Введение 3
Глава I. Теоретические основы физиологической характеристики выносливости у лыжников 11-12 лет 5
1.1 Физиологические особенности подростков 11-12 лет 5
1.2 Основные показатели выносливости у детей в возрасте 11-12 лет 13
Выводы по I главе 21
Глава II. Исследование изменения показателей выносливости у подростков 11-12 лет, занимающихся лыжными-гонками 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Корреляционная связь между различными видами выносливостей и
спортивным показателем лыжников-гонщиков 11-12 лет 28
2.3 Динамика развития различных видов выносливостей у лыжников-
гонщиков 11-12 лет 31
2.4 Динамика корреляционной связи между различными видами выносливостей и спортивным показателем после экспериментального
периода лыжников-гонщиков 11-12 лет 40
ВЫВОДЫ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. На сегодняшний день результаты в лыжных гонках достигают высочайшего степени, поэтому, чтобы достичь высокого уровня подготовленности спортсмена нужно иметь очень высокую и квалифицированную подготовку в юном возрасте. Тренировочный процесс лыжников-гонщиков 11-12 лет, в свою очередь имеет очень важный период в физическом развитии молодых спортсменов.
В подготовке спортсменов 11-12 лет в наши дни считаются самыми актуальными и главными планирование тренировочных занятий. Поэтому, как правильно будет составлен план тренировочного процесса в молодом возрасте, корректировка технического мастерства, повышения развития специальных физических качеств во многом и будет зависеть уровень роста спортивных результатов. В лыжных гонках, где работа выполняется с длительной циклической продолжительностью, главное значение имеет - это развитие выносливости, которое во многом и зависит от уровня развития аэробных возможностей организма лыжника-гонщика.
За последнее время появилось много тренировочных программ и литературы для помощи подготовки юных лыжников. В них особенно отмечается, как развить уровень физической подготовки у лыжников 11-12 лет, так как именно этот возраст считается самым подходящим для начала занятия лыжными гонками.
Цель исследования - исследовать изменения показателей выносливости у подростков 11-12 лет, занимающихся лыжными гонками.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс лыжников 11-12 лет.
Предмет исследования - показатели выносливости подростков в возрасте 11-12 лет, занимающихся лыжным спортом.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Определить показатели выносливости подростков в возрасте 11-12 лет;
3. Провести экспериментальную работу по выявлению показателей выносливости подростков в возрасте 11-12 лет, занимающихся лыжными гонками.
Гипотеза исследования предполагается, что применение дополнительной методики дыхания (Е.А.Бойко) в экспериментальной группе позволит улучшить аэробные возможности спортсменов, тем самым более эффективно повысить уровень выносливости и спортивный результат.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе педагогического эксперимента результаты могут быть использованы в работе тренеров-преподавателей в ДЮСШ по лыжным гонкам.
База исследования: детско-юношеская спортивная школа №1 (ДЮСШ №1)
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка литературы.
Развитие выносливости в лыжных гонках всегда считалось одним из основных физических качеств. Выносливость в свою очередь во многом зависит от многих факторов: производительность сердца, вентиляция легких, капиляризация мышц, уровень гемоглобина и все это связывает в одно - максимальное потребление кислорода. Поэтому, выносливость во многом зависит от уровня потребления кислорода организма спортсменов. С ростом квалификации данный показатель становится все более весомым в спортивном результате лыжников-гонщиков.
Увеличение потребления кислорода мышцами спортсменов всегда волнует тренеров и самих спортсменов. Поэтому, как повысить данный показатель один из самых проблемных вопросов.
Для роста повышения потребления кислорода организмом требуется определенный, но длительный срок. Поэтому, рекомендуется большое значение уделять юношескому или подростковому возрасту, где идет закладывание фундамента аэробных возможностей молодых спортсменов. Исходя из этого, использование дополнительных дыхательных методик в тренировочном процессе подростков позволит улучшить качество дыхания и эффективность потребления кислорода организмом.
Внедренная дыхательная методика в тренировочный процесс молодых лыжников-гонщиков в полной мере доказала выдвинутую теорию и тем самым улучшила спортивный результат.
1. Алабин В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных лыжников . Учебное пособие. - Челябинск,
2012. - 36 с
2. Алев М.Л. Интенсификация тренировок с целью развития специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков. - Теория и практика физической культуры, 1978. - №11. - С. 33-37.
3. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учебное пособие / Под ред. Г.А.Кураева. - Изд. 2-е, доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 285 с.
4. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. - 2-e изд., перераб. - М.: Альфа-М,
2013. - 336 с.
5. Бреслав И.С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте : руководство для изучающих физиологию человека / И.С. Бреслав, Н.И. Волков, Р.В. Тамбовцева. - М. : Советский спорт, 2013. - 336 с.
6. Бутин И.М. Лыжный спорт : учеб. пособие / И.М. Бутин. - М. : Academia, 2000. - 367 с.
7. Бутин И.М. Лыжный спорт : учеб. для студ. / И.М. Бутин. - М. : Владос-Пресс, 2003. - 191 с.
8. Гаврилова Е.А. Прогнозирование аэробных способностей высококвалифицированных лыжников по данным вариационной пульсометрии / Е.А Гаврилова, О.А. Чурганов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 4. - С. 3-5.
9. Гелецкая Л.Н., Бирдигулова И.Ю., Шубин Д.А., Коновалова Р.И. Физическая культура студентов специального учебного отделения: учеб. пособие. - Краснодар: Сиб. федер. ун-т, 2014. - 220 с.
10. Горбунов С.А. Динамика функционального состояния квалифицированных лыжников в соревновательном периоде / С.А. Горбунов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11. - С. 37-38.
