РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
|
ВВЕДЕИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА 7
1.1 Автотранспорт как основной загрязнитель воздушной среды города 7
1.2 Методика определения количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта 16
1.3 Воздействие автотранспорта на окружающую среду по Республике Т атарстан 18
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ВОЗДУШНУЮ СРЕДУ ГОРОДА 23
2.1 Разработка программы по снижению выбросов автотранспортом города 23
2.2 Эколого-экономическое обоснование и разработка природоохранных
мероприятий по возмещению ущерба от выбросов автотранспорта в крупном городе 24
2.3 Организация современной системы технического обслуживания и
технического диагностирования автотранспорта с целью уменьшения выброса загрязняющих веществ 30
2.4 Экономическая эффективность от совершенствования маршрутной и транспортной сети г. Казани и разработка программы природоохранных мероприятий 33
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА 7
1.1 Автотранспорт как основной загрязнитель воздушной среды города 7
1.2 Методика определения количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта 16
1.3 Воздействие автотранспорта на окружающую среду по Республике Т атарстан 18
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ВОЗДУШНУЮ СРЕДУ ГОРОДА 23
2.1 Разработка программы по снижению выбросов автотранспортом города 23
2.2 Эколого-экономическое обоснование и разработка природоохранных
мероприятий по возмещению ущерба от выбросов автотранспорта в крупном городе 24
2.3 Организация современной системы технического обслуживания и
технического диагностирования автотранспорта с целью уменьшения выброса загрязняющих веществ 30
2.4 Экономическая эффективность от совершенствования маршрутной и транспортной сети г. Казани и разработка программы природоохранных мероприятий 33
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последние годы автомобильный транспорт является одним из основных источников выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух городов. В отдельных городах вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы достигает 50-90% (Москва 93,7%, Екатеринбург 70%, Казань 56%). При этом доля выбросов от автотранспортных средств составляет 60-85% загрязняющих веществ всех объектов автотранспортного комплекса.
Одной из основных причин увеличения количества выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта за последние годы является быстрый рост автомобильного парка России (на 2-3% в год).
В расчете на 1000 человек населения количество автомобилей в стране на начало 2016 года достигло (без учета населения и парка Крыма) 283 ед. по сравнению с 273 ед. годом ранее. Таким образом, автомобилизация страны продолжается, несмотря, на кризисные явления в экономике, вызванные режимом санкций и обвалом нефтяных цен.
Парк легковых автомобилей в России по состоянию на 01.01.2016, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» вырос достаточно заметно - на 6,3% или в физических величинах - на 1 млн 279,9 тыс., достигнув 40 млн. 629,2 тыс..
Возрастная структура парка - самая удручающая статья статистики парка.
Например, доля машин старше 10 лет, т.е. выпуска старше 2006 года составляет уже 49,8% (20,25 млн) против 47,8% (18,8 млн) годом ранее, т.е. практически половина отечественного легкового парка находится за гранью не только морального старения, но и физически приемлемого износа.
Так, доля автомобилей LADA (ВАЗ) старше 10 лет составляет уже 67,3% от парка бренда и 23,3% от всего федерального парка.
У отечественного УАЗа доля ветеранов составляет 66,2% (406 тыс.), а трехлетних внедорожников - лишь 9,1% (55,7 тыс.), т.е. две трети ульяновских внедорожников старше 10 лет, а новым может считаться только каждый одиннадцатый.
Это означает, что 2/3 всех ВАЗов и УАЗов в стране должны пройти программу утилизации, но фактические ее объемы на два порядка ниже. Фактическое выбывание машин в возрасте предельно мало и относится, прежде всего, к отечественным маркам, выпуск которых уже давно прекращен (АЗЛК «Москвич», Иж, СеАЗ «Ока», ГАЗ «Волга», а также ЗАЗ «Запорожец» и «Таврия»).
Так как выход рынка новых машин из кризиса переносится едва ли не на 2020-е годы, то парк продолжит старение, и у государства вряд ли найдутся действенные рычаги по кардинальному перелому данной тенденции. Изношенные, старые автомобили, естественно являются основным источником загрязнения окружающей среды, ухудшается атмосфера городов и, как следствие, понижается состояние здоровья их жителей. Это представляет экологическую и социальную проблемы, как города, так и страны в целом.
При оценке влияния автотранспортного комплекса на состояние окружающей среды первоочередное внимание необходимо уделять воздействиям, возникающим при движении транспортных средств. Наиболее опасным видом транспортных загрязнений считают выбросы в атмосферу отработавших газов. Причина этого - непосредственное воздействие на здоровье человека вредных примесей в воздухе.
Критерием оценки негативного влияния автомобильного транспорта может выступать экологический ущерб, наносимый окружающей среде и обществу. Для решения обостряющихся экологических и социальных проблем необходимо совершенствование методов проектирования природоохранных мероприятий и оценки их социально-экономической эффективности. На основании этого тема дипломной работы является актуальной.
Объектом данного исследования является парк автотранспорта крупного города как источник загрязнения окружающей среды.
