Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА С КАРТИНОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №61271

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы младшего школьника при работе с картиной в процессе обучения русскому языку 3
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной сферы младших школьников 7
1.2. Пути развития эмоциональной сферы в научно-педагогической
литературе 15
1.3. Значение работы с картиной в развитии эмоциональной сферы младших
школьников в процессе обучения русскому языку 22
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий развития эмоциональной сферы при работе с картиной в процессе обучения учащихся
4-х классов русскому языку 29
2.1. Выявление уровня развития эмоциональной сферы 29
учащихся 4-х классов 29
2.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы при работе с
картиной в процессе обучения русскому языку 33
2.3. Анализ результатов эксперимента 48
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список использованной литературы


Для современной педагогики характерна направленность на личностноориентированное образование. Эмоциональное развитие личности составляет одно из условий успешности её реализации. Эмоции есть важнейшее средство общения и регулятор социального поведения человека. Эта социальная природа чувств и эмоций проявляется наиболее чётко в непосредственном общении с другими людьми, коллективом, обществом. Однако, как отмечают исследователи (Н.Г. Гаранян, Д. Гоулмен, В.И. Петрушин, А.Б. Холмогорова и др.), для современной системы образования, направленной прежде всего на приобретение теоретических знаний, характерно недостаточное внимание к данной проблеме, в результате чего происходит усиление негативных эмоциональных проявлений, отсутствие навыков самопонимания и самовыражения, способности воспринимать прекрасное. Решение этих задач может быть успешно осуществлено на уроках русского языка в процессе работы с картинами. Искусство занимает особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка. Влияние искусства на уровень развития эмоционально-эстетического сопереживания отражено в работах Л.С. Выготского, С.М. Каргапольцева, Б.М. Неменского, В.Г. Ражникова, Б.П. Юсова и др.
ФГОС начального общего образования ориентируется не только на предметные, но и метапредметные, личностные результаты. В личностных универсальных действиях выделяют такие задачи, как развитие чувства прекрасного и эстетических чувств младших школьников [13].
Но на сегодняшний день в практике обучения русскому языку младших школьников использование картинной наглядности не отличается разнообразием форм и видов работ, часто носит эпизодический бессистемный характер. Не случайно уроки русского языка с использованием живописи становятся зачастую шаблонными, не способствующими развитию эмоциональной сферы учащихся. При подготовке к таким урокам не всегда учитывается психологический аспект воздействия произведений живописи на учеников.
В связи с этим нами была определена тема исследования "Работа с картиной как средство развития эмоциональной сферы младших школьников"
Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках русского языка при использовании картин.
Предмет исследования - педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников в процессе обучения русскому языку при использовании картин.
Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития
эмоциональной сферы младших школьников при работе с картиной в процессе обучения русскому языку.
Гипотеза исследования. Процесс развития эмоциональной сферы при организации работы по картине в процессе обучения русскому языку будет более эффективным, если реализуются такие педагогические условия, как:
- обогащение содержания работы с картинами на уроках русского языка
за счёт введения в образовательный процесс ситуаций,
активизирующих эмоциональную сферу учащихся;
- осуществление отбора произведений живописи с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой развития эмоциональной сферы младших школьников;
- организация совместной творческой деятельности педагога и учащихся, основанной на единении эмоционально-ценностных отношений.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
2. Определение критериев (диагностики) развития эмоциональной сферы младших школьников;
3. Выявление уровня развития эмоциональной сферы у учащихся 4-х классов;
4. Определить педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников при работе с картиной в процессе обучения русскому языку.
Методологической основой исследования явились концепции гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, А.А. Баранов, Р.А. Валеева и др.); положения отечественной и зарубежной психологии о природе и сущности эмоций (П.К. Анохин, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, и др.); теория развития связной речи младших школьников (М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, М. С. Соловейчики др.); положения лингводидактики о средствах обучения русскому языку (Е. А. Быстрова, И. П. Цыбулько и др.)
Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: 1) теоретические: анализ научной литературы по педагогике, педагогической психологии, анализ информационных ресурсов сети Интернет; 2) эмпирические: наблюдение, беседа, метод анкетирования, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, 3) экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Габишевская СОШ им. М.А.Гареева» Лаишевского муниципального района РТ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования (приемы и методы работы с картинами на уроках русского языка и во внеурочное время, критерии отбора произведений живописи с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой развития эмоциональной сферы младших школьников; виды совместной творческой деятельности педагога и учащихся и т. д.) могут быть использованы в практике организации работы с картинами в процессе обучения русскому языку.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для современной педагогики характерна направленность на личностноориентированное образование. Эмоциональное развитие личности составляет одно из условий успешности её реализации. Эмоции есть важнейшее средство общения и регулятор социального поведения человека. Эта социальная природа чувств и эмоций проявляется наиболее чётко в непосредственном общении с другими людьми, коллективом, обществом.
Исследование развития эмоциональной сферы, её структуры, содержания, места и роли в образовании младших школьников потребовало изучения работ по психологии, педагогике, где накоплен достаточный опыт по обозначенной проблеме. В ходе исследования были рассмотрены и определены ключевые понятия исследуемой проблемы: «эмоциональная сфера личности», «развитие эмоциональной сферы», «критерии эмоционального развития», «эмоционально-ценностное переживание». Анализ педагогической литературы показал, что в современном обществе эмоциональность является ключевым фактором, обеспечивающим жизненный успех. Эмоции оказывают значительное влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие,
воображение, память, мышление. От эмоций, которые чаще всего испытывает ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с людьми, а, значит, и успешность его социального развития. Анализ научнотеоретической литературы позволил рассматривать эмоциональное развитие как сложный закономерный процесс качественных изменений личности в контексте её социализации и предполагает умение понимать и выражать своё эмоциональное состояние, определять эмоциональное состояние другого, способность к проявлению эстетических эмоций, к эмпатии, сбалансированность эмоций.
Проведена экспериментальная проверка эффективности разработанных педагогических условий, применены диагностические средства, адекватные выявленным критериям эмоционального развития. Анализ динамики развития эмоциональной сферы в экспериментальной группе показал положительные и статистически значимые изменения по всем критериям.
Подводя итоги настоящего исследования, можно говорить о том, что основная цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников при работе с картиной в процессе обучения русскому языку, - достигнута.
В ходе проведения теоретического и эмпирического анализа была подтверждена гипотеза исследования и сделан вывод о том, что процесс развития эмоциональной сферы будет более эффективным при выполнении обозначенных педагогических условий.


1. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- 144 с.
3. Андреева Е.М. Создание эстетической среды как важное средство воспитания школьников. // Средовый подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям: Материалы Респ. науч. конф. Ижевск: УдГУ, 2005.-С. 40-41
4. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.-С. 181-187.
5. Ахмадуллина Ф.Ю. Картина как средство развития речи татарских школьников, издательство "Хэтер", 1999г.
6. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей. Серия «Мир вашего ребёнка». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 416 с.
7. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982.-288 с.
8. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1997. - 574с.
9. Бодалёв А.А., Ковалёв Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление. // Педагогика. 1992. - № 5 - 6. - С. 65 - 70.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142с.
13. Выготский JI.C. Воспитание эмоционального поведения. //
Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - С. 94-107.
14. Гессен С.И. Основы педагогики. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
15. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2004. 60 с.
16. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных: Соч. Т.5. М.-Л., 1953.-С. 659-680.
17. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев: Политиздат Украины, 1987. -139 с.
18. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб: Изд. «Лань», 2000.- 192 с.
19. Изард К.Е. Эмоции человека / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.440 с.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176 с.
22. Корчак Я. Воспитание личности: Кн. для учителя / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. В.Ф.Кочнев. М.: Просвещение, 1992. - 285с.
23. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. / Пер. с англ. — М.: Совершенство, 1997. 320 с.
24. Немов Р.С. Общие основы психологии: Книга первая. М.:
«ВЛАДОС»,1994.-572 с.
25.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1999. - 448 с.
26.Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. 105 с.
27.Олыианникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. - 80 с. ЮО.Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения./Сост.
28. Психология личности и деятельности школьника. /Под ред. А.В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
29. РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.
30. Рубинштейн С.Л. Эмоции. // Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 2.-С. 140-181.
31. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе; Сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. - Т. 2. -336 с.
32. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и
технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. - 120с.
33. Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С.Соловейчик. М.: Изд-во полит, лит., 1973.-С. 170-171.
34. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. - 191 с.
35. Трофимова Г.С. Основы педагогической
коммуникативной компетентности: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. -76 с.
36. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд-во АПНРСФСР, 1950. -Т.1.-776 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
38. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972. - 380 с.
39. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1991. -232 с.
40. Шарапова Е.М. Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования. Ижевск 2006г.
41. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.:
Педагогика, 1980. - Т. 1. 370 е.; Т. 2. - 388 с.
42.Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики: (педагогическая наука реформе школы). / Под ред. М.Д. Таборидзе. -М.:
Педагогика, 1988. - 104 с.
43. Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. М.: Айрис-пресс, 2004. - 128 с.
44. Daniel Goleman. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More than IQ. - New York: Bantam Books, 1997. 394 p.
45. Plutchik R. The emotions: Facts, theories and new model. N.Y.: Random House., 1962.-204 p.169. http://festival. 1 september.ru/2004171


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