Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №61266

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
592
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы формирования интонационной культуры младших школьников в процессе овладения монологической речью на уроках русского языка 10
1.1. Понятие интонационной культуры речи младших
школьников и её компонентов в лингвистической и методической литературе 10
1.2. Проблема формирования интонационной культуры
младших школьников в истории методической науки 19
1.3. Современные подходы к формированию интонационной
культуры младших школьников в процессе овладения монологической речью на уроках русского языка 29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию интонационной культуры младших школьников в процессе овладения монологической речью на уроках русского языка 39
2.1. Диагностика интонационной культуры речи учащихся
экспериментального класса 39
2.2. Организация и проведение работы по формированию
интонационной культуры речи младших школьников в процессе овладения монологической речью 43
2.3. Динамика сформированности интонационной культуры
речи учащихся экспериментального класса 51
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложение 65


Актуальность исследования. Культура разговорной речи - одна из важнейших задач обучения родному языку. Проблема развития интонационной выразительности речи долгое время волновала учителей начальных классов. И это не по причине того, что детям ничего неизвестно об интонации. Именно интонация раньше всего усваивается детьми вместе с речью. Но в российской системе образования долгое время не уделялось внимание интонационной культуре младших школьников. Интонационная выразительность речи и чтения не получала должного внимания со стороны учителя, так как развитие орфографических навыков и исправление ошибок поглощали все свободное время.
Современные учебные программы по русскому языку для начальных классов, действующие в настоящее время, выдвигают целую систему мер, повышающих культуру устной речи школьников. В программе «Школа России» одной из главных задач ставят формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека по русскому языку; программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты (Климанова, 1999, 52). В частности неоднократно упоминается о развитии умения у младших школьников воспринимать речь на слух, слушать рассказывание или чтение учителя, соблюдать интонацию не только при чтении, но и при передаче прочитанного и высказывании. Уделяется большое внимание и звуковой стороне речи: «Учитель проводит упражнения по развитию речевого слуха, - подчеркивает объяснительная записка, вырабатывает у учащихся ясное, достаточно громкое, правильное литературное произношение слов, обращает внимание на правильную интонацию» (Горецкий 2001, 60).
Долгое время на звучащую речь не обращали пристального внимания, в настоящее время эта ситуация изменилась. Было время, когда считалось, что выразительно говорить должны только актеры, ораторы, то есть те, кто должен выступать публично. Но в XIX веке перед школой ставились вопросы выразительности «живой речи».
С середины XIX века лингвисты начинают интересоваться интонационной стороной произносимой речи. Они исследуют речь именно с ее звуковой стороны. Ими разрабатываются теоретические вопросы, которые связаны с интонацией. Известные лингвисты А.И. Пешковский и А.А. Шахматов в своих исследованиях укрепляли взгляд на интонацию как необходимое грамматическое средство оформления предложения. В 70-80-е годы XX века публикуются работы, рассматривающие выразительное чтение как особое искусство (Д. Коровяков. «Искусство выразительного чтения», Э. Озаровский. «Музыка живого слова», В.К. Сережников. «Мастерство чтеца», Г.В. Артоболевский. «Очерки по художественному чтению»). В них предлагаются приемы произнесения текста перед аудиторией.
Необходимость формирования у обучающихся умения использовать средства выразительности устной речи подчеркивается в трудах В. А. Артёмова, И.Я. Блинова, Н.И. Жинкина, Л. А. Горбушиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.А. Рыбниковой, Б.С. Найдёнова, М.А. Соловейчик, О.В. Кубасовой и др.
В практике в процессе обучения интонационной выразительности речи младших школьников встречаются определенные трудности. Первая трудность в недостатке времени на уроке русского языка, поскольку большая часть урока отводится усвоению учебной темы и формированию соответствующих учебных умений по предмету. Еще одна трудность здесь заключается и в комплексности обучения звучащей речи: обучать интонационной речи приходится сразу, одновременно, от звуков и фонем до выразительности речи. Чем раньше дети получат представление об интонационной выразительности речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. На учителя возлагается сложная обязанность научить языку, то есть передать новому поколению наш язык, обогатить словарный запас детей, научить выражать свои мысли и чувства.
