ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ
АНАРХИЗМА П.А. КРОПОТКИНА 9
§ 1. Теоретические предпосылки анархизма: Европа и Россия 9
§ 2. Формирование концепции анархизма П.А. Кропоткина 17
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ АНАРХИЗМА КРОПОТКИНА И БАКУНИНА... 28
§ 1. Специфика концепции анархизма П.А. Кропоткина 28
§ 2. Учение М.А. Бакунина: русско-европейский вариант анархизма 39
ГЛАВА 3. НАСЛЕДИЕ ПЕТРА КРОПОТКИНА: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 48
§ 1. Идеи П.А. Кропоткина в современном западном мире 48
§ 2. Идеи П.А. Кропоткина в культурной истории современной России 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность данной работы заключается в том, что произошедшие в последние годы изменения в социальной, экономической и политической жизни России, привели к изменениям идеологии и культурной ориентации общества. Новые реалии общества, универсализация и глобализация современной цивилизации ставят другие задачи и поднимают незнакомые ранее противоречия в развитии культуры и общества в целом. Реализовывается переход от старой цивилизации к новой, которая характеризуется видоизменившимся набором ценностей, другими представлениями о человеке, обществе и мире. Человек имеет существенно более важную роль образующего фактора субъекта и цивилизации историко-культурного процесса. В таких условиях завоевывает актуальность исследование сторон культурного наследства, которые по ряду причин идеологического и политического характера были недоступны или малоизвестны широкому кругу авторов. К данному явлению российской истории и культуры относится, по нашему мнению, анархизм. Анархией называли хаос, беспорядок, разрушающий и развращающий все культурные традиции. Но сегодня мы должны понять, что теоретические поиски в области безгосударственной организации общества внесли определенный вклад в культурное наследие общества. Анархизм представляет установленный способ осмысления, восприятия и попыток устройства мира.
Анархизм, являясь многозначным явлением общественной жизни, бесспорно, требует комплексного изучения учеными разных общественных дисциплин. Изучение анархизма не как социально-экономической или политической доктрины, а как социокультурного явления, мировоззренческой системы дает возможность глубокого осмысления его сущности. Анализ идейного наследия анархизма в данном контексте носит как научно-теоретическое, так и прикладное, прагматическое значение.
Глубинное изучение истоков, сущности и особенностей этого учения философско-культурологической мысли, может играть большую роль для прогнозирования и анализа событий среди современных общественных движений и течений. Уже не одно столетие анархизм выступает предметом многочисленных дискуссий. Основной причиной этих противоречий являются стереотипы, укоренившиеся, изменяющие реальность.
Как известно ярким приверженцем анархизма как культурного и социально-политического учения является известный идеолог Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921 гг.). Он продолжал идейное наследие русских и западноевропейских анархистов в классическом варианте, поднял данное учение на новый уровень. Он сделал попытку приспособить взгляды классического анархизма к современным условиям, сформировавшимся в Европе во второй половине XIX - первой четверти XX вв. Многое эти идеи были переработаны им относительно российской действительности. Его деятельность порождает большой интерес у исследователей и у современных идеологов анархистского движения. Поэтому в настоящее время можно утверждать об увеличении научного интереса к наследию П.А. Кропоткина.
Важность разработки данной темы связана с актуальностью проблем, которые исследовал П.А. Кропоткин: свобода личности, политическое и неполитическое управление, автономия и самоуправление, критика бюрократизма, отчуждение от власти и собственности, федерализм, перспективы будущего устройства общества, которые составляют всю анархистскую систему П.А. Кропоткина. Многие положения его учения помогают на сегодняшний день осмыслить трудные процессы, происходящие в России. Именно поэтому изучение взглядов и общественной деятельности П.А. Кропоткина вызывает большой интерес в теоретическом и практическом смысле.
Степень научной разработанности проблемы. Тема данного исследования находится на пересечении культурологической, философской, исторической, политической, этической, юридической, социологической и психологической проблематики. Таким образом, на протяжении нескольких лет наследие П.А. Кропоткина рассматривалось с различных точек зрения многими поколениями ученых. Эта эволюция также была связана с социальными, экономическими и политическими условиями формирования общества, а также идеологией.
