ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Возрастные особенности юных футболистов и изменения,
происходящие в организме под влиянием занятий футболом 6
1.2. Оценка способностей к занятиям футболом 11
1.3. Развитие физических качеств юных футболистов 13
1.4. Техническая подготовка юных футболистов 24
1.5. Тактическая подготовка 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 . Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.... 37
3.1. Экспериментальные комплексы упражнений для развития
физической подготовленности юных футболистов 37
3.2. Результаты проверки эффективности экспериментальных комплексов упражнений для повышения физической подготовленности
и функционального состояния юных футболистов 39
ВЫВОДЫ 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Тенденции развития современного спорта предопределяют многолетний планомерный процесс подготовки к достижению высокого спортивного мастерства, диктующие необходимость системы спортивного резерва. Это в полной мере относится и к футболу, где подготовка высококвалифицированного резерва выступает одной из важнейших проблем. Подготовка юных спортсменов должна базироваться на стройной преемственной методике тренировки, обеспечивающей становление спортивного мастерства, рост функциональных возможностей и их максимальную реализацию. В этом плане в системе подготовки юных футболистов одним из ключевых является этап спортивной специализации, приходящийся на возрастной период с 11 до 15 лет. В этой связи все большее значение приобретает решение проблемы индивидуализации и дифференциации процесса физической подготовки футболистов. Это касается и дифференциации в развитии основных компонентов функциональной подготовленности и диагностики протекания адаптации. В этом плане уже на этапе предварительной подготовки одной из важнейших задач выступает определение индивидуально-типологических особенностей юных футболистов.
Еще один аспект должен непременно учитываться при построении процесса функциональной подготовки на этапах специализации. Это учет закономерностей возрастного развития организма, и в первую очередь учет сенситивных периодов развития отдельных функциональных систем детей.
Так в настоящее время ясно обозначилась необходимость совершенствования системы подготовки спортивного резерва в футболе, которая диктуется тенденциями развития современного спорта и насущной потребностью практики в более рациональных технологиях обеспечения необходимого уровня подготовленности спортсменов на всех этапах многолетнего тренировочного процесса, и в частности, на этапе начальной специализации. В этом аспекте одним из перспективных подходов к проектированию тренировки юных спортсменов может явиться блочно-модульная технология организация тренирующих воздействий. Вместе с тем, многие вопросы данной проблемы до сих пор остаются не разработанными в должной мере. Данные положения и обусловливают актуальность настоящего исследования.
Объект исследования - процесс развития физической подготовленности юных футболистов.
Предмет исследования - средства физической подготовки на начальном этапе у юных футболистов.
Цель исследования - совершенствование процесса физической подготовки на начальном этапе у юных футболистов.
В данной работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать по данным научно-методической литературы
возрастные особенности юных футболистов и изменения, происходящие в детском организме под влиянием занятий
футболом, а также особенности развития физических качеств, технической и тактической подготовки юных футболистов
2. Разработать комплексы упражнений для повышения физической подготовленности юных футболистов.
3. Экспериментально определить эффективность разработанных
комплексов упражнений для повышения физической подготовленности юных футболистов.
4. Разработать практические рекомендации по повышению физической подготовленности юных футболистов.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что разработанные комплексы упражнений будут эффективны для повышения физической подготовленности юных футболистов.
Элементы научной новизны исследования связаны с разработкой и экспериментальным обоснованием новой методики физической подготовки юных футболистов, основанной на развитии скоростно-силовых способностей с применением общих и специальных средств.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в тренировочном процессе юных футболистов ДЮСШ и СДЮСШОР.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; тестирование общей и специальной физической подготовленности юных футболистов; методы математической стастистики.
1. Исходя из анализа литературных источников, физическая подготовка юных футболистов предполагает их всестороннее развитие, укрепление органов и систем организма, развитие физических качеств и расширение функциональных возможностей.
2.. На основании рекомендаций ведущих специалистов разработаны комплексы упражнений для повышения физической подготовленности юных футболистов.
3. Использование экспериментальных комплексов упражнений эффективно для повышения физической и функциональной подготовленности юных футболистов. В конце педагогического эксперимента выявлено, что показатели физической подготовленности юных футболистов достигли или превысили уровень возрастных нормативных показателей. Так, по тесту № 1, направленному на выявление уровня развития специальной выносливости определён результат нормативных показателей; по тесту № 2, направленному на выявление уровня развития силы мышц ног, дети превысили уровень на 0,5 сантиметра выше нормативов; по тесту № 3, направленному на выявление уровня развития силы мышц рук, дети показали результаты на 1.0 раза выше норматива; по тесту № 4, направленному на выявление уровня развития скоростных качеств, дети показали результаты, приближенные к нормативу; по тесту ЧСС дети превысили норматив на 0.5 удара в секунду. Анализ прироста результатов тестирования за период педагогического эксперимента (табл. 3.2. ) выявил достоверную разницу в тестах на силу ног, силу рук, быстроту и ЧСС после нагрузки на 4,7, 26,7, 7,1, и 3,2 % соответственно, по сравнению с началом эксперимента (p<0,05).