В связи вышеизложенным, нами были выявлены следующие противоречия, имеющие место в школьной практике:
- между требованиями современных программ по русскому языку в области формирования звуковой культуры речи и отсутствием таких навыков у большинства выпускников начального звена школы;
- между необходимостью организации работы по формированию выразительности устной речи младших школьников и отсутствием методических рекомендаций для учителя по планированию и проведению такой работы в системе уроков русского языка.
В связи с установленными противоречиями мы остановили свой выбор на следующей теме магистерского исследования: «Формирование интонационной культуры младших школьников в процессе овладения монологической речью на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования интонационной культуры младших школьников в процессе овладения монологической речью на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: методика работы над звуковой культурой речи младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование интонационной культуры речи младших школьников в процессе овладения монологической речью на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование интонационной культуры младших школьников в процессе овладения монологической речью на уроках русского языка будет эффективным, если:
- планируется работа с учетом требований программы и возможностей учебных книг по русскому языку;
- в процессе изучения учебных тем используются специальные упражнения с учетом компонентного состава интонации;
- учащиеся активизируют приобретаемые умения на других уроках и в практике повседневного общения.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой темы.
2. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Организовать экспериментальную работу на уроках русского языка по теме исследования.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся, метод математической и графической обработки данных, моделирование учебного процесса.
Методологическую основу исследования составляют работы, рассматривающие выразительное чтение как особое искусство (Д. Коровяков «Искусство выразительного чтения», Э. Озаровский «Музыка живого слова», В.К. Сережников «Мастерство чтеца», Г.В. Артоболевский «Очерки по художественному чтению»); исследования, описывающие работу над средствами речевой выразительности В.А. Артёмова, И.Я. Блинова, Н.И. Жинкина, Л. А. Горбушиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.А. Рыбниковой, Б. С. Найдёнова, М.А. Соловейчик, О.В. Кубасовой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты конкретизируют и расширяют представления о формах и приёмах работы над интонационной культурой речи младших школьников на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий формирования интонационной культуры младших школьников на уроках русского языка.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов» с. Городище Старооскольского городского округа. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «Б» класса.
Этапы исследования:
1) (2014-2015 гг.) Изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
2) (2015-2016 гг.) Определение научного аппарата исследования, структуры магистерской работы, изучение педагогического опыта работы по проблеме исследования, определение основных этапов эксперимента и апробация педагогических условий в школьной практике, проведение диагностических и контрольных исследований познавательных универсальных учебных действий младших школьников экспериментального класса в соответствии с подобранными методиками, проведение
8 формирующего этапа исследования, в ходе которого осуществлялась проверка положений гипотезы исследования.
3) (2016-2017 гг.) Подведение итогов экспериментальной работы, анализ результатов исследования, литературное оформление текста магистерской работы, выводов и заключения.
Апробация и внедрение результатов исследования представляет собой участие в региональной научно-практической конференции, приуроченной к 140-летию Белгородского государственного национального исследовательского университета «Интеграция ресурсов как условие повышения качества образовательного процесса» в г. Старый Оскол, 12 апреля 2016 года, с докладом по теме исследования.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, определяется гипотеза, задачи, методы и база исследования.
В первой главе «Лингвометодические основы формирования интонационной культуры младших школьников на уроках русского языка» даётся определение понятию «интонация», раскрываются и характеризуются её составные части. Также излагается история становления методики работы над связной речью младших школьников, определяются тенденции её развития, а также педагогический опыт, имеющийся в школьной практике по теме исследования.
Во второй главе «Экспериментальная работа формированию интонационной культуры младших школьников в процессе овладения монологической речью на уроках русского языка» приводятся результаты анализа современных программ и учебников по русскому языку для организации работы, направленной на формирование интонационной культуры младших школьников. Также предлагается система упражнений для совершенствования интонационных навыков и навыков выразительной речи и сделаны методические выводы.
В заключении содержатся выводы и обобщения по магистерской диссертации.
Библиографический список включает 61 источник. Магистерская диссертация расположена на 65 страницах.
