Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Католическая Церковь в России: трансформации XX века

Работа №61264

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
266
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Влияние социокультурных трансформаций на положение католичества в Российской империи 6
1.1. Нормативно-правовое положение Русской Католической
Церкви: от Петровских реформ к XX веку 6
1.2. Закон 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» в
контексте укрепления католичества в Российской империи 11
ГЛАВА 2. Римско-католическая Церковь в Советском государстве: первая половина ХХ века 20
2.1. Революционные надежды и утраты
(католичество в период Февральской и Октябрьской революций 1917 года) 20
2.2. Положение Католической Церкви в молодом Советском государстве 22
2.3. Вторая мировая война и новые повороты в истории русского
католичества 28
ГЛАВА 3. Статус Римско-католической Церкви в России второй половины ХХ века 31
3.1. Католичество в СССР в контексте послевоенных настроений...31
3.2. Католическая Церковь в постсоветский период 34
Заключение 41
Список литературы 44
Приложение 1. Список католических церквей, построенных в Санкт- Петербурге в период 1716-1917 гг 49
Приложение 2. Список католических приходов латинского обряда Северо-Западного региона по состоянию на 2000 год

Общеисторическая практика говорит нам о том, что религиозные идеи являются неотъемлемой частью отдельно взятого человека, целой нации и государства, особенно такого многоконфессионального, как Россия. На протяжении веков люди спорят о главенствующей роли того или иного выбора, изучая догмы и доктрины разных религий.
Римско-католическая Церковь - крупнейшая ветвь христианства. Сами католики дают следующее определение своей церкви: «Католическая церковь - Церковь, основанная и возглавляемая Иисусом Христом, которую Он предназначил всему человечеству ради его спасения и в которой присутствует вся полнота средств спасения».
Начиная с давних времён, территория России плотно заселена представителями разных религиозных конфессий, история каждой из которых имеет свой длинный путь. «Возникновение догм и предрассудков в отношении истории Римско-католической Церкви России было связано не только с отсутствием достоверной и полной информации, но и с определёнными политическими целями» , - пишет профессор О. А. Лиценбергер. В связи с этим исследование непростого пути становления и развития католических институтов в России представляется одной из актуальных тем в современной культурологии.
Анализ института русского католичества, историческая ретроспектива развития Католической Церкви и дипломатических отношений между российским государством и Ватиканом, и, прежде всего, социокультурное влияние на сложившиеся русские традиции, устои и образ жизни - очень важный, интересный и, несомненно, актуальный вопрос.
Роль, место и значение, которые играет Католическая Церковь в культурной жизни многоконфессионального российского государства, история становления ее институтов, их деятельность на территории российского государства представляют несомненный исследовательский интерес.
Важными исследовательскими вопросами являются темы формирования, становления и развития идей Католической Церкви в России в контексте межкультурных обменов, а также социокультурных трансформаций, всегда влияющих на отношения между институтами церкви и власти. В наши дни этот вопрос не перестаёт быть актуальным, что подталкивает нас на новые исследования.
Объектом данной работы является Римско-католическая Церковь. Предметом мы выделили место и статус католичества в контексте русской культурной традиции ХХ века, динамика культурного и исторического влияния данного феномена с учётом социокультурных и общественно-политических трансформаций двадцатого столетия.
Важнейшей целью было, продолжая исследование культурологических тенденций формирования и развития института католичества на территории России в ХХ веке, рассмотреть факторы, повлиявшие на распространение католической традиции в русской культуре; рассмотреть нормативно-правовое положение Католической церкви ХХ века в рамках русской истории и культуры: становление, эволюцию и правовую регламентацию существования в Российской Империи, СССР и России Римско-католической Церкви, а также отдельно рассмотреть некоторые тенденции развития католического духовного образования в Санкт-Петербурге и других городах ХХ века.
Поставленная цель конкретизируется в постановке и решении ряда задач. Во-первых, провести исторический обзор становления католичества в русской культуре на волне революционных процессов и Великой Отечественной войны; показать легитимное положение католичества и укрепление его позиций в России на материале периодической печати. Во- вторых, затронуть вопрос религиозного соотношения католической и православной церквей. В-третьих, рассмотреть современное положение Русской Католической Церкви и тенденции возрождения католической культуры в стране.
Благодаря открывшемуся в последние годы доступу к ранее закрытым архивным материалам и возможности использования широкого круга ресурсов стало доступным глубокое изучение данной проблематики.
