ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Анализ литературы: саморегуляция, методы саморегуляции, интеллект 9
1. Психическая саморегуляция 9
1.1.1. Понятие саморегуляции 9
1.1.2 Саморегуляция спортсмена 14
1.1.3 Методы саморегуляции в спортивной деятельности
1.2. Интеллект
1.2.1 Понятие интеллекта в психологии 21
1.2.2 Теории интеллекта 23
1.2.3 Интеллект и саморегуляция 28
1.2.4 Роль интеллекта в спортивной деятельности 30
Резюме 1 главы 33
ГЛАВА 2. Программа исследования 34
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования 34
2.2 Методы, методики и организация исследования
2.3 Математический анализ изучаемых показателей
ГЛАВА 3. Результаты исследования особенностей психической саморегуляции у
спортсменом с разным уровнем интеллекта 43
3.1. Уровень интеллектуального развития спортсменов 43
3.2. Выраженность характеристик стиля осознанной саморегуляции
3.3. Осведомлённость спортсменов о приёмах саморегуляции и частота использования этих приёмов в спортивной деятельности
3.4. Отношение спортсменов к совершенствованию приёмов саморегуляции
3.5. Сравнительный анализ показателей стиля саморегуляции, применения приёмов
саморегуляции, отношения к совершенствованию приёмов саморегуляции у спортсменов с
разным уровнем интеллекта 52
ВЫВОДЫ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 69
Спорт как никогда важен для современного общества, так как несет в себе не только традиционные функции, но и стал неотъемлемой частью науки, финансовых рынков, международной политики.
Высокая конкуренция в мире спорта высших достижений порождает борьбу за новые ресурсы, которые позволяют повысить результаты спортсменов на международном уровне. Так при подготовке спортсменов все чаще используются высокие технологии. Несмотря на усилия тренеров, психологов и самих спортсменов самым уязвимым звеном остается психологическая составляющая. Следовательно, и источник дополнительных ресурсов следует искать в психологической подготовке спортсмена.
Одной из причин мешающей реализовать все свои возможности в ходе соревнования является неспособность спортсмена совладать со своими негативными эмоциями и переживаниями. Поэтому формирование навыков вхождения в оптимальное психическое состояние является крайне важной задачей для спортсмена.
Изучению психической саморегуляции спортсменов посвящено немалое количество исследований как в отечественной, так и в зарубежной литературе (А. В. Алексеев, В.П. Некрасов, Л.Д. Гиссен, О.В. Дашкевич, В.К. Вилюнас, Ю.Я. Киселев, Е.Н. Сурков, Н.А. Худдов, А.Ц. Пуни, G. Paul, R. Frester и др.). На основе полученных теоретических знаний разработаны разнообразные средства коррекции нежелательных психических состояний. Тем ни менее остается большое поле деятельности для специалистов по данному направлению, о чем свидетельствуют систематические проблемы на крупных соревнованиях, связанные с психологической неустойчивостью спортсменов.
Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования уровня саморегуляции спортсменов, повышения их психологической устойчивости. При психологической работе более
эффективным оказывается индивидуальный подход, учитывающий личностные особенности спортсмена. На сегодняшний день, наибольшее внимание со стороны психологов уделяется эмоционально-волевой сфере. Интеллектуальная подготовка и вообще интеллект спортсмена традиционно недооценивается со стороны тренеров и самих спортсменов. Однако о целесообразности интеллектуальной подготовки, роли интеллекта в спортивной деятельности говорят многие ученые, чьи исследования посвящены развитию интеллектуальных способностей спортсменов (И.А. Арбузин, М.А.Вершинин, В. Л. Дементьев, В.А.Кашкаров, И.В. Харитонова, В.В. Чешкина и др.). В нашем исследовании мы попытались ответить на вопрос: можно ли рассматривать интеллект как ресурс для совершенствования саморегуляции спортсмена?
Новизна исследования определяется тем, что впервые получены данные об особенностях стиля и приёмов саморегуляции у спортсменов с разным уровнем интеллекта. Данные о взаимосвязях интеллекта и особенностей психической саморегуляции рассматриваются в контексте спортивной деятельности. Многие отечественные психологи находят связь между процессом саморегуляции и интеллектом . Однако большинство этих исследований не относятся к спортивной деятельности
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные вносят вклад в понимание взаимосвязи особенностей саморегуляции и интеллекта спортсменов. В работе также рассматривается отношение к методам саморегуляции и показывается его значение для успешности в спортивной деятельности. Полученные данные конкретизируют представления об отношении к совершенствованию приёмов саморегуляции у спортсменов с разным уровнем интеллекта и стилевыми характеристиками саморегуляции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть применены при разработки методических рекомендаций, а также для оптимизации тренировочного и соревновательного процессов.