Первые исследования по данной тематике были посвящены анархическому движению и идеологии, также в частности и системе П.А. Кропоткина. Эти исследования, как правило, носили биографический характер, для которых главным источником послужил труд П.А. Кропоткина - «Записки революционера». В этот период стоит говорить о таких авторах, как А. Амон, И. Ветров, В. Базаров, С. Иванович, Г. Цокколи, А.Э. Мирногоров, П. Эльцбахер, С.А. Раппопорт, Н. Райхесберг, Е.В. Де-Роберти, Э. Реклю и др. Зарубежная библиография о П.А. Кропоткине и его наследии высоко оценивала роль его личности в революционном движении и его вложения в науку. С конца XIX в. и по сегодняшний день были опубликованы работы П. Эльцбахера, М. Неттлау, М. Миллера и др. Марксистско-ленинская библиография, относящаяся к данному периоду, характеризуется трудами Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, И.В. Сталина.
Второй период, условно можно выделить в период с 1917 до начала 1990-х гг., отличался разносторонностью в изучении взглядов П.А. Кропоткина. К этому периоду можно отнести труды исследователей - А.А. Боровой, И. Гроссман-Рощин, Н.М. Лукин, Я.М. Захер, Ю.В. Гридчин, Н.К. Лебедев, И.В. Кузнецов, Н.М. Пирумова, П.Ф. Никандров, В.А. Твардовская,
С.Ф. Ударцев, В.А. Малинин, А.А., Мкртичян, А.А. Галактионов, В.Н. Данилов, Р. Блюм, А.В. Бирюкова, В.А. Дьяков, Г.И., Еремеева, М. Кун, Н.М. Пирумова, С.Ф. Ударцев, Н. М. Пирума, Е. В. Старостин и др.
Третий период, условно можно выделить с 1990-х гг. до сегодняшнего дня. В этот период произошел всплеск научного интереса к личности П.А. Кропоткина и его наследию, появляются новые труды в сфере исследования его учения. Существенно увеличился объем источниковой базы, осуществляется переиздание многих научных произведений, статей, мемуаров, переиздан «Дневник» П.А. Кропоткина. Увеличился и спектр изучаемых тем. К данному периоду можно отнести работы следующих исследователей - С.Ф. Ударцев, В.Д. Ермаков, В.М. Артемов, А.Н. Гарявин, О.Н. Щенникова, Е.В. Филатова, Ю.В. Жуков, А.Г. Иванов, В.В. Ляшенко и др.
Объектом исследования выступает идея анархизма в культурной истории России.
Предметом является концепция анархизма Петра Кропоткина в культурной истории России.
Цель исследования. Анализ концепции идеи анархизма в идейном наследии П.А. Кропоткина и ее роли в культурной истории России.
Для достижения установленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить теоретические предпосылки анархизма: в отечественной и европейской традиции;
- обосновать формирование концепции анархизма П.А. Кропоткина;
- проанализировать формирование и специфику концепции анархизма П.А. Кропоткина;
- охарактеризовать учение М.А. Бакунина как русско-европейский вариант анархизма;
- исследовать роль анархизма П.А. Кропоткина в культурной истории современной России;
- проанализировать значение концепции анархизма П.А. Кропоткина в западной культурно-политической истории.
Методологической основой исследования выступает комплекс различных методов и подходов, где общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, аргументации являются базовыми для всего исследования. Системный метод требуется для общего рассмотрения темы и характеристики ее различных аспектов (например, идейно-политического контекста культурной истории России); сравнительно-исторический метод необходим при исследовании концептуальных трактовок анархизма в синхроническом и диахроническом аспектах. Диалектический метод важен при изучении внутренних противоречий развития идеи анархизма в российской и западной социально-политической традиции. С помощью культурологической компаративистики анализируются прямые и опосредованные взаимосвязи социокультурных и общественно-политических процессов.
