либерализационные. Политика государства в области внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью методов регулирования: таможенно-тарифных, нетарифных и валютных.
Экономика Республики Татарстан обычно демонстрирует стабильные показатели роста, значительно превышающие российские. Однако, по данным министерства экономики Республики Татарстан объем валового регионального продукта в Республике Татарстан планируется в 2015 году в сумме 1,788 трлн рублей (или 99,7% к предыдущему году). В 2016 году объем ВРП прогнозируется в сумме 1,949 трлн рублей (или 102,2%)
По оценкам конъюнктурного института лишь 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами, среди которых Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у пяти регионов эти преимущества сравнительные, у 14 ограниченные, у оставшихся 62 они практически отсутствуют. Республика Татарстан является крупным индустриальным регионом России с большим годовым оборотом внешней торговли.
Внешнеэкономическая ситуация и введение санкционных ограничений негативно повлияли на динамику внешнеторгового оборота республики. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан за 2014 год составил 21132 млн. долларов США и по сравнению с 2013 годом уменьшился на 18,0% (-4644 млн. долларов США). При этом экспорт уменьшился на 18,3% (-3813 млн. долларов США) и составил 17073 млн. долларов США, импорт уменьшился на 17,0% (830 млн. долларов США) и был равен 4059 млн. долларов США
Доля внешнеторгового оборота Республики Татарстан во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 28,79%.
Сальдо торгового баланса Республики Татарстан сложилось положительное и составило 13013 млн. долларов США; по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 2983 млн. долларов США (-18,6%).
Товарооборот Республики Татарстан со странами дальнего зарубежья в отчетном периоде составил 20186 млн. долларов США, что по сравнению с прошлым годом меньше на 4241 млн. долларов США (-17,4%).
Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительное и составило 12985 млн. долларов США. По сравнению с прошлым годом сальдо уменьшилось на 2956 млн. долларов США (-18,5%).
Экспорт по сравнению с 2013 годом уменьшился на 3599 млн. долларов США (-17,8%) и составил 16585 млн. долларов США. Импорт уменьшился на 642 млн. долларов США (-15,1%) и составил 3601 млн. долларов США
Основными структурообразующими товарами были:
при экспорте: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки - 81,6% от стоимостного объема экспорта в страны дальнего зарубежья; каучук, резина и изделия из них -7,5%;
при импорте: котлы, оборудование и механические устройства, их части - 41,3% от стоимостного объема импорта из стран дальнего зарубежья; средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и принадлежности - 22,1%; электрические машины и оборудование, их части, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура - 8,3% и другие
География внешнеторгового сотрудничества Республики Татарстан всегда отличалась разнообразием стран и регионов, являющихся ее торговыми партнерами.
Торговыми партнерами Республики Татарстан в 2014 году являлись 140 стран, при этом экспортные торговые операции осуществлялись со 117 странами, импортные со 101 страной. Доля торговых партнеров - стран дальнего зарубежья в товарообороте Республики составила 95,5%. Ведущее место в экспорте товаров принадлежит странам дальнего зарубежья - 97,1%. В импорте их доля составляет - 88,7%.
В 2010-2012 годы на фоне оживления мировой экономики, а также в результате реализации ряда антикризисных мер вновь наблюдается тенденция к росту основных показателей экономического развития Республики Татарстан, в том числе и показателей внешнеэкономической деятельности.
На сегодняшний день стоит задача выйти на кардинально новый уровень социально-экономического развития, для чего необходимо:
- уделить особое внимание географической диверсификации внешнеэкономических связей, обеспечив закрепление позиций татарстанских экспортеров на традиционных рынках и освоение новых рынков;
- повысить конкурентоспособность продукции наших предприятий, расширить производство высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки;
- активно привлекать иностранный капитал и формировать в отраслях центры компетенции, встроенные в мировые цепочки производства добавленной стоимости.
Актуальной задачей остается активизация деятельности представительств Республики Татарстан, в том числе по следующим направлениям:
- продвижение продукции Республики Татарстан на внутренние и внешние рынки;
- привлечение инвестиций из стран Западной Европы, Америки, стран исламского мира;
- привлечение в Республику Татарстан новейших промышленных технологий, «ноу-хау» для их реализации на площадках технологических и IT - парков.
