Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН

Работа №61297

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения психических состояний у беременных женщин
1.1 Психические состояния как объект психологических исследований 11
1.2 Особенности психических состояний у беременных женщин 19
Выводы по главе 1 28
Глава II. Роль рефлексии в регуляции психических состояний человека
2.1 Рефлексия в структуре сознания 29
2.2 Роль рефлексии в регуляции состояний 36
Выводы по главе II 43
Глава III. Эмпирическое исследование рефлексивных механизмов регуляции психических состояний у беременных женщин
3.1 Организация и методика исследования влияние рефлексии на психические
состояния и их саморегуляции 45
3.2 Психические состояния и их регуляция у беременных женщин 50
3.3 Влияние способности к самоуправлению на психические состояния беременных женщин 55
3.4 Влияние рефлексии на психические состояния беременных женщин...61
3.5 Особенности переживания психических состояний в зависимости от уровня рефлексии и регуляторных способностей беременных женщин
66
Выводы по главе III 69
Заключение 70


Актуальность темы исследования. В современной психологической литературе представлено большое количество теоретических и эмпирических исследований, касающихся регуляции и саморегуляции психических состояний: разработана системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния Л. Г. Дикой, экопсихологический подход к проблеме изменения психических состояний В. И. Панова, системно-функциональная концепция регуляции психических состояний А. О. Прохорова, также определены методы самоконтроля и самоуправления (А. Б. Леонова, Г. Ш. Г абдреева). Роль рефлексии в регуляции состояний отмечается в работах Ю. М. Орлова, В. В. Лысенко, где описывается саногенная рефлексия состояний, регуляция состояний через переживание символических образов представлена Н. Б. Дмитриевой, модель рефлексивной регуляции психических состояний в учебной деятельности разработана А. В Черновым.
В то время как идет активная разработка общепсихологических проблем рефлексивной регуляции жизнедеятельности и психических состояний человека, возникает потребность в изучении прикладных вопросов саморегуляции психических состояний. Важной прикладной проблемой является изучение регуляции психических состояний в период беременности. Данная научная проблема требует отдельного внимания, в связи с тем, что во время беременности происходят значительные изменения в психическом функционировании, в связи с необходимостью адаптации к новому физиологическому состоянию и социально-психологическому статусу. Психические состояния в период беременности оказывают значимое влияние на качество протекания беременности, физическое благополучие женщины, родоразрешение и будущее здоровья ребенка. Кроме того, исследована взаимосвязь между психологическим состоянием женщины во время
беременности и последующих детско-родительских отношений. При этом, такие факторы, как: сильные гормональные изменения, повышение нагрузки на организм, перемены в образе жизни и межличностных отношениях, актуализация нерешенных в прежние периоды развития проблем и необходимость адаптации собственных индивидуально-психологических особенностей, установок, ценностей и социальных условий жизни к новой ситуации могут способствовать актуализации неравновесных психических состояний. Перечисленные факторы определяют значимость активной позиции женщины по отношению к собственному психическому состоянию, способности к саморегуляции. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения к беременным женщинам в качестве основной исследуемой выборки испытуемых.
Важное значение в регуляции состояний имеет рефлексия, которая позволяет осуществить осознание, оценку, сличение переживаемого состояния с искомым, определить необходимость внесения изменений в способы и приемы регуляции. Исследования А.В. Чернова и А.О. Прохорова с позиций системного подхода показали, что рефлексия включена как центральное, основное звено в регуляторный процесс как самодетерминиру- ющее и саморегулирующее начало регуляторных действий субъекта.
В большом количестве работ, посвященных перинатальному периоду, исследуется влияние личностных свойств женщины и текущей социальной ситуации на протекание беременности, однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется произвольной активности и самоуправлению. Многое зависит от способности женщины к активным действиям, преобразованию обстоятельств, в том числе собственного психического состояния. Важными составляющими данного процесса являются планирование, программирование собственных действий, моделирование условий для достижения цели, оценка результатов деятельности). Управление собственным поведением особенно необходимо для совладания с трудностями, которые нередко возникают в период беременности. Психические состояния беременной женщины отражают уровень напряжения в регуляторных системах. Отношения между регуляторными механизмами и психическим состоянием выражаются в неустойчивых эмоциональных состояниях, которые определяют динамику адаптации. Стоит отметить, что изменения в функционировании центральной нервной системы, а именно, преобладание активности подкорковых структур, со снижением активности коры больших полушарий, которая ответственна за работу высших психических функций, может способствовать своеобразию функционирования регуляторных систем в период беременности.