Теоретическую базу исследования составили исследования авторов, материалы периодической печати, интернет источники.
Практическая значимость исследования тесно связана с актуальностью темы социокультурной и общественно-политической коммуникации, выводящей на современные вопросы социального управления и/или самоуправления. Концепция анархизма П.А. Кропоткина, разработанная в прошлом столетии, представляет оригинальный вариант ответа на вопросы, которые оказываются чрезвычайно значимыми для российской культурной истории, при этом сохраняющими свою злободневность в новых условиях и обстоятельствах. Выводы представленного исследования могут использоваться при дальнейшем изучении теоретического наследия П.А. Кропоткина, при осмыслении истории, теории и практики анархизма в России, а также развития идей анархизма за рубежом. Также выводы и положения представленной работы могут использоваться в учебном процессе высшей школы - при организации спецсеминаров по культурологии, истории, политологии, разработке учебных курсов и спецкурсов.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях различного уровня. Среди них: «Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города», название статьи: «Этика взаимопомощи П. А. Кропоткина и ее влияние на развитие социокультурного пространства», (г. Белгород, МБУК Выставочный зал «Родина», 7-8 декабря 2017г.); «XIII Международная научно-практической конференции, название «Сохраняя прошлое, создаём будущее»», название статьи: «Влияние идеи анархизма Петра Кропоткина на социокультурную сферу в контексте российских революций», (г. Пенза, 5 декабря 2017г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Проведенное исследование особенностей формирования и развития анархизма в культурной истории России на примере крупнейших отечественных мыслителей и общественных деятелей, П.А. Кропоткина и М.А. Бакунина, позволяет сделать вывод - поставленные в начале работы задачи успешно выполнены.
1. При рассмотрении «анархизма» в его широком контексте и смысле было показано - это теоретико-практическое явление общекультурного масштаба, оно составляет значительный сегмент не только отечественной, но и мировой культуры. Различные трактовки и проявления анархизма свидетельствуют о глубинном и глобальном характере данного взгляда на мир, личностной и социальной позиции; примеры его различных модификаций в разных культурах позволяют утверждать, что учение анархизма и сегодня повсеместно играет значительную роль. В середине XIX столетия анархизм приходит в Россию из Европы и, попадая в иное, неевропейское культурное измерение, подвергается изменениям. Присутствие в русском обществе анархических устремлений и мыслей было скорее эмоциональным настроем, чем теоретическим осмысленным руководством к действию. В то время и позднее анархизм выступает не столько как политическое явление, сколько как своеобразный идеал нравственности, противопоставляемый современному классикам данного направления (М. А. Бакунину и П. А. Кропоткину) общественному строю. Отечественные теоретики анархизма бесспорно воздействовали на формирование всей русской дореволюционной культуры. Формирование отечественного анархизма обнаруживает достаточно глубокие исторические корни, и свои, свойственные только российскому укладу, особенности. Анархическим по состоянию было фактически все движение народничества, что подготовило практическое основание для развития теории анархизма.
Начало XX века ознаменовывается активным распространением анархических взглядов в сфере культуры и искусства России, появляются различные смешанные анархические теории.
2. Рассматривая культурно-исторический контекст формирования концепции анархизма П.А. Кропоткина, следует, прежде всего, отметить важный идеологический статус мыслителя в контексте движения анархизма. Он продолжал идейное наследие русских и западноевропейских анархистов в классическом варианте и сделал большой вклад в развитие данного учения. Гуманистическая ценность теоретического наследия П.А. Кропоткина заключается в его стремлении отстоять свободу личности, направленности к служению высоким идеалам общечеловеческой солидарности, к жизни интересами всего общества. Также Кропоткин сделал попытку приспособить положения классического анархизма к современным условиям, которые сложились в Европе во второй половине XIX - первой четверти XX вв. Мыслитель детально исследовал роль государства в истории, считал закономерной революцию и определил ее движущие силы, а также наметил программу послереволюционных преобразований в социальной и экономической сфере. Но в отличие от К. Маркса, который считал, что государство может подчиниться народу, П.А. Кропоткин видел в нем только эксплуататора и угнетателя. Работая над теорией анархизма, он тесно связывал ее с этикой. Мыслитель пришел к выводу, что только развитая этика народа сможет устроить проблемы общественной жизни. В проведенном исследовании подчеркивается, что общие вопросы нравственности, поднятые Кропоткиным - генезис этики, эволюция морали, их перспективы - выступают важнейшим элементом концепции анархизма.
