ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АРТИКЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
|
Введение
Глава 1 Функционально-содержательные основы употребления артикля в современном английском языке 6
1.1 Понятие артикля и его место в языке 6
1.2 Функциональное значение артикля в современном английском языке ... 13
1.3 Лексическое и лексико-грамматическое значение употребления артикля
в современном английском языке 18
1.4. Грамматическая вариативность как характерная особенность артикля в английском языке 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2 Особенности обучения учащихся употреблению артикля в английском языке 32
2.1 Анализ опыта учителей английского языка по обучению учащихся
употреблению артикля 32
2.2 Разработка комплекса уроков на развитие умений и совершенствование
навыков учащихся в употреблении артикля 39
2.3 Анализ эффективности разработанного комплекса уроков 46
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения
Глава 1 Функционально-содержательные основы употребления артикля в современном английском языке 6
1.1 Понятие артикля и его место в языке 6
1.2 Функциональное значение артикля в современном английском языке ... 13
1.3 Лексическое и лексико-грамматическое значение употребления артикля
в современном английском языке 18
1.4. Грамматическая вариативность как характерная особенность артикля в английском языке 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2 Особенности обучения учащихся употреблению артикля в английском языке 32
2.1 Анализ опыта учителей английского языка по обучению учащихся
употреблению артикля 32
2.2 Разработка комплекса уроков на развитие умений и совершенствование
навыков учащихся в употреблении артикля 39
2.3 Анализ эффективности разработанного комплекса уроков 46
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложения
Употребление артиклей - одно из самых сложных грамматических явлений английского языка: многочисленные ошибки в употреблении артиклей встречаются в речи учащихся не только младшего, но и среднего, а также старшего звена. Одна из трудностей состоит в том, что обучение употреблению артиклей происходит без опоры на родной язык, в котором артикли отсутствуют. В то же время высокая частотность употребления артиклей делает обучение навыкам правильного их использования в речи одной из важных задач в системе обучения английскому языку.
Сама по себе проблема употребления артикля в современном английском языке является одной из наиболее дискуссионных, поскольку на сегодняшний день среди лингвистов по-прежнему нет единого мнения по вопросам о сущности артикля, его месте в структуре языка и о его функциональной роли.
Не утихают дискуссии, например, по вопросу о количестве артиклей в английском языке, а именно, признавать или не признавать существование так называемого «нулевого артикля». В результате данного научного спора одна часть ученых говорит о трехчленной системе артиклей в английском языке (М.Я. Блох, А.И. Смирницкий и др.), а другая часть (М.В. Никитин, Б.С. Хаймович и др.) рассматривает данную систему как бинарную, то есть состоящую из определенного и неопределенного артиклей, говоря в остальных случаях о значащем отсутствии артиклей.
В работах, посвященных артиклям в английском языке таких авторов, как С.Г. Ахметова, Л.А Бармина, Г.А. Вейхман, А.Н. Ветошкина, Е.И. Волкова, М.А Гигинейшвили, А.Н. Драгункин, И.П. Иванова, Т.Ю. Иванова, К.Н. Качалова, Н.А. Кобрина, М.В. Никитин, Т.М. Новицкая, Н.Н. Раевская, A.M. Скляренко, А.И. Смирницкий, Б.С. Хаймович, В.Е. Шевякова и др., представляется большое количество вариантов интерпретации значений изучаемого термина. Выделяется, например, общее для обоих артиклей «первичное» значение - «определять» и разные вторичные значения. В результате чего, говорится о том, что артикль способен влиять на содержание существительного.
Основными категориями, рассматриваемыми в связи с проблемой артиклей, являются категории референции и определенности / неопределенности.
Вопрос употребления или неупотребления артиклей и выбора между определенным и неопределенным артиклем решается в зависимости от принадлежности существительного к той или иной лексико-семантической группе. В результате чего теории грамматики содержат большое количество правил и исключений, касающихся непосредственных вариантов функционирования артиклей в речи.