Цель исследования: Изучить особенности саморегуляции у спортсменов с разным уровнем интеллекта.
Задачи исследования:
1. Оценить уровень интеллекта спортсменов.
2. Определить выраженность характеристик стиля осознанной саморегуляции.
3. Оценить осведомлённость спортсменов о приёмах саморегуляции и частоту использования этих приёмов в спортивной деятельности.
4. Диагностировать отношение спортсменов к совершенствованию приёмов саморегуляции.
5. Провести сравнительный анализ показателей стиля саморегуляции, применения приёмов саморегуляции, отношения к совершенствованию приёмов саморегуляции у спортсменов с разным уровнем интеллекта.
Гипотеза исследования: особенности психической саморегуляции различаются у спортсменов с разным уровнем интеллекта.
Частные гипотезы исследования:
1. У спортсменов с более высоким уровнем интеллекта выше уровень осознанной саморегуляции и лучше развиты характеристики стиля саморегуляции;
2. Спортсмены с более высоким уровнем интеллекта более осведомлены о приёмах саморегуляции и чаще используют их в спортивной деятельности.
3. У спортсменов с более высоким уровнем интеллекта более позитивное отношение к совершенствованию приёмов саморегуляции.
Предмет исследования: Взаимосвязи между характеристиками психической саморегуляции и уровнем интеллекта.
Объект исследования:
• Стиль саморегуляции поведения
• Приёмы саморегуляции в спортивной деятельности
• Отношение к совершенствованию приёмов саморегуляции.
Достоверность полученных данных и их обоснованность обусловлены репрезентативной выборкой, принимающей участие в исследовании, а также соблюдением необходимых требований при проведении математико-статистического анализа.
В исследовании использованы следующие методы:
1. Литературный обзор и теоретический анализ по теме исследования
2. Эмпирические методы (сбор анкетных данных, проведение тестирования)
3. Статистическая обработка полученных данных (SPSS 22.0)
Методики, применяемые в исследовании:
Для диагностики уровня интеллектуального развития были использованы «Прогрессивные матрицы Равена» Дж. Равен (стандартный черно-белый вариант).
Для оценки особенностей психической саморегуляции использовались:
• методика «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой В .И.;
• опросник «Самоуправление спортсмена» Ловягиной А.Е.;
• анкета «Отношение спортсменов к совершенствованию приёмов саморегуляции» Бернацкого Н.Ф.
Данное исследование было посвящено изучению особенностей саморегуляции психических состояний у спортсменов с разным уровнем интеллекта. Также рассматривались такие аспекты как осведомлённость спортсменов о приёмах саморегуляции, частота использования этих приёмов в спортивной деятельности, а также отношение к методам саморегуляции.
В ходе нашего исследования мнение о наличие связи между интеллекта(ХР) и уровнем осознанной саморегуляции не нашло своего подтверждение. Однако отдельные характеристики саморегуляции: программирование, самостоятельность и гибкость тем лучше, чем выше уровень интеллекта.
Также с интеллекта не связаны: оценка ситуаций, наиболее затруднительных для самоуправления и применение приёмов саморегуляции. в спортивной деятельности, а также отношение спортсменов к совершенствованию приёмов саморегуляции. Применение приёмов самовоздействий и отношение к их совершенствованию взаимосвязаны с общим уровнем саморегуляции спортсмена. Поэтому, тренерам и спортивным психологам важно повышать осведомлённость спортсменов о методах саморегуляции и формировать положительное отношение к овладению приёмами самоуправления.
В ходе исследования подтвердилось предположение о том, что уровень спортивного мастерства достоверно выше у респондентов с более высоким уровнем психической саморегуляции. Поэтому спортсменам, ориентированным на высокие результаты необходимо рекомендовать расширять арсенал приемов саморегуляции, прежде всего овладевать психомышечной и идеомоторной тренировками.
Результаты, полученные могут быть применены при разработки методических рекомендаций, а также для оптимизации тренировочного и соревновательного процессов.
1. Алексеев А.В. Преодолей себя: - 3-е изд.: перераб., доп. - М.: ФиС, 1985.
2. Алексеев А.В. Система АГИМ: путь к точности. - Ростов -на -Дону: Феникс, 2004.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001
4. Бернацкий Н.Ф. Отношение к методам саморегуляции спортсменов с различными особенностями волевой сферы. Сборник статей по материалам лучших выпускных квалификационных работ факультета психологии СПбГУ, 2011 с. 16-22.
