Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Работа №61209

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1 Социально-исторические и теоретико-педагогические предпосылки становления
и развития проблемы педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций 7
1.2 Обоснование и характеристика модели педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных
организаций 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СРАВНЕНИЮ
МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 25
2.1 Организация и общая характеристика экспериментальной работы по
верификации модели педагогического стимулирования технического творчества студентов и педагогических условий ее реализации 25
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по верификации модели педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций и педагогических условий
ее реализации 32
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческое развитие личности сегодня признается одной из важнейших целей современного профессионального образования в Российской Федерации. Обеспечивая качественную подготовку, требования к которой закреплены в нормативных документах системы среднего профессионального образования, способность студента к техническому творчеству является еще и устойчивым фактором успешности его дальнейшей профессиональной деятельности, обусловливающей стабильное функционирование промышленной отрасли и экономическое развитие страны в целом. Современное состояние экономической отрасли РФ сегодня переживает период колоссального обновления знаний, кадров, подходов к решению задач и подготовке специалистов с творческо-ориентированным мышлением. Поэтому первоочередной задачей становится формирование у студентов способности к проявлению и развитию технического творчества уже в период их подготовки в организации среднего профессионального образования (СПО).
О необходимости подготовки специалистов к творческому решению профессионально-технических задач говорится и в Федеральных государственных образовательных стандартах, фиксирующих требования к результатам освоения образовательной программы в организациях СПО через соответствующие компетенции.
Таким образом, ориентация на техническое творчество должна стать ключевой характеристикой подготовки студентов профессиональных образовательных организаций. В то же время их возрастные, социальные и академические особенности, а также специфика процесса освоения рабочей профессии требуют систематического и целенаправленного стимулирования учебной деятельности в целом, и технического творчества, в частности; координации креативной деятельности студентов; обеспечения условий по формированию личностной потребности в создании новых профессионально-технических ценностей, совершенствующих производственные процессы. При этом
педагогическое стимулирование технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций, как особый вид деятельности преподавателя, не может и не должен осуществляться на интуитивном уровне. Его корректная реализация требует разработки и обоснования эффективных способов, построенных на комплексном исследовании атрибутивных свойств, процедур и показателей результативности с учетом существующего научно-практического опыта.
Несмотря на существующие разработки и имеющийся опыт, проблема педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций недостаточно изучена и не нашла своего адекватного отражения в научных трудах. А между тем именно творческий, нестандартный, креативный подход к профессиональной деятельности специалиста является залогом формирования конкурентоспособной инновационно-ориентированной политики современных российских предприятий.
Учитывая значимость технического творчества для эффективного осуществления профессиональной деятельности специалиста среднего звена, а также то, что интерес к техническому творчеству и способность его реализовывать не возникает стихийно как побочный, дополнительный эффект подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях, мы приходим к актуализации проблемы педагогического стимулирования технического творчества.
Анализ литературы показал, что на сегодняшний день в научных источниках отсутствует описание педагогической модели работы преподавателя с использованием методов педагогического стимулирования технического творчества студентов. В настоящее время требуют переосмысления и существующие подходы к проведению практических занятий, внедрение и повышение приоритета для творчески-ориентированных учебных заданий, формирование учебных планов, программ, с учетом специфики развития технического творчества и создания методических рекомендаций по использованию педагогического стимулирования творческой деятельности
студентов. Иными словами, необходима модель, которая поможет преподавателю грамотно осуществить стимулирование технического творчества студентов и будет гармонично вписываться в реальный процесс профессиональной подготовки в организациях СПО.
Основываясь на вышеизложенном, констатируем, что актуальность проблемы педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций носит многоаспектный иерархический характер.
Исходя из анализа имеющихся в современной науке данных, а также собственного исследовательского поиска, была определена проблема исследования, которая заключается в разрешении противоречия между необходимостью подготовки студентов в организации среднего профессионального образования к творческому решению профессионально-технических задач и недостаточной методологической, теоретической и методической разработанностью способов педагогического стимулирования технического творчества студентов в условиях современной профессиональной образовательной организации.
Важность разрешения указанной проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Педагогическое стимулирование технического творчества студентов профессиональных колледжей».
Цель исследования состоит в обосновании, разработке и верификации модели педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций и педагогических условий ее реализации.
Объект исследования: процесс подготовки студентов в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогическое стимулирование технического
творчества студентов в процессе их подготовки в профессиональной образовательной организации.
