Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТОНАЦИОННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КАТЕГОРИИ НЕРЕШЕННОСТИ И НЕЗАВЕРШЕННОСТИ В БРИТАНСКОМ ВАРИАНТЕ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №61090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы52
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования интонационных особенностей категории завершенности и незавершенности в английском языке 7
1.1. Теоретические основы интонации и просодии 7
1.2. Понятие категории завершенности / незавершенности. Способы ее
выражения 12
1.3. Специфика интонационного выражения категории завершенности /
незавершенности 19
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Особенности интонационной реализации категории завершенности и незавершенности в британском варианте современного английского языка 32
2.1. Интонационная реализация категории завершенности и незавершенности в Британском варианте современного английского языка
.32
2.1.1. Особенности оформления ядерных зон нефинальных синтагм 33
2.1.2. Особенности оформления ядерных зон относительно финальных синтагм 37
2.1.3. Особенности оформления ядерных зон финальных синтагм 40
Выводы по главе 2 44
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Современный этап развития языкознания характеризуется ростом интереса к изучению звучащей речи, в особенности к исследованию супрасегментного уровня, что вызвано потребностями прикладного и теоретического характера [29, С. 101]. В частности, в последние десятилетия заметно возрос интерес исследователей к просодии (А.М. Антипова [1], Е.В. Великая [10], А.Д. Синев [30], А.В. Гиринская [13], И.Б. Кауфова [19] и др.), и категорий завершенности, незавершенности и вопросительности (И.Б. Кауфова [19], Н.Ю. Сороколетова [33], Е.Е. Сухарева [34; 35] и др.).
Категория завершенности / незавершенности являлась объектом изучения в различных аспектах, что свидетельствует об актуальности ее исследования. Несмотря на то, что ее интонационное выражение исследовалось еще Г. Суитом и Г. Пальмером, большое количество вопросов, связанных с просодическими характеристиками завершенности / незавершенности, остаются неизученными как в отечественном, так и в зарубежном языкознании [11].
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью рассмотреть и описать научные исследования по интонационной реализации категории завершенности и незавершенности в британском варианте современного английского языка.
Объектом работы является звучащие тексты информационных сообщений в исполнении дикторов британского варианта современного английского языка.
Предметом исследования является интонационное оформление ядерных зон синтагм различной степени завершенности / незавершенности.
Цель- рассмотреть особенности интонационной реализации ядерных зон синтагм различной степени завершенности / незавершенности.
- рассмотреть теоретические основы интонации и просодии определить основные понятия исследования;
- определить понятие категории завершенности / незавершенности в английском языке;
- изучить специфику интонационного выражения категории завершенности / незавершенности;
- проанализировать интонационную реализацию категории завершенности и незавершенности в Британском варианте современного английского языка, выделить основные тона, участвующие в оформлении ядерных зон нефинальных синтагм, относительно финальных синтагм и финальных синтагм, как единиц исследования категории в рамках нашего исследования.
Материалом нашего исследования послужили аудио- и видеозаписи программ новостей на канале ВВС (от англ. British Broadcasting Corporation — Британская вещательная корпорация). Общая продолжительность звучания текстов составила 1 час. Так же мы проанализировали главу (4) из романа Н. Хорнби «About A Boy». Общий объем анализируемого материала составил 7 страниц машинописного текста формата А-4.
Методы исследования - в работе используется комплексный метод исследования, включающий анализ специальной теоретической литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросам, связанным с темой исследования, и синтез, который состоит в установлении связи и сведении в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа теоретической литературы, элементы статистического анализа.
Научная гипотеза интонационные различия двух исследуемых вариантов проявляются в оформлении именно ядерных зон, которые, кроме того, являются наиболее информативными в передаче завершенности или незавершенности речевого сегмента.
Научная новизна заключается в выявлении и описании категории завершенности и незавершенности в британском варианте современного английского языка, а также определении типологически-общих и конкретноязыковых черт в просодических структурах английских и русских синтагм с незавершенностью.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она углубляет и расширяет знания об интонационной реализации категории завершенности и незавершенности в британском варианте современного английского языка, и намечает пути дальнейшего их изучения. Результаты проведенного исследования являются определенным вкладом в разработку теоретических вопросов типологии английского языков, коммуникативной компетенции, культуры речи, лингвистики политического дискурса.