3. В процессе анализа формирования и специфики концепции анархизма П.А. Кропоткина было показано, что главной идеей его анархического учения выступает отрицание всякого насилия; и это составляет основной вклад в теорию и движение анархо-коммунизма, распространившегося в России начала ХХ века. Разработка концепций солидарности и взаимопомощи на основе переосмысленной теории социал- дарвинизма содействовало осознанию культурных и социальных перспектив страны и общества. Кропоткин соотносил все прогрессивное в истории с социальным творчеством людей, с создаваемыми общественными институтами, коммуникативными практиками, культурными навыками и традициями.
Анархистская концепция П. А. Кропоткина состоит из категорий: общественный прогресс, власть, государство, революция. Главным источником социальной несправедливости выступает власть, используя которую, «начальники» обогащаются за счет народа. Отсюда следовала необходимость уничтожения законодательной, исполнительной и судебной форм власти, замещения их высоким нравственным чувством, присущим трудящимся. Государство, считал П. А. Кропоткин, создается искусственно, в целях эксплуатации народа. Оно является главным источником социальной несправедливости, в связи с чем его уничтожение представлялось необходимым условием достижения гармонии в обществе. Средством к осуществлению такой гармонии, то есть, социальным и экономическим регулятором, будет самоорганизация народа на основе природной высокой нравственности. Особенную негативную роль в закреплении социального неравенства играет судебно-исправительная система, возникшая вместе с государством для узаконивания эксплуатации трудящихся. П.А. Кропоткин выступал за отмену смертной казни, аргументируя свою позицию примером, доказывающим бесполезность смертной казни: паритет в уровне развития преступности в странах, где она разрешена и запрещена.
Наиболее законченной темой в творческом наследии П. А. Кропоткина является его теория революции. В основу положен тезис о народной революции как средстве, ликвидирующем верховную власть господствующих классов; при этом упор должен быть сделан на деятельность политической партии. Главная цель социальной революции заключается в разрушении государства в любой его исторической форме. Вместе с тем, теоретическое и практическое внимание должно быть сосредоточено на созидательных проблемах, решаемых народом без всякого давления со стороны каких-либо властных структур. Также, чрезвычайно актуальной оказывается в настоящее время критика П. А. Кропоткиным любых проявлений терроризма как явления, порочащего человечество.
4. Самостоятельной значимой фигурой в истории анархизма — как российского, так и европейского — является М.А. Бакунин, с воззрениями которого П.А. Кропоткин находился в постоянном полемическом диалоге. Теория Бакунина сосредоточена на двух факторах: на отрицании государственности и на попытках обоснования идеала демократического федеративного сосуществования самодеятельных общин, а также на выявлении условий воплощения в жизнь этого идеала. Ведущим в бакунизме был фундаментальный идеал свободы. В работе отмечается, что главной исторической предпосылкой развития анархизма Бакунина - «анархизма- коллективизма», по собственной характеристике мыслителя — явились особенности эволюции российского государства. Основные общественно-политические идеи Бакунина, как и его концепция истории России, сложились ко второй половине 1840-х гг. В «зрелый анархический период» эти воззрения были дополнены теорией «русского народного идеала» и рассмотрением исторических результатов отмены крепостного права в России. Следует подчеркнуть, что во взглядах М. А. Бакунина достаточно органично соединяются несколько философских учений. Прежде всего, это относится к воззрениям радикальной политической философии Европы XVIII- XIX вв., И. Г. Фихте, У. Годвина, Т. Пейна, И. Г. Гердера; также к идеям его европейских современников - П. Ж. Прудона и К. Шмидта. В учении Бакунина нашли отражение взгляды революционных демократов России 1830-х гг., например, К. С. Аксакова и публицистов 1860-х гг. - В. А. Зайцева и Н. В. Соколова, анархистов - ученого географа Л. И. Мечникова и биолога Н. Д. Ножина, революционных народников - А. И. Герцена, Н.К. Михайловского, П. Л. Лаврова. Убежденность М. А. Бакунина в необходимости отмены государства не определяла взгляды всех революционных народников, но влияние его идей было значительным и прослеживалось в воззрениях даже тех из них, кто по убеждению не был анархистом.
