ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7
1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста группы
педагогического риска 7
1.2. Особенности развития логического мышления у детей
дошкольного возраста группы педагогического риска 13
1.3. Педагогические условия развития логического мышления у детей группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 31
2.1. Диагностика исходного уровня развития логического
мышления у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Разработка содержания работы по развитию логического мышления у детей группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Логика, логическое мышление является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры подрастающего человека. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы. Логика используется при осмыслении различных областей человеческой деятельности, широко применяется в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, юриспруденции и других науках. Логическое мышление отражает познаваемый мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного, присущего только одному предмету, логическое мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи.
К сожалению, в настоящее время наблюдается тревожная тенденция роста количества детей психически и соматически ослабленных, с риском школьной и социальной дезадаптации, для которых характерны трудности, связанные с формирование логического мышления и логической сферы в целом. Число детей дошкольного возраста группы педагогического риска возрастает в силу сложившейся социокультурной ситуации. Проблемами развития и воспитания детей группы педагогического риска занимались Б.Н. Алмазов, Л.Б. Баряева, Г.Ф. Кумарина, В.И. Лубовский, Л.Я. Олифренко, А.П. Тарасова, Е.В. Шаталова и др.
Г.Ф. Кумарина считает, что дети группы педагогического риска - это дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалий развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства, парциальные недостатки, вызывающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях, провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации.
Результаты исследований исследования педагогов и психологов доказывают значительное влияние математики на развитие логической сферы ребенка. В научных работах A.B. Брушлинского, Л.В. Виноградовой, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, З.И. Калмыковой, А.Н. Колмогорова, Ю.М. Колягиной, В.А. Крутецкого, К.А. Рыбникова, А.Я. Хинчина и др. отмечается, что математическое развитие играет важную роль в становлении процессуальной стороны мыслительной деятельности. Изучение психолого-педагогических исследований доказывает, что формирование математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию у них таких логических операций, как анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Анализ научных публикаций показал, что проблема развития логического мышления у детей группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей дошкольного возраста, в том числе и детей группы педагогического риска в детском саду, и недостаточностью методических разработок по данной проблеме.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Развитие логического мышления ребенка группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий развития логического мышления у детей группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Разрешение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития логического мышления ребенка группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Предмет исследования: педагогические условия развития м ребенка группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие логического мышления ребенка группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений будет эффективным при следующих условиях:
- развитие логических операций мышления у ребенка в процессе формирования математических представлений;
- использование логико-математических игр и проблемно-игровых ситуаций в режимных моментах;
- организация и проведение логико-математических досугов для родителей и детей в детском саду.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить общую характеристику детей дошкольного возраста группы педагогического риска.
2. Раскрыть особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста группы педагогического риска.
3. Обосновать педагогические условия развития м у детей группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
4. Выявить динамику развития логического мышления у детей группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ научной литературы, тестирование, беседа; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (май 2015 г.) - определение темы выпускной квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База экспериментального исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка детский сад № 66 г. Белгорода, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:
1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
В процессе исследования нами была подтверждена гипотеза, согласно которой развитие логической сферы ребенка группы педагогического риска в процессе формирования математических представлений будет эффективным при следующих условиях:
- развитие логических операций мышления у ребенка в процессе формирования математических представлений;
- использование логико-математических игр и проблемно-игровых ситуаций в режимных моментах;
- организация и проведение логико-математических досугов для родителей и детей в детском саду.
1. Арест М.Я., Тупичкина Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.ucoz. ru
2. Белошистая А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С. 66-71.
3. Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С.6-17.
4. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
5. Вальце М. Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска // Развитие личности. - №3. - С.
6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989. - 127 с.
7. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №1.- С.44-63.
8. Воронина Л В. Знакомим дошкольников с математикой. Творческий центр / Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. - М.: Сфера, 2011. - 128 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2001. - 480 с.
10. Галкина Л.Н. Особенности математического образования детей дошкольного возраста на современном этапе // Начальная школа плюс до и после. - 2012. -№6. - С. 46.
11. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 61 с.
12. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // Электронный ресурс. Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф
13. Грибанова А.К. Математика дошкольникам. - Киев: Рад. школа, 1988. - 112 с.
14. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1991. - 80 с.
15. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Академия, 2004. - 256 с.
16. Дети группы риска: Материалы международного семинара. - СПб: Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 184 с.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
18. Жуйкова Т.П. Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 115-117.
19. Забродина Н.А. Особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста // Культура и образование. - 2014. - № 11 // Электронный ресурс. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/11/2558
20. Иванова О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 48-52.
21. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. ФГОС. - М.: Сфера, 2015. - 112 с.
22. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред.
Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
23. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974. - 368 с.
24. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт.- сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая/ (библиотека программы «Детство»). - СПб.: Акцидент, 1997. - 79с.
25. Математика - это интересно: игровые ситуации для детей дошкольного
возраста: Диагностика освоения математических представлений:
методическое пособие для педагогов ДОУ / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - СПб: Детство Пресс, 2004. - 105 с.
26. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей / Сост. А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт и др. - СПб.: Детство- Пресс, 2006. - 191 с.
27. Михеева Е.В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 64-70.
28. Обухова Л.С. Возрастная психология. - М.: Высшее образование;
МГППУ, 2007. - 406 с.
29. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Академия, 2002.
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
31. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013. - 203 с.
32. Пиаже Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. СПб.: Питер, 2003. - 160 с.
33. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2015. - 176 с.
34. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
35. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. - М.: Сфера ТЦ, 2008. - 128 с.
36. Рупова Е.А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.coz. ru
37. Стожарова М.Ю., Михалева С.Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
38. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. - С.37-40.
39. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 384 с.
40. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования // Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
42. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об
образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) // Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/
43. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1988. - 159 с.
44. Шаталова Е.В. Формирование математических представлений у детей группы педагогического риска. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. -80 с.
45. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Диагностика готовности детей группы педагогического риска к обучению математике в школе: учебно-методическое пособие. - Белгород: Изд-во БЕЛРИПКПСС, 2009. - 100 с.
46. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
47. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.