Таким образом, недостаточность обоснованных представлений о роли рефлексии в регуляции психических состояний в период беременности определило необходимость изучения данного вопроса в качестве проблемы диссертационного исследования.
Объект исследования: психические состояния беременных женщин.
Предмет исследования: рефлексивная регуляция психических состояний в период беременности.
Цель исследования: выявить особенности рефлексивной регуляции психических состояний у беременных женщин.
Гипотеза исследования: психические состояния у беременных женщин имеют специфичные особенности в зависимости от уровня и вида рефлексии, а также способности к саморегуляции поведения
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологическую сущность категорий «психическое состояние» и «рефлексия» на основе анализа отечественной и зарубежной литературы, их взаимодействие в процессе саморегуляции субъекта; проанализировать данные имеющихся исследований по проблеме особенностей психических состояний беременных женщин.
2. Рассмотреть специфичные взаимосвязи рефлексии, регуляторных способностей и психических состояний у беременных женщин.
3. Выявить влияние рефлексии на различные психические состояния беременных женщин.
4. Выявить наличие влияния регуляторных способностей беременных женщин на психические состояния.
5. Установить специфику влияния рефлексии на психические состояния беременных женщин в зависимости от их регуляторных способностей.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Работа основывается на общенаучных и психологических принципах субъектнодеятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский), согласно которому психические явления, в том числе и состояния, могут быть изучены в контексте различных форм и видов активности субъекта; системного подхода (В.Н. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен, В.А. Барабанщиков), в рамках которого психическое состояние определяется как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление. В работе использовалась психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности и интегральных психических процессов, рассматривающая рефлексию как сложную систему, синтезирующую в себе отдельные метапроцессы (А.В. Карпов).
Исследование основывается на теоретических подходах к изучению неравновесных психических состояний, возникающих в особых, напряженных условиях жизнедеятельности человека и концепцию системнофункциональной саморегуляции психических состояний А.О. Прохорова. А также мы опирались на работы в области перинатальной психологии Е.А Климовой, И.В. Добрякова, Н.П. Коваленко и теоретические положения физиологов И.П. Павлова, А.Н. Ухтомского, Н.В. Введенского и др.
Методика исследования. Общий объем исследуемой выборки составили 60 беременных женщин в возрасте 21-26 лет, субъективно оценивающие семейную обстановку, как благополучную, не находящиеся под действием дополнительных стрессогенных факторов. Контрольную выборку составили 58 женщин в возрасте 21-25 лет, обучающиеся на различных специальностях в Казанском федеральном университете, не имевшие в своем анамнезе ни одной беременности.
В исследовании использовались следующие методики. Психические состояния беременных женщин изучались с помощью методик: тест самооценки психических состояний Айзенка; краткий вариант методики «Рельеф психического состояния личности» А. О. Прохорова; опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН). Для исследования уровня рефлексивности использовались: методика диагностики рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономаревой; методика рефлексивных процессов: распознавания, осознания, идентификации А.О. Прохорова, А.В. Чернова. Регуляторные способности изучались с помощью методики «Способность к самоуправлению» (тест ССУ) Н. М. Пейсахова.
Для обработки результатов исследования использовались следующие методы математической статистики: описательные статистики, корреляционный анализ методом r-Пирсона, сравнение выборок по T-критерию Сть- юдента независимых выборок, однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA). Полученные данные обрабатывались с помощью программ SPSS 16.0 и Statgraphics Centurion.