Практическая значимость данной работы. Полученные результаты могут быть использованы в программах высшего учебного заведения и школьном преподавании курса «Практическая фонетика современного английского языка», на семинарских и занятиях, в курсах лекций.
Апробация работы. Основные положения и результаты настоящего исследования были опубликованы в журнале «Академия педагогических идей "Новация"», 2016.
Структура дипломной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дипломной работы представлены актуальность и цель исследования, в соответствии с которыми определены задачи исследования, выделены методы исследования и представлена практическая значимость курсовой работы.
В первой главе рассматривается теоретические основы интонации и просодии, определяются основные понятия исследования.
Вторая глава посвящена анализу основных тонов, которые участвуют в реализации категории завершенности и незавершенности в Британском варианте современного английского языка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данного исследования было рассмотреть особенности интонационной реализации ядерных зон синтагм различной степени завершенности / незавершенности.
Анализ теоретического материала по вопросам исследования позволил определить основные понятия теории просодики и интонации. Так, была определена иерархия единиц сегментации, которые соответствуют как синтагматическому, так и интонационному членению: синтагма - фраза - фоноабзац - текст.
В рамках нашего исследования интерес представляет синтагма как простейшая интонационная единица речи, предельная основная синтаксическая единица, выражающая единое смысловое целое в процессе речи-мысли и фонетически сплоченная усилием последнего словесного ударения, т.е. особым синтагматическим ударением. Соответственно была приведена классификация синтагм, принимающая во внимание семантический фактор категории завершенности / незавершенности, согласно которой выделяются нефинальные, относительно финальные и финальные синтагмы.
Материалом для практического исследования послужили аудио- и видеозаписи программ новостей на канале ВВС. Общая продолжительность звучания текстов составила 1 час, и 4 глава романа Н. Хорнби «About A Boy».
Поскольку за минимальную единицу членения в настоящем исследовании принимается синтагма, то в рамках нашего исследования, анализировались мелодические особенности ядерных тонов в нефинальных, относительно финальных и финальных синтагмах в прочтении дикторов. Итоги анализа позволили определить наиболее частотные типы тона при выражении завершенности / незавершенности в Британском варианте современного английского языка.
Хотелось бы подметить, что нисходящие тоны, как правило, несут семантику завершенности, самостоятельности синтагм в составе фраз либо фоноабзацев. Так, было определено, что значение нисходяще-восходящего тона обычно ассоциируется с грамматической и коммуникативной незавершенностью, выделенностью более значимых слов. Высокий нисходящий тон несет семантику завершенности. Также нужно отметить, что если средний нисходящий тон оформляет терминальную зону нейтральных относительно финальных синтагм, то высокий нисходящий тон несет яркую выделенность и, несмотря на интонационную завершенность, имеет возможность выделять одну синтагму на фоне остальных и осуществлять связь с последующим высказыванием.
Высокий восходящий тон чаще всего употребляется в вопросах, например, в переспросах, что не свойственно подготовленному чтению. Ровный тон характерен для синтагм перечисления, примеров, иллюстраций. Он выражает спокойствие, равнодушное отношение говорящего к предмету сообщения, создает перцептивный эффект монотонности.


1. Антипова, А. М. Ритмическая система английской речи. М.: Высш. шк., 2000.
2. Аракин В.Д. Практический курс английского языка для 4 курса, 2003.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. 2е изд., стер. М: УРРС: Едиториал УРСС, 2004.-571 с.
4. Барышникова К.К. Уровни анализа просодии и ее функции // Экспериментальная фонетика: сб. науч. тр. Минск: МГПИИЯ, 2004.-287с.
5. Белорукова М.В. Просодическая специфика реализации высказываний «команда», «приказ», «распоряжение» в речи сотрудников полиции в американском варианте современного английского языка (экспериментально-фонетическое исследование на материале американских художественных фильмов): Дисс. ... филол. наук. Нижний Новгород, 2015. - 167 с.
6. Богатырева И.И., Основы языкознания: программа доц. И.И. Богатыревой, 2013.
7. Будажапова С.В. Еще раз к вопросу о нисходящих тонах в нетерминальных синтагмах Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. §М.: МАКС-Пресс, 2000. ^Вып.
15. С. 113-119.
8. Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И., Фонетика современного английского языка, теоретический курс. 4-е издание, исправленное и дополненное, 2014.