11. Горячев А.П., Ивашин А.А.Лыжные гонки : Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ. Московская городская федерация лыжных гонок . - М.: Советский спорт, 2010. - 160 с.
12. Григорович Е.С. Физическая культура: учеб. пособие / Под ред. Е.С. Григоровича, В.А. Переверзева. - 4-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 350 с.
13. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка знать и уметь : учеб. пособие для студентов вузов / Ю.И. Гришина. - 2-е изд. - Ростов н/Д., 2012. - 248 с.
14. Гусева Н.А. Контроль специальной физической подготовленности как компонент управления тренировочным процессом лыжников-гонщиков / Н.А. Гусева, А.В. Шишкина, Н.М. Тарбеева // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 4. - С. 57-59.
15. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсмена. - М.: изд-во «ФиС», 2012. - 121 с.
16. Жилкина Л.Г., Кабачкова И.П., Филин В.П. Методика оценки уровня развития специальной выносливости у юных спортсменов. - Теория и практика физической культуры, 1973. - № 4. - С. 41-45.
17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания. - М.: изд-во «ФКиС», 2010. - 231 с.
18. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П.Лыжные гонки : критерии отбора. - М.: изд-во «Терра-спорт», 2009. - 132 с.
19. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: изд-во «ФКиС», 2010. - 141 с.
20. Жеребцов А.В. Физкультура и спорт. - М., 2011. - 98 с.
21. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
22. Кизько А.П. Принципы развития силовых и циклических способностей двигательных единиц различного типа и вида : учеб. пособие / А.П. Кизько. - Новосибирск : НГТУ, 2003. - 51 с.
23. Кизько А.П. Совершенствование системы управления функциональной подготовки спортсменов на основе причинно-следственных закономерностей (на примере лыжных гонок) / А.П. Кизько. - Новосибирск : НГТУ, 2009. - 399 с.
24. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативности показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных нагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). - М., 1992. - 123 с.
25. Кубеев А.В. Исследование реакции сердечно-сосудистой системы на использование различных циклических средств подготовки высококвалифицированными лыжниками-гонщиками в подготовительном периоде / А.В. Кубеев, Е.А. Савенкова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11. - С. 35-36.
26. Кузнецов В.К. Влияние объемов и интенсивности основных средств тренировки на результаты 18-20-летних лыжниц-гонщиц / В.К. Кузнецов // Статьи минувших лет : юбилейный сб. науч. ст. - Малаховка : МГАФК, 2006. - С. 73-85.
27. Лагойда В.Г. Лыжная подготовка с основами методики : учеб.
пособие / В.Г. Лагойда, М.А. Зайнетдинов. - Уфа : УГНТУ, 2003. - 126 с.
28. Лайзане С.Я. Физическое воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 2003. - 268 с.
29. Лепешкин В.А. Лыжные гонки для всех. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 109 с.
30. Лыжные гонки : примерная программа для системы
дополнительного образования детей : детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / П.В. Квашук, Л.Н. Бакланов, О.Е. Левочкина. - М. : Советский спорт, 2009. - 72 с.
31. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: изд-во «Физкультура и спорт», 2010. - 212 с.
32. Михеев А.А. Биатлон и лыжные гонки : ускоренное развитие силы и гибкости у биатлонистов и лыжников-гонщиков высокого класса методов стимуляции биологической активности / А.А. Михеев, П.М. Прилуцкий. - Минск : Харвест, 1998. - 120 с.
33. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А., Близневский А.Ю. Физическая культура студента: учеб. пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 172 с.
34. Мякинченко Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М. : ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.
35. Наговицын Р.С. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 142 с.
36. Немова О.А. Совершенствование спортивного мастерства лыжников-гонщиков в высших учебных заведениях : учеб. пособие / О.А. Немова, А.В. Скляренко. - Хабаровск : Хабаровская гос. акад. экономики и права, 2010. - 91 с.
37. Обухова Н.Б. Методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников 9-10 лет.-М.: Научно-методический журнал «Физическая культура» №3, 2002. - С. 23-27.
38. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М. : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2011. - 864 с.
39. Панжинский Э.Н. Лыжные гонки в вузе : учеб. пособие / Э.Н. Панжинский. - Хабаровск, 1999. - 47 с.
40. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника : учеб. кн. / Т.И. Раменская. - М. : СПОРТ-АКАДЕМ-ПРЕСС, 2001. - 228 с.
41. Раменская Т.И. Лыжный спорт : учеб. / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М. : Флинта : Наука, 2004. - 320 с.
42. Раменская Т.И. Юный лыжник : Учеб.-попул. кн. о многолет. тренировке лыжников-гонщиков / Раменская Тамара Ивановна. - М.: СпортАкадемПресс, 2004. - 204 с.
43. Раменская Т.И. Лыжный спорт : учеб. пособие для самостоят. работы студентов вузов, обучающихся по направлению 032100 и специальности 032101 : рек. Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М.: Физ. культура, 2005. - 223 с.
44. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника : учеб. КН. / Т.И. Раменская. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 227 с.
45. Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников. - СПб.: Нева, 2003. - 327 с.
46. Сенченко В.М. Лыжный спорт в высшем учебном заведении : учеб. пособие для преподавателей, тренеров и студентов в высш. учеб. заведениях / В.М. Сенченко. - Великие Луки : Великолукская гор. тип, 2013. - 80 с.
47. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: учебное пособие. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 480 с.
48. Физиология мышечной деятельности: Учебник для ин-тов физической культуры / Под общ. ред. Я.М.Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 347 с.
49. Шивринская С.Е. Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка: монография. - 2-е изд. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. - 158 с.