5. В настоящее время анархическое движение, опирающееся во многом на анархо-коммунистические идеи П.А. Кропоткина, играет важную роль в идейно-политической и культурной жизни России. Современный этап постклассического анархизма в России начался во второй половине 1980-х гг. - период кризиса государственной системы и идеологии. На рубеже 1980¬1990-х гг. и в дальнейшем начинает происходить постепенный отказ от главенствующего марксистско-ленинского класса, внимание начинает оказываться принципам в анализе места и роли анархизма в культурной истории России.
На первых порах анархизм в нашей стране был представлен маленькими группами анархо-коммунистов, анархо-синдикалистов, анархо- индивидуалистами, анархо-христианами, анархо-биокосмистами. Позднее этот список пополнили новые течения: анархо-индианисты, анархо- экологисты, анархомаргиналы и анархо-пацифисты, привнесшие идеи антифашизма и феминизма.
Множество неполитизированных и политизированных групп позднего анархизма не являлись целостной идеологией, единого общественного движения и культуры с твердой последовательной идейной позицией. Но главным связывающим моментом для них является нигилистическое отношение к власти и государству. Главные положения современного анархизма содержат идеи классического и постклассического периодов.
В представленном исследовании рассматриваются соответствующие примеры: различные направления «панк» культуры в музыке (самый известный российский представитель, поэт и музыкант, Егор Летов), направление «кибер-панк» в кинематографе, различные объединения художников, в том числе акционистов (арт-группа «Война»). Подчеркивается, что при этом анархизм зачастую выступает не только и не столько как политическое течение, сколько как своеобразный нравственный ориентир, идеал.
6. Анархическое движение, опирающееся во многом на анархо-коммунистические идеи П.А. Кропоткина, играет важную роль также в идейно-политической и культурной жизни Западной Европы. Анархизм оказал большое воздействие на становление культуры современного общества и продолжает влиять на такие аспекты, как массовая культура, живопись, музыка, литература.
Анархическое движение, опирающееся во многом на анархо-коммунистическую идею П.А. Кропоткина, играет важную роль в идейно- политической системе Западной Европы. Основными анархо-синдикалистскими организациями, входящими в Международную ассоциацию трудящихся являются - FAU (Freie Arbeiterinnen und Arbeiter Union), Германия, CNT (Confederation nacional del Trabajo), Испания, SolFed (Solidarity federation), Великобритания, L’USI (L’Unione Sindacale Italiana), Италия. Они являются самыми массовыми и представительными как по составу участников, так и по задачам, которые перед собой ставят. Важную часть их работы занимает критика государства и его институтов, поиск новейшей формы организации общества, построенного на принципах взаимной помощи и солидарности, - всё это берет свое начало в деятельности П.А. Кропоткина.
Вечные общечеловеческие и гуманистические идеи, заложенные в основание его теории, выводы о путях формирования общества, сделанные в результате подробных научных исследований, пережив различные исторические эпохи, развились массовым широким движением с большой перспективой развития.
История анархизма и его современное активное состояние показывают, что его дальнейшее развитие будет продолжаться. Анархизм многолик, его можно рассматривать и как одно из политических течений, и как специфическое нравственное учение, и как значимое культурное явление. Его гибкость и постоянная изменчивость свидетельствуют о значительном адаптивном потенциале, возможности приспособиться к различным историческим эпохам и социокультурным обстоятельствам.