Гипотеза исследования: педагогическое стимулирование технического творчества студентов в процессе подготовки в профессиональной образовательной организации будет успешным, если его реализовывать в соответствии с моделью, которая разработана на основе системно-деятельностного и контекстно-средового подходов.
Достижение поставленной цели определялось решением следующих задач:
1. Выявить социально-исторические и теоретико-педагогические предпосылки становления и развития проблемы педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций для определения путей и средств ее решения.
2. Выявить и реализовать теоретико-методологические подходы к исследованию педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций, обеспечивающие обоснованность достижения цели работы.
3. Разработать, обосновать и верифицировать модель педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций.
4. Выявить комплекс педагогических условий реализации модели, обосновать их необходимость и достаточность.
5. Разработать методические рекомендации по педагогическому стимулированию технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы, на разных этапах исследования применялись теоретические (историко-педагогический, теоретико-методологический, терминологический, системный анализ, анализ содержания нормативных документов, моделирование, сравнение, абстрагирование, обобщение) и эмпирические (аналитическое обобщение продуктивного опыта и массовой практики подготовки и переподготовки специалистов среднего звена, педагогический эксперимент, наблюдение, социометрия, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг, экспертиза методы.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о педагогическом стимулировании технического творчества студентов и специфике его реализации в условиях профессиональных образовательных организаций.
Практическая значимость исследования определяется: комплексным использованием потенциала материального, морального, организационного стимулирования, стимулирования свободным временем и предметным со - держанием при организации технического творчества студентов; разработкой показателей результативности педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций и уровней их проявления; подготовкой для педагогов организаций СПО методических рекомендаций по педагогическому стимулированию технического творчества студентов.
База исследования: работа была проведена на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский государственный автомеханический техникум имени Л. Б. Васильева» (ГАПОУ «КГАМТ им. Л. Б. Васильева»).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретические и экспериментальные результаты выполненного исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.
1. Актуальность проблемы педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций определяется требованиями к организации и содержанию профессиональной подготовки специалистов среднего звена, необходимостью повышения качества их профессиональной подготовки, а также недостаточной разработанностью исследуемой проблемы.
2. Разработка модели педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций продуктивна на основе взаимодополняющей реализации системно-деятельностного и контекстно-средового подходов, что обеспечивает корректность постановки проблемы и регламентацию действий по ее разрешению, комплексность рассмотрения предмета исследования, предоставление соответствующего аппарата для проектирования авторской модели с заданными характеристиками.
3. Модель педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций: включает три
структурных компонента (предметный, информационно-методический и праксеологический, предусматривающий вводное, поддерживающее и перспективно-ориентирующее стимулирование), требует при реализации учета принципов консолидированности усилий всех субъектов, комплементарности, обновляемости.
4. Программа педагогического стимулирования, как составляющая праксеологического компонента разработанной модели, включает материальное (денежное, не денежное), моральное, организационное стимулирование, стимулирование свободным временем и предметным содержанием, реализуется через получение студентом нового опыта, улучшение финансового положения и жилищных условий, обеспечение возможности творческой самореализации
5. Функционирование модели педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций результативно при обеспечении комплекса педагогических условий: осуществление стимулирования на основе эмпатийного взаимодействия; определение содержания стимулирования с учетом ценностей корпоративной культуры; осуществление технического творчества с ориентацией на личностный опыт; супервизия творческой активности родителей студентов.
6. Показателями результативности педагогического стимулирования технического творчества являются: прямые показатели (интерес студентов к
техническому творчеству; качество результата технического творчества студентов ; масштаб вовлеченности студентов профессиональной образовательной организации в техническое творчество) и косвенные (сопутствующие) показатели (компетенция творческой деятельности студентов; сплоченность студенческого коллектива и усложнение отношений взаимной ответственности; реальное трудоустройство по направлению подготовки).
7. Педагогический эксперимент подтвердил результативность разработанной модели при обеспечении всего комплекса выявленных условий.
Выполненное исследование показало значимость внедрения полученных результатов; его продолжение возможно в следующих направлениях: выявление специфики педагогического стимулирования в зависимости от особенностей студентов (возрастных, гендерных, академических, национальных, религиозных и др.), определение закономерностей педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций, разработка технологий, методов, средств технического творчества студентов, обогащение диагностического аппарата по оценке эффективности педагогического стимулирования технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций и др..



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