Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы младшего школьника при работе с картиной в процессе обучения русскому языку 3
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной сферы младших школьников 7
1.2. Пути развития эмоциональной сферы в научно-педагогической
литературе 15
1.3. Значение работы с картиной в развитии эмоциональной сферы младших
школьников в процессе обучения русскому языку 22
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий развития эмоциональной сферы при работе с картиной в процессе обучения учащихся
4-х классов русскому языку 29
2.1. Выявление уровня развития эмоциональной сферы 29
учащихся 4-х классов 29
2.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы при работе с
картиной в процессе обучения русскому языку 33
2.3. Анализ результатов эксперимента 48
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список использованной литературы
Для современной педагогики характерна направленность на личностноориентированное образование. Эмоциональное развитие личности составляет одно из условий успешности её реализации. Эмоции есть важнейшее средство общения и регулятор социального поведения человека. Эта социальная природа чувств и эмоций проявляется наиболее чётко в непосредственном общении с другими людьми, коллективом, обществом. Однако, как отмечают исследователи (Н.Г. Гаранян, Д. Гоулмен, В.И. Петрушин, А.Б. Холмогорова и др.), для современной системы образования, направленной прежде всего на приобретение теоретических знаний, характерно недостаточное внимание к данной проблеме, в результате чего происходит усиление негативных эмоциональных проявлений, отсутствие навыков самопонимания и самовыражения, способности воспринимать прекрасное. Решение этих задач может быть успешно осуществлено на уроках русского языка в процессе работы с картинами. Искусство занимает особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка. Влияние искусства на уровень развития эмоционально-эстетического сопереживания отражено в работах Л.С. Выготского, С.М. Каргапольцева, Б.М. Неменского, В.Г. Ражникова, Б.П. Юсова и др.
ФГОС начального общего образования ориентируется не только на предметные, но и метапредметные, личностные результаты. В личностных универсальных действиях выделяют такие задачи, как развитие чувства прекрасного и эстетических чувств младших школьников [13].
Но на сегодняшний день в практике обучения русскому языку младших школьников использование картинной наглядности не отличается разнообразием форм и видов работ, часто носит эпизодический бессистемный характер. Не случайно уроки русского языка с использованием живописи становятся зачастую шаблонными, не способствующими развитию эмоциональной сферы учащихся. При подготовке к таким урокам не всегда учитывается психологический аспект воздействия произведений живописи на учеников.
В связи с этим нами была определена тема исследования "Работа с картиной как средство развития эмоциональной сферы младших школьников"
Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках русского языка при использовании картин.
Предмет исследования - педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников в процессе обучения русскому языку при использовании картин.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития
эмоциональной сферы младших школьников при работе с картиной в процессе обучения русскому языку.
Гипотеза исследования. Процесс развития эмоциональной сферы при организации работы по картине в процессе обучения русскому языку будет более эффективным, если реализуются такие педагогические условия, как:
- обогащение содержания работы с картинами на уроках русского языка
за счёт введения в образовательный процесс ситуаций,
активизирующих эмоциональную сферу учащихся;
- осуществление отбора произведений живописи с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой развития эмоциональной сферы младших школьников;
- организация совместной творческой деятельности педагога и учащихся, основанной на единении эмоционально-ценностных отношений.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
2. Определение критериев (диагностики) развития эмоциональной сферы младших школьников;
3. Выявление уровня развития эмоциональной сферы у учащихся 4-х классов;
4. Определить педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников при работе с картиной в процессе обучения русскому языку.
Методологической основой исследования явились концепции гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, А.А. Баранов, Р.А. Валеева и др.); положения отечественной и зарубежной психологии о природе и сущности эмоций (П.К. Анохин, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, и др.); теория развития связной речи младших школьников (М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, М. С. Соловейчики др.); положения лингводидактики о средствах обучения русскому языку (Е. А. Быстрова, И. П. Цыбулько и др.)
Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: 1) теоретические: анализ научной литературы по педагогике, педагогической психологии, анализ информационных ресурсов сети Интернет; 2) эмпирические: наблюдение, беседа, метод анкетирования, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, 3) экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Габишевская СОШ им. М.А.Гареева» Лаишевского муниципального района РТ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования (приемы и методы работы с картинами на уроках русского языка и во внеурочное время, критерии отбора произведений живописи с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой развития эмоциональной сферы младших школьников; виды совместной творческой деятельности педагога и учащихся и т. д.) могут быть использованы в практике организации работы с картинами в процессе обучения русскому языку.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.
Для современной педагогики характерна направленность на личностноориентированное образование. Эмоциональное развитие личности составляет одно из условий успешности её реализации. Эмоции есть важнейшее средство общения и регулятор социального поведения человека. Эта социальная природа чувств и эмоций проявляется наиболее чётко в непосредственном общении с другими людьми, коллективом, обществом.