В связи с необходимостью диверсификации экономики Республики Татарстан, а также с учетом того, что основной объем экспортной продукции из Республики Татарстан составляет сырая нефть, необходимо ориентировать представительства Республики Татарстан на продвижение продукции Республики Татарстан, прежде всего, в области химии и нефтехимии, машиностроения, легкой промышленности, сельскохозяйственной продукции, интеллектуальных продуктов.
Наиболее актуальными направлениями, реализуемыми совместно с представительствами Республики Татарстан, остаются:
- продвижение товаров и услуг татарстанских производителей на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, российских регионов;
- осуществление поиска партнеров для совместного участия с предприятиями Республики Татарстан в инвестиционных проектах;
- привлечение иностранных инвесторов на созданные индустриальные и инвестиционные площадки Республики Татарстан, в том числе в особую экономическую зону «Алабуга», для реализации проектов в области промышленного производства.
В целом Республика Татарстан имеет развитую систему внешнеторговых связей, которая отличается географической широтой и разнообразием отношений при выраженной сырьевой ориентации экспорта. Значительный экспортный потенциал ряда отраслей экономики республики, разнообразие поставок и развитость территориальной структуры позволяют формировать фундамент устойчивого развития внешнеэкономической деятельности, поддерживая тем самым стабильность и поступательный характер социально-экономического развития экономики региона, формируя ее антикризисный потенциал.



1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. // Правовая система Консультант- Плюс.
2. Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» // Правовая система Консультант-Плюс.
3. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»
4. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// Правовая система Консультант-Плюс.
5. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Правовая система Консультант-Плюс.
6. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// Правовая система Консультант- Плюс.
Монографии, диссертации
7. Кочергина Т.Е. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 288 с.
8. Осипов А.К., Конина Е.А. Экономика и внешнеэкономическая деятельность региона. Учебное пособие / Удмуртский государственный университет, Институт экономики и управления. Ижевск, 2012.
Статьи и материалы периодической печати
9. Брутян М. М. Построим сильный союз // Таможня. - 2015. - № 7.
10. Вагнер Л.Е., Гегальчий Н.Е. Роль химического комплекса во
внешнеторговой деятельности России: тенденции и перспективы//В сб.
Проблемы управления рыночной экономикой, 2015. - С. 65-68.
11. Воловик Л.А. Основы внешнеэкономической деятельности : учеб.пособие / Л.А. Воловик. - Калининград, 2010
12. Гичиев Н.С., Суракатов Н.С. Внешнеэкономическая деятельность в Северо-Кавказском регионе // Российское предпринимательство. - 2012. - №19. - С. 145-150.
13. Глазьев С. Ю. Евразийский союз - щит от санкций // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2014. - № 16.
14. Данилкин А. И. Курс на современные технологии // Таможня. - 2014. - № 6.
15. Дудкина Т.Г., Якушина В.А. Формы и виды внешнеэкономической деятельности// Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - №57-2. - С. 54-57.
16. Евченко Н.Н., Губанов В.П. Внешнеэкономическая деятельность региона: становление категориального аппарата// Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. -
2012. - №1. - С. 95-101.
17. Елецкий А.Н. Внешнеэкономическая деятельность региона в условиях формирования многоаспектной геоэкономической многополярности мировой экономики// Экономика и предпринимательство. - 2015. - №91(62-1). - С. 270-276.
18. Ивантер А.Е. «Серые зоны» Таможенного союза - результат недоинтеграции // Эксперт. - 2014. - № 4.
19. Ильина О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов в условиях интеграции России в мировое пространство// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -
2013. - №12. - С. 76-80.
20. Кадочников П. А. О направлениях развития интеграционной повестки России и Китая // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015.
21. Капустина Л. М., Килин В. В. Таможенный союз и Единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС: проблемы и перспективы // Известия Уральского федерального университета. - 2012. - № 3(105).
22. Килин В.В. Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в условиях формирования ЕАЭС// В сб. Экономика, общество, человек: теория, методология, реальность. - С. 21-26.
23. Ковалев В. Е. Применение защитных мер в условиях гармонизации политики внешнеторгового регулирования ЕЭП // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2013. - № 13.
24. Комаревцева Л.В., Черкашин Я.И. Внешнеэкономическая деятельность в особой экономической зоне региона// Проблемы учета и финансов. - 2013. - № 2 (10). - С. 59-66.