1. Абалкин Л.И. Слово о Кропоткине. - В 4 т. Т. 3. / Л.И. Абалкин - М., 2000. - 442 с.
2. Анархизм: сб. науч. тр. / Гос. публ. ист. б-ка России; предисловие Е.В. Старостина. - М.:, 1999. - 241 с.
3. Арефьев М.А. Философия анархизма: очерки истории / М.А. Арефьев - СПб.: Пушкин, 1992. - 196 с.
4. Артемов В. М. Проблема свободы: М. Бакунин и П. Кропоткин / В.М. Артемов // Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. - М., 1995. - №1. - С. 26 - 43.
5. Артемов В.М. Гуманистическая этика П.А. Кропоткина: единство свободы и нравственности / В.М. Артемов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия - 2004. - №2. - С. 3 -14.
6. Артемов В.М. М.А. Бакунин: к свободе через образование / В.М. Артемов // Социал.-полит, журнал. - 1995. - № 4. - С. 196 - 207.
7. Бабаян А.В. П.А.Кропоткин о нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире - 2017. - №1. - С. 124 -126.
8. Багдасарян Н.Г. Культурология / Н.Г. Багдасарян - М.: Юрайт, 2014. - 556 с.
9. Басов В.О. Нравственные основы правоотношений в концепциях анархо-синдикализма М.А. Бакунина и анархо-коммунизма П.А. Кропоткина / В.О. Басов // Вестник Поволжской академии государственной службы - 2008. - № 2. - С. 72 -77.
10. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев - М.: Мысль, 1990. - 207 с.
11. Бирюков А.В. П.А. Кропоткин и A.M. Атабекян / А.В. Бирюков // Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина - М.: Рос. Ак- мия Наук,- 1992. - С. 26 - 38.
12. Боровой А.А. Анархизм / А.А. Боровой - М.: Революция и культура, 1918. -172 с.
13. Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований / Л.И. Бородкин // Новая и новейшая история - 2003. - № 23. - С.56 -60.
14. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетическая философия истории / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский С.Д. // Общественные науки и современность - 2006. - № 1. - С. 109 -121.
15. Бученков Д.Е. Анархисты в России в конце XX века / Д.Е. Бученков - М., 2016. - 134 с.
16. Бученков Д.Е. Анархисты СССР и Перестройка: предпосылки возникновения анархистских групп в СССР и их отношение к Перестройке / Д.Е. Бученков - Н.Новгород-Касимов, 2010. - 59 с.
17. Гарявин А.Н. Пропагандистская деятельность П.А. Кропоткина (1873 -1921 гг.): автореф. дис.... канд. ист. наук: 07.00.02 / А.Н. Гарявин. - СПб., 2007. -25 с.
18. Герасимов, Н.И. Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина: дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Н.И. Герасимов. - Москва, 2013. - 167 с.
19. Горский В.В. П.А. Кропоткин: опыт рассуждения о минимизации количества жертв гражданской войны / В.В. Горский // Война и революция: социальные процессы и катастрофы - 2016. - С. 127 -131.
20. Драч Г.В. Культурология / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель. - СПб.: Питер, 2013. - 384 с.
21. Евланников В.П. П.А. Кропоткин о возникновении государства / В.П. Евлампиев // Символ науки - 2017. - Т. 1. - № 1. - С. 115 -117.
22. Евланников В.П. Социалистические идеи русских революционеров демократов. Общество, на-ука и иннов-ции / В.П. Евланников // Сборник Международной научно-практической конференции.
- Уфа 2017. - 222 с.
23. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Социальная революция М.А-. Бакунина. Закономерности и тенденции ра-звития на-уки в современном обществе / В.П. Евланников, Г.Е. Евла-нникова // Сборник Междуна-родной научно -практической конференции. - Уфа 2015. - 224 с.
24. Жуков Ю.В. Политические идеи анархизма П. А. Кропоткина в
контексте современности: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.01 / Ю.В. Жуков. - Саратов, 2006. - 236 с.Канев С. Н. Революция и анархизм. Из истории
борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840
- 1917гг.) / С.Н. Канев. - М.: Мысль, 1987. - 328 с.