Таким образом, актуальность исследования определяется вариативностью теорий о природе и функционировании артиклей в английском языке. Ни одна из точек зрения большинства ученых, занимавшихся этими языковыми единицами, ни все они в совокупности не представляют последовательной непротиворечивой и исчерпывающей теории, что создает трудности при преподавании данного аспекта в общей схеме изучения системы английского языка, что обуславливает значимость данной работы.
Объектом исследования в данной работе выступает артикль как средство выражения грамматической категории в английском языке (служебная часть речи).
Предмет исследования - грамматические варианты употребления артиклей в современном английском языке в контексте преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе.
Целью исследования является анализ грамматических вариантов употребления артиклей с целью разработки комплекса уроков вместе с правилами употребления артикля в английском языке и анализа его эффективности.
На достижение указанной цели направлено решение следующих сопутствующих задач исследования:
- выявить сущность понятия «артикль» и определить его место в языковой системе;
- рассмотреть грамматическое значение и функции артикля в современном английском языке;
- охарактеризовать особенности лексического и лексико-грамматического значений употребления артикля в современном английском языке;
- изучить грамматическую вариативность как характерную особенность артикля в английском языке;
- проанализировать опыт учителей английского языка по обучению учащихся употреблению артикля;
- разработать комплекс уроков на развитие умений и совершенствование навыков учащихся в употреблении артикля;
- провести анализ эффективности разработанного комплекса уроков.
Гипотеза исследования: применение разработанного комплекса уроков в
сочетании с правилами способствует развитию умений и совершенствованию навыков употребления артикля в английском языке.
Методы исследования. Исследование проводилось на основе комплексного использования различных методов, включающих лингвистическое наблюдение, обобщение, систематизацию, подстановку, трансформирование и сравнение как универсальные лингвистические приемы, а также метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Сама по себе проблема употребления артикля в современном английском языке является одной из наиболее дискуссионных, поскольку на сегодняшний день среди лингвистов по-прежнему нет единого мнения по вопросам о сущности артикля, его месте в структуре языка и о его функциональной роли.
Не утихают дискуссии, например, по вопросу о количестве артиклей в английском языке, а именно, признавать или не признавать существование так называемого «нулевого артикля». В результате данного научного спора одна часть ученых говорит о трехчленной системе артиклей в английском языке (М.Я. Блох, А.И. Смирницкий и др.), а другая часть (М.В. Никитин, Б.С. Хаймович и др.) рассматривает данную систему как бинарную, то есть состоящую из определенного и неопределенного артиклей, говоря в остальных случаях о значащем отсутствии артиклей.
В работах, посвященных артиклям в английском языке таких авторов, как С.Г. Ахметова, Л.А Бармина, Г.А. Вейхман, А.Н. Ветошкина, Е.И. Волкова, М.А Гигинейшвили, А.Н. Драгункин, И.П. Иванова, Т.Ю. Иванова, К.Н. Качалова, Н.А. Кобрина, М.В. Никитин, Т.М. Новицкая, Н.Н. Раевская, A.M. Скляренко, А.И. Смирницкий, Б.С. Хаймович, В.Е. Шевякова и др., представляется большое количество вариантов интерпретации значений изучаемого термина. Выделяется, например, общее для обоих артиклей «первичное» значение - «определять» и разные вторичные значения. В результате чего, говорится о том, что артикль способен влиять на содержание существительного.
Основными категориями, рассматриваемыми в связи с проблемой артиклей, являются категории референции и определенности / неопределенности.
Вопрос употребления или неупотребления артиклей и выбора между определенным и неопределенным артиклем решается в зависимости от принадлежности существительного к той или иной лексико-семантической группе. В результате чего теории грамматики содержат большое количество правил и исключений, касающихся непосредственных вариантов функционирования артиклей в речи.
Таким образом, актуальность исследования определяется вариативностью теорий о природе и функционировании артиклей в английском языке. Ни одна из точек зрения большинства ученых, занимавшихся этими языковыми единицами, ни все они в совокупности не представляют последовательной непротиворечивой и исчерпывающей теории, что создает трудности при преподавании данного аспекта в общей схеме изучения системы английского языка, что обуславливает значимость данной работы.
