ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1. Лингвистические свойства имен собственных 6
1.2. Имя собственное в художественном тексте 15
1.3. Функции имен собственных в художественном тексте 20
Выводы по Главе I 23
Глава II. Анализ специфики имен собственных в цикле романов Дж. К.
Роулинг о Гарри Поттере 25
2.1. Литература в жанре фэнтези как среда бытования имен собственных25
2.2. Классификация и способы образования имен собственных в романах о
Гарри Поттере 33
2.3. Происхождение имен собственных в романах Дж. К. Роулинг о Гарри
Поттере 37
2.4. Функции имен собственных в романах о Гарри Поттере 43
2.5. Имена собственные положительных и отрицательных персонажей в
романах о Гарри Поттере 46
Выводы по Главе II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список использованной литературы 57
Список источников фактического материала 62
Список использованных словарей
Художественное произведение является особой сферой функционирования имен собственных. Имена собственные помогают пониманию авторского замысла произведения, глубже погрузиться в повествование, создание образа персонажа. Они являются объектами огромного интереса лингвистов. Для их изучения существует отдельная дисциплина - литературная ономастика. Эта дисциплина исследует специфику имен собственных в художественной литературе.
В данной выпускной квалификационной работе мы будем рассматривать особенности имен собственных в жанре фэнтези.
Фантастические произведения имеют важное значение в современной литературе. Автор жанра фэнтези обладает свободой выбора средств для создания фантастического мира, в том числе выбора собственных имен для своих персонажей. В произведениях жанра фэнтези имена собственные не только дают характеристику персонажу, имеют смысловую нагрузку, но и создают ощущение реальности придуманного автором мира.
Актуальность исследования заключается в том, что лингвистические свойства имен собственных в художественном тексте, особенно в жанре фэнтези, еще не до конца изучены. Существует много мнений о семантической нагрузке имен собственных в художественных произведениях. Кроме того, жанр фэнтези является быстро развивающимся жанром, употребление имени собственных имеет большое значение как один из стилистических приемов в этом жанре.
Объектом исследования в данной работе являются имена собственные в произведениях жанра фэнтези.
Предмет исследования: словообразовательные, семантические и функциональные характеристики имен собственных в романах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере.
Цель исследования заключается в изучении и анализе ономастикона произведений о Гарри Потере.
Задачи выпускной квалификационной работы:
Выявить лингвистические свойства имен собственных в художественном тексте.
Провести классификацию имен собственных в жанре фэнтези на примере романов о Гарри Поттере.
Выявить способы образования имен собственных в романах о Гарри Поттере.
Установить происхождение имен собственных в романах Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере
Выделить и описать функции имен собственных в жанре фэнтези.
Теоретической базой исследования явилась общая теория имен собственных, научные работы российских лингвистов: А.В. Суперанской Д.С. Лихачева, С.И. Зинина и др.
Материал исследования составили произведения Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере («Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и тайная комната», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Гарри Поттер и кубок огня», «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Гарри Поттер и Принц - полукровка», «Гарри Поттер и дары смерти»).
Структура. Данная выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы, списка источников фактического материала, списка использованных словарей.
В первой главе имена собственные рассматриваются как лингвистический объект, изучаются их особенности в художественном тексте.
Во второй главе проводится анализ жанра фэнтези как среды бытования имен собственных, выявляются словообразовательные, функциональные особенности имен собственных в произведениях Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере.
В Заключении подводится итог исследования.
После исследовании данной темы выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы.
Имена собственные представляют собой особый пласт единиц, обладающих структурной и функциональной спецификой. В художественном тексте имена собственные составляют ономастическое пространство данного текста или поэтический ономастикон. Они отличаются от общеязыковых функционально и семантически. Можно сделать вывод о том, что имена собственные, входящие в структуру художественного произведения, непосредственно связаны с его содержанием. Будучи особым средством создания образности, они становятся дополнительным средством характеристики персонажа, усиливают эмоциональное впечатление от всего произведения.