25. Кассиров А.Г. П.А. Кропоткин - ученый и мыслитель / А.Г. Кассиров // Вестник Мурманского государственного технического университета - 2008. - Т. 11. - № 1. - С. 59 -63.
26. Кондратьева Т.А. Проблема социального идеала в русском классическом анархизме: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин: дисс.... канд. философ. наук: 09.00.13 / Кондратьева Т.А. - Чита, 2006. - 219 с.
27. Кравченко А.И. Культурология / А.И. Кра-вченко. - М.:
Проспект, 2014. - 286 с.
28. Красиков В.И. Кропоткин П.А. / В.И. Красиков // Философия в России. - 1994. - №3. - С. 38 -57.
29. Кропоткин П.А. Хлеб и Воля / П.А. Кропоткин. - М., 1990. - 411 с.
30. Кропоткин П.А. Собрание сочинений: В 7 т. / П.А. Кропоткин. - СПб.: Знание, 1906 -1907гг.
31. Кропоткин П.А. Аграрный вопрос / П.А. Кропоткин - М., 1990. 32 с.
32. Кропоткин П.А. Анархическая работа во время революции / П.А. Кропоткин - М.: Голос труда, 1918. - 32 с.
33. Кропоткин П.А. Анархия / П.А. Кропоткин - Лондон: Хлеб и Воля, 1912. -67 с.
34. Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал / П.А. Кропоткин - М.: ЭКСМО Пресс, 1999. - 864 с.
35. Кропоткин П.А. Анархия. Анархическая работа во время революции / П.А. Кропоткин - Б.и., 1900. - 32с.
36. Кропоткин П.А. Век ожидания / П.А. Кропоткин; пер. с франц. Н.А. Критской; под ред. Н.К. Лебедева - М.: Голос труда, 1925. - 172 с.
37. Кропоткин П.А. Великая Французская революция 1789 -1793 /
П.А. Кропоткин; прим. А.В. Гордона, Е.В. Старостина; ст. В.М. Далина, Е.В. Старостина - М.: Наука, 1979. - 576 с.
38. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции / П.А. Кропоткин - Харьков, 1919. - 232 с
39. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей: общедоступное изложение по П. Кропоткину / П.А. Кропоткин - М, 1924. - 62 с.
40. Кропоткин П.А. Государство и его роль в истории / П.А. Кропоткин - М.: Тип. Моск. совета солдат, депутатов, 1917. - 63 с.
41. Кропоткин П.А. Дневники разных лет. / П.А. Кропоткин; сост., подг. текста, примеч. и им. указ. А.П. Лебедева; вступ. ст. А.В. Аникина - М.: Сов. Россия, 1992. - 464 с.
42. Кропоткин П.А. Записки революционера / П.А. Кропоткин - М.: Мысль, 1966. - 504 с.
43. Кропоткин П.А. Записки революционера / П.А. Кропоткин - СПб.: Электропечатная Четверикова, 1907. - 345 с.
44. Кропоткин П.А. Земледелие, промышленность, ремесло / П.А. Кропоткин // Наука и технология. - М., 1990. - С. 142 - 157.
45. Кропоткин П.А. Наказание смертной казнью / П.А. Кропоткин // Смертная казнь: за и против. - М., 1989. - С. 219 - 221.
46. Кропоткин П.А. Открытое письмо к западно-европейским рабочим / П.А. Кропоткин - М.: Почин, 1918. - 8 с.
47. Кропоткин П.А. Парижская коммуна / П.А. Кропоткин - М.: В.Д. Карчагин, 1906. - 84 с.
48. Кропоткин П.А. Письма из Восточной Сибири / П.А. Кропоткин; сост. В.А. Маркин, Е.В. Старостин. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983. - 192 с.
49. Кропоткин П.А. Русская революция / П.А. Кропоткин - Б.м.: Группа Хлеб и воля, 1905. - 15 с.