В приложении содержатся описание заданий диагностических методик констатирующего и контрольного этапов эксперимента, конспекты уроков русского языка по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Усвоение языка и развитие речи продолжается всю жизнь. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Культура разговорной речи - одна из важнейших задач обучения родному языку. Проблема развития интонационной выразительности речи долгое время волновала учителей начальных классов. И это не по причине того, что детям ничего неизвестно об интонации. Именно интонация раньше всего усваивается детьми вместе с речью. Но в российской системе образования долгое время не уделялось внимание интонационной культуре младших школьников. Интонационная выразительность речи и чтения не получала должного внимания со стороны учителя, так как развитие орфографических навыков и исправление ошибок поглощали все свободное время.
Изучение опыта работы по формированию интонационной культуры речи младших школьников убедило нас в том, что научить детей выразительно говорить и читать - большой и кропотливый труд. В первой главе мы провели анализ лингвистической литературы по теме. Мы рассмотрели понятия русской интонации и ее компонентов, различные интонационные типы предложений, типы интонационных конструкций и основы теории выразительности речи.
В процессе своего исследования мы оперилась на работы Е.И. Брызгуновой, Н.И. Шанского, В.Н. Перетрухина, Л.Р. Зиндера и др. Анализ лингвистических источников позволил нам сделать вывод о том, что исследователи, занимающиеся проблемой интонации, придерживаются различных точек зрения. Мы охарактеризовали важнейшие признаки интонации и показали их взаимосвязь.
Методика интонационной работы имеет свою историю, традиции, достижения, хотя многие из них, к сожалению, сегодня не внедрены в практику массовой школы.
История методики свидетельствует: работа над интонационной культурой речи занимает важное место при обучении синтаксису, пунктуации, выразительному чтению; эффективность проведения интонационной проведения интонационной работы в рамках реализации принципа коммуникативной направленности доказана
Во второй главе мы обосновали методические условия по развитию интонационной культуры младших школьников. Мы изучили методическую литературу, педагогический опыт учителей по теме исследования. В процессе исследования мы проанализировали возможности современных программ и учебников по русскому языку в развитии интонационной выразительности речи. Нами подобран дидактический материал, который может быть рекомендован учителям начальных классов для организации работы по формированию интонационной культуры младших школьников.
В ходе экспериментального исследования мы убедились в том, что только целенаправленная и систематическая работа может помочь учителю в решении такой сложной проблемы как формирование интонационной культуры речи. Мы убедились, что при развитии у младших школьников выразительности речи и чтения учителю начальных классов необходимо соблюдать постепенность, последовательность, памятуя о комплексности задачи и сложности ее выполнения.
Результаты работ, выполненных учащимися, подтвердили гипотезу нашего исследования. Умелое руководство со стороны учителя процессом формирования интонационной культуры речи, систематическое выполнение заданий способствую не только развитию звучащей речи и выразительному чтению, но и всесторонне развивает детей, обогащает их знания об окружающей действительности. С помощью родной речи ребенок развивается и интеллектуально и эмоционально, учится видеть богатство родного языка, проникается национальной гордостью за свой язык, ощущает себя неотъемлемой частицей своего народа, своей страны.
Таким образом, мы убедились в том, что только целенаправленная и систематическая работа над усвоением интонации способствует формированию интонационной культуры младших школьников. Кроме этого, учитывая возможности учебников по русскому языку, учителю необходимо творчески подходить к организации такой работы в классе, привлекая дополнительный дидактический материал в виде специальных упражнений, направленных на развитие интонационной культуры.



1. Аксенов В.П. Физолирика. / В.П. Аксенов. - 2008. - 25 с
2. Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. М., 1959.
3. Бойкина М.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь 4 класс / М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение. - 2014. 50 с.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоений знаний в школе: учебное пособие для студентов педагогической специальности /Д.Н. Кознов; Москва: Издательство академии педагогических наук, 2008. - 345 с.
5. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
6. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русского языка. М., 1977.
7. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
8. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. / Б.А. Буяльский. - М.: Просвещение, 2006. - 320 с.
9. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2000.
10. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения//Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
11. Выготский Л.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов психологических университетов / Л.С. Выготский; Москва: Высшее образование, 2006. - 460 с.
12. Гальперин П.Я. Психология детства: учебник / П.Я. Гальперин; СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 365 с.
13. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. Б.С. Гершунский; М.: Педагогика, 2010. - 264 с.
14. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей / Л.А. Горбушина; М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
15. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. «Русский язык». 1 класс. М., 2001.
16. Гуро-Фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи / В.Г. Гуро-Фролова // Начальная школа. - 1991. - № 2. - С. 22 - 25.
17. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка: учебник для педагогических вузов / В.В. Давыдов; М, 1990. - С. 12 - 27.
18. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. / О.В. Джежжелей // Начальная школа. - 1989. - №1. - С. 33-38.
19. Журавлев А.П. Звук и смысл: пособие для учителей. / А.П. Журавлев; М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
20. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения: учебное пособие для студентов. / Т.Ф. Завадская; М.: Просвещение, 1997. - 300 с.
21. Завадская Т.Ф. Роль выразительного чтения в эстетическом развитии учащихся. М., 1960.
22. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников./ Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С. 44-54.
23. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л., 1979.
24. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. М., 1970.
25. Икрамова С.А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьника начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук / С.А.Икрамова. - Душанбе. 2010. - 23 с.
26. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение: методические рекомендации для учителей / Е. Н. Меллер. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
27. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения//Начальная школа. - 1991. - № 8 - с. 22-24.
28. Климанова Л. Ф. Обучение чтению в начальных классах. /
Л. Ф. Климанова // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 52-56.
29. Климанова Л.Ф. Литературное чтение: учебник для 3 класса /
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. - М.: Просвещение. -
2014. - 224 с.
30. Климанова Л.Ф. Рабочие программы: 1-4 классы: пособие для учителя / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. - М.: Просвещение. - 2014. - 250.
31. Кубасова О.В. Выразительное чтение: учебник для педагогических вузов / О.В. Кубасова. М.: Академия, 2009. - 144 с.
32. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебник /
А.Н. Леонтьев. М.: Академия, 2010. - 290 с.
34. Ломов А.М. Типология простого предложения в современном русском языке. - В., 1996.
35. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебник / М.Р. Львов. М.: Академия,
2011. - 315 с.
36. Львов М.П. Речь младших школьников и пути ее развития. / М.П. Львов. - М.: Просвещение. 2008. - 220 с.
37. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
38. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед.вузов. / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. М., 1987.
39. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. М., 1975.
40. Мухина А.Ф. Изучение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений//Начальная школа. - 1985. - № 9 - с. 39-42.
41. Найденов Б.С. и др. Методика выразительного чтения. М., 1977.
42. Найденов В.С. Основы методики выразительного чтения: пособие для учителя. / В.С. Найденов. М.: Просвещение, 2010. - 126 с.
43. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для вузов / Р.С. Немов. М.: Владос, 2011. - 640 с.
44. Оморокова М.И. Преодоление трудностей обучения. / М.И. Оморокова. - М.:1991. - 321 с.
45. Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. В., 1973.
46. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.
47. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. / Т.Г. Рамзаева. - СПб.: Специальная литература. 2007. - 145 с.
48. Рыбникова М.А. Обучение литературному чтению. / М.А. Рыбникова.-М.: Типография РГГУ, 2010. - 315 с.
49. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2005. - № 2.
50. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. / Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1980. - 200 с.
51. Стефаненко Н.А. Литературное чтение: Методические рекомендации / Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова. М.: Просвещение. - 2014. - 340 с.
52. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов педагогических заведений. / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия,
2012. - 288 с.
53. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 2008 г. - 400 с.
54. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред.
А.И. Пискунова. - М., 2012 г. - 315 с.
55.Черемисина-Еникополова Н.В. Законы и правила русской интонации. М..1999.
56.Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Рекомендации родителям. // Я-мама. - 2006. - №2. - С.45-48.
57. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. М., 1981.
58. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительной речи на уроках русского языка//Начальная школа - 1989 - № 4 - с. 13-14.
59. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительной речи на уроках русского языка//Начальная школа - 1990 - № 10 - с. 21-22.
60. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительной речи на уроках русского языка//Начальная школа - 1991 - № 4 - с. 10-18.
61. Ярославцев А. А. Аудиоприложение по литературному чтению на электронном носителе: электронный носитель / А.А. Ярославцев. -М.: Просвещение. - 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