Объектом исследования в данной работе выступает артикль как средство выражения грамматической категории в английском языке (служебная часть речи).
Предмет исследования - грамматические варианты употребления артиклей в современном английском языке в контексте преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе.
Целью исследования является анализ грамматических вариантов употребления артиклей с целью разработки комплекса уроков вместе с правилами употребления артикля в английском языке и анализа его эффективности.
На достижение указанной цели направлено решение следующих сопутствующих задач исследования:
- выявить сущность понятия «артикль» и определить его место в языковой системе;
- рассмотреть грамматическое значение и функции артикля в современном английском языке;
- охарактеризовать особенности лексического и лексико-грамматического значений употребления артикля в современном английском языке;
- изучить грамматическую вариативность как характерную особенность артикля в английском языке;
- проанализировать опыт учителей английского языка по обучению учащихся употреблению артикля;
- разработать комплекс уроков на развитие умений и совершенствование навыков учащихся в употреблении артикля;
- провести анализ эффективности разработанного комплекса уроков.
Гипотеза исследования: применение разработанного комплекса уроков в
сочетании с правилами способствует развитию умений и совершенствованию навыков употребления артикля в английском языке.
Методы исследования. Исследование проводилось на основе комплексного использования различных методов, включающих лингвистическое наблюдение, обобщение, систематизацию, подстановку, трансформирование и сравнение как универсальные лингвистические приемы, а также метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Артикли необходимы для регистрации смысловых отношений в английском высказывании, поскольку последнее немыслимо за пределами системы артиклей.
Носители языка используют артикли в соответствии со своим коммуникативным намерением. Тем не менее, любое употребление артиклей обязательно характеризуется выполнением их грамматической (делимитативной) функции, связанной с образованием смысловых связей в высказывании, и в этом случае артикли в качестве служебных слов отвечают критерию обязательности и выражаются как явление английского грамматического строя.
В отношении к требованию регулярности, которое иногда рассматривают как критерий явления грамматического характера, стоит отметить, что регулярность употребления тех или иных единиц языка в речи свидетельствует об их функциональной нагрузке, а не о системном статусе таких единиц языка. Однако высокая функциональная нагрузка тех или других единиц, в первую очередь, говорит о значимости соответствующих единиц для системы языка.
Английские артикли достаточно часто встречаются в английской речи; соответственно, те или иные слова в речи или синтагмы систематично становятся не только значимыми в составе высказывания, но и охарактеризованными по линии лексических значений артиклей.
С помощью артиклей, говорящий на английском языке постоянно сообщает слушающим информацию о способе прочтения (или характере интерпретации) соответствующих фрагментов текста.
Артикли как разряд служебных слов английского языка соответствуют главному критерию грамматического (критерию обязательности) и являются важнейшим синтаксическим средством. Помимо этого, высокая функциональная нагрузка артиклей превращает эти служебные слова в характерные признаки английской речи и в основное явление в системе английского грамматического строя.
Существование параллельных или вариантных форм - распространенное явление живого литературного языка. Такие параллельные конструкции или варианты составляют неотъемлемую часть английской грамматики и являются показателем развития языка, его избыточности, динамики того или иного грамматического явления. Соответственно грамматическая вариативность выступает характерной особенностью артикля в английском языке.
В рамках практической части исследования в целях выявления особенностей обучения учащихся средних классов употреблению артикля в английском языке был проанализирован опыт учителей английского языка г. Елабуга Е.А. Даниловой (средняя школа № 10) и Д.П. Фирстовой (средняя школа № 2).
Проанализированный опыт учителей английского языка по обучению учащихся употреблению артикля стал одной из отправных точек при разработке комплекса уроков на развитие умений и совершенствование навыков учащихся в употреблении артикля.
В ходе экспериментального исследования был разработан комплекс уроков и применен на практике с целью развития умений и совершенствованию навыков употребления артикля в английском языке.
