Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Работа №61303

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
290
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития связной речи у детей раннего возраста 5
1.1 Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка 5
1.2 Жанр художественной литературы -устное народное творчество ..10
1.3 . Связная речь - предмет психологического исследования 16
1.4 . Развитие речи у детей 2-3 лет 20
Вывод по 1 главе 25
Глава 2. Влияния устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. Исследование 26
2.1 Исследование особенностей развития речи детей раннего возраста.
Констатирующий этап 26
2.2 Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством устного народного творчества. Формирующий этап эксперимента. 30
2.3 Динамика изменения уровня развития связной речи детей раннего
возраста. Результаты педагогических исследований 36
Вывод по 2 главе 40
Заключение 42
Список используемой литературы

В реалиях современного мира большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов посвящается изучению проблемы речевого развития дошкольников. Развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, ознакомление с литературным языком своего народа, совершенствование речевых навыков - являются залогом успещности ребёнка в обучении грамоте и развития в целом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что главной задачей речевого развития дошкольников являются формирование умения содержательно и логично высказывания, и сформированность связной речи детей. Это обусловлено ,прежде всего, ролью речи в формировании личности ребёнка и её социальной значимостью. Основная, коммуникативная, функция языка и речи реализуется именно в связной речи. Ребёнок овладеет связной речью при условии специального речевого воспитания, которое подведёт ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на рассуждение, повествование и описание. Произведения устного народного творчества оказывают огромное значение на развитие речи ребёнка. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Пословицы и поговорки, потешки и прибаутки, русские народные сказки, загадки, песенки - все они являются достоянием народа. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают детей к речевой активности, к творческой и познавательной деятельности. В течении многих веков они , приобщают ребёнка к высокой моральной культуре своего народа, мудро и любовно поучают ребёнка. Детский фольклор ценен тем, что с его помощью устанавливаются эмоциональное общение и эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком. Богатая фантазия, интересное содержание, выразительные образы обращают на себя внимание малыша, доставляя радость и оказывая воспитательное воздействие на него.
Прислушиваясь к напевности русского языка, обращаясь к его образности дети, начиная с раннего возраста, обучаются грамотному русскому языку, знакомятся с его самобытностью и красотой русских слов. Ритмичность, звучность, напевность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить, повторить услышанное, что способствует развитию речи в целом. Познание окружающего мира для детей начинается с устного народного творчества, при этом они усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.
Дети научаются образно окрашивать свою речь, ярко, чётко и лаконично выражать свои мысли и чувства используя в своей речи как пословицы так и поговорки, развивают умение выразительно описывать предметы, давая им яркие описания, творчески употреблять слово.
Мы считаем, малые формы народного творчества могут оказывать влияние на развитие связной речи потому как восприятие народного творчества является для ребёнка особым видом деятельности, и поэтому целью данной работы является изучение особенностей развития речи детей раннего возраста и роли устного народного творчества в нём.
Методологической основой нашего исследования являются методики и разработки Г.А. Урунтаевой , Ю.А. Афонькиной по изучению связности речи, словарного состава речи; О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной по изучению связности речи, а также наш собственный опыт.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей 2- 3 лет посредством устного народного творчества.
Предмет исследования: роль устного народного творчества в развитии связной речи детей раннего возраста.
Гипотеза: если использовать устное народное творчество в комплексе с другими видами деятельности детей раннего возраста, с целью развития связной речи, то необходимый результат будет достигнут.
Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
♦ Изучить теоретические основы использования устного народного творчества для формирования связной речи детей раннего возраста;
♦ Выявить особенности развития связной речи детей;
♦ разработать и апробировать систему занятий с использованием устного народного творчества в развитии связной речи детей раннего возраста;
♦ проследить динамику изменения уровня развития связной речи детей в процессе экспериментальной работы;
♦ сделать выводы и выработать рекомендации для повышения уровня связной речи детей 2-3 лет.
Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; беседа с детьми; анкетирование родителей; количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений
Базой для исследования послужило МБДОУ №1 г. Елабуги