Надежность и достоверность результатов обеспечивались непротиворечивостью и теоретической обоснованностью методологических положений; применением валидных, надежных и апробированных диагностических методик, адекватных предмету и задачам исследования; адекватным и корректным применением методов математической статистики; количественным и качественным анализом эмпирического материала и его согласованностью с результатами предшествующих исследований.
Научная новизна исследования. Выявлены специфичные черты рефлексивной регуляции психических состояний в период беременности. Показано, что при высоком уровне регуляторных способностей у беременных женщин понижается тревожность, повышается устойчивость к фруст- рационному воздействию, улучшается функционирование психических процессов, поведение становится более организованным. Низкий уровень способности к самоуправлению соответствует высокой ригидности. Выявлено, что у беременных женщин более значимое влияние на психические состояния оказывает рефлексия, направленная на себя, в отличие от небеременных женщин, у которых важную роль играет рефлексия, направленная на других. Установлена специфика влияния различных видов рефлексии на психические состояния. Так, высокий уровень ретроспективной рефлексии способствует понижению настроения и отрицательным переживаниям, при этом снижается ухудшается функционирование когнитивных и соматических процессов. Высокому уровню перспективной рефлексии соответствует повышение уровня тревожности, при этом отмечается высокий самоконтроль. Средний уровень ретроспективной и проспективной рефлексии является оптимальным. Высокий уровень рефлексии текущей деятельности негативного влияния на психическое состояние не оказывает, напротив, соответствует более организованному и целенаправленному поведению.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется их вкладом в изучение психического функционирования женщины в пе- ринататальный период, а именно рефлексивной регуляции психических состояний.
В исследовании показано влияние различных видов рефлексии на выраженность тех или иных психических состояний. Выявлено своеобразие функционирования рефлексивных механизмов и регуляторных способностей у беременных женщин.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы специалистами, работающими в перинатальной психологии; женской консультации; на основе полученных результатов можно подобрать наиболее соответствующие приемы и методы саморегуляции психических состояний в зависимости от уровня рефлексивности и регуляторных способностей женщины при индивидуальном консультировании и в процессе проведения тренинговых мероприятий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Рефлексии отводится важная роль в регуляции психических состояний у беременных женщин. Она включена как центральное, основное звено в регуляторный процесс как самодетерминирующее и саморегули- рущее начало регуляторных действий субъекта.
2. Психические состояния в период беременности оказывают значимое влияние на качество протекания беременности, физическое благополучие женщины, родоразрешение и будущее здоровья ребенка.
3. Высокий уровень рефлексивности оказывает положительное влияние на определенные состояния, например, способствует снижению агрессивности, в то же время неблагоприятно сказываясь на других: повышается тревожность, происходит ухудшение самочувствия. Проспективная и ретроспективная рефлексия связана с большим количеством отрицательных состояний, текущая рефлексия же оказывает благоприятный эффект. При этом, рефлексия, направленная на себя, связана с более высоким уровнем функционального состояния.
4. Недостаточной сформированность отдельных этапов самоуправления оказывает специфичное влияние на определенные состояния. Повышение тревожности наблюдается при недостаточной сформированности таких этапов, как: анализ противоречий, целеполагание, критерий оценки качества, принятие решений; низкий энергетический уровень психического функционирования отмечается при низкой сформированности этапов: анализ противоречий, критерий оценки качества, принятие решений.
5. Наибольшее количество отрицательных состояний отмечается при низкой способности к самоуправлению, независимо от уровня рефлексивности, а также при высоком уровне рефлексивности с высоким или низким уровнем самоуправления. Наиболее положительные состояния чаще встречаются при среднем уровне рефлексивности с высоким или средним уровнем способности к самоуправлению.
Апробация работы: результаты исследования обсуждались на XXIII и XXIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2016, 2017), Юбилейной Международной школе по психологии состояний (Казань, КФУ, 2016), Итоговой научно-образовательной конференции студентов (Казань, КФУ, 2016), Зимней школе по психологии состояний (Казань, КФУ, 2017).
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, состоящей из 76 наименования (из которых 10 — на иностранном языке), 1 приложение. В работе содержится 6 таблиц и 8 рисунков. Общий объем диссертации 80 страницы.