В основу теоретических источников нашего исследования легли работы таких исследователей как А.Н. Андреев, М.А. Булавина, И.Н. Вибе, Э. Винтер, С. Голованов, И.Р. Григулевич, В.Л. Задворный, О.А. Лиценбергер, М.П. Мчедлов, Д.Е. Никитин, М.И. Одинцов, Н.Х. Орлова, С.Ю. Садченков, М.В. Шкаровский, О.Н. Четверикова, С.Б. Филатов, С.Л. Фирсов, А.В. Юдин, и многих других. Это позволило нам ознакомиться с историей и культурой Католической церкви в России ХХ века, построив хронологическую канву становления и формирования, а также исследовать социокультурные взаимовлияния и взаимозависимости.
Данную область исследования считаю необходимой, актуальной и полезной для дальнейшего расширения культурологического кругозора; данную тему рассматриваю как итог знаний и навыков, полученных мною, на протяжении четырёх лет по данному вопросу и питаю надежду, что моя дипломная работа сможет стать полезным культурологическим обзором истории, развития и распространения Римско-католической Церкви в России ХХ века, а также сможет развеять некие стереотипы о католицизме в истории России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа является исследованием развития института Католической Церкви в контексте становления российской поликонфессиональной традиции, адаптации католичества к социокультурным трансформациям в российской культуре ХХ века.
В работе были изучены следующие вопросы:
- нормативно-правовое положение Римско-католической Церкви в исторической ретроспективе;
- Закон 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и другие законодательные акты начала ХХ века в контексте укрепления положения католичества;
- изменение статусов института Католической Церкви в период Февральской и Октябрьской революций 1917 года;
- положение Римско-католической Церкви в Советском государстве первой половины ХХ века, включая период Второй мировой войны;
- католичество в СССР в контексте послевоенных настроений;
- возрождение Римско-католической Церкви в постсоветский период.
Проделанное исследование позволяет сделать следующие выводы:
К концу ХХХ века в России, не смотря на существующие проблемы и противоречия, стереотипы «недоверия к католикам», в условиях социокультурных и политических трансформаций в русском обществе, роль католичества была заметна.
Особой вехой следует считать 17 апреля 1905 года, когда принимается один из важнейших для истории Российской Империи законодательных актов, Указ «Об укреплении начал веротерпимости» - документ, имеющий колоссальную политическую, культурную и духовную значимость для многонациональной России.
«Манифест о веротерпимости», вышедший в 1905 году, отменил многие ограничения для разных конфессий, в том числе и для Католической Церкви. Новообразовавшееся легитимное духовное общество воспользовалось своим положением и правом на свободу слова: первые католические периодические издания на русском языке начинают публиковаться практически сразу. Для исследователей они служат источниками, по которым можно реконструировать жизнь прихожан и духовных служителей католической церкви в структуре повседневности того времени.
Февральская революция 1917 года была воспринята Католической Церковью с энтузиазмом, так как ей указами Временного правительства предоставлялись долгожданные свободы, было снято ограничение на ведение активной общественно-политической жизни. Католическое духовенство, как в России, так и в Ватикане было уверено, что с падением монархического строя положение Католической Церкви укрепится, доминирующее положение Православной Церкви будет снижено.
Принятый ряд законодательно-правовых норм, в первую очередь, декларировал отмену сословных, национальных и вероисповедальных ограничений, о чём было заявлено Временным правительством в «Обращении к гражданам» 7 марта 1917 года и подтверждено правительственным постановлением «Об отмене религиозных и национальных ограничений».
Однако социокультурные сломы в России после октябрьской революции 1917 года радикально ограничили деятельность религиозных институтов, в том числе и католичества. Разворачивается активная атеистическая пропаганда, которая привела к полному запрету деятельности Католической Церкви на территории СССР.
Период времени, совпавший с началом Второй мировой войны, историки считают переломным в развитии отношений между Римско- католической Церковью и официальной советской властью. В 1939-1940 гг. территория СССР расширилась: к государству присоединяются Латвия, Литва, Эстония, Бессарабия, Западная Украина и Западная Белоруссия, большинство населения которых - традиционные католики.
По окончании Великой Отечественной Войны наметилась тенденция восстановления религиозных институтов, в том числе, католических, и реконструкции церковных структур. Церковная жизнь получает статус легитимной в контексте государственной политики и правового обеспечения.
Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно - атеистической пропаганде и мерах её улучшения» было направлено на борьбу с нарушениями на местах в деле антирелигиозной пропаганды, в частности, это касалось вопросов закрытия церквей и свободы вероисповедания. По сути, впервые в советском обществе был актуализирован вопрос об отношениях между церковью и государством. Впоследствии принимается ряд нормативных актов, стимулирующих образование новых религиозных организаций в СССР, в том числе и католических.
Следующий этап в эволюции положения Церкви в Советском Союзе определяется статьёй 52 Конституции СССР 1977 года, где «гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду». По мнению историков на данном этапе наметились тенденции восстановления традиционных религиозных институтов и реконструкции церковных структур.
Положение католичества вновь подвергается пересмотру в контексте сломов постперестроечного времени середины 80-х годов, запустившего процессы распада Советского Союза. В РСФСР развивается новая парадигма отношений между Церковью и государством.
В настоящее время правовое положение Церкви в России, в том числе и Католической, регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятым Государственной Думой 19 сентября 1997 года.



1. Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке 1801-1917 гг. Norman Ross Publishing Inc., New York, 1991, 207 с.
2. Беляева Л.Н., Зиновьева М.К., Никифоров М.М. Библиография периодических изданий России 1901-1916. — Л.: Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1958-1961. — В 4-х томах. — Том 1. А-3. — Л.: ГПБ, 1958. — 661 с.; Том 2. И-П. — Л.: ГПБ, 1959. — 714 с.; Том 3. Р-Я. — Л.: ГПБ, 1960. — 668 с.; Том
4. Указатели. — Л.: ГПБ, 1961. — 396 с.
3. Библиографический указатель, (т. 1—11), М., 1955—63 гг.
4. Бильбасов В.А. Иноземное предание об Александре I. Русская старина:
1901. № 4. С. 33-41.
5. Бруль В. Депортированные народы в Сибири (1935-1965 гг.). Сравнительный анализ // Наказанный народ. Репрессии против российских немцев. По материалам конференции 18-20.11.1998. М., 1999.
6. Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005, 197 с.
7. Великович Л.Н.Чёрная гвардия Ватикана. М., 1985.
8. Вера и жизнь: Религиозно-нравственный журнал. СПб, 1908-1912.
9. Вибе И.Н. Дворяне западного края в судебных процессах об отпадении православных в католицизм (1831-1839гг.) // Православие: конфессия, институты, религиозность, XVII-XX вв.: сборник научных работ / Санкт-Петербург, 2009. - 277 с. Историк. История, №6. - С. 45-71.
10. Винтер Э. Папство и царизм. М., 1964.
11. Голованов С. Священное Католичество и Россия (Исторический очерк). СПб, 1998.
12. Григорьянц Т.С. и др. Периодическая печать в России в 1917 г.: Л., 1987. Ч. I-III.
13. Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М., Политиздат, 1978.
14. Дзвонковский Р. Римско-католическая Церковь в СССР. 1917-1939. Исторический очерк. Люблин, 1997.
15. Долбилов М.Д. Конфессиональная идентичность и аргументы памяти: католический ответ на русификацию в западном крае Империи после Январского восстания (1863-1864 гг.) // Православие: конфессия, институты, религиозность, XVII-XX вв.: сборник научных работ / Санкт-Петербург, 2009. - 277 с. Историк. История, №6. - С. 72-104.
16. Духовная беседа (Типография духовного журнала «Странник») - СПб, 1877-1878.
17. Задворный В.Л., Юдин А.В. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. М.: Издание колледжа католической теологии имени св. Фомы Аквинского, 1995.
18. Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т. 2.
19. Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т. 4.
20. Католические ответы. Краков, 1906-1907.
21. Католическое обозрение = Revue Catholique: (Издание
непериодическое), Тип. М.М. Стасюлевича, В.О., 5-я л., 28.) - СПб, 1914.
22. Краснова А.А. Католическая периодика в дореволюционной России // Парадигма: Философско-культурологический альманах. СПб., Вып. 23. С. 188-196.
23. Лисовской Н.М. Русская периодическая печать 1703-1900 гг.: Пг., 1915.
24. Лиценбергер О.А. Римско-католическая и Евангелическо-лютеранская церкви в России: сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом (XVIII - начало ХХ вв.) автореферат дис. ... д-ра ист. наук: Саратовский гос. ун-т. - Саратов, 2005. - 36 с.
25. Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение. Саратов, 2001. - 384 с.
26. Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге. Сост. С.Г. Козлов-Струтинский; ред. И.М. Шейнман. - Гатчина, 2010. 262 с.