Подводя итог, следует обратить внимание на то, что наиболее важное свойство произведений, написанных в жанре фэнтези, - свобода автора в создании волшебного мира, в котором возможно все, - создает потенциал для проявления всех специфических черт и особого своеобразия поэтического ономастикона.
Имена собственные в художественном тексте делятся на реально существующие, имена вымышленных образов, созданные по моделям реально существующих имен собственных (полуреальные имена) и вымышленные имена для создания нереального художественного образа.
Имена собственные в художественном тексте относятся к нетропеическим средствам создания образности. Они могут иметь смысловую нагрузку, имплицитно включать ассоциативные признаки, иметь особый звуковой вид, обладать способностью нести в себе местный колорит, отражать эпоху, к которой относится действие художественного произведения, обладать социальной характеристикой.
Жанр фэнтези способствует проявлению своеобразия поэтического ономастикона благодаря своим специфическим чертам, среди которых наиболее важными являются свобода автора в создании реальности, неотъемлемая связь жизни героев с жизнью природы, противостояние добра и зла как основной сюжетообразующий стержень.
Результат анализов имен собственных в романах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере, дает возможность выявить особенности использования имен собственных в жанре фэнтези.
Итак, имена собственные в романах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере включают три основные категории: реально существующие имена, полуреальные имена, предполагающие имена вымышленных образов, созданные по моделям реально существующих имен собственных, и вымышленные имена. Среди имен наиболее важных персонажей наибольшее количество составляет первая категория - реальные имена, наименее представленной в количественном отношении является категория полуреальных имен, между ними находится третья группа - вымышленные имена.
Имена собственные, представленные в романах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере, имеют разное происхождение. Однако данные о происхождении некоторых поэтонимов являются спорными и имеют несколько трактовок.
Имена собственные в романах Дж. Роулинг о Гарри Поттере выполняют номинативную, идентифицирующую, дифференцирующую, экспрессивную и социальную функции. В основе имени может быть характеристика того или иного лица по физическим свойствам и недостаткам, по поведению, по происхождению, сравнение человека с различными предметами, животными, птицами, растениями, отражение рода занятий, отдельных событий из жизни персонажа, особенностей речи.
В настоящее время лингвисты уделяют большое внимание исследованию жанра фэнтези, также они прикладывают немало усилий для анализа имен собственных как стилистического приема в художественном тексте.
Деятельность лингвистов в этой сфере является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений ономастических исследований.
Данная выпускная квалификационная работа сумела раскрыть лишь самые базовые проблемы этой направленности и имеет значимую актуальность для дальнейшего исследования.
1. Автеньева, Л. А. Корреляция предметнологического и назывного значения антономазии в оригинале и переводе / Л. А. Автеньева // Актуальные вопросы русской ономастики. - 1988. - С. 69-77.
2. Алексеева, И.С. Введение в переводоведение: учеб. Пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений / И. С. Алексеева. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия»,2004. - 352 с.
3. Арутюнян, М.А. Антономазия как средство языковой номинации [Текст] / М.А Арутюнян // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Лингвистика. - М. - 2010. - №2. - С. 7-12.
4. Арутюнян, М.А. Антономасия как средство вторичной
номинации [Текст] / М.А. Арутюнян // Актуальные проблемы
лингводидактики и теории языка: сборник научных статей аспирантов и соискателей. 2-е издание / под общей редакцией Н.А. Ахреновой. - Коломна: КГПИ. - 2008 - С. 75-78.
5. Афанасьева, Е.А. Жанр фэнтези: проблема классификации // Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема). - 2007. - С. 86-93.
6. Афанасьева, Е.В. Фантастические жанры, темы и направления [Текст] / Е.В. Афанасьева // Фантастика и технологии: сб. материалов международной научной конференции. - 2009. - С.86 - 93.
7. Белозерова, Ф. М. Антропонимы в английской фразеологии / Ф.М. Белозерова, Н.Л. Шомахер // Актуальные проблемы лингвистики. - Курган. - 2000. - С. 15-16.