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Великая сила, заключённая в могучем народном достоянии в виде устного народного творчества является мощным средством в развитии и обогащении речи детей. Особое значение отводится работе по развитию речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества, что явилось основной целью нашей работы.
Согласно поставленной цели, нами была проведена исследовательская работа. В первой главе мы познакомились с основными аспектами, касающимися этой темы, изучили научные труды Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохина, Е.И.Тихеевой, К.Д. Ушинского и других учёных. Нами было определено понятие устного народного творчества, рассмотрены его малые формы и их особенности, рассмотрели как жанр художественной литературы., проанализировали особенности развития речи детей 2-3 лет и влияние народного творчества на развитие речи детей данного возраста. Великий славянский педагог Ян Амос Коменский считал, что осваивая какие либо дисциплины сначала нужно освоить родной язык, а с помощью народного творчества эта цель достигается быстрее. С их помощью можно решить практически все задачи методики развития речи. В настоящее время вопросами развития речи детей раннего возраста занимаются О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, В.В. Гербова,Г.М. Лямина, Н.В.Нищева, А.Г Арушанова, Е.Ф.Архипова
Работа, проведённая нами опытно- экспериментальным путём показала, что в дошкольном учреждении большое внимание уделяется развитию связной речи детей раннего возраста, однако в этой работе уделяется недостаточно внимания роли устного народного творчества в развитии связной речи детей.
По результатам исследования мы выяснили, что у детей на констатирующем этапе преобладали средний и низкий уровень развития. Эти результаты послужили основой к разработке плана работы по развитию связной речи детей через устное народное творчество, который мы апробировали на формирующем этапе эксперимента. Нами проводилась работа поэтапно, на каждом из пяти этапов мы проводили работу по блокам. В каждый блок входили занятия по определённым потешкам, сказкам, песенкам. В заключении было проведено итоговое мероприятие совместно с родителями группы.
Для проверки эффективности проведённой работы по развитию связной речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества, мы провели контрольный эксперимент. На контрольном этапе мы предложили детям те же задания что и на констатирующем. Результаты эксперимента показали, что уровень развития связной речи детей контрольной группы повысился, но незначительно, в отличие от экспериментальной- где дети шагнули намного вперёд.
Проведённый нами эксперимент, позволяет судить об эффективности проведённой работы и рекомендовать разработанный нами план работы в дошкольным учреждениям.
Свою работу по данной проблеме мы строили, основываясь на следующие принципы:
1. Тщательный отбор материала обусловлен основными возрастными возможностями детей.
2. Интеграция образовательных областей в воспитательной и образовательной деятельности детей в течение всего дня.
3. Активное включение детей и их родителей.
4. Использование устного народного творчества, его развивающего потенциала в создании речевой среды.
Таким образом, проанализировав результаты опытноэкспериментальной работы, мы сделали вывод, что наша гипотеза о том, что если использовать устное народное творчество в комплексе с другими видами деятельности детей раннего возраста, с целью развития связной речи, то необходимый результат будет достигнут опытно- экспериментальным путём доказана.



1. Гербова,В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2013.-112 с.
2. Смирнова ,О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013 - 368с.
3. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. - М.:Педагогика, 1985. -208с.
4. Немов Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.2:Психология образования. - 608с.
5. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1987. - 120с.
6. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 2008.- 138 с
7. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.
9. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000. -400 с.
10. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.-СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.-185с.
11. Рудик О.С.Развитие речи детей2-4 лет в свободной деятельности. - М.:ТЦ Сфера.2009.-160с.
12. Рогаткина Т, Овод Г. В нашем театре - сказка. // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. - с. 125-127.
13. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2007. -144 с.
14. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2008.-288 с.
15. ГербоваВ.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2013.-112 с.
16. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
17. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
18. Шавцова Е.Е., Воробьёва Е.В. Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет.-М.: Айрис-Пресс, 2012.-110с.:ил Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 240с.
19. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч. 2. Теоретические и методические основы. - Глазов: Изд. центр ГГПИ,
2004. - 176 с.
20. Арушанова А.Г.,Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Развивающее общение с детьми 2-3 лет.-М.:Сфера, 2013.-96 с.- (Коммуникация.Истоки).
21. ГалановаТ.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
22. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников.-М.:Сфера, 2013.-56 с.
23. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2010.
24. Струнина Е.М. Развитие словаря детей//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - -., 2009
25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. - 280 с.
26. Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Развитие речи детей раннего возраста. - М.: Айрис-Пресс, 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