27. МчедловМ.П. Католицизм. М., Политиздат, 1970. - 271 с.
28. Никитин Д.Е. (Архимандрит Августин) Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга. - М., 2015. - 511 с.
29. Одинцов М.И. Государство и религиозные объединения в эпоху "перестройки и гласности" в СССР 1985-1990 годы // Государство и церковь в СССР и странах Восточной Европы в период политических кризисов второй половины ХХ века / отв. ред. Г.П. Мурашко, А.И. Филимонова. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор- История, 2014. - 540 с. / с. 27-44.
30. Орлова Н.Х. Католическое образование в Российской Империи в контексте конфессиональной политики государства. / Религиозная и национальная культурная политика государственной власти в Российской Империи. Сборник научных статей. отв. ред. И. И. Горлова. Москва; Краснодар: Издательство: Принт сервис групп, 2015. 304 с. С. 206-232.
31. Павленко Т.А. Забастовки семинаристов в конце 19 - начале 20 в.: движение за реформирование духовной школы // Православие: конфессия, институты, религиозность, XVII-XX вв.: сборник научных работ / Санкт-Петербург, 2009. - 277 с. Историк. История, №6. - С. 170-198.
32. Полное собрание Законов Российской Империи, Собр. 3-е. T.XXV: 1905. СПб., 1908.
33. Приход св. Петра и Павла в Москве: Справочный листок: (Приложение к польскому «Справочному листку» того же названия). - М., 1912-1916 (Тип. В.П. Леман).
34. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под рук. Н.А. Трофимчука. -М.: Издв-во РАГС, 1996. - 286 с.
35. Русская эмиграция в Европе и Католическая церковь между двумя мировыми войнами = L’emigrazione russa nell’Europa e la Chiesa Cattolica tra le due Guerre Mondiali: сборник. - М., 2014. - 305 с.
36. Садченков С.Ю. Реализация принципов свободы совести и вероисповедания в Волгоградской области в 1980-х годах // Государство и церковь в ХХ веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. ред. А.И. Филимонова, 2011. - 464 с. / С. 60-78.
37. Слово истины: Православно-кафолическмй журнал. - СПб, 1913-1918.
38. Степанова И. Пожертвование от государства // Вечерний Петербург. 1992, №259. 12 нояб.
39. Филатов С., Воронцова Л. Судьба католицизма в России // Иностранная литература. 1998. №11.
40. Фирсов С.Л. Безбожная пресса СССР накануне Великой Отечественной войны (некоторые замечания к вопросу об отношениях церкви и государства в 1937-1941 гг.) // Православие: конфессия, институты, религиозность, XVII-XX вв.: сборник научных работ / Санкт-Петербург, 2009. - 277 с. Историк. История, №6. - С. 234-249.
41. Церковно-общественная мысль: - М.: Типография В.М. Саблина, 1908.
42. Четверикова О.Н. Католическая церковь накануне коренной перестройки. Как "уходили" Бенедикта XVI // Государство и церковь в СССР и странах Восточной Европы в период политических кризисов второй половины ХХ века / отв. ред. Г.П. Мурашко, А.И. Филимонова. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2014. - 540 с. / с. 438-460.
43. Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917-1945 гг. СПб, 1998.
44. Шейнманн М.М. Ватикан и Россия в период между февралём и октябрём 1917 г. // Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей. М., 1958.
45. Di Giorgi Pietro L. La traduzione italiana di “Chiesa e Stato in Russia” di Max Weber. Vita e Pensiero: Pubblicazioni dell’Universita Cattolica del Sacro, 2005. pp. 155-168.
46. Codevilla Giovanni Relations between church and state in Russia today. Religion, State and Society; 12 May 2008. - 138 p.
47. Trincia Luciano “La civilta' cattolica”, la democrazia “Naturaliter christiana” e la paura del comunismo (1943-1948). Fondazione Istituto Gramsci: Studi Storici, 1987. pp. 505-529.
48. Velegradskij vestnik: Zurnal dlja rasprostranenija stremlenija k soedineniju cerkvej - Praga (Велеград), 1909-1911 (kirillo-methodievskaja tipografia).
49. Петербург Католический // http://www.catholicspb.ru/, 24.02.2016.
50. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года. Глава 2, статья 28 // http://constitution.kremlin.ru/, 24.04.2016.
51. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. - Глава 7, Статья 52. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm, 11.04.2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