9. Валгина Н.С., Учебник для вузов, Современный русский язык: Синтаксис, 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 — 416 с.
10. Великая Е.В. Просодия как фактор стилеобразования: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2010. 38 с.
11. Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспект культуры речи//Культура русской речи и эффективность общения.
М.: Наука, 1996.
12. Вишневская Г.М. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспект культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996.
13. Гиринская, Л. В. Фразовая просодия в аспекте структурной организации речевого сегмента, 2001.
14. Златоустова Л.В. Интонация и просодия в организации текста // Звучащий текст. М., 2005
15. Зубченко М.В. Структура спонтанного звучащего тематически организованного монолога, 2010.
16. Казакова О.В. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Некоторые особенности мелодической организации вариантов английского языка. 2015.
17. Касаткин Л.Л. Русская интонация: тональные контуры //
Проблемы фонетики. Вып. 5: Сб. статей / Отв. ред. Р. Ф. Касаткина М., 2007.
18. Карпов К.Б. Стратификация синтаксических значений интонации // Функциональная просодия текста. М., 2002.
19. Кауфова И.Б. Просодическая экспликация незавершенности в политическом дискурсе (экспериментально-фонетическое исследование на материале английского и русского языков): Дисс. ... филол. наук. Пятигорск, 2015. 252 с.
20. Кодзасов С.В. Исследования в области русской просодии. М: Языки славянских культур, 2009.
21. Кодзасов С.В. Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: Рос. Гос. Гуманит. ун-т, 2001. 592 с.
22. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи, 2001.
23. Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учебное пособие. М.: Наука: Флинта, 2007.-176 с.
24. Ледяева Е.В. Интонационное оформление дискурсивных элементов в английской разговорной речи (на материале
йоркширского диалекта английского языка): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Иваново, 2002. 20с.
25. Лукьянова Нина Александровна, Фонетика современного русского языка, 2014.
26. Назарова Т.Б. Филология и семиотика. Современный английский язык. М., 2003.
27. Немченко В.Н. Введение в языкознание, 2009.
28. Пронникова Н. В. Фундаментальные исследования. К вопросу о функциях интонации, 2014.
29. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 2014. 175 с
30. Синёв Александр Дмитриевич. Вестник Челябинского государственного университета. Просодия как суперсегментное фонологическое явление в контексте современных лингвистических исследований, 2010.
31. Соколова М.А. Практическая фонетика английского языка, 2001.
32. Соколова М.; Кантер Л.А и др. Практическая фонетика английского языка, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 382 с. — (Учебник для вузов)
33. Сороколетова Н.Ю. Территориальные особенности интонационной реализации категории завершенности / незавершенности в британском варианте современного английского языка: Дисс. ... филол. наук. Волгоград, 2003. 200 с.
34. Сухарева Е.Е. Дифференциальные признаки завершенности и вопросительности в английской интонации // Вестник Вгу. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. С. 101-104.
35. Сухарева Е.Е. Интонационные конструкции английского языка с точки зрения фонологического подхода // Вопросы духовной культуры - Филологические НАУКИ. С. 121-124.
36. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания, 2009.
37. Уханов Г.П. Избранные труды по языкознанию и культурологии, Ред. Р. Д. Кузнецова. - Тверь : Изд-во Твер.гос.ун-та, 2007. - 156 с
38. Хромов С.С. Фонетика английского языка. Учебно-практическое пособие, 2015.
39. Цибуля Н.Б. Курс практической фонетики английского языка. Британский и американский варианты, 2013.
40. Черемисина-Ениколопова, Н. В. Законы и правила русской интонации [Электронный ресурс] / Н. В. Черемисина-Ениколопова. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2013. - 520 с
41. Йокояма О.Ц. Нейтральная и не-нейтральная интонация в русском языке:
автосегментная интерпретация системы интонационных конструкций // ВЯ. 2003.
42. Ярцева В.Н., Лингвистический энциклопедический словарь, 2011.
43. Н. С. Шарафутдинова, Лингвистическая типология и языковые ареалы, 2009.
44. BBC News. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com/news/world/Europe (Дата обращения 16.01.2015).
45. BBC News. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com/news/science-environment-34848177 (Дата обращения 4.12.2015).
46. Hornby N. About a Boy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://readr.ru/nick-hornby-about-a-boy.html (Дата обращения 18.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