По теме диссертации имеется 4 публикации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассматривается влияние рефлексии на психические состояния беременных женщин и их способность к саморегуляции. Показано, что изучение особенностей регуляции психических состояний у беременных женщин является важной прикладной задачей, так как во время беременности происходят значительные изменения в психическом функционировании, в связи с необходимостью приспособиться к новому физиологическому состоянию и социально-психологическому статусу. Теоретический анализ литературы показал многоплановость исследований общепсихологических проблем рефлексивной регуляции жизнедеятельности и психических состояний человека, рассматривается регуляция психических состояний в учебной, трудовой деятельности, в то время как специфика саморегуляции состояний при беременности раскрыта недостаточно. Данная работа позволяет обогатить данную область исследований. В теоретической части представлены основания, на которые опирается наше исследование. Обзор научной литературы дает представление о различных подходах к изучению рефлексии, саморегуляции, особенностей состояний при беременности.
В исследовании выявлено своеобразие функционирования рефлексивных механизмов и регуляторных способностей у беременных женщин. Выявлено, что у беременных женщин более значимое влияние на психические состояния оказывает рефлексия, направленная на себя, в отличие от небеременных женщин, у которых важную роль играет рефлексия, направленная на других. Установлена специфика влияния различных видов рефлексии на психические состояния, в зависимости от уровня саморегуляции. Полученных результаты могут помочь в подборе наиболее подходящих приемов и методов саморегуляции психических состояний у беременных женщин в зависимости от уровня рефлексивности и регуляторных способностей. Данная работа вносит вклад в изучение психического функционирования женщины в перинататальный период, а именно рефлексивной регуляции психических состояний.
Таким образом, цель исследования была достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Рефлексии отводится важная роль в регуляции психических состояний у беременных женщин. Она включена как центральное, основное звено в регуляторный процесс как самодетерминирующее и саморегулирующее начало регуляторных действий субъекта.
2. Отличительной особенностью психических состояний беременных женщин является более высокий уровень агрессивности, ухудшение показателей самочувствия, настроения, дискомфорт в соматическом состоянии, менее организованное поведение.
3. Беременным женщинам свойственен более низкий уровень рефлексивности с заметным преобладанием проспективной рефлексии и менее выраженной ретроспективной рефлексией, а также имеется снижение регуляторных способностей.
4. Высокий уровень рефлексивности оказывает положительное влияние на определенные состояния беременных женщин, в то же время неблагоприятно сказываясь на других. Проспективная и ретроспективная рефлексия у беременных женщин связана с большим количеством отрицательных состояний, текущая рефлексия же оказывает благоприятный эффект. При этом, рефлексия, направленная на себя, связана с более высоким уровнем функционального состояния у беременных женщин.
5. Типичными особенностями при недостаточной сформированности отдельных этапов самоуправления у беременных женщин являются: повышенная тревожность, снижение энергетического уровня психической активности, недостаточная гибкость реагирования.
6. Наибольшее количество отрицательных состояний у беременных женщин отмечается при низкой способности к самоуправлению, независимо от уровня рефлексивности, а также при высоком уровне рефлексивности с высоким или низким уровнем самоуправления. Наиболее положительные состояния чаще встречаются при среднем уровне рефлексивности с высоким или средним уровнем способности к самоуправлению.
Перспектива дальнейших исследований состоит в сравнительнокультурном изучении особенностей рефлексивной регуляции психических состояний у беременных женщин, при различных видах патологического протекания беременности, а также специфичное влияние возрастных и других личностных характеристик.
Практические рекомендации. Для благополучного протекания беременности, независимо от сложности текущей ситуации, необходимо развивать навыки самоуправления собственным поведением. Женщинам с высоким уровнем ретроспективной и проспективной рефлексии для снижения тревожности необходимо направлять внимание на текущий момент. При повышенной агрессивности рекомендуется работать над повышением рефлексивности, осуществляя анализ и более полно осознавая ситуацию. Для повышения общего функционального состояния необходимо направить рефлексию на собственные психические процессы, мысли, чувства.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