5. Багадирова, С. К. Материалы к курсу «Спортивная психология»: учебное пособие.- Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2014.
6. Болотова А.К., Пурецкий М.М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 64-74.
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. Киев: Знание, 1985.
8. Василенко В.Е. Интеллектуально-личностное развитие школьников в связи с особенностями их поведенческой саморегуляции. Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.
10. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981.
11. Кузьменко Г. А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки. - М.: Прометей, 2013.
12. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. М., 1973.
13. Горбунов Г.Д. Психопидагогика спорта: учебное пособие для вузов.- М. : Советский спорт , 2007.
14. Горбунов, Г.Д. Учитесь управлять собой! Г.Д. Горбунов. - Л., 1976.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2000.
16. Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена - М.: 2009.
17.Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии. Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 122—132.
18. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб, 2008.
19. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.,1983.
20. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития. Вопросы психологии. 2004. № 2. с. 128-135.
21. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
22. Коц Я.М. Спортивная физиология: учебное пособие. - М.,1998
23. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.
24. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для академи- ческого бакалавриата А. Е. Ловягина, Н. Л. Ильина, Д. Н. Волков [и др.] ; под ред. А. Е. Ловягиной. — М. : Издательство Юрайт,
2016.
25. Ловягина А.Е. Психическое состояние спортсмена: история и перспективы исследований. Спортивный психолог. № 3 (24) 2011г.с. 5-9.
26. Мережникова И.М., Шевкова Е.В. Особенности саморегуляции психических состояний в спорте высших достижений /Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф., 16 апр. 2008 г. / под ред. Е.В. Левченко, А.Ю. Бергфельд. Пермь, 2008. Вып. 1.
27. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М.: "Наука", - 1998.
28. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М., 2004.
29. Моросанова В.И., Щебланова Е.И., Бондаренко И.Н., Сидиков В.А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Журнал Вестник Московского университета.
Серия 14. Психология. 2013
30. Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В. Прогрессивные матрицы Равена. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011.
31. Назаренко Л.Д. Проблемы интеллектуальной подготовки спортсменов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 2 (23). - С. 53-59.
32. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS. Профессиональный статистический анализ данных 2013 - СПб.: Питер, 2013.
33. Некрасов В.П. [и др.] Психорегуляция в подготовке спортсменов /. М.: ФиС, 1985.
34.Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». - 1986. - № 6.
35. Пиаже Жан. Психология интеллекта -- СПб.: "Питер", 2003.
36. Пуни А. Ц., Т Т Джамгарова. Психология физического воспитания и спорта. М., 1979.
37. Равен Дж.К., Равен Дж., Курт Дж.Х. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства. - М.: Когито-Центр, 1997.
38. Равен Дж. Прогрессивные матрицы Равена: изменение и стабильность в зависимости от места и времени // Иностранная психология. №10. 1998.
39. Ромен Психическая саморегцляция в спорте-книга
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002
41. Сетяева Н.Н., Фурсов А.В. Психическая саморегуляция в подготовке спортсменов высокой квалификации циклических видов спорта - Сургут: РИО., 2010.
42. Смирнов В.М. Физиология человека: учебное пособие / В.М. Смирнов.
- М.: Медицина, 2002.
43. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002.
44. Bandura A. Social cognitive theory of self-regulation 1991/
45. Baumeister R.F., Schmeichel B.J., Vohs K.D. Self-Regulation and executive function: The Self as controlling agent // A.W.Kruglanski, E.T.Higgins. Social psychology: Handbook of basic principles (2nd ed.). New York: Guilford Press, 2007.
46. Baumeister, R. F., Bratslavsky, E., Muraven, M. Ego depletion: Is the active self a limited resource? Journal of Personality and Social Psychology, 74(5), 1998.
47. Behncke Luke. Self-Regulation: A Brief Review. / Athletic Insight. http://www.athleticinsight.com/Vol4Iss1/SelfRegulation.htmM.
48. Gardner. H. Frames of Mind: Theory of multiple intelligences. Fontana Press, 1993
49. Das, J. P., Kar, R., & Parrila, R. K. (1996). Cognitive planning. The psychological basis of intelligent behavior. London: Sage Publications Ltd.
50. Muraven, D. M. Tice, R. F. Baumeister «Self-control As Limited Resource: Regulatory Depletion Patterns». Journal of Personality and Social Psychology, №74, 1998.
51. Redmond B. self-efficacy and social cognitive theories, 2015.
52. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence. Williams & Wilkinds, Baltimore, 4 edition, 1958.