Бондалетов, В.Д. Русская ономастика / В.Д Бондалетов. - М. :
Просвещение, 1983. 224 с.
9. Виноградов, В. В. Язык художественного произведения / В. В. Виноградов // Вопр. языкознания. - 1954. - № 5. - С. 3-27.
10. Влахов, С.И. Непереводимое в переводе / С.И Влахов С.П Флорин. - : М.: Издательский центр «Международные отношения», 1980. - 352 с.
11. Г алинская, И.Л. Добро и зло в романах Джоан Роклинг о Г арри Поттере / И.Л Галинская // Исторические и литературные источники романов о Гарри Поттере. - 2011. - С. 73-86.
12. Горбаневский, М. В. Ономастика в художественной литературе: Филологические этюды / М.В Горбаневский. - М.: УДН, 1988. - 88 с.
13. Грачева Н.О. К вопросу о жанре произведения Дж. К.
Роулинг «Гарри Поттер» [Электронный ресурс] / Н.О Грачева // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето. 2011. - С. 78-81. - Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/199/. (дата обращения: 03.02.2018).
14. Губайловский, В.Н., Обоснование счастья. О природе
фэнтези и первооткрывателе жанра / В.Н. Гувайловский // Новый мир. - 2002. - Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html. - (дата обращения: 10.05.2018).
15. Деревяго, А.Н. Имя собственное в художественном тексте: уч - метод пособие / А.Н. Деревяго. - Витебск: ВГУ, 2008. - 195 с.
16. Ермолович, Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур / Д. И. Ермолович. - М.: Валент, 2001. - 200 с.
17. Зинин С.И. Введение в поэтическую ономастику [Электронный ресурс] / С.И Зинин. - Режим доступа: http://planeta- imen.narod.ru/litonomastika/term_poetonim.html. (дата обращения: 13.05.2018).
18. Кайманский А.В. О чем говорят имена в книгах Д.К.
Роулинг? [Электронный ресурс] / А.В. Кайманский // Школа жизни. Познавательный журнал. - 2007. - Режим доступа:
http://www.shkolazhizni.ru>archive/0/n8418. - (дата обращения: 19.02.2018).
19. Карпенко, Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филол. науки. - 1986. - № 4. - С. 34-40.
20. Карпенко, Ю.А. Специфика имени собственного в языке и речи // Proceedings of the 13th International Congress of Onomastic Sciences. - Warsaw. - 1981. - V.1. - P. 34-40.
21. Ковтун, Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века / Е.Н Ковтун. - М.: Высшая школа, 2008. - 408 с.
22. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - № 8. - 1968. - с. 74-87.
23. Мамаева, Н.Н. Это не фэнтези! (К вопросу о жанре произведений Дж. Р.Р. Толкина) / Н.Н Мамаева // Известия Уральского государственного университет. - 2001. - № 21. - Режим доступа: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0021. (дата обращения: 10.05.2018).
24. Мезенин, С.М. Образные средства языка : На материале произведений Шекспира : [Учеб. пособие] / С.М Мезенин. - Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2002. - 123 с.
25. Михайлов, В.Н. Специфика собственных имен в художественном тексте / В. Н. Михайлов // Филологические науки. - 1987. - №6. - С. 78-82.
26. Никонов, В.А. Имя и общество / В.А Никонов. - М.: Наука, 1974. - 278 с.
27. Плотникова, С.Н. Концептуальный стандарт жанра фэнтези / С.Н Плотников // Жанры речи : сб. науч. ст. Вып. 4. Жанр и концепт. Саратов. -
2005. - С. 262-272.
28. Полякова, Н.А. Топология поэтической ономастики (на материале английской литературы) [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Н.А. Полякова. - М.: Московский государственный университет им. Ломоносова, 2009. - 178 с.
29. Ражина, В.А. Ономастические реалии:
лингвокультурологический и прагматический аспекты [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. А. Ражина. - Краснодар: Владос, 2007. - 38 с.