Исследование развития эмоциональной сферы, её структуры, содержания, места и роли в образовании младших школьников потребовало изучения работ по психологии, педагогике, где накоплен достаточный опыт по обозначенной проблеме. В ходе исследования были рассмотрены и определены ключевые понятия исследуемой проблемы: «эмоциональная сфера личности», «развитие эмоциональной сферы», «критерии эмоционального развития», «эмоционально-ценностное переживание». Анализ педагогической литературы показал, что в современном обществе эмоциональность является ключевым фактором, обеспечивающим жизненный успех. Эмоции оказывают значительное влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие,
воображение, память, мышление. От эмоций, которые чаще всего испытывает ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с людьми, а, значит, и успешность его социального развития. Анализ научнотеоретической литературы позволил рассматривать эмоциональное развитие как сложный закономерный процесс качественных изменений личности в контексте её социализации и предполагает умение понимать и выражать своё эмоциональное состояние, определять эмоциональное состояние другого, способность к проявлению эстетических эмоций, к эмпатии, сбалансированность эмоций.
Проведена экспериментальная проверка эффективности разработанных педагогических условий, применены диагностические средства, адекватные выявленным критериям эмоционального развития. Анализ динамики развития эмоциональной сферы в экспериментальной группе показал положительные и статистически значимые изменения по всем критериям.
Подводя итоги настоящего исследования, можно говорить о том, что основная цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников при работе с картиной в процессе обучения русскому языку, - достигнута.
В ходе проведения теоретического и эмпирического анализа была подтверждена гипотеза исследования и сделан вывод о том, что процесс развития эмоциональной сферы будет более эффективным при выполнении обозначенных педагогических условий.
1. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- 144 с.
3. Андреева Е.М. Создание эстетической среды как важное средство воспитания школьников. // Средовый подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям: Материалы Респ. науч. конф. Ижевск: УдГУ, 2005.-С. 40-41
4. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.-С. 181-187.
5. Ахмадуллина Ф.Ю. Картина как средство развития речи татарских школьников, издательство "Хэтер", 1999г.
6. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей. Серия «Мир вашего ребёнка». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 416 с.
7. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982.-288 с.
8. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1997. - 574с.
9. Бодалёв А.А., Ковалёв Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление. // Педагогика. 1992. - № 5 - 6. - С. 65 - 70.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142с.
13. Выготский JI.C. Воспитание эмоционального поведения. //
Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - С. 94-107.
14. Гессен С.И. Основы педагогики. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
15. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2004. 60 с.
16. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных: Соч. Т.5. М.-Л., 1953.-С. 659-680.
17. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев: Политиздат Украины, 1987. -139 с.
18. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб: Изд. «Лань», 2000.- 192 с.
19. Изард К.Е. Эмоции человека / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.440 с.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176 с.
22. Корчак Я. Воспитание личности: Кн. для учителя / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. В.Ф.Кочнев. М.: Просвещение, 1992. - 285с.
23. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. / Пер. с англ. — М.: Совершенство, 1997. 320 с.
24. Немов Р.С. Общие основы психологии: Книга первая. М.:
«ВЛАДОС»,1994.-572 с.
25.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1999. - 448 с.
26.Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. 105 с.
27.Олыианникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. - 80 с. ЮО.Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения./Сост.
28. Психология личности и деятельности школьника. /Под ред. А.В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
29. РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.
30. Рубинштейн С.Л. Эмоции. // Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 2.-С. 140-181.
31. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе; Сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. - Т. 2. -336 с.
32. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и
технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. - 120с.
33. Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С.Соловейчик. М.: Изд-во полит, лит., 1973.-С. 170-171.
34. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.
35. Трофимова Г.С. Основы педагогической
коммуникативной компетентности: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. -76 с.
36. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд-во АПНРСФСР, 1950. -Т.1.-776 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
38. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972. - 380 с.
39. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1991. -232 с.
40. Шарапова Е.М. Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования. Ижевск 2006г.
41. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.:
Педагогика, 1980. - Т. 1. 370 е.; Т. 2. - 388 с.
42.Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики: (педагогическая наука реформе школы). / Под ред. М.Д. Таборидзе. -М.:
Педагогика, 1988. - 104 с.
43. Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. М.: Айрис-пресс, 2004. - 128 с.
44. Daniel Goleman. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More than IQ. - New York: Bantam Books, 1997. 394 p.
45. Plutchik R. The emotions: Facts, theories and new model. N.Y.: Random House., 1962.-204 p.169. http://festival. 1 september.ru/2004171