1. Андреев, С. Н. Играй в футбол: теория и практика физической культуры / С. Н. Андреев. - М.: Просвещение, 1999. - 141 с.
2. Андре ев, С.Н., Алиев, Э.Г. Мини-футбол в школе. М.: Советский спорт, 2006. - 224 с.
3. Бажуков, И. Н. Здоровье детей - общая забота / И. Н. Бажуков. - М.: ФиС, 1987. - 127 с.
4. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх: учебное пособие для тренеров / М. С. Бриль. - М.: ФиС, 1980. - 127 с.
5. Варюшин, В. В. Тренировка юных футболистов: учебное пособие для тренеров / В. В. Варюшин - М.: ФОН, 1997 - 92 с.
6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов: теория и практика физической культуры / Ю. В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1988. - 332с.
7. Волков, В. М. Спортивный отбор: учебное пособие для тренеров / В. М. Волков, В. П. Филин - М.: ФиС, 1983. - 175 с.
8. Годик, М. А. Критерии и величина анаэробных алактатных возможностей у футболистов: теория и практика физической культуры / М. А. Годик, Е. В. Скоморохов. - 1978. - № 8. - 50 с.
9. Джариян, Д. Футбол для юных / Д. Джариян. - М. : ФиС, 1982. - 230 с.
10. Железняк, Ю. Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: авторе ф. дис. канд. пед. наук Железняк Юрий Дмитриевич . -М.: 1981. - 50 с.
11.Захаров, В. П. Футбол в коллективах физкультуры: учебное пособие для тренеров. / В.П. Захаров. М.: ФиС, 1979. - 200 с.
12.Золотаре в, А. П. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: методическое пособие / А. П. Золотаре в. - Волгоград: ВГИФК, 1991. - 50 с.
13. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности): учебное пособие для студентов педагогических институтов / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1984. - 194 с.
14. Козловский, В. И. Подготовка футболистов / В. И. Козловский. - М.: ФиС, 1980. - 231 с.
15. Лаптев, А. П. Юный футболист: учебное пособие для тренеров / А. П. Лапте в, А. А. Сучилин. - М.: ФиС, 1983. - 225 с.
16. Липин, М. М. Внеклассное занятие со школьниками 11-12 лет. / М. М. Липин. М.: Просвещение , 1989. - № 6. - 60 с.
17. Лукашин, Ю. С. Техническая подготовка юных футболистов. / Ю. С. Лукашин. М.: Просвещение , 1986. - № 6. - 352 с.
18. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки: теория и практика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М.: ФиС 1977. 218 с.
19. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
20. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов и техникумов. / Л. П. Матвеев. - М.: ФиС . 1991 - 543 с.
21. Монаков, Г. В. Техническая подготовка футболистов: методика и планирование / Г. В. Монаков. - М.: ФиС 1994. - 128 с.
22. Набатникова, М. Я. Некоторые перспективы совершенствования системы тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов: структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов в циклических видах спорта. / М. Я. Набатникова. - М.: ФиС 1984. - 122 с.
23.Озолин, Н. Г. Молодому коллеге / П. Г. Озолин. - М.: ФиС 1988. - 288 с.
24. Палфаи Янош. Подготовка молодого футболиста: Научные
эксперименты и практика / Янош Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 215 с.
25. Савинов, С. А. Футболист в игре и тренировке / С. А. Савинов. - М.: ФиС, 1975. - 108 с.
26. Сергеев Г. В. Футбол (техника, обучение, тренировка) / Г. В, Сергеев, М. М. Чубаров. - М.: Просвщение, 2007. - 310 с.
27. Сучилин, А. А. Футбол во дворе / А. А. Сучилин. - М.: ФиС, 1979. - 134 с.
28. Тюленков, С. Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов / С. Ю. Тюленков, В. П. Губа, А. В. Прохоров. - Смоленск: ФиС, 1997. - 116 с.
29.Чанади Арпад. Футбол. Тренировка. / Арпад Чанади. - М. : ФиС, 1985. - 255 с.
30. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов / А. И, Шамардин. - Волгоград, 2000. - 123 с.