30. Рылов, Ю.А. Антропонимы как особая система [Текст] / Ю.А. Рылов // Вестник литературоведения и языкознания. Филологические записки. - 2001. - №15. - С. 185-194.
31. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного / А.В Суперанская отв.; ред. А.А. Реформатский. - 3-е изд., испр. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 368 с.
32. Толкачёва, В.С. Фэнтези: жанр или литературное
направление? [Электронный ресурс] / В.С. Толкачёва // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010 - № 10 - С.169-172. - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/fentezi-zhanr-ili-literaturnoe-napravlenie. - (дата обращения: 12.04.2018).
33. Уракова, Ф. К. Личные имена существительные и аспекты их изучения в начальных классах ады- гейской школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ф.К Уракова. - Майкоп, 2000. - 196 с.
34. Фонякова, О.И. Имя собственное в художественном тексте / О.И.
Фонякова ; Ред. И.А. Сеина. - Ленинград: Печатно-множительная лаборатория ЛГУ, 1990. - 103 с.
35. Юшкова, Е.А. Имя собственное в контексте
фантастического произведения / Е.А. Юшкова, Н.В. Лабунец // Электрон. Текстовые дан. - Режим доступа:
http://www.imena.org/namefant.htmL. - (дата обращения: 08.09.2017).
36. Яковенко, О.К. Жанровые особенности фэнтези
[Электронный ресурс]/ О.К. Яковенко // Вестник Иркутского лингвистического университета. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-fentezi-na-osnove- analiza-slovarnyh-definitsiy-fentezi-i-nauchnoy-fantastiki. - (дата
обращения: 19.02.2017).
Список источников фактического материала
1. Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и кубок огня [Текст] / Дж.К. Роулинг; перевод: М.Д. Литвинова. - М.: Росмэн, 2002. - 672 с.
2. Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и тайная комната. [Текст] / Дж.К. Роулинг; перевод: М.Д. Литвинова. - М.: Росмэн, 2001. - 473 с.
3. Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана [Текст] / Дж.К. Роулин; перевод: М.Д. Литвинова. - М.: Росмэн, 2001. - 509 с.
4. Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и философский камень. [Текст] / Дж.К. Роулинг; перевод: И.В. Оранский. - М.: Росмэн, 2002. - 397 с.
5. Rowling, J.K. Harry Potter and the Chamber of Secrets [Текст] / J.K. Rowling. - L.: Bloomsbury., 1998. - 473 p.
6. Rowling, J.K. Harry Potter and the Goblet of Fire [Текст] / J.K. Rowling. - L.: Bloomsbury, 2000. - 667 p.
7. Rowling, J.K. Harry Potter and the Philosopher’s Stone [Текст] / J.K. Rowling. - L.: Bloomsbury., 1997. - 399 p.
8. Rowling, J.K. Harry Potter and the Prisoner of Azkaban [Текст] / J.K. Rowling. - L.: Bloomsbury., 1998. - 511p.
Список использованных словарей
1. Ахманова, С.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / С.С Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
2. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С.Н. Белокурова. - СПб. : Паритет, 2006 - 316 с.
3. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 709 с.
4. Мультитран [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.multitran.ru. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 10.05.2018).
5. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В. Подольская. - М.: Наука, 1978. - 198 с.
6. Рыбакин, А.И. Словарь английских личных имён / А.И. Рыбакин. - М. : Астрель: АСТ, 2000. - 224 с.
7. Рыбакин, А.И. Словарь английских фамилий / А.И. Рыбакин. - М. : Астрель ; АСТ, 2000. - 576 с.
8. Современный толковый словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovar-g.e2e.ru/.-Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 4.02.2018).
9. Энциклопедии и словари (ЭиС) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://enc-dic.com/fwords/Antonomazija-3478.html. - Заглавие с
экрана. - (Дата обращения: 10.03.2018).
10. Oxford Dictionaries [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oxforddictionaries.com/definition/antonomasia. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.03.2018).