Предметом исследования является процесс загрязнения и разработка мер по защите окружающей среды крупного города от выбросов автотранспорта.
Цель исследования: Совершенствование методики оценки эколого-экономического ущерба от загрязнения выбросами автотранспорта окружающей среды крупного промышленного города и разработка комплекса мероприятий по его снижению.
Задачи исследования:
1. Разработать методику расчета количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта города с учетом транспортных средств работающих на сжиженном нефтяном газе.
2. Усовершенствовать методику оценки эколого-экономического ущерба, от воздействия автотранспорта на городскую экосистему.
3. Определить влияние загрязнения городской экосистемы выбросами автотранспорта на здоровье населения.
4. Разработать комплекс природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия автотранспорта на городскую экосистему
Информационной базой дипломной работы являются правовые, статистические и аналитические материалы Г оскомстата России, МПР России, Росгидромета России, федеральные целевые программы, монографии отечественных ученых, Интернет-ресурсы, Федеральные законы. Постановления Правительства РФ и др..
Методы проведения исследований. Теоретической и методической базой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области технической эксплуатации автотранспортных средств, экосистемы города, экономики природопользования и охраны окружающей среды, методы математической статистики и анализа.
Теоретическая значимость результатов исследования:
- разработана методика расчета количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта города, которая учитывает количество загрязняющих веществ от транспортных средств работающих на сжиженном нефтяном газе (как более экологичном виде топлива);
- усовершенствована методика оценки эколого-экономического ущерба от воздействия автотранспорта на городскую экосистему, включающая коэффициент индексации;
- обоснованы методические основы проектирования комплекса природоохранных мероприятий по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду.
Практическая значимость:
- Разработан комплекс мероприятий по снижению загрязнения от автотранспорта города, который может быть использован в региональных и муниципальных программах.
- Методики расчета количества загрязняющих веществ и эколого-экономического ущерба могут использоваться в учебном процессе колледжей по дисциплинам «Экология городской среды» и «Экология автотранспортного комплекса».
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Одной из основных причин увеличения количества выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта за последние годы является быстрый рост автомобильного парка России (на 2-3% в год).
В расчете на 1000 человек населения количество автомобилей в стране на начало 2016 года достигло (без учета населения и парка Крыма) 283 ед. по сравнению с 273 ед. годом ранее. Таким образом, автомобилизация страны продолжается, несмотря, на кризисные явления в экономике, вызванные режимом санкций и обвалом нефтяных цен.
Парк легковых автомобилей в России по состоянию на 01.01.2016, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» вырос достаточно заметно - на 6,3% или в физических величинах - на 1 млн 279,9 тыс., достигнув 40 млн. 629,2 тыс..
Возрастная структура парка - самая удручающая статья статистики парка.
Например, доля машин старше 10 лет, т.е. выпуска старше 2006 года составляет уже 49,8% (20,25 млн) против 47,8% (18,8 млн) годом ранее, т.е. практически половина отечественного легкового парка находится за гранью не только морального старения, но и физически приемлемого износа.
Так, доля автомобилей LADA (ВАЗ) старше 10 лет составляет уже 67,3% от парка бренда и 23,3% от всего федерального парка.
У отечественного УАЗа доля ветеранов составляет 66,2% (406 тыс.), а трехлетних внедорожников - лишь 9,1% (55,7 тыс.), т.е. две трети ульяновских внедорожников старше 10 лет, а новым может считаться только каждый одиннадцатый.
Это означает, что 2/3 всех ВАЗов и УАЗов в стране должны пройти программу утилизации, но фактические ее объемы на два порядка ниже. Фактическое выбывание машин в возрасте предельно мало и относится, прежде всего, к отечественным маркам, выпуск которых уже давно прекращен (АЗЛК «Москвич», Иж, СеАЗ «Ока», ГАЗ «Волга», а также ЗАЗ «Запорожец» и «Таврия»).
Так как выход рынка новых машин из кризиса переносится едва ли не на 2020-е годы, то парк продолжит старение, и у государства вряд ли найдутся действенные рычаги по кардинальному перелому данной тенденции. Изношенные, старые автомобили, естественно являются основным источником загрязнения окружающей среды, ухудшается атмосфера городов и, как следствие, понижается состояние здоровья их жителей. Это представляет экологическую и социальную проблемы, как города, так и страны в целом.
При оценке влияния автотранспортного комплекса на состояние окружающей среды первоочередное внимание необходимо уделять воздействиям, возникающим при движении транспортных средств. Наиболее опасным видом транспортных загрязнений считают выбросы в атмосферу отработавших газов. Причина этого - непосредственное воздействие на здоровье человека вредных примесей в воздухе.
Критерием оценки негативного влияния автомобильного транспорта может выступать экологический ущерб, наносимый окружающей среде и обществу. Для решения обостряющихся экологических и социальных проблем необходимо совершенствование методов проектирования природоохранных мероприятий и оценки их социально-экономической эффективности. На основании этого тема дипломной работы является актуальной.
Объектом данного исследования является парк автотранспорта крупного города как источник загрязнения окружающей среды.
Предметом исследования является процесс загрязнения и разработка мер по защите окружающей среды крупного города от выбросов автотранспорта.
Цель исследования: Совершенствование методики оценки эколого-экономического ущерба от загрязнения выбросами автотранспорта окружающей среды крупного промышленного города и разработка комплекса мероприятий по его снижению.
Задачи исследования:
1. Разработать методику расчета количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта города с учетом транспортных средств работающих на сжиженном нефтяном газе.
2. Усовершенствовать методику оценки эколого-экономического ущерба, от воздействия автотранспорта на городскую экосистему.
3. Определить влияние загрязнения городской экосистемы выбросами автотранспорта на здоровье населения.
4. Разработать комплекс природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия автотранспорта на городскую экосистему
Информационной базой дипломной работы являются правовые, статистические и аналитические материалы Г оскомстата России, МПР России, Росгидромета России, федеральные целевые программы, монографии отечественных ученых, Интернет-ресурсы, Федеральные законы. Постановления Правительства РФ и др..
Методы проведения исследований. Теоретической и методической базой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области технической эксплуатации автотранспортных средств, экосистемы города, экономики природопользования и охраны окружающей среды, методы математической статистики и анализа.
Теоретическая значимость результатов исследования:
- разработана методика расчета количества загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта города, которая учитывает количество загрязняющих веществ от транспортных средств работающих на сжиженном нефтяном газе (как более экологичном виде топлива);
- усовершенствована методика оценки эколого-экономического ущерба от воздействия автотранспорта на городскую экосистему, включающая коэффициент индексации;
- обоснованы методические основы проектирования комплекса природоохранных мероприятий по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду.
Практическая значимость:
- Разработан комплекс мероприятий по снижению загрязнения от автотранспорта города, который может быть использован в региональных и муниципальных программах.
- Методики расчета количества загрязняющих веществ и эколого-экономического ущерба могут использоваться в учебном процессе колледжей по дисциплинам «Экология городской среды» и «Экология автотранспортного комплекса».
Структура и объем работы: ВКР состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
За последние пять лет экологическая обстановка в крупных городах ухудшилась (например в г. Казани). В связи с тем, что количество выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников промышленности снижается, основным загрязнителем атмосферы города остается автотранспорт. Следствием загрязнение атмосферы города является ухудшение здоровья населения.
Проведенный социологический опрос показывает, что население неудовлетворено экологической обстановкой в городе и считает, что одной из основных причин загрязнения окружающей среды являются выбросы автотранспорта. Жители города ощущают вредное влияние загрязнения окружающей среды на своем здоровье.
Разработана и предложена программа природоохранных мероприятий снижающих негативное влияние автотранспорта на окружающую среду г. Казани. В программу входят мероприятия: замена морально устаревших автотранспортных средств в структуре городского пассажирского транспорта автомобилями, отвечающими стандартам «Евро 3 -5», в том числе и автобусами с верхним выхлопом; запрещение заправки и реализации через автозаправочные станции г. Казань этилированного бензина; переоборудование автомобилей для работы на сжиженном нефтяном газе; внедрение системы нейтрализации отработавших газов; строительство и реконструкция транспортных пересечений, подземных пешеходных переходов; построение многоэтажных и подземных гаражей-стоянок; завершение строительства окружной дороги; улучшение технического состояния дорожных покрытий; организация современной системы технического обслуживания и технического диагностирования. Рассчитан предотвращенный ущерб, который выступает как экономический эффект природоохранных мероприятий и составляет 19,37 млн, руб. Реализация разработанных мероприятий позволит снизить ущерб, наносимый автотранспортом города на 30%.
Проведенный социологический опрос показывает, что население неудовлетворено экологической обстановкой в городе и считает, что одной из основных причин загрязнения окружающей среды являются выбросы автотранспорта. Жители города ощущают вредное влияние загрязнения окружающей среды на своем здоровье.
Разработана и предложена программа природоохранных мероприятий снижающих негативное влияние автотранспорта на окружающую среду г. Казани. В программу входят мероприятия: замена морально устаревших автотранспортных средств в структуре городского пассажирского транспорта автомобилями, отвечающими стандартам «Евро 3 -5», в том числе и автобусами с верхним выхлопом; запрещение заправки и реализации через автозаправочные станции г. Казань этилированного бензина; переоборудование автомобилей для работы на сжиженном нефтяном газе; внедрение системы нейтрализации отработавших газов; строительство и реконструкция транспортных пересечений, подземных пешеходных переходов; построение многоэтажных и подземных гаражей-стоянок; завершение строительства окружной дороги; улучшение технического состояния дорожных покрытий; организация современной системы технического обслуживания и технического диагностирования. Рассчитан предотвращенный ущерб, который выступает как экономический эффект природоохранных мероприятий и составляет 19,37 млн, руб. Реализация разработанных мероприятий позволит снизить ущерб, наносимый автотранспортом города на 30%.