Разработанный комплекс уроков рассчитан на использование в течение одной-двух недель и, как показал анализ его эффективности, позволяет в кратчайшее время не только сформировать умения в употреблении английского артикля, но и совершенствовать соответствующий навык.
Анализ эффективности разработанного комплекса уроков заключался в сравнении полученных в ходе их выполнения результатов на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования, которое было проведено с учащимися 6А класса средней общеобразовательной школы № 5 г. Елабуга. В исследовании приняли участие 15 учащихся.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась на базе метода математической статистики - t-критерия Стьюдента.
В процессе исследования было установлено, что применение разработанного комплекса уроков в сочетании с правилами способствует развитию умений и совершенствованию навыков употребления артикля в английском языке, что позволяет считать цель исследования достигнутой.
Артикли необходимы для регистрации смысловых отношений в английском высказывании, поскольку последнее немыслимо за пределами системы артиклей.
Носители языка используют артикли в соответствии со своим коммуникативным намерением. Тем не менее, любое употребление артиклей обязательно характеризуется выполнением их грамматической (делимитативной) функции, связанной с образованием смысловых связей в высказывании, и в этом случае артикли в качестве служебных слов отвечают критерию обязательности и выражаются как явление английского грамматического строя.
В отношении к требованию регулярности, которое иногда рассматривают как критерий явления грамматического характера, стоит отметить, что регулярность употребления тех или иных единиц языка в речи свидетельствует об их функциональной нагрузке, а не о системном статусе таких единиц языка. Однако высокая функциональная нагрузка тех или других единиц, в первую очередь, говорит о значимости соответствующих единиц для системы языка.
Английские артикли достаточно часто встречаются в английской речи; соответственно, те или иные слова в речи или синтагмы систематично становятся не только значимыми в составе высказывания, но и охарактеризованными по линии лексических значений артиклей.
С помощью артиклей, говорящий на английском языке постоянно сообщает слушающим информацию о способе прочтения (или характере интерпретации) соответствующих фрагментов текста.
Артикли как разряд служебных слов английского языка соответствуют главному критерию грамматического (критерию обязательности) и являются важнейшим синтаксическим средством. Помимо этого, высокая функциональная нагрузка артиклей превращает эти служебные слова в характерные признаки английской речи и в основное явление в системе английского грамматического строя.
Существование параллельных или вариантных форм - распространенное явление живого литературного языка. Такие параллельные конструкции или варианты составляют неотъемлемую часть английской грамматики и являются показателем развития языка, его избыточности, динамики того или иного грамматического явления. Соответственно грамматическая вариативность выступает характерной особенностью артикля в английском языке.
В рамках практической части исследования в целях выявления особенностей обучения учащихся средних классов употреблению артикля в английском языке был проанализирован опыт учителей английского языка г. Елабуга Е.А. Даниловой (средняя школа № 10) и Д.П. Фирстовой (средняя школа № 2).
Проанализированный опыт учителей английского языка по обучению учащихся употреблению артикля стал одной из отправных точек при разработке комплекса уроков на развитие умений и совершенствование навыков учащихся в употреблении артикля.
В ходе экспериментального исследования был разработан комплекс уроков и применен на практике с целью развития умений и совершенствованию навыков употребления артикля в английском языке.
Разработанный комплекс уроков рассчитан на использование в течение одной-двух недель и, как показал анализ его эффективности, позволяет в кратчайшее время не только сформировать умения в употреблении английского артикля, но и совершенствовать соответствующий навык.
Анализ эффективности разработанного комплекса уроков заключался в сравнении полученных в ходе их выполнения результатов на констатирующем и контрольном этапах экспериментального исследования, которое было проведено с учащимися 6А класса средней общеобразовательной школы № 5 г. Елабуга. В исследовании приняли участие 15 учащихся.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась на базе метода математической статистики - t-критерия Стьюдента.
В процессе исследования было установлено, что применение разработанного комплекса уроков в сочетании с правилами способствует развитию умений и совершенствованию навыков употребления артикля в английском языке, что позволяет считать цель исследования достигнутой.