50. Литошенко А.Р. Проблемы революции в теоретическом наследии основоположников российского анархизма / А.Р. Литошенко // Вестник Московского университета-. - 2011. - № 6. - С. 14 -24.
51. Ляшенко В.В. П.А. Кропоткин: от анархизма к правовому государству / В.В. Ляшенко // Современное право. - 2016. - № 4. - С. 136 -141.
52. Мартынов М.Ю. Концепт путешествие в русском анархизме (Бакунин, Кропоткин, Боровой, братья Гордины и др.) / М.Ю. Мартынов - Новосибирск, 2015. - 532 с.
53. Петроченко А.М. П.А. Кропоткин - теоретик анархизма / А.М. Петроченко // Забайкалье историческое. - 2014. - №3. - С. 188 -192.
54. Поляков Д.Б. Современный анархизм и социальная безопасность / Д.Б. Поляков // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса. - Нижний Новгород. - 2012. - С. 233 -234.
55. Поляков Д.Б. Новые аспекты анархизма: социальная экология и анархо -примитивизм / Д.Б. Поляков // Материалы XIV межрегиональной научной конференции молодых ученых. - Новосибирск: Омега Принт. - 2015. - С. 190 -193.
56. Поляков Д.Б. Анархизм и этатизм в диалектике политического сознания Д.Б. Поляков // Молодежная весна - 2015: материалы XLII Научно - пра-ктической конференции молодых исследова-телей Забайкальского государственного университета: в 2 ч. - Чита: За-бГУ. - 2015. - С. 302 -312.
57. Проказин В.В. П.А. Кропоткин о прогрессе / В.В. Проказин // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2005. - № 30. - С. 12 -14.
58. Рахманинова М.Д. Кропоткин и Штирнер: современность как точка встречи полюсов анархизма / М.Д. Рахманинова // Вопросы философии. - 2013. - № 4. - С. 99 -111.
59. Сафронов О.С. Петр Алексеевич Кропоткин как теоретик и пропагандист анархизма, как историк: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / О.С. Сафронов - Воронеж, 2000. - 198 с.
60. Сафронов О.С. Проблемы эволюции общества и государства в идеологии русского анархизма (М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин): автореферат дис. ... доктор. ист. наук: 07.00.02 / О.С. Сафронов, Тамбов, 2015. - 25 с.
61. Северикова Н.М. Кропоткин П.А. / Н.М. Северикова // Новая философская энциклопедия . - 2010. - №1. - С. 332 -333.
62. Смирнов М.Ю. Работа «Современная наука и анархия» как отражение политических взглядов П.А. Кропоткина на проблему анархии / М.Ю. Смирнов // ФОн -наука. - 2012. - № 9 (12). - С. 12 -13.
63. Соловьёва Н.В. Пётр Алексеевич Кропоткин - создатель принципов этики общества будущего / Н.В. Соловьёва // Акмеология. - 2017. - № 2 (58). - С. 13 -16.
64. Солонин Ю.Н. Культурология / Ю.Н. Солонин - М.: Юрайт,2015. - 576 с.
65. Сухов А.Д. П.А. Кропоткин как философ / А.Д. Сухов - Москва, 2007. - 178 с.
66. Сухов А.Д. Философский аспект творчества П. А. Кропоткина (к
85-летию со дня смерти) / А.Д. Сухов // Философия и общесто. - 2006.№2. - С.53 -70.
67. Талерова П.И. Анархизм: pro et contra, антология / П.И. Талерова // Сост., вступ. статья, коммент. П. И. Талерова - СПб.: РХГА, 2017. -1142 с.
68. Филатова, Е.В. Социально -этические аспекты философского учения П.А. Кропоткина: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Филатова Е.В - Москва, 2009. - 346 с.
69. Ширинянц А.А. Кропоткин П.А. Избранные труды / А.А. Ширинянц - Москва, 2010. - 203 с.
70. Щенникова О.Н. П. А. Кропоткин в контексте истории русского анархизма: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / О.Н. Щенникова - Барнаул, 2006. - 221 с.