ИДЕЯ АНАРХИЗМА В КУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ: НАСЛЕДИЕ ПЕТРА КРОПОТКИНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ
АНАРХИЗМА П.А. КРОПОТКИНА 9
§ 1. Теоретические предпосылки анархизма: Европа и Россия 9
§ 2. Формирование концепции анархизма П.А. Кропоткина 17
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ АНАРХИЗМА КРОПОТКИНА И БАКУНИНА... 28
§ 1. Специфика концепции анархизма П.А. Кропоткина 28
§ 2. Учение М.А. Бакунина: русско-европейский вариант анархизма 39
ГЛАВА 3. НАСЛЕДИЕ ПЕТРА КРОПОТКИНА: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 48
§ 1. Идеи П.А. Кропоткина в современном западном мире 48
§ 2. Идеи П.А. Кропоткина в культурной истории современной России 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ
АНАРХИЗМА П.А. КРОПОТКИНА 9
§ 1. Теоретические предпосылки анархизма: Европа и Россия 9
§ 2. Формирование концепции анархизма П.А. Кропоткина 17
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ АНАРХИЗМА КРОПОТКИНА И БАКУНИНА... 28
§ 1. Специфика концепции анархизма П.А. Кропоткина 28
§ 2. Учение М.А. Бакунина: русско-европейский вариант анархизма 39
ГЛАВА 3. НАСЛЕДИЕ ПЕТРА КРОПОТКИНА: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 48
§ 1. Идеи П.А. Кропоткина в современном западном мире 48
§ 2. Идеи П.А. Кропоткина в культурной истории современной России 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность данной работы заключается в том, что произошедшие в последние годы изменения в социальной, экономической и политической жизни России, привели к изменениям идеологии и культурной ориентации общества. Новые реалии общества, универсализация и глобализация современной цивилизации ставят другие задачи и поднимают незнакомые ранее противоречия в развитии культуры и общества в целом. Реализовывается переход от старой цивилизации к новой, которая характеризуется видоизменившимся набором ценностей, другими представлениями о человеке, обществе и мире. Человек имеет существенно более важную роль образующего фактора субъекта и цивилизации историко-культурного процесса. В таких условиях завоевывает актуальность исследование сторон культурного наследства, которые по ряду причин идеологического и политического характера были недоступны или малоизвестны широкому кругу авторов. К данному явлению российской истории и культуры относится, по нашему мнению, анархизм. Анархией называли хаос, беспорядок, разрушающий и развращающий все культурные традиции. Но сегодня мы должны понять, что теоретические поиски в области безгосударственной организации общества внесли определенный вклад в культурное наследие общества. Анархизм представляет установленный способ осмысления, восприятия и попыток устройства мира.
Анархизм, являясь многозначным явлением общественной жизни, бесспорно, требует комплексного изучения учеными разных общественных дисциплин. Изучение анархизма не как социально-экономической или политической доктрины, а как социокультурного явления, мировоззренческой системы дает возможность глубокого осмысления его сущности. Анализ идейного наследия анархизма в данном контексте носит как научно-теоретическое, так и прикладное, прагматическое значение.
Глубинное изучение истоков, сущности и особенностей этого учения философско-культурологической мысли, может играть большую роль для прогнозирования и анализа событий среди современных общественных движений и течений. Уже не одно столетие анархизм выступает предметом многочисленных дискуссий. Основной причиной этих противоречий являются стереотипы, укоренившиеся, изменяющие реальность.
Как известно ярким приверженцем анархизма как культурного и социально-политического учения является известный идеолог Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921 гг.). Он продолжал идейное наследие русских и западноевропейских анархистов в классическом варианте, поднял данное учение на новый уровень. Он сделал попытку приспособить взгляды классического анархизма к современным условиям, сформировавшимся в Европе во второй половине XIX - первой четверти XX вв. Многое эти идеи были переработаны им относительно российской действительности. Его деятельность порождает большой интерес у исследователей и у современных идеологов анархистского движения. Поэтому в настоящее время можно утверждать об увеличении научного интереса к наследию П.А. Кропоткина.
Важность разработки данной темы связана с актуальностью проблем, которые исследовал П.А. Кропоткин: свобода личности, политическое и неполитическое управление, автономия и самоуправление, критика бюрократизма, отчуждение от власти и собственности, федерализм, перспективы будущего устройства общества, которые составляют всю анархистскую систему П.А. Кропоткина. Многие положения его учения помогают на сегодняшний день осмыслить трудные процессы, происходящие в России. Именно поэтому изучение взглядов и общественной деятельности П.А. Кропоткина вызывает большой интерес в теоретическом и практическом смысле.
Степень научной разработанности проблемы. Тема данного исследования находится на пересечении культурологической, философской, исторической, политической, этической, юридической, социологической и психологической проблематики. Таким образом, на протяжении нескольких лет наследие П.А. Кропоткина рассматривалось с различных точек зрения многими поколениями ученых. Эта эволюция также была связана с социальными, экономическими и политическими условиями формирования общества, а также идеологией.
Первые исследования по данной тематике были посвящены анархическому движению и идеологии, также в частности и системе П.А. Кропоткина. Эти исследования, как правило, носили биографический характер, для которых главным источником послужил труд П.А. Кропоткина - «Записки революционера». В этот период стоит говорить о таких авторах, как А. Амон, И. Ветров, В. Базаров, С. Иванович, Г. Цокколи, А.Э. Мирногоров, П. Эльцбахер, С.А. Раппопорт, Н. Райхесберг, Е.В. Де-Роберти, Э. Реклю и др. Зарубежная библиография о П.А. Кропоткине и его наследии высоко оценивала роль его личности в революционном движении и его вложения в науку. С конца XIX в. и по сегодняшний день были опубликованы работы П. Эльцбахера, М. Неттлау, М. Миллера и др. Марксистско-ленинская библиография, относящаяся к данному периоду, характеризуется трудами Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, И.В. Сталина.
Второй период, условно можно выделить в период с 1917 до начала 1990-х гг., отличался разносторонностью в изучении взглядов П.А. Кропоткина. К этому периоду можно отнести труды исследователей - А.А. Боровой, И. Гроссман-Рощин, Н.М. Лукин, Я.М. Захер, Ю.В. Гридчин, Н.К. Лебедев, И.В. Кузнецов, Н.М. Пирумова, П.Ф. Никандров, В.А. Твардовская,
С.Ф. Ударцев, В.А. Малинин, А.А., Мкртичян, А.А. Галактионов, В.Н. Данилов, Р. Блюм, А.В. Бирюкова, В.А. Дьяков, Г.И., Еремеева, М. Кун, Н.М. Пирумова, С.Ф. Ударцев, Н. М. Пирума, Е. В. Старостин и др.
Третий период, условно можно выделить с 1990-х гг. до сегодняшнего дня. В этот период произошел всплеск научного интереса к личности П.А. Кропоткина и его наследию, появляются новые труды в сфере исследования его учения. Существенно увеличился объем источниковой базы, осуществляется переиздание многих научных произведений, статей, мемуаров, переиздан «Дневник» П.А. Кропоткина. Увеличился и спектр изучаемых тем. К данному периоду можно отнести работы следующих исследователей - С.Ф. Ударцев, В.Д. Ермаков, В.М. Артемов, А.Н. Гарявин, О.Н. Щенникова, Е.В. Филатова, Ю.В. Жуков, А.Г. Иванов, В.В. Ляшенко и др.
Объектом исследования выступает идея анархизма в культурной истории России.
Предметом является концепция анархизма Петра Кропоткина в культурной истории России.
Цель исследования. Анализ концепции идеи анархизма в идейном наследии П.А. Кропоткина и ее роли в культурной истории России.
Для достижения установленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить теоретические предпосылки анархизма: в отечественной и европейской традиции;
- обосновать формирование концепции анархизма П.А. Кропоткина;
- проанализировать формирование и специфику концепции анархизма П.А. Кропоткина;
- охарактеризовать учение М.А. Бакунина как русско-европейский вариант анархизма;
- исследовать роль анархизма П.А. Кропоткина в культурной истории современной России;
- проанализировать значение концепции анархизма П.А. Кропоткина в западной культурно-политической истории.
Методологической основой исследования выступает комплекс различных методов и подходов, где общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, аргументации являются базовыми для всего исследования. Системный метод требуется для общего рассмотрения темы и характеристики ее различных аспектов (например, идейно-политического контекста культурной истории России); сравнительно-исторический метод необходим при исследовании концептуальных трактовок анархизма в синхроническом и диахроническом аспектах. Диалектический метод важен при изучении внутренних противоречий развития идеи анархизма в российской и западной социально-политической традиции. С помощью культурологической компаративистики анализируются прямые и опосредованные взаимосвязи социокультурных и общественно-политических процессов.
Теоретическую базу исследования составили исследования авторов, материалы периодической печати, интернет источники.
Практическая значимость исследования тесно связана с актуальностью темы социокультурной и общественно-политической коммуникации, выводящей на современные вопросы социального управления и/или самоуправления. Концепция анархизма П.А. Кропоткина, разработанная в прошлом столетии, представляет оригинальный вариант ответа на вопросы, которые оказываются чрезвычайно значимыми для российской культурной истории, при этом сохраняющими свою злободневность в новых условиях и обстоятельствах. Выводы представленного исследования могут использоваться при дальнейшем изучении теоретического наследия П.А. Кропоткина, при осмыслении истории, теории и практики анархизма в России, а также развития идей анархизма за рубежом. Также выводы и положения представленной работы могут использоваться в учебном процессе высшей школы - при организации спецсеминаров по культурологии, истории, политологии, разработке учебных курсов и спецкурсов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях различного уровня. Среди них: «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города», название статьи: «Этика взаимопомощи П. А. Кропоткина и ее влияние на развитие социокультурного пространства», (г. Белгород, МБУК Выставочный зал «Родина», 7-8 декабря 2017г.); «XIII Международная научно-практической конференции, название «Сохраняя прошлое, создаём будущее»», название статьи: «Влияние идеи анархизма Петра Кропоткина на социокультурную сферу в контексте российских революций», (г. Пенза, 5 декабря 2017г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Анархизм, являясь многозначным явлением общественной жизни, бесспорно, требует комплексного изучения учеными разных общественных дисциплин. Изучение анархизма не как социально-экономической или политической доктрины, а как социокультурного явления, мировоззренческой системы дает возможность глубокого осмысления его сущности. Анализ идейного наследия анархизма в данном контексте носит как научно-теоретическое, так и прикладное, прагматическое значение.
Глубинное изучение истоков, сущности и особенностей этого учения философско-культурологической мысли, может играть большую роль для прогнозирования и анализа событий среди современных общественных движений и течений. Уже не одно столетие анархизм выступает предметом многочисленных дискуссий. Основной причиной этих противоречий являются стереотипы, укоренившиеся, изменяющие реальность.
Как известно ярким приверженцем анархизма как культурного и социально-политического учения является известный идеолог Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921 гг.). Он продолжал идейное наследие русских и западноевропейских анархистов в классическом варианте, поднял данное учение на новый уровень. Он сделал попытку приспособить взгляды классического анархизма к современным условиям, сформировавшимся в Европе во второй половине XIX - первой четверти XX вв. Многое эти идеи были переработаны им относительно российской действительности. Его деятельность порождает большой интерес у исследователей и у современных идеологов анархистского движения. Поэтому в настоящее время можно утверждать об увеличении научного интереса к наследию П.А. Кропоткина.
Важность разработки данной темы связана с актуальностью проблем, которые исследовал П.А. Кропоткин: свобода личности, политическое и неполитическое управление, автономия и самоуправление, критика бюрократизма, отчуждение от власти и собственности, федерализм, перспективы будущего устройства общества, которые составляют всю анархистскую систему П.А. Кропоткина. Многие положения его учения помогают на сегодняшний день осмыслить трудные процессы, происходящие в России. Именно поэтому изучение взглядов и общественной деятельности П.А. Кропоткина вызывает большой интерес в теоретическом и практическом смысле.
Степень научной разработанности проблемы. Тема данного исследования находится на пересечении культурологической, философской, исторической, политической, этической, юридической, социологической и психологической проблематики. Таким образом, на протяжении нескольких лет наследие П.А. Кропоткина рассматривалось с различных точек зрения многими поколениями ученых. Эта эволюция также была связана с социальными, экономическими и политическими условиями формирования общества, а также идеологией.
Первые исследования по данной тематике были посвящены анархическому движению и идеологии, также в частности и системе П.А. Кропоткина. Эти исследования, как правило, носили биографический характер, для которых главным источником послужил труд П.А. Кропоткина - «Записки революционера». В этот период стоит говорить о таких авторах, как А. Амон, И. Ветров, В. Базаров, С. Иванович, Г. Цокколи, А.Э. Мирногоров, П. Эльцбахер, С.А. Раппопорт, Н. Райхесберг, Е.В. Де-Роберти, Э. Реклю и др. Зарубежная библиография о П.А. Кропоткине и его наследии высоко оценивала роль его личности в революционном движении и его вложения в науку. С конца XIX в. и по сегодняшний день были опубликованы работы П. Эльцбахера, М. Неттлау, М. Миллера и др. Марксистско-ленинская библиография, относящаяся к данному периоду, характеризуется трудами Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, И.В. Сталина.
Второй период, условно можно выделить в период с 1917 до начала 1990-х гг., отличался разносторонностью в изучении взглядов П.А. Кропоткина. К этому периоду можно отнести труды исследователей - А.А. Боровой, И. Гроссман-Рощин, Н.М. Лукин, Я.М. Захер, Ю.В. Гридчин, Н.К. Лебедев, И.В. Кузнецов, Н.М. Пирумова, П.Ф. Никандров, В.А. Твардовская,
С.Ф. Ударцев, В.А. Малинин, А.А., Мкртичян, А.А. Галактионов, В.Н. Данилов, Р. Блюм, А.В. Бирюкова, В.А. Дьяков, Г.И., Еремеева, М. Кун, Н.М. Пирумова, С.Ф. Ударцев, Н. М. Пирума, Е. В. Старостин и др.
Третий период, условно можно выделить с 1990-х гг. до сегодняшнего дня. В этот период произошел всплеск научного интереса к личности П.А. Кропоткина и его наследию, появляются новые труды в сфере исследования его учения. Существенно увеличился объем источниковой базы, осуществляется переиздание многих научных произведений, статей, мемуаров, переиздан «Дневник» П.А. Кропоткина. Увеличился и спектр изучаемых тем. К данному периоду можно отнести работы следующих исследователей - С.Ф. Ударцев, В.Д. Ермаков, В.М. Артемов, А.Н. Гарявин, О.Н. Щенникова, Е.В. Филатова, Ю.В. Жуков, А.Г. Иванов, В.В. Ляшенко и др.
Объектом исследования выступает идея анархизма в культурной истории России.
Предметом является концепция анархизма Петра Кропоткина в культурной истории России.
Цель исследования. Анализ концепции идеи анархизма в идейном наследии П.А. Кропоткина и ее роли в культурной истории России.
Для достижения установленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить теоретические предпосылки анархизма: в отечественной и европейской традиции;
- обосновать формирование концепции анархизма П.А. Кропоткина;
- проанализировать формирование и специфику концепции анархизма П.А. Кропоткина;
- охарактеризовать учение М.А. Бакунина как русско-европейский вариант анархизма;
- исследовать роль анархизма П.А. Кропоткина в культурной истории современной России;
- проанализировать значение концепции анархизма П.А. Кропоткина в западной культурно-политической истории.
Методологической основой исследования выступает комплекс различных методов и подходов, где общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, аргументации являются базовыми для всего исследования. Системный метод требуется для общего рассмотрения темы и характеристики ее различных аспектов (например, идейно-политического контекста культурной истории России); сравнительно-исторический метод необходим при исследовании концептуальных трактовок анархизма в синхроническом и диахроническом аспектах. Диалектический метод важен при изучении внутренних противоречий развития идеи анархизма в российской и западной социально-политической традиции. С помощью культурологической компаративистики анализируются прямые и опосредованные взаимосвязи социокультурных и общественно-политических процессов.
Теоретическую базу исследования составили исследования авторов, материалы периодической печати, интернет источники.
Практическая значимость исследования тесно связана с актуальностью темы социокультурной и общественно-политической коммуникации, выводящей на современные вопросы социального управления и/или самоуправления. Концепция анархизма П.А. Кропоткина, разработанная в прошлом столетии, представляет оригинальный вариант ответа на вопросы, которые оказываются чрезвычайно значимыми для российской культурной истории, при этом сохраняющими свою злободневность в новых условиях и обстоятельствах. Выводы представленного исследования могут использоваться при дальнейшем изучении теоретического наследия П.А. Кропоткина, при осмыслении истории, теории и практики анархизма в России, а также развития идей анархизма за рубежом. Также выводы и положения представленной работы могут использоваться в учебном процессе высшей школы - при организации спецсеминаров по культурологии, истории, политологии, разработке учебных курсов и спецкурсов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях различного уровня. Среди них: «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города», название статьи: «Этика взаимопомощи П. А. Кропоткина и ее влияние на развитие социокультурного пространства», (г. Белгород, МБУК Выставочный зал «Родина», 7-8 декабря 2017г.); «XIII Международная научно-практической конференции, название «Сохраняя прошлое, создаём будущее»», название статьи: «Влияние идеи анархизма Петра Кропоткина на социокультурную сферу в контексте российских революций», (г. Пенза, 5 декабря 2017г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Проведенное исследование особенностей формирования и развития анархизма в культурной истории России на примере крупнейших отечественных мыслителей и общественных деятелей, П.А. Кропоткина и М.А. Бакунина, позволяет сделать вывод - поставленные в начале работы задачи успешно выполнены.
1. При рассмотрении «анархизма» в его широком контексте и смысле было показано - это теоретико-практическое явление общекультурного масштаба, оно составляет значительный сегмент не только отечественной, но и мировой культуры. Различные трактовки и проявления анархизма свидетельствуют о глубинном и глобальном характере данного взгляда на мир, личностной и социальной позиции; примеры его различных модификаций в разных культурах позволяют утверждать, что учение анархизма и сегодня повсеместно играет значительную роль. В середине XIX столетия анархизм приходит в Россию из Европы и, попадая в иное, неевропейское культурное измерение, подвергается изменениям. Присутствие в русском обществе анархических устремлений и мыслей было скорее эмоциональным настроем, чем теоретическим осмысленным руководством к действию. В то время и позднее анархизм выступает не столько как политическое явление, сколько как своеобразный идеал нравственности, противопоставляемый современному классикам данного направления (М. А. Бакунину и П. А. Кропоткину) общественному строю. Отечественные теоретики анархизма бесспорно воздействовали на формирование всей русской дореволюционной культуры. Формирование отечественного анархизма обнаруживает достаточно глубокие исторические корни, и свои, свойственные только российскому укладу, особенности. Анархическим по состоянию было фактически все движение народничества, что подготовило практическое основание для развития теории анархизма.
Начало XX века ознаменовывается активным распространением анархических взглядов в сфере культуры и искусства России, появляются различные смешанные анархические теории.
2. Рассматривая культурно-исторический контекст формирования концепции анархизма П.А. Кропоткина, следует, прежде всего, отметить важный идеологический статус мыслителя в контексте движения анархизма. Он продолжал идейное наследие русских и западноевропейских анархистов в классическом варианте и сделал большой вклад в развитие данного учения. Гуманистическая ценность теоретического наследия П.А. Кропоткина заключается в его стремлении отстоять свободу личности, направленности к служению высоким идеалам общечеловеческой солидарности, к жизни интересами всего общества. Также Кропоткин сделал попытку приспособить положения классического анархизма к современным условиям, которые сложились в Европе во второй половине XIX - первой четверти XX вв. Мыслитель детально исследовал роль государства в истории, считал закономерной революцию и определил ее движущие силы, а также наметил программу послереволюционных преобразований в социальной и экономической сфере. Но в отличие от К. Маркса, который считал, что государство может подчиниться народу, П.А. Кропоткин видел в нем только эксплуататора и угнетателя. Работая над теорией анархизма, он тесно связывал ее с этикой. Мыслитель пришел к выводу, что только развитая этика народа сможет устроить проблемы общественной жизни. В проведенном исследовании подчеркивается, что общие вопросы нравственности, поднятые Кропоткиным - генезис этики, эволюция морали, их перспективы - выступают важнейшим элементом концепции анархизма.
3. В процессе анализа формирования и специфики концепции анархизма П.А. Кропоткина было показано, что главной идеей его анархического учения выступает отрицание всякого насилия; и это составляет основной вклад в теорию и движение анархо-коммунизма, распространившегося в России начала ХХ века. Разработка концепций солидарности и взаимопомощи на основе переосмысленной теории социал- дарвинизма содействовало осознанию культурных и социальных перспектив страны и общества. Кропоткин соотносил все прогрессивное в истории с социальным творчеством людей, с создаваемыми общественными институтами, коммуникативными практиками, культурными навыками и традициями.
Анархистская концепция П. А. Кропоткина состоит из категорий: общественный прогресс, власть, государство, революция. Главным источником социальной несправедливости выступает власть, используя которую, «начальники» обогащаются за счет народа. Отсюда следовала необходимость уничтожения законодательной, исполнительной и судебной форм власти, замещения их высоким нравственным чувством, присущим трудящимся. Государство, считал П. А. Кропоткин, создается искусственно, в целях эксплуатации народа. Оно является главным источником социальной несправедливости, в связи с чем его уничтожение представлялось необходимым условием достижения гармонии в обществе. Средством к осуществлению такой гармонии, то есть, социальным и экономическим регулятором, будет самоорганизация народа на основе природной высокой нравственности. Особенную негативную роль в закреплении социального неравенства играет судебно-исправительная система, возникшая вместе с государством для узаконивания эксплуатации трудящихся. П.А. Кропоткин выступал за отмену смертной казни, аргументируя свою позицию примером, доказывающим бесполезность смертной казни: паритет в уровне развития преступности в странах, где она разрешена и запрещена.
Наиболее законченной темой в творческом наследии П. А. Кропоткина является его теория революции. В основу положен тезис о народной революции как средстве, ликвидирующем верховную власть господствующих классов; при этом упор должен быть сделан на деятельность политической партии. Главная цель социальной революции заключается в разрушении государства в любой его исторической форме. Вместе с тем, теоретическое и практическое внимание должно быть сосредоточено на созидательных проблемах, решаемых народом без всякого давления со стороны каких-либо властных структур. Также, чрезвычайно актуальной оказывается в настоящее время критика П. А. Кропоткиным любых проявлений терроризма как явления, порочащего человечество.
4. Самостоятельной значимой фигурой в истории анархизма — как российского, так и европейского — является М.А. Бакунин, с воззрениями которого П.А. Кропоткин находился в постоянном полемическом диалоге. Теория Бакунина сосредоточена на двух факторах: на отрицании государственности и на попытках обоснования идеала демократического федеративного сосуществования самодеятельных общин, а также на выявлении условий воплощения в жизнь этого идеала. Ведущим в бакунизме был фундаментальный идеал свободы. В работе отмечается, что главной исторической предпосылкой развития анархизма Бакунина - «анархизма- коллективизма», по собственной характеристике мыслителя — явились особенности эволюции российского государства. Основные общественно-политические идеи Бакунина, как и его концепция истории России, сложились ко второй половине 1840-х гг. В «зрелый анархический период» эти воззрения были дополнены теорией «русского народного идеала» и рассмотрением исторических результатов отмены крепостного права в России. Следует подчеркнуть, что во взглядах М. А. Бакунина достаточно органично соединяются несколько философских учений. Прежде всего, это относится к воззрениям радикальной политической философии Европы XVIII- XIX вв., И. Г. Фихте, У. Годвина, Т. Пейна, И. Г. Гердера; также к идеям его европейских современников - П. Ж. Прудона и К. Шмидта. В учении Бакунина нашли отражение взгляды революционных демократов России 1830-х гг., например, К. С. Аксакова и публицистов 1860-х гг. - В. А. Зайцева и Н. В. Соколова, анархистов - ученого географа Л. И. Мечникова и биолога Н. Д. Ножина, революционных народников - А. И. Герцена, Н.К. Михайловского, П. Л. Лаврова. Убежденность М. А. Бакунина в необходимости отмены государства не определяла взгляды всех революционных народников, но влияние его идей было значительным и прослеживалось в воззрениях даже тех из них, кто по убеждению не был анархистом.
5. В настоящее время анархическое движение, опирающееся во многом на анархо-коммунистические идеи П.А. Кропоткина, играет важную роль в идейно-политической и культурной жизни России. Современный этап постклассического анархизма в России начался во второй половине 1980-х гг. - период кризиса государственной системы и идеологии. На рубеже 1980¬1990-х гг. и в дальнейшем начинает происходить постепенный отказ от главенствующего марксистско-ленинского класса, внимание начинает оказываться принципам в анализе места и роли анархизма в культурной истории России.
На первых порах анархизм в нашей стране был представлен маленькими группами анархо-коммунистов, анархо-синдикалистов, анархо- индивидуалистами, анархо-христианами, анархо-биокосмистами. Позднее этот список пополнили новые течения: анархо-индианисты, анархо- экологисты, анархомаргиналы и анархо-пацифисты, привнесшие идеи антифашизма и феминизма.
Множество неполитизированных и политизированных групп позднего анархизма не являлись целостной идеологией, единого общественного движения и культуры с твердой последовательной идейной позицией. Но главным связывающим моментом для них является нигилистическое отношение к власти и государству. Главные положения современного анархизма содержат идеи классического и постклассического периодов.
В представленном исследовании рассматриваются соответствующие примеры: различные направления «панк» культуры в музыке (самый известный российский представитель, поэт и музыкант, Егор Летов), направление «кибер-панк» в кинематографе, различные объединения художников, в том числе акционистов (арт-группа «Война»). Подчеркивается, что при этом анархизм зачастую выступает не только и не столько как политическое течение, сколько как своеобразный нравственный ориентир, идеал.
6. Анархическое движение, опирающееся во многом на анархо-коммунистические идеи П.А. Кропоткина, играет важную роль также в идейно-политической и культурной жизни Западной Европы. Анархизм оказал большое воздействие на становление культуры современного общества и продолжает влиять на такие аспекты, как массовая культура, живопись, музыка, литература.
Анархическое движение, опирающееся во многом на анархо-коммунистическую идею П.А. Кропоткина, играет важную роль в идейно- политической системе Западной Европы. Основными анархо-синдикалистскими организациями, входящими в Международную ассоциацию трудящихся являются - FAU (Freie Arbeiterinnen und Arbeiter Union), Германия, CNT (Confederation nacional del Trabajo), Испания, SolFed (Solidarity federation), Великобритания, L’USI (L’Unione Sindacale Italiana), Италия. Они являются самыми массовыми и представительными как по составу участников, так и по задачам, которые перед собой ставят. Важную часть их работы занимает критика государства и его институтов, поиск новейшей формы организации общества, построенного на принципах взаимной помощи и солидарности, - всё это берет свое начало в деятельности П.А. Кропоткина.
Вечные общечеловеческие и гуманистические идеи, заложенные в основание его теории, выводы о путях формирования общества, сделанные в результате подробных научных исследований, пережив различные исторические эпохи, развились массовым широким движением с большой перспективой развития.
История анархизма и его современное активное состояние показывают, что его дальнейшее развитие будет продолжаться. Анархизм многолик, его можно рассматривать и как одно из политических течений, и как специфическое нравственное учение, и как значимое культурное явление. Его гибкость и постоянная изменчивость свидетельствуют о значительном адаптивном потенциале, возможности приспособиться к различным историческим эпохам и социокультурным обстоятельствам.
1. При рассмотрении «анархизма» в его широком контексте и смысле было показано - это теоретико-практическое явление общекультурного масштаба, оно составляет значительный сегмент не только отечественной, но и мировой культуры. Различные трактовки и проявления анархизма свидетельствуют о глубинном и глобальном характере данного взгляда на мир, личностной и социальной позиции; примеры его различных модификаций в разных культурах позволяют утверждать, что учение анархизма и сегодня повсеместно играет значительную роль. В середине XIX столетия анархизм приходит в Россию из Европы и, попадая в иное, неевропейское культурное измерение, подвергается изменениям. Присутствие в русском обществе анархических устремлений и мыслей было скорее эмоциональным настроем, чем теоретическим осмысленным руководством к действию. В то время и позднее анархизм выступает не столько как политическое явление, сколько как своеобразный идеал нравственности, противопоставляемый современному классикам данного направления (М. А. Бакунину и П. А. Кропоткину) общественному строю. Отечественные теоретики анархизма бесспорно воздействовали на формирование всей русской дореволюционной культуры. Формирование отечественного анархизма обнаруживает достаточно глубокие исторические корни, и свои, свойственные только российскому укладу, особенности. Анархическим по состоянию было фактически все движение народничества, что подготовило практическое основание для развития теории анархизма.
Начало XX века ознаменовывается активным распространением анархических взглядов в сфере культуры и искусства России, появляются различные смешанные анархические теории.
2. Рассматривая культурно-исторический контекст формирования концепции анархизма П.А. Кропоткина, следует, прежде всего, отметить важный идеологический статус мыслителя в контексте движения анархизма. Он продолжал идейное наследие русских и западноевропейских анархистов в классическом варианте и сделал большой вклад в развитие данного учения. Гуманистическая ценность теоретического наследия П.А. Кропоткина заключается в его стремлении отстоять свободу личности, направленности к служению высоким идеалам общечеловеческой солидарности, к жизни интересами всего общества. Также Кропоткин сделал попытку приспособить положения классического анархизма к современным условиям, которые сложились в Европе во второй половине XIX - первой четверти XX вв. Мыслитель детально исследовал роль государства в истории, считал закономерной революцию и определил ее движущие силы, а также наметил программу послереволюционных преобразований в социальной и экономической сфере. Но в отличие от К. Маркса, который считал, что государство может подчиниться народу, П.А. Кропоткин видел в нем только эксплуататора и угнетателя. Работая над теорией анархизма, он тесно связывал ее с этикой. Мыслитель пришел к выводу, что только развитая этика народа сможет устроить проблемы общественной жизни. В проведенном исследовании подчеркивается, что общие вопросы нравственности, поднятые Кропоткиным - генезис этики, эволюция морали, их перспективы - выступают важнейшим элементом концепции анархизма.
3. В процессе анализа формирования и специфики концепции анархизма П.А. Кропоткина было показано, что главной идеей его анархического учения выступает отрицание всякого насилия; и это составляет основной вклад в теорию и движение анархо-коммунизма, распространившегося в России начала ХХ века. Разработка концепций солидарности и взаимопомощи на основе переосмысленной теории социал- дарвинизма содействовало осознанию культурных и социальных перспектив страны и общества. Кропоткин соотносил все прогрессивное в истории с социальным творчеством людей, с создаваемыми общественными институтами, коммуникативными практиками, культурными навыками и традициями.
Анархистская концепция П. А. Кропоткина состоит из категорий: общественный прогресс, власть, государство, революция. Главным источником социальной несправедливости выступает власть, используя которую, «начальники» обогащаются за счет народа. Отсюда следовала необходимость уничтожения законодательной, исполнительной и судебной форм власти, замещения их высоким нравственным чувством, присущим трудящимся. Государство, считал П. А. Кропоткин, создается искусственно, в целях эксплуатации народа. Оно является главным источником социальной несправедливости, в связи с чем его уничтожение представлялось необходимым условием достижения гармонии в обществе. Средством к осуществлению такой гармонии, то есть, социальным и экономическим регулятором, будет самоорганизация народа на основе природной высокой нравственности. Особенную негативную роль в закреплении социального неравенства играет судебно-исправительная система, возникшая вместе с государством для узаконивания эксплуатации трудящихся. П.А. Кропоткин выступал за отмену смертной казни, аргументируя свою позицию примером, доказывающим бесполезность смертной казни: паритет в уровне развития преступности в странах, где она разрешена и запрещена.
Наиболее законченной темой в творческом наследии П. А. Кропоткина является его теория революции. В основу положен тезис о народной революции как средстве, ликвидирующем верховную власть господствующих классов; при этом упор должен быть сделан на деятельность политической партии. Главная цель социальной революции заключается в разрушении государства в любой его исторической форме. Вместе с тем, теоретическое и практическое внимание должно быть сосредоточено на созидательных проблемах, решаемых народом без всякого давления со стороны каких-либо властных структур. Также, чрезвычайно актуальной оказывается в настоящее время критика П. А. Кропоткиным любых проявлений терроризма как явления, порочащего человечество.
4. Самостоятельной значимой фигурой в истории анархизма — как российского, так и европейского — является М.А. Бакунин, с воззрениями которого П.А. Кропоткин находился в постоянном полемическом диалоге. Теория Бакунина сосредоточена на двух факторах: на отрицании государственности и на попытках обоснования идеала демократического федеративного сосуществования самодеятельных общин, а также на выявлении условий воплощения в жизнь этого идеала. Ведущим в бакунизме был фундаментальный идеал свободы. В работе отмечается, что главной исторической предпосылкой развития анархизма Бакунина - «анархизма- коллективизма», по собственной характеристике мыслителя — явились особенности эволюции российского государства. Основные общественно-политические идеи Бакунина, как и его концепция истории России, сложились ко второй половине 1840-х гг. В «зрелый анархический период» эти воззрения были дополнены теорией «русского народного идеала» и рассмотрением исторических результатов отмены крепостного права в России. Следует подчеркнуть, что во взглядах М. А. Бакунина достаточно органично соединяются несколько философских учений. Прежде всего, это относится к воззрениям радикальной политической философии Европы XVIII- XIX вв., И. Г. Фихте, У. Годвина, Т. Пейна, И. Г. Гердера; также к идеям его европейских современников - П. Ж. Прудона и К. Шмидта. В учении Бакунина нашли отражение взгляды революционных демократов России 1830-х гг., например, К. С. Аксакова и публицистов 1860-х гг. - В. А. Зайцева и Н. В. Соколова, анархистов - ученого географа Л. И. Мечникова и биолога Н. Д. Ножина, революционных народников - А. И. Герцена, Н.К. Михайловского, П. Л. Лаврова. Убежденность М. А. Бакунина в необходимости отмены государства не определяла взгляды всех революционных народников, но влияние его идей было значительным и прослеживалось в воззрениях даже тех из них, кто по убеждению не был анархистом.
5. В настоящее время анархическое движение, опирающееся во многом на анархо-коммунистические идеи П.А. Кропоткина, играет важную роль в идейно-политической и культурной жизни России. Современный этап постклассического анархизма в России начался во второй половине 1980-х гг. - период кризиса государственной системы и идеологии. На рубеже 1980¬1990-х гг. и в дальнейшем начинает происходить постепенный отказ от главенствующего марксистско-ленинского класса, внимание начинает оказываться принципам в анализе места и роли анархизма в культурной истории России.
На первых порах анархизм в нашей стране был представлен маленькими группами анархо-коммунистов, анархо-синдикалистов, анархо- индивидуалистами, анархо-христианами, анархо-биокосмистами. Позднее этот список пополнили новые течения: анархо-индианисты, анархо- экологисты, анархомаргиналы и анархо-пацифисты, привнесшие идеи антифашизма и феминизма.
Множество неполитизированных и политизированных групп позднего анархизма не являлись целостной идеологией, единого общественного движения и культуры с твердой последовательной идейной позицией. Но главным связывающим моментом для них является нигилистическое отношение к власти и государству. Главные положения современного анархизма содержат идеи классического и постклассического периодов.
В представленном исследовании рассматриваются соответствующие примеры: различные направления «панк» культуры в музыке (самый известный российский представитель, поэт и музыкант, Егор Летов), направление «кибер-панк» в кинематографе, различные объединения художников, в том числе акционистов (арт-группа «Война»). Подчеркивается, что при этом анархизм зачастую выступает не только и не столько как политическое течение, сколько как своеобразный нравственный ориентир, идеал.
6. Анархическое движение, опирающееся во многом на анархо-коммунистические идеи П.А. Кропоткина, играет важную роль также в идейно-политической и культурной жизни Западной Европы. Анархизм оказал большое воздействие на становление культуры современного общества и продолжает влиять на такие аспекты, как массовая культура, живопись, музыка, литература.
Анархическое движение, опирающееся во многом на анархо-коммунистическую идею П.А. Кропоткина, играет важную роль в идейно- политической системе Западной Европы. Основными анархо-синдикалистскими организациями, входящими в Международную ассоциацию трудящихся являются - FAU (Freie Arbeiterinnen und Arbeiter Union), Германия, CNT (Confederation nacional del Trabajo), Испания, SolFed (Solidarity federation), Великобритания, L’USI (L’Unione Sindacale Italiana), Италия. Они являются самыми массовыми и представительными как по составу участников, так и по задачам, которые перед собой ставят. Важную часть их работы занимает критика государства и его институтов, поиск новейшей формы организации общества, построенного на принципах взаимной помощи и солидарности, - всё это берет свое начало в деятельности П.А. Кропоткина.
Вечные общечеловеческие и гуманистические идеи, заложенные в основание его теории, выводы о путях формирования общества, сделанные в результате подробных научных исследований, пережив различные исторические эпохи, развились массовым широким движением с большой перспективой развития.
История анархизма и его современное активное состояние показывают, что его дальнейшее развитие будет продолжаться. Анархизм многолик, его можно рассматривать и как одно из политических течений, и как специфическое нравственное учение, и как значимое культурное явление. Его гибкость и постоянная изменчивость свидетельствуют о значительном адаптивном потенциале, возможности приспособиться к различным историческим эпохам и социокультурным обстоятельствам.