25. Королькова А.Е. Внешнеэкономическая деятельность Белгородского региона: проблемы и пути совершенствования// Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. - №15. - С. 51-54.
26. Крутов О.А. Внешнеэкономическая деятельность регионов юга России// Российское предпринимательство. - 2012. - №20. - С. 166-172.
27. Лесняков А.А., Тахумова О.В. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность южных регионов Российской Федерации// Экономика и социум. - 2014. - № 4-3(13). - С. 821-825.
28. Лукьянова М.Т. Современное состояние внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Республики Башкортостан// В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс 2015». Башкирский государственный аграрный университет. 2015. - С. 169-172.
29. Магомадов Ю.Д., Орлянская А.А. Управление внешнеэкономической деятельностью как инструмент активизации экономического роста в проблемных регионах России// Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2012. - № 12. - С. 36-42.
30. Молчан А.С., Тринка Л.И., Лехман Е.В. Внешнеэкономическая деятельность как фактор устойчивого развития экономики региона// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014.- №97. - С. 971-984.
31. НизамоваД.Р. Влияние эффективности инвестирования в инфраструктуру ОЭЗ «Алабуга» на развитие экономики Республики Татарстан // Научные труды центра перспективных экономических исследований. 2014. - №7. - С. 66-72.
32. ОлейниковаА.А.Организация и развитие внешнеэкономической деятельности региона// Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2012.- №12. - С. 16-20.
33. Палей Т.Ф. Инфраструктура как фактор промышленного роста: Электронный экономический вестник Татарстана. - Казань, 2013, №1
34. Пискулов Ю. В. Геополитические риски в глобальной экономике и международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 2.
35. Позубенкова Э.И., Позубенков П.С. Управление внешнеэкономической и инвестиционной деятельностью региона// Нива Поволжья. - 2015. - № 2 (35). - С. 137-141.
36. Пыршева М.В. Внешнеэкономическая деятельность России в латиноамериканском регионе, перспективы развития// Запад-Россия-Восток. - 2012. - №6. - С. 290-295.
37. Середин М.И. Внешнеэкономическая деятельность как инструмент развития региона// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2014. - №4(151). - С. 108-112.
38. Тимофеева Р.А., Васильев М.Б. Внешнеэкономическая деятельность Новгородского региона как участника Ганзейского Союза Нового Времени// Научные труды Вольного экономического общества России. - 2013. - Т. 176. -
С. 503-512.
39. Филобокова Л.Ю., Уланова И.А. Модель развития и стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью приграничного региона (на примере Сахалинской области)// Актуальные проблемы социальноэкономического развития России. - 2015.- № 3. - С. 34-43.
40. Фурщик М.А., Шутова А.В. Особые экономические зоны: опыт и перспективы / М.А. Фурщик, А.В. Шутова. - М.: ИД «Медиа Инфо Групп»,
2014. - 212 с.
41. Хансверов Р.Х. Управление внешнеэкономической деятельностью региона с целью преодоления депрессивности экономики (на примере Республики Дагестан)// Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - №1. - С. 344-352.
42. Хасбулатов Р. И., Лебедева Л. Ф., Мигалева Т. Е., Подбиралина Г. В. Российская Федерация в мировом хозяйстве: позиции и новые задачи // Международная экономика. - 2015. - № 2.
Электронные ресурсы
43. http://www.alabuga.ru - Алабуга: особая экономическая зона.
44. http://www.budgetrf.ru. - Внешнеэкономическая деятельность.
Платежный баланс.
45. http://www.eurasiancommission.org/ru - Евразийская экономическая комиссия.
46. http://www.himonline.ru. - Импорт продукции химического комплекса в 2013 г.
47. http://www.customs.ru - Коллегия ФТС России: морские порты и Интернет-торговля .
48. http://www.perspektivy.info/ru - Кондратьев В.Б. Инфраструктура как фактор экономического роста .
49. http://www.rg.ru - Кораблева В. В. «Прямая линия» с Президентом
России В. В. Путиным.
50. http://www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики .
51. www.customs.ru - Федеральная таможенная служба РФ.
52. http://www.himonline.ru - Экспорт продукции химического комплекса в 2